Диагностика профессиональной компетенции педагогов-предметников
методическая разработка по биологии

Степахина Ирина Валентиновна

Диагностика профессиональной компетенции педагогов-предметников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЛАВСКИЙ РАЙОН

«ВОЛХОНЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)

«Диагностика профессиональной компетенции педагогов-предметников»

г. Плавск

2020 г.

В декабре 2015 г. на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования Президентом РФ поставлена задача по формированию общенациональной системы профессионального роста учителей.

По итогам заседания Госсовета дано соответствующее поручение Правительству РФ, транслированное далее в адрес Министерства образования и науки России: «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов».

Несколько предвосхищая поручение Президента РФ, Московским институтом открытого образования (далее – МИОО) с начала 2016 г. реализуется научно-исследовательская работа «Разработка системы диагностики педагогических компетенций работников дошкольного, начального, основного общего и среднего общего (полного) образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога (подготовка инструментария оценки) для всех категорий (профилей) работников образовательных организаций».

Целью научно-исследовательской работы МИОО является разработка инструментов (контрольно-измерительных материалов) для диагностики отдельных профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Данная работа выполнялась в несколько этапов:

1. Выявление профессиональных затруднений педагогов (по различным предметным областям).

2. Определение компетенций, которые коррелируют с выявленными затруднениями и для которых будет сформирована система диагностики.

3. Выбор инструментов и механизмов диагностики.

4. Формирование фонда оценочных средств.

5. Апробация и корректировка фонда оценочных средств.

Целью диагностической работы явилось получение достоверной информации об уровне сформированности профессиональных компетенций педагога.

Задачи:

- оценка трудовых действий педагогов по трудовым функциям, прописанным в профессиональном стандарте педагога

- оценка уровня развития профессиональной компетентности педагога по четырем группам профессиональных компетенций: общепедагогических, методических, психолого-педагогических, коммуникативноых;

- выявление затруднений педагогов, возникающих в процессе решения профессиональных задач;

- определение перспектив развитие профессиональной компетентности педагога на основании выявленных профессиональных дефицитов.

С учетом целей выполняемой научно-исследовательской работы, изучаемые источники были разделены на три группы:

  1. публикации, в которых предлагается систематизация, классификация профессиональных компетенций педагогов;
  2. публикации, в которых описывается опыт оценки, диагностики отдельных компетенций педагогов (например, ИКТ-компетенций, компетенций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и т. д.);
  3. публикации, раскрывающие специфику применения различных инструментов диагностики профессиональных компетенций (например, тесты, портфолио и т. д.).

Возраст участников диагностической работы от 25 до 65 лет.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Вопросы по оценке деятельности учителя и в целом качества образования не являются, безусловно, новыми. В России сложилась определенная система оценки качества образования, включающая в себя соответствующую структуру органов управления и реализации политики в области оценки качества образования и следующие процедуры оценки:

  1. государственная итоговая аттестация (9–11);
  2. национальные исследования качества образования (www.eduniko.ru);
  3. всероссийские проверочные работы (www.eduvpr.ru);
  4. международные сравнительные исследования;
  5. исследования компетенций учителей (www.edutcs.ru);
  6. аттестация педагогических работников
  7. оценка директоров;
  8. исследования дошкольного образования;
  9. углубленные исследования.

Обобщая данные, можно выделить следующие основные методы и инструменты диагностики профессиональных компетенций педагогов

Концептуальная рамка диагностики профессиональных компетенций педагогов

Формирование системы диагностики профессиональных компетенций педагогов включает в себя не только разработку непосредственно диагностического инструментария, но требует ответа на целый перечень вопросов. Анализ опыта зарубежных стран показал большое разнообразие методов и подходов к оценке деятельности педагогов, что обусловлено разнообразием национальных систем образования. Вместе с тем можно выделить ключевые элементы, которые должны быть включены в систему диагностики. К таковым ключевым элементам относятся:

1. Ключевые организации/стейкхолдеры, вовлеченные в разработку и реализацию системы диагностики. В зависимости от того, для кого формируется система диагностики и кто принимает участие в ее разработке, зависит содержание и формат самой системы оценки. При разработке диагностической системы необходимо учитывать интересы всех участвующих организаций.

2. Масштаб диагностики. Разрабатываемая система диагностики не обязательно должна затрагивать всех учителей страны. Наоборот, чем более четко будет определено, для каких педагогов, каких школ и какие компетенции оцениваются, тем надежней будет оценочная система.

3. Эксперты, проводящие диагностику. Для проведения диагностики педагогических компетенций могут быть привлечены как внутренние по отношению к образовательной организации эксперты, так и внешние, что определяется задачами проводимой оценки и материально- техническими возможностями образовательной организации. Как правило, привлечение внешних экспертов повышает доверие к системе оценки со стороны родителей, учащихся.

4. Инструменты. Выбор конкретного инструмента зависит, прежде всего, от содержания той компетенции, которую необходимо оценить. Однако есть и другие факторы, влияющие на выбор – материальные, технические, экспертные, временные.

5. Критерии и стандарты. Формируемая система диагностики должна опираться на принятые в стране критерии и стандарты педагогической деятельности, но может и не ограничиваться ими.

6. Проведение оценки и анализ результатов.

Выводы

По итогам проведенного анализа теоретических и практических материалов, раскрывающих существующие подходы к системе диагностики профессиональных компетенций педагогов в России и за рубежом, используемых для этого инструментов оценки, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что вопросы оценки профессиональной деятельности педагогов не являются новым предметом для изучения, все же данная тематика является крайне актуальной в связи с принятием новых нормативных документов. В научных и экспертных кругах отсутствует общее понимание по целому кругу вопросов, связанных с определением состава профессиональных компетенций педагогов, системой оценки и анализа востребованных на современном этапе компетенций.

Нам удалось выделить только разработки двух авторов (Н. А. Чечева и Л. Ф. Шаров), которые при формировании компетентностной модели педагогов опирались на утвержденный ПСП.

Несмотря на наличие большого количества статей, посвященных вопросам формирования, структуры исследуемых нами компетенций педагогов, включенных в профессиональный стандарт, тема именно оценки профессиональных компетенций практически не раскрыта в научной литературе.

Наибольшее количество публикаций можно найти по вопросам оценки ИКТ-компетентностей, благодаря масштабному проекту ЮНЕСКО по данной проблематике.

Вопросам подготовки будущих педагогов для работы в условиях инклюзивного образования также посвящено большое количество исследований и публикаций, однако на периферии исследований остались вопросы переподготовки уже работающих педагогов в инклюзивной среде, не говоря о проблеме оценки компетенций учителей по работе с детьми с ОВЗ.

Попытки изучения вопросов оценки профессиональных компетенций педагогов и апробации инструментария по оценке компетенций предпринимаются исследователями вузов, школ, научных организаций в самых различных регионах. В этом отношении для получения синергетического эффекта участникам НИР следует обратить внимание и на результаты данных исследований, и на тех экспертов, которые их проводят для выстраивания партнерских отношений и обмена опытом.

Обзор источников в части использования конкретных диагностических инструментов выявил, что при наличии литературы по использованию таких методов оценки компетенций педагога, как тесты, кейсы и портфолио, совершенно не изученными и не описанными остаются методы включенного наблюдения, индивидуальных бесед, анкетирования стейкхолдеров школы. Данный факт придает особую значимость теоретическим разработкам и практической апробации данных диагностических инструментов.

В рамках международных и общероссийских исследований используются преимущественно два метода оценки педагогов: внешняя формализованная оценка в формате тестирования и самооценка в формате анкетирования. Выбор данных методов обусловлен тем, что они позволяют проводить стандартизированные исследования на большой выборке респондентов, максимально технологизируя процесс обработки результатов, что необходимо при проведении масштабных исследований.

Российские исследования, которые проводятся на федеральном уровне, ориентированы на оценку компетенций конкретных преподавателей-предметников и затрагивают лишь отдельные их трудовые функции. Таким образом, масштабных исследований по оценке компетенций педагогов по всему набору требований профессионального стандарта педагога не проводилось.

В научных исследованиях предлагаются более вариативные методы оценки компетенций педагогов, однако на практике они либо не были апробированы, либо были апробированы на маленькой группе респондентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика профессиональной компетенции учителя физики

Диагностика профессиональной компетенции учителя физики. Доклад на РМО 2010 г....

Результаты прохождения диагностики профессиональных компетенций

Результаты прохождения диагностики профессиональных компетенций...

Сертификат "Диагностика профессиональной компетенции учителя литературы"

Сертификат Н202106-1926С   ID участника6: 1000004964053 "Диагностика профессиональной компетенции учителя литературы" июнь 2021г. ГБОУВОБМО Московский Государственный Областной Уни...

Результат прохождения диагностики профессиональных компетенций

Результат прохождения диагностики профессиональных компетенций...

Индивидуальный протокол результатов прохождения диагностики профессиональных компетенций (предметных, метапредметных и методических) педагогических работников

Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников...