Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

       Рабочая программа учебного предмета биология для  10 класса   составлена на основе  Федерального государственного  образовательного стандарта среднего общего образования, Программы по биологии для 10-11классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2016 ).

     Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника  Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016 г.

Цели и задачи учебного предмета

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса « Общая биология»

        Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих

         

Личностных результатов:

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,
  • реализации установок здорового образа жизни;
  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью

Метапредметных результатов:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи умение работать с разными источниками биологической информации:
  • находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Предметных результатов:

  • .В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  •  характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина),;
  •  учения В.И. Вернадского о биосфере;
  • законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  •  вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных;  
  • видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
  •  отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы;
  •  причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды;
  •  необходимости сохранения видов умение пользоваться биологической терминологией и символикой.
  •  решение элементарных биологических задач;
  • составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания) описание особей видов по морфологическому критерию выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.
  • В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
  • В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов  
  • В сфере физической деятельности: Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде

                   

Содержание тем учебного курса

«Биология. Общая биология»

Введение(2ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.)

       Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (8ч.)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

Генетика человека (2ч.)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Календарно-тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

1

03.09

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы

1

10.09

3

Входная контрольная работа

1

17.09

Основы цитологии

1

4

 Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки

1

24.09

5

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

01.10

6

Углеводы

1

08.10

7

Липиды

1

15.10

8

Строение и функции белков. Контрольное тестирование.

1

22.10

9

Нуклеиновые кислоты.

1

05.11

10

АТФ и другие органические соединения клетки

1

12.11

11

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.  Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

1

19.11

12

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

26.11

13

Сходство и различие в строении прокариот и эукариот.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №3 «Сравнение  строения клеток растений и животных»  

1

03.12

14

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

10.12

15

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен веществ.

1

17.12

16

Контрольная работа за 2 полугодие

1

24.12

17

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

14.01

18

Синтез белков в клетке

1

21.01

19

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

1

28.01

20

Мейоз.

1

04.02

21

Тестирование № 1 по теме: « Клетка»

1

11.02

Раздел № 2 Размножение и индивидуальное развитие         организмов ( 4 часа )

22

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение

1

18.02

23

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

25.02

24

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

1

04.03

25

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период.

1

11.03

Раздел « № 3 Основы генетики ( 7 часов )

26

История развития генетики. Гибридологический метод.  Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания»

1

18.03

27

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

01.04

28

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Практическая  работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

1

08.04

29

Цитоплазматическая наследственность Генетическое определение пола.

1

15.04

30

Изменчивость.  Виды  и причины мутаций. Соматические и генеративные мутации

1

22.04

31

Тестирование № 2 по теме: « Размножение и индивидуальное развитие         организмов. Основы генетики»

1

29.04

Раздел № 4 Генетика человека ( 2часа )

32

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

1

06.05

33

 Итоговая контрольная работа

1

13.05

34

Итоговый урок

1

20.05

Учебно-методическое обеспечение

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2016 г. .
  2. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику: Каменский, В.В. Криксунов Е.А,  Пасечник  А.А: «Общая  биология .  10 -11 классы.». Т.А. Козлова.  Издательство «Экзамен» 2008 г.
  3. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Рабочая тетрадь: Общая биология к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. Издательство «Дрофа» 2017 г.
  4.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

Учитель биологии МБОУСОШ с.Хондергей Монгуш Анна Анай-ооловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...