Практическая работа "Определение суточного хронотипа человека"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Пратическая работа включает в себя три тестовых задания, с помощью которых суточный хронотип человека определяется с большой точностью.

Простота использования тестов позволяет рекомендовать их к применению в работе учителя биологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и классных руководителей, а также в системе дополнительного естественнонаучного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sutochnyy_hronotip_pr._rabota.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа  «Определение суточного хронотипа человека»

Цель: определить суточный тип работоспособности (хронотип) учащихся.

Задание 1. Тест «Сова-жаворонок»

1. Трудно ли тебе вставать утром в школу:

а) как правило, легко - 0 баллов;

б) бывает по-разному – 1 балл;

в)  скорее трудно – 2 балла;

г) всегда тяжело – 3 балла.

2. С каким настроением  ты обычно посыпаешься:

        а) с радостным, я полон надежд и планов на день – 0 баллов;

        б) с обычным, в зависимости от ситуации – 1 балл;

        в) мне нужно некоторое время, чтобы окончательно проснуться и   прийти в себя, тогда и настроение появится - 2 балла;

        г) как правило, я встаю не в самом лучшем расположении духа – 3 балла.

3. Твое любимое время суток:

        а) ранее утро – 0 баллов;

        б) часов 10 утра – 1 балл;

        в) около 11-12 часов утра – 2 балла;

        г) после 12 часов – 3 балла.

4. Если бы тебе можно было бы ложиться спать тогда, когда ты захочешь, то это происходило бы:

        а) в 9 вечера – 0 баллов;

        б) часов в 10 вечера – 1 балл;

        в) около 11 вечера – 2 балла;

        г) не раньше 12 – 3 балла.

5. Как ты завтракаешь утром перед школой:

        а) плотно, я с утра всегда голоден (голодна) – 0 баллов;

        б) обязательно завтракаю кашей или яичницей – 1 балл;

        в) ограничиваюсь небольшим бутербродом – 2 балла;

        г) завтракаю не всегда, есть не хочется совершенно – 3 балла.

6. В какое время суток у тебя лучше всего «работает» голова?

        а) утром (с 9 до 12) – 0 баллов;

        б) одинаково в течение всего дня – 1 балл;

        в) днем, часов с 12 до 15 – 2 балла;

        г) вечером, после 5-6 часов – 3 балла.

Результаты тестирования:

0-6 баллов: ты – ярко выраженный «жаворонок». Ты легко просыпаешься и успешно работаешь в часы школьных занятий.

7-12 баллов: микст, «золотая середина». Тебе немного проще чем другим, т.к. организм не имеет четких временных ритмов, и ты довольно легко можешь подстроиться под любой распорядок дня.

13-18 баллов: типичная «сова».Твое время суток – вторая половина дня, вечер, ночь. Вставать в школу рано утром тебе очень нелегко.


Задание2. Определение типа суточной работоспособности  по тесту Остберга

Цель: научить ребят определять тип суточной работоспособности с помощью теста Остберга.

Оборудование: опросник Остберга, тетради, ручки.

Инструкция: ответьте на вопросы и обработайте самостоятельно тест с помощью ключа.

Тест Остберга

1. Трудно ли Вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда;

б) иногда;

в) редко;

г) крайне редко.

2. Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать:

а) после 1 часа ночи;

б) с 23.00 до 1.00

в) с 22.00 до 23.00

г) до 22.00

3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?

а) плотный;

б) менее плотный;

в) можете ограничиться варенным яйцом или бутербродом;

г) достаточно чашки чая или кофе.

4.Если Вы вспомните Ваши последние размолвки на работе (в школе) или дома, в какое время они преимущественно происходили?

а) в первой половине дня;

б) во второй половине дня.

5. От чего Вы могли бы отказаться с большей легкостью?

а) от утреннего чая или кофе;

б) от вечернего чая.

6. Насколько точно Вы можете оценить промежуток времени, равный  1 минуте ?

а) меньше минуты;

б) ровно или больше минуты.

7. Насколько легко нарушаются Ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время отпуска (каникул)?

а) очень легко;

б) достаточно легко;

в) трудно;

г) остаются без изменений.

8. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше Вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?

а) более чем на 2 часа;

б) на час-два раньше;

в) меньше, чем на час;

г) как обычно.

Анализ теста

Утренний тип – «жаворонки» - 7-8 баллов.

Промежуточный тип - «голуби» - 8-13 баллов.

Вечерний тип работоспособности – «совы» - более 14 баллов.

Ключ теста Остберга

А

Б

В

Г

1.

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

2.

3

2

1

0

3.

3

2

1

0

4.

1

0

5.

2

0

6.

0

2

7.

0

1

2

3

8.

3

2

1

0

Задание 3. Определение суточного хронотипа человека  по тесту Хильдербранта.

Цель: научить учащихся определять хронотип по соотношению показателей частоты сердечных сокращений и дыхания

Оборудование: секундомер, калькулятор

Ход работы:

1. У здорового испытуемого в условиях основного обмен, т.е. в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяются за 1 минуту частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД)

2. Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1

ЧСС :ЧД  =  ___:____   =   _____

3. Оценка результата: Если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, испытуемого относят к «аритмикам»; если он превышает 5,0 – к «жаворонкам»; если он мньше 4,0 – к «совам».

4. Для более точного определения типа исследования следует выполнять в течении нескольких дней подряд: 1 проба ____; 2 проба ____; 3 проба ___.

5. Сделайте вывод о типе суточных ритмов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Строение тканей человека"

Презентацию можно использовать при проведении практической работы при изучении тканей организма человека либо при закреплении данной темы. Рисунки в презентации сжаты (150 пикс. на дюйм), чтобы файл н...

Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)

Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...

Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)

Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...

Практическая работа по теме "Человек - личность"

Практическая работа №1 включает в себя методический материал для работы на урока обществознания в 6 классах. Задания:1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека...

Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

 Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной ...