Проектная деятельность и метод проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности
материал по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И  МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Марыгина Елена Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», г. Новокузнецк

Сегодня мы должны говорить о том, что главным результатом, к которому приведет модернизация образования — это готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, в котором мы живем.

Современный выпускник школы должен быть адаптированным в постоянно меняющемся мире, уметь самостоятельно критически мыслить и владеть информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. А школа, в свою очередь должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной и коммуникативной. [1]

На мой взгляд, именно метод проектов способствует усвоению программного материала, позволяет развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, а также способствует развитию творческого мышления и самостоятельно ориентировать в информационном пространстве. Особо следует отметить эффективность данного метода для развития самостоятельности и ответственности учащихся, их умения работать в группах. Метод проектов  предоставляет учителю огромные возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Главное утверждение данной педагогической технологии — знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте. [2]

Считаю, что данный метод может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей  и при изучении материала  различной степени сложности.

В последние годы проектная деятельность стала частью учебного процесса на моих уроках и внеклассных занятиях. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов по химии с учащимися как старшего, так и среднего звена обучения.  

Я использую на уроках химии для организации проектной деятельности и урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда обучающиеся выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально отведенном уроке, а также занимаюсь проектной деятельностью с обучающимися во внеклассной работе. Такая работа с использованием метода проектов на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.  

Прежде чем предложить составить какой - либо проект, я знакомлю обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Как правило, в проекте должна быть отражена какая-нибудь проблема, обязательно наличие практической (исследовательской) части и результатом проекта должен быть какой – либо продукт, имеющий практическую значимость. Обучающиеся выполняют проект самостоятельно, а учитель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, а также  разрабатывает паспорт проектной работы, который будет являться своеобразной визитной карточкой индивидуального или группового проекта.

Проекты бывают разные по времени, но лучше, если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес у обучающихся к проекту.

Например, в курсе химии 11 – го класса по программе О.С. Габриеляна тема «Химия и общество» при одном часе химии в неделю исключена (данный раздел рассматривался ранее в курсе химии при 2-х часах обучения). Данный блок включал широкий спектр тем для обсуждения и вызывал интерес у ребят. Я оставила в календарно – тематическом планировании один час для этого раздела. Для изучения этого материала выбираю метод проектов. Разработаны определенные темы. Обучающиеся разбиваются на группы или работают индивидуально, выбирая определенную тему.  Задания даются за четыре недели до защиты своей работы. В течение этого времени обучающиеся подбирают литературу, распределяют обязанности в группе, консультируются с учителем по поводу постановки целей, плана работы, подбора информации, проводятся эксперименты  в присутствии учителя, так как некоторые проекты включают и экспериментальную часть. Обучающиеся должны овладеть определенной методикой постановки опыта. По итогам всей  работы учащиеся защищают свои проекты, демонстрируют эксперимент и сдают письменный отчет о проделанной работе в виде презентации. Примерными темами проектов могут быть: «Искусственная пища миф или реальность? Получение фруктовых эфиров», «Искусственные пищевые продукты. Получение искусственного меда», «Чипсы: вред или польза?», «Газировка: за и против» и т. д. Продуктом данных проектных работ может быть красочно выполненный буклет, где размещены рекомендации, например, «Как отличить искусственный мед от натурального?», «Какую газированную воду выбрать в магазине» и др.

Также в курсе химии 11 –го класса по программе О.С. Габриеляна есть тема «Полимеры». Я за неделю даю задание. Обучающимся нужно составить презентацию о полимере. В этой презентации необходимо отразить формулу полимера, способ его получения, свойства и применение – изделия из него с фотографиями и рисунками. Таким образом, был составлен целый блок мультимейдийных презентаций по природным волокнам и пластмассам. Все презентации были собраны и записаны на дисковый носитель. Получилось целое пособие по природным волокнам и пластмассам. Для 10 класса предлагаю такую работу: нужно составить коллекции пластмасс и волокон. Обучающиеся находили образец полимера, давали ему характеристику по тому же плану и оформляли работу. Получилась целая коллекция раздаточного материала по теме «Пластмассы и волокна».

В курсе химии 8 – го класса по программе есть практическая работа по теме «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием». Ребятам можно предложить следующую работу в группах на уроке: самостоятельно разработать инструкцию при работе со стеклянной посудой, с нагревательными приборами, с реактивами – кислотами, щелочами и др. Ребятам предлагается образец такой работы. В ходе этого занятия обучающиеся начинают знакомиться с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Затем группа защищает свою работу. Данная работа оформляется в виде буклета. Можно использовать проектную деятельность при изучении, такой темы в 8 классе как «Шеренга великих химиков». Практический результат этого проекта: создание мультимедиапродукта  для кабинета химии. Данные работы содержат иллюстрации, яркое и красочное оформление, которое заинтересовывает обучающегося в познании нового материала.

В курсе 9-го класса по программе О.С. Габриеляна по теме «Общая характеристика галогенов» на уроке изучения нового материала я предлагаю ребятам следующую групповую работу. Нужно дать характеристику галогенам – фтору, хлору, брому, йоду, астату но в необычной форме. Например, для фтора составляется характеристика «Разыскивается….», для астата «Потерялся…..», для хлора «Автобиография», для йода «Мой друг», для брома «Жил-был» по плану: 1. Где живет. 2. Как выглядит и характер. 3. Кто родители. 4. С кем дружит. 5. Чем занимается. По итогам работы каждая группа защищает свой проект. Лучшие потом оформляются в виде презентаций или буклетов.

Во внеклассной работе гораздо больше возможностей заняться проектной деятельностью. Такую работу я организую в рамках кружка «Я - юный химик!» для 8 класса. Один из проектов, которые выполняли обучающиеся «Как вырастить кристалл?». Продуктом данного проекта было создание школьной коллекции «Кристаллы солей». Еще один проект, который представляет интерес «Растительные индикаторы». Обучающиеся в ходе занятий самостоятельно приготовили индикаторы из растений, определили изменение цвета приготовленных индикаторов в различных средах. Продуктом данного проекта было составление таблицы «Изменение окраски природных индикаторов  в различных средах». Выполняя такие проекты, обучающиеся участвуют в научно – практических конференциях.

Таким образом, как показывает опыт работы, проектная деятельность стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и  способствует повышению интереса к химии, способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию.  

Литература

  1. Крылова, Н. Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования [Текст]  /  Н. Б. Крылова // Школьные технологии.  — 2004. — № 5.
  2. Лебедева, Л. И., Иванова, Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И.Лебедева,  Е. В.  Иванова // Школьные технологии. — 2002. -  № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности

из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»

Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".

На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей ...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...

Методическая разработка "Использование метода мини- проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Методическая разработка содержит информацию о методе мини-проектов, сценарий мастер-класса по использованию мини-проектов на уроке по теме "Спирты" в 10 классе, технологическую карту урока-п...