Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности
статья по биологии

Айгуль Назгатовна Рахматуллина

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рахматуллина А.Н. учитель биологии МБОУ «Криничненская СШ»

Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

Перед любым учителем всегда стоит вопрос КАК?  

- Как вызвать интерес к учению?

- Как добиться активности на уроке?

- Как обеспечить успешность каждого ученика?

- Как повысить качество обучения? И т.д.

Поэтому учитель постоянно находится в поиске совершенствования технологий  обучения. В таком ж поиске и находилась я, пока не взяла на вооружение проектный метод обучения. Чем же привлек меня данный метод обучения.

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Цель проектной деятельности приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии. 

Образовательный потенциал проектной деятельности: 

  • создаёт у учащихся образ цельного знания;
  • повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
  • изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
  • интерпретация результатов.

Воспитывает:

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувства ответственности, самодисциплины;
  • способности к самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно.

Развивает:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Проектная методика дает учителю возможность вовлечь учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда, а также стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем,  владению определенной суммой  знаний через проектную деятельность,  умению практически применять полученные знания.  

Любой учебный проект  включает в себя следующие этапы:

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

Проблема проекта

Почему?

Актуальность  

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Создание продукта

Как лучше?

Поиск информации, создание продукта

Результат

Что получится?

Ожидаемый

результат

 

Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, способствует развитию интеллектуальных возможностей. Поэтому на уроках биологии и во внеурочной работе  я применяю проектный метод обучения.

Цель  таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся.   Постановка вопросов еще до начала уроков заставляют учащихся мыслить, вызывает интерес к урокам, повышает познавательную активность. Изложенный на уроке материал  лучше воспринимается учащимися, если все это  ведется учителем на проблемно-поисковом уровне с использованием   информационных технологий.   Чтобы вызвать интерес к уроку, содержание урока должно касаться сегодняшней жизни школьника, приносить ему пользу. Учащиеся сами по некоторым проблемным вопросам предлагают темы проектов исходя из собственных интересов и потребностей, выполняют проектные работы. Стараюсь на уроке затрагивать вопросы, которые учащиеся могут разрешить не только на уроке, но и во внеурочное время.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Рассмотрим типологию проектов:

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. Можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместная газета, сочинение, экспедиция и др.).

Например, группа учащихся 7 класса при изучении темы «Пресмыкающиеся»  изучили компьютерную программу Hot Potatoes (горячий картофель) и составили интерактивные задания, которые можно использовать на уроках  

Информационные (поисковые) проекты направлены на поиск и сбор информации о каком-то объекте. При презентации проекта «Лекарственные растения нашего леса» участники проекта  знакомят школьников с лекарственными растениями, растущими в нашем лесу. Анализируют и обобщают факты.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта.  Эти  результаты  обязательно ориентированы  на  интересы  самих участников (газета, документ, практическая работа, пр.). Во время презентации практико-ориентированного проекта «Как вырастить капусту на участке» участники проекта знакомятся правилами  посадки и выращивания капусты. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике. После презентации  проекта мы с  участниками этого  проекта   посадили капусту на пришкольном участке, т.е. практический результат очевиден.

В игровых  проектах структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Здесь очень высокая степень творчества. Например, Экологическая сказка - быль «SOS – спасите Землю» - игровой проект. Каждый участник выбирает для себя определенную роль (персонажей), кто-то рисует, кто-то помогает костюмами, третьи делает декорации.  

Исследовательский проект именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Кроме всего прочего, проектная деятельность в корне перестраивает отношения «учитель-ученик». Для ребенка, выполняющего проект, учитель оказывается не тем, кто объясняет новый материал, проверяет и оценивает, а старшим коллегой, под руководством, которого происходит личный процесс познания в рамках выбранной темы. Возникает особая форма педагогического взаимодействия:

  • Сотрудничество
  • Соавторство
  • Сотворчество

Я считаю, что школа будущего – это школа проектов, так как проект многогранен, перспективен, неисчерпаем, эффективен, уникален, незаменим , может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе,

  • Проект многогранен,
  • Проект перспективен.
  • Проект неисчерпаем.
  • Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
  • Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Результативность применения мною  проектного метода на уроках биологии и во внеурочное время это

1. Проектная  деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная  деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.  
6. Создается методическая копилка пособий, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы проектных работ для 5-6 класса:

Волшебная власть воды
Выращивание плесневых грибов.
Где растет морская капуста и морской салат?
Грибы - польза и вред
Достанет ли до туч кипарис?
Дрожжевые грибы.
Животные, которые исчезли по вине человека.
Жизнь в Мировом океане
Заглянем в микроскоп (микроскопические животные и растения).
Загадки лишайников.
Загадки мха.
Загадки грибов
Зачем растениям цветки?
Здоровье на крыльях пчелы
Зеленый наряд моей улицы
Из чего состоит почва?
Изучение лекарственных растений окрестностей села.
Как деревья защищаются от врагов.

Темы проектных работ для 7 класса:

Общественные насекомые. Пчёлы и муравьи.
Осторожно – клещи!
Почему земноводных называют амфибиями?
Приматы – братья наши меньшие
Простейшие или Вторжение в тайны невидимок.
Птицы - рекордсмены..
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.
Рекордсмены летуны
Рыбы и удивительная забота о потомстве.
Суточная активность обитателей аквариума.
Такая разная забота о потомстве у птиц
Удивительные и загадочные Головоногие моллюски.
Хищные птицы: дневные и ночные хищники.
Экологические типы птиц

Темы проектных работ для 8 класса:

Ароматерапия – влияние на организм.
Влияние гормонов на рост и развитие человека.
Влияние комнатных растений на здоровье человека.
Влияние наркотических веществ на здоровье человека.
Влияние татуировки и пирсинга на организм
Влияние шоколада на организм человека
Влияние шума на организм человека.
Возможности и особенности человеческого глаза
Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких.
Волос человека
Волосы — показатель здоровья и красоты человека.
Враги кровообращения.
Выявление характера загрязнений территории школы методом анализа снега.
Гиганты и карлики
Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.
Голубая кровь: миф или реальность?
Гормоны жизни.
Горькая правда о горьком пиве
Е в продуктах вредно ли это?
Есть или не есть, пить или не пить.
Жизнь в палеозойскую эру
Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Загадка многообразия животных
Загадки памяти
Загадки полушарий головного мозга.
Закаливание организма
Изучение и расчет биологических ритмов
Изучение фитонцидных свойств зеленых растений города.
Иммунитет на страже здоровья человека
Использование принципа строения костей в архитектуре.
Исследование бактериальной загрязненности предметов обихода и рук учащихся школы.
Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.
Исследование уровня развития плоскостопия среди учащихся 1-8 классов.
История развития Анатомии
Кожа - зеркало здоровья
Компьютер и здоровье школьника
Лесные животные России.
Лечебное питание при различных патологиях
Опасности подстерегающие человека.
Определение индекса пищевых добавок
Оптические системы глаза и их нарушения
Орхидеи и их способы привлечения насекомых