Рабочая программа по биологии 6 класс 2020-2021 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег Шовгеновский район Республика Адыгея

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/С.М.Меретукова/

«__» ____________ 2020г.

«Рассмотрено»

 на заседании методического совета

№____

 «     »____________2020г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №4

___________ /З.Б.Меретукова/

 Приказ № _____

 «____» ____________ 2020г.

Рабочая программа

по биологии

6 класс

количество часов в год -  35

количество часов в неделю - 1

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №4 а.Мамхег на 2020 - 2021 учебный год на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов,  1 час в неделю.

Учебник: Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6кл.: учебное пособие / В.В.Пасечник. – 8-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 207,(1) с.: ил.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 6 классе.

        Деятельность школы в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих  результатов:

Личностные результаты:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных признаков биологических объектов;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ученик научится:

  • • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

План работы с одаренными детьми

  • Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
  • Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
  • Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
  • Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

План работы с неуспевающими детьми

  • Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

  • Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  • Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
  • Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
  • Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы

Национальные региональные этнокультурные особенности

        В 6 классе предусмотрено 5,5 часов:

  1. Экскурсия: «Мир растений вокруг нас. Охраняемые растения в Адыгее» (1 ч)
  2. Цветение и опыление растений. Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения (0,5 ч)
  3. Отдел папоротникообразные, общая характеристика, значение и охрана. Растения Красной книги Адыгеи (0,5 ч)
  4. Отдел Голосеменные, общая характеристика, значение в природе и жизни человека. Охрана леса. Хвойные растения Красной книги РА (0,5 ч)
  5. Отдел Покрытосеменные. Семейство двудольные цветковых растений. Зеленая аптека(лекарственные растения Адыгеи) (0,5 ч)
  6. Семейство однодольные цветковых растений. Опасные растения (ядовитые растения) в Адыгее (0,5 ч)
  7. Растения Красной книги Адыгеи (0,5 ч)
  8. Многообразие и значение шляпочных грибов. Грибы Красной книги РА (0,5 ч)
  9. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Лишайники Красной книги РА (0,5 ч)
  10. Многообразие природных сообществ. Природные сообщества РА, лес (0,5 ч)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

        

Тематическое планирование

6 класс

1 час в неделю

№ п./п.

Содержательные блоки

Кол-во

часов

Лабораторные работы

Контроль знаний

1

Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

6

1

2

Глава 2. Жизнь растений.

12

3

Глава 3. Классификация растений.

5

4

Глава 4. Природные сообщества.

3

1

Всего

35

6

3

Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (6 класс)

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Практическая часть

Д/З.

Дата проведения

По плану

По плану

Инструктаж по ТБ.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян двудольных  растений.

15

1

Л/р №1. «Изучение  строение семян двудольных растений».

§1

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня.

1

Л/р № 2 «Виды корней. Типы корневых систем».

§2

Зоны корня. Условия произрастания и видоизменение корней.

1

Л/р № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски».

§3, 4

Экскурсия: «Мир растений вокруг нас. Охраняемые растения в Адыгее»

1

Побег и почки. Рост и развитие побега.

1

Л/р №4 «Строение почек. Расположение почек

на стебле»

§5

Внешнее строение листа.

1

§6

Клеточное строение листа.

1

§7

Видоизменение листьев

1

§8

Строение стебля. Многообразие стеблей.

1

§9

Видоизменённые побеги.

1

§10

Строение цветка.

1

Л/р № 5 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

§11

Соцветия.

1

§12

Плоды и их классификация.

1

Л/р № 6 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

§13

Контрольная работа №1  «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

Инструктаж по Т.Б.

Распространение плодов и семян.

Грибы Красной книги РА.

1

§14

Глава 2. Жизнь растений.

Минеральное питание растений.

Цветение и опыление растений. Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения

12

1

§15

Фотосинтез.

1

§16

Дыхание растений.

Лишайники Красной книги РА.

1

§17

Испарение воды. Листопад.

1

§18

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1

§19

Прорастание семян.

1

§20

Способы размножения растений.

1

§21

Размножение споровых растений. Отдел папоротникообразные. Растения Красной книги Адыгеи

1

§22

Размножение голосеменных растений. Охрана леса. Хвойные растения Красной книги РА

1

§23

Размножение покрытосеменных растений.

1

§24

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

§25

Контрольная работа №2  «Жизнь растений»

1

Глава 3. Классификация растений.

Систематика покрытосеменных растений.

5

1

§26

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные  и Розоцветные.

Зеленая аптека(лекарственные растения Адыгеи)

1

§27

Семейства Паслёновые и Мотыльковые,  Сложноцветные (Астровые).

1

§28

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

Опасные растения (ядовитые растения) в Адыгее

1

§29

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Растения Красной книги Адыгеи

1

§30

Глава 4. Природные сообщества. 

Растительные сообщества.

Природные сообщества РА, лес

3

1

§31

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир. 

1

§32

Итоговая контрольная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального руководителя на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности.В рабочей программе выдвигается развивающая функция образовани...

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 уч.г. 8 класс...

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа кружка "Искусство оригами" 2020 - 2021 учебный год

Актуальность кружка «Искусство оригами» состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете в течение д...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...