"Железы внутренней секреции"
методическая разработка по биологии (8 класс)

: данный урок предназначен для учащихся 8 классов, разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelezy_vnutrenney_sekretsii.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Функции желёз внутренней секреции» 8кл.

Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 8 классов, разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности учащихся, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.

На уроке применяются различные методические приемы и технологии, что позволяет каждому учащемуся продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Педагогические технологии:

  1. Работа в группах.
  2. Создание и решение проблемной ситуации.
  3. Информационно-компьютерные технологии.
  4. Опережающие задания, с использованием дополнительной литературы.

Задачи:

  1. Показать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции.
  2. Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез.
  3. Научить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела. Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний. 

Формируемые результаты:

Предметные: раскрывают понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон».

Называют примеры желёз разных типов.

Метапредметные: раскрывают связь между неправильной функции же лёз внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания; формировать умение работать в коллективе; развивать у учащихся кругозор.

Оборудование: мультимедиа, презентация, иллюстрации по теме. Карточки с названиями желёз внутренней, смешанной и внешней секреции для выполнения задания у доски.

План урока

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока.
  4. Изучение нового материала.

6.      Закрепление материала

7.       Подведение итогов урока. Оценки, домашнее задание.

8.       Рефлексия. 

9.       Организованное окончание урока.

Конспект урока

1. Организационный момент. 1 мин.

Приветствие, организованное начало урока

- Каким вы хотите, чтобы был наш урок?

(Интересным, полезным.)

-Все в наших руках и давайте вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным.

Я прошу вас сесть так, чтобы было комфортно, чтобы видеть и меня и экран.У вас на столах, учебники анатомии и ручки, карандаши, линейки

2.Мотивация 4 мин.

Каждый день, каждый час, каждую минуту 150 триллионов клеток работает.Представьте себе, что стоит только поднять тело человека из горизонтального положения в вертикальное в каждой клетке нашего головного мозга должно произойти 120 000 химических реакций одномоментно. В день мы делаем около 40 000 морганий, 20 000 вздохов. Просто человек – это обыкновенное чудо природы. Нет ничего более удивительного в строении и  великолепного в познании , чем организм человека . а как все регулируется? Какая система регулирует все процессы нашего организма?   Откр стр.    учебника.  Все многообразие жизни управляется нервной и гуморальной или эндокринной системой.  Что же это за система? Какие органы она объединяет?СЛАЙД

Что изображено на слайде? Одним словом? Они имеют проток в окр среду, орган. Поэтому называются ж.внешней секреции. А давайте подумаем логически. Если есть железы внешней секреции, значит есть какие ещё железы?  Т.е. тема нашего урока : . Сформулируйте тему и запишите ее в тетрадь, после обсуждения формулируют тему: «Железы внутренней секреции».

2.Целеполагание

Начиная любую работу нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. Это общеучебная, а какая ваша личная цель?У каждого из вас есть лист «Цель»(что я хочу узнать). Отметьте плюсом (+) в первой колонку, что вы хотели бы достичь сегодня на уроке.

                                 Что я хочу узнать на уроке

Цель

                    Содержание

     Результат

Познакомиться с железами внутренней секреции

Узнать отличительные признаки эндокринных заболеваний  и их профилактику

Научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в группе

Научиться вести здоровый образ жизни

Отдохнуть на уроке

Получить хорошую оценку

3. Этап актуализации знаний: 3 мин.

Учитель: древний китайский афоризм гласит:  «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный» Я предлагаю вам, ребята, на сегодняшнем занятии встать на путь размышления, и вот первая пища для ума:

Что же это за органы . найдите на стр.    уч. определение….. Какие ещё есть железы? Что значит смешанные? Сделайте в тетради схему «Железы» и по 2 примера.                  СХЕМА

-Что такое эндокринная регуляция? (регуляция деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными железами непосредственно в кровь или лимфу).

4.Открытие нового знания

1.Постановка учебной проблемы.

Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, одной почкой , с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, массой всего 0.5 грамм. Чем так важны для организма эта и другие железы? Что будет если железа не выполняет свою работу так как надо? 

  Мало кто догадывается, что жизнью человека управляют крошечные порции химических веществ,-гормонов. . От того, как работает гормональная система, зависит здоровье. Любой сбой этого невероятно тонкого механизма может привести к трагическим последствиям. Врачи признают, гормоны могут полностью перевернуть жизнь. Они могут превратить в сверхчеловека или сделать инвалидом.

  • Что такое гормон? (Биологически активное вещество, поступающее в кровь и регулирующее работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды. Гормоны способны действовать в небольших количествах, но быстро разрушаются, поэтому поступление необходимо постоянно)                                                                                                                         СЛАЙД

Нарушения деятельности желёз внутренней секреции вызывают заболевания, называемые эндокринными. Эти нарушения бывают двоякого рода: СЛАЙД 

усиление деятельности железы – Гиперфункция, когда образуется и выделяется в кровь увеличенное кол-во гормона;
ослабление деятельности железы – 
Гипофункция, когда образуется и выделяется в кровь уменьшенное, по сравнению с нормой, количество гормона.

2.Поиск решения проблемы

Я предлагаю самостоятельно изучить вопрос предложенный вам на информационным листам и устно подготовить небольшую характеристику гипофиза, щитовидной железы и надпочечников. На работу вам отводится 5 минут. Каждая группа должна заполнить таблицу, указав название железы и ее положение в организме, гормонов, синтезируемых ею и воздействие на организм.  Деление на 3 группы.

1  группа – гипофиз

2 группа – щитовидная железа

3 группа – надпочечники

Изучают информацию по определенной железе по учебнику и дополнительному материалу

Физкультминутка "Кнопки мозга".

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дыши, сдави изо всех сил основание ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Втянуть живот, потянуться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Замрите на 10 – 15 сек, повторить 3 раза 

3.Отчет групп  о проделанной работе по плану

1.Название железы.

2.Местоположение в организме.

3.Названия гормонов и их влияние на организм.

4.Заболевания, вызванные недостатком или избытком гормонов.

СЛАЙД таблица

Знания свои вы подтвердили. Но мало знать, надо - применять. Предлагаю вам примерять насебя роль эндокринолога. 3 кафедры.

  1. Закрепление

Опрос фронтально

  • Что такое эндокринные железы (железы внутренней секреции, они выделяют гормоны в кровь или лимфу).
  • Перечислите их (Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, вилочковая железа, надпочечники).
  • Какие ещё железы мы с вами знаем? (железы смешанной секреции и железы внешней секреции).
  • В чем особенность желез внешней секреции? (секреты выделяются в полости тела или на поверхность кожи).
  • Приведите пример таких желез (Слюнные, потовые, молочные, сальные).
  • В чем особенность желез смешанной секреции? (Одни клетки выделяют гормоны, а другие иные секреты).
  • Назовите железы смешанной секреции. (Поджелудочная железа, половые железы).

Письменные задания по вариантам 3 мин. + 2 мин.

Запишите номера правильных суждений:

  1. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.
  2. Секрет желез внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
  3. Железы внешней секреции выделяют гормоны.
  4. Секрет желез внешней секреции выделяется в полости тела или на поверхность тела.
  5. Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
  6. Гормоны желез внутренней секреции выделяются непосредственно в кровь или лимфу.
  7. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
  8. Секрет кожных желез – пот.
  9. После своего действия гормон разрушается.
  10. Железы внешней секреции протоков не имеют.
  11. Сальные железы относят к железам внешней секреции.
  12. Половые железы – железы смешанной секреции.

Правильные ответы:  2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.

Из заданного списка выпишите в левый столбик цифры, соответствующие названиям желёз внешней секреции, в средний – названиям желёз смешанной секреции, а в правый – названиям желёз внутренней секреции.

1.  Сальные железы;

2.   железы желудка;

3.   поджелудочная железа;

4.   гипофиз;

5.   половые железы;

6.   щитовидная железа;

7.   надпочечники;

8.   молочные железы;

9.   слёзные железы;

10. вилочковая железа.

Правильные ответы

Желёзы внешней секреции

Желёзы смешанной секреции

Желёзы внутренней секреции

1,2,8,9

3,5

4,6,7,10

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем все ли поставленные нами цели выполненеы. Возьмите, пожалуйста, листочки  «Цель». В начале урока в первой графе вы отметили, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же наоборот вы узнали меньше чем хотели. А может больше?

  • Вы выполняли письменные задания, что при этом ощущали?

(волнение)

  • Почему от волнения может участиться сердцебиение? (в кровь выделился гормон)
  • Из какой железы поступил в кровь гормон? Как он называется? (предполагают)
  • Сформулируйте цель урока (узнать, какие железы выделяют какие гормоны, какое действие на организм они оказывают)

Нарушения деятельности желёз внутренней секреции вызывают заболевания, называемые эндокринными. Эти нарушения бывают двоякого рода: усиление деятельности железы – Гиперфункция, когда образуется и выделяется в кровь увеличенное кол-во гормона;
ослабление деятельности железы – 
Гипофункция, когда образуется и выделяется в кровь уменьшенное, по сравнению с нормой, количество гормона.
        
6. Рефлексия

Класс делится на группы, каждая группа получает фотографии людей с нарушениями функций желёз внутренней секреции и заданиями.

7. Подведение итогов урока. Оценки, домашнее задание.

8.Рефлексия. 

9.  Подведение итогов

У нас на стене вы видите высказывания мыслителей. Какая фраза наиболее точно отражает вашу деятельности на уроке? Теперь 5 сек подумайте и подойдите к тому высказыванию . Я выберу Сократа, потому, что каждый раз, когда я что-то узнаю поражаюсь, что я ничего не знаю. А почему вы выбрали ?..

Мольер.Вы знаете, что эта фраза вырвана из контекста произведения»Мещанин во дворянсве»Где герой Журден занимался несколькими делами одновременно, ничего толком не узнав, но с удовлетворением восклицал « Как приятно знать, что ты что-то узнал»

.

9.Организованное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Железы внутренней секреции

Материалы урока могут быть использованы на тематическом или обобщающем уроке, по биологии, химии.  ...

железы внутренней секреции

презентация по теме "железы внутренней секреции"...

Кроссворды 8класс по темам: "Наука о тканях", "Железы внутренней секреции"

Кроссворды по темам: "Наука о тканях", "Железы внутренней секреции" для учеников 8 класса...

Кроссворды 8кл "Наука о тканях", "Железы внутренней секреции"

Кроссворды для учеников 8 класса по темам: "Наука о тканях", "Железы внутренней секреции"...

Проект "Гипофиз - важнейшая железа внутренней секреции"

Проект "Гипофиз - важнейшая железа внутренней секреции" и защита проекта в виде презентации....

конспект урока Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции

Конспект урока по теме "Гуморальная регуляция.Железы внутренней секреции" Урок комбинированный....

22.10.2020 группа ТЭУ 02 Анатомия и физиология Тема "Железы внутренней секреции - щитовидная железа"

Задание1. Составить конспект по видео СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ https://www.youtube.com/watch?v=xlrkGkdYirw2. Сделать необходимые рисунки и схемы3. Заполнить таблицу Гормоны щитовидной желе...