Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)

Рабочая программа по биологии 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного предмета биология для  11 класса   составлена на основе  Федерального государственного  образовательного стандарта среднего общего образования.  Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника  Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016 г.

Цели и задачи учебного предмета

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне, направленном на достижение следующих целей:

освоение знаний  о биологический системах (клетка, организм, вид, экосистема);

история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез  (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса « Общая биология»

        Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих

Личностных результатов:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметных результатов:

  • приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях;
  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между альтернативными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметных результатов:

  • умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;
  • овладение системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки;
  • освоение общих приемов: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • приобретение навыков использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов, ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Содержание тем учебного курса

Эволюционное изучение (19 ч).

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции.

Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

Лабораторные работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

Основы селекции и биотехнологии (7 ч).

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.  Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация

живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы;

портретов известных селекционеров;

схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных;

таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация

окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах;

репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Экскурсия: история развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Антропогенез

Место человека в системе органического мира Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация

моделей скелетов человека и позвоночных животных;

Биосфера, её состояние и эволюция

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация

таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы;

схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

влияния хозяйственной деятельности человека на природу; карт заповедников нашей страны.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

I. Основы учения об эволюции. (19 ч.)

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

03.09

2

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

1

08.09

3

Вид, его критерии. Лабораторная работа.№1 «Изучение морфологического критерия вида».

1

10.09

4

Популяции. Входное тестирование

1

15.09

5

Генетический состав популяций.

1

17.09

6

Изменения генофонда популяций.

1

22.09

7

Борьба за существование и её формы.

1

 24.09

8

Естественный отбор и его формы.

1

 29.09

9

Естественный отбор и его формы. 

1

01.10

10

Изолирующие механизмы.

1

06.10

11

Видообразование.

1

08.10

12

Макроэволюция, её доказательства.

1

13.10

13

Макроэволюция, её доказательства.

1

16.10

14

Контрольная работа за 1 четверть

20.10

15

Система растений и животных – отображение эволюции.

1

23.10

16

Главные направления эволюции органического мира.

1

06.11

17

Главные направления эволюции органического мира.

1

10.11

18

Обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».

1

13.11

19

Контрольный  урок по теме

«Основы учения об эволюции».

1

17.11

II. Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.)

20

Основные методы селекции и биотехнологии.

1

20.11

21

Методы селекции растений.

1

24.11

22

Методы селекции растений.

1

27.11

23

Методы селекции животных.

1

01.12

24

Селекция микроорганизмов.

1

04.12

25

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

1

08.12

26

Контрольный  урок по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

1

11.12

III. Антропогенез (7 часов)

27

Положение человека в системе органического мира.

1

15.12

28

Основные стадии антропогенеза.

1

18.12

29

Контрольная работа за 2 четверть

22.12

30

Основные стадии антропогенеза. 

1

25.12

31

Движущие стадии антропогенеза.

1

12.01

32

Прародина человека.

1

15.01

33

Расы и их происхождение.

1

19.01

34

Контрольный   урок по теме

«Антропогенез».

1

22.01

IV. Основы экологии (20 ч.)

35

Что изучает экология.

1

26.01

36

Среда обитания организмов и её факторы.

1

29.01

37

Местообитание и экологические ниши.

1

02.02

38

Основные типы экологических взаимодействий.

1

05.02

39

Основные типы экологических взаимодействий.

1

09.02

40

Конкурентные взаимодействия.

1

12.02

41

Основные экологические характеристики популяции.

1

16.02

42

Динамика популяции.

1

19.02

43

Экологические сообщества. Структура сообщества.

1

24.02

44

Структура сообщества.

1

26.02

45

Взаимосвязь организмов в сообществах.

1

02.03

46

Пищевые цепи. Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»

1

05.02

47

Экологические пирамиды.

1

09.03

48

Экологические сукцессии.

1

12.03

49

Контрольная работа за 3 четверть

16.03

50

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

1

30.03

51

Обобщающий урок по теме

«Основы экологии».

1

02.04

V. Эволюция биосферы и человек

(9 ч.)

52

Гипотезы о происхождении жизни.

1

06.04

53

Современные представления о происхождении жизни.

1

09.04

54

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

13.04

55

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

16.04

56

Эволюция биосферы.

1

20.04

57

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

1

21.04

58

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

23.04

59

Контрольный  урок по теме

«Эволюция биосферы и человек».

1

27.04

Повторение (7 часов)

60

Повторение темы «Основы цитологии».

1

29.05

61

Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

1

30.05

62

Повторение темы «Основы генетики». «Генетика человека».

1

04.05

63

Повторение темы « Основы учения об эволюции».

1

07.05

64

Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».

1

11.05

65

Повторение темы «Антропогенез».

1

13.05

66

Повторение темы «Биосфера»

1

14.05

67

Итоговая контрольная работа

1

18.05

68

Итоговый урок

1

21.05

Учебно-методическая обеспечение

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2016.
  2. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику: Каменский, В.В. Криксунов Е.А,  Пасечник  А.А: «Общая  биология .  10 -11 классы.». Т.А. Козлова.  Издательство «Экзамен» 2008 г.
  3. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Рабочая тетрадь: Общая биология к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. Издательство «Дрофа» 2017 г.
  4.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

Учитель биологии МБОУСОШ с.Хондергей Монгуш Анна Анай-ооловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...