диагностические работы по биологии 11 класс. Раздел "Экология"
тест по биологии (11 класс)

Авдеева Виктория Николаевна

диагностические работы по биологии 11 класс. Раздел "Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_11_klass_razdel_osnovy_ekologii.docx319.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Диагностическая работа по биологии
                            2020 год
                             11 класс
Тема: Основы экологии
Инструкция по выполнению работы

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задание в том порядке, в котором они даны. если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
               

                           Желаем успеха!

                      Основы экологии        

                             11 класс

                Тема: Что изучает экология      

     Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1.Экология-это

1)Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания
2)Наука об охране окружающей среды
3)область знаний, разрабатывающая принципы рационального природоиспользования
4)система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы
2.Кто ввел в науку термин
экология?
1)М.В.Ломоносов
2)Э.Геккель
3)Э.Зюсс
4)В.И.Вернадский
3.Когда появился термин
экология?
1.1861 г.
2.1866 г.
3.1917 г.
4.1924 г.

4.К каким наукам относится экология?

1)фундаментальным
2)естественным
3)общественным
4)прикладным

5.Какой раздел экологии изучает объекты организменного уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

6.Какой раздел экологии изучает объекты популяционно-видового уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр. средой?
1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере
7.Какой раздел экологии изучает объекты биоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр.средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

8.Какой раздел экологии изучает объекты биогеоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр. средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

9. Какой раздел экологии изучает объекты биосферного уровня организации живой материи в их взаимодействии с окр. средой?

1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

10. На каком уровне организации живых систем происходит приспособление человека к смогу в городе?

1)организменном
2)популяционно-видовом
3)биоценотическом
4)биогеоценотическом

11.На каком уровне организации живых систем происходит изменение численности амурских тигров?
1)организменном
2)популяционно-видовом
3)биоценотическом
4)биогеоценотическом

12. На каком уровне организации живых систем происходит зарастание водоема?
1)организменном
2)популяционно-видовом
3)биогеоценотическом
4)биосферном

14. Какая из задач НЕ является задачей экологии?

1)изучение механизмов адаптаций в среде
2) изучение механизмов поддержания биоразнообразия

3) изучение механизмов старения организмов
4) изучение механизмов устойчивости экосистем

15.Какая из задач НЕ является задачей экологии?

1)изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой
2)изучение механизмов устойчивости экосистем
3)изучение продукционных процессов
4)изучение видообразования

16. Какой из методов биологических исследований возник позже других?
1)метод описания
2)метод сравнения
3)метод эксперимента
4)метод моделирования

17.Какой из методов исследования НЕ используется в экологии?
1)гибридизации
2)эксперимента
3)моделирования
4)прогнозирования

18.Какой из методов исследования НЕ используется в экологии?

1)наблюдение и описания
2)измерений
3)сравнения
4)родословных
19.Кто изображен на рисунке? В каком веке он жил? Какой вклад внес в экологию?

haec_000.jpg

20.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их
1.Экология-наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.2. Термин экология впервые ввел немецкий биолог Эрнст Гегель. 3.Это произошло в 1688 году. 4. Экология возникла как часть геологии. 5. Современная экология- комплексная (междисплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества.

Ответы к тесту «Что изучает экология»
1-1
2-2
3-2
4-2
5-1
6-2
7-3
8-3
9-4
10-1
11-2
12-3
13-4
14-3
15-4
16-4
17-1
18-4
19-1)Эрнст Геккель
      2)жил в 19 веке
        3)основоположник экологии
20-1)термин экология впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель
     2)произошло в 1866
     3)экология возникла как часть биологии

                                   Основы экологии        

                             11 класс

   Тема: Среда обитания организмов и ее факторы

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1.Среда жизни(обитания)бывает:

1)воздушной
2)надземной
3)подземной
4)организменной
2.Какая из сред обитания живых организмов была заселена первой?
1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

3.Какая из сред обитания живых организмов была заселена второй?

1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

4.Среди сред обитания живых организмов наиболее неоднородной по условиям в пространстве и во времени является
1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

5. Среди сред обитания живых организмов наиболее однородной по условиям в пространстве и во времени является
1)водная
2)организменная
3)наземно-воздушная
4)почвенная

6.В абиотическим экологическим факторам относится(ятся)
1)техногенное загрязнение Мирового океана
2)биотехнические методы защиты растений
3)вращение земли
4)паразитизм

7.К биотическим экологическим факторам относится(ятся)
1)извержение вулкана
2)биологические методы защиты растений
3)вращение Земли
4)квартиранство

8.К антропогенным экологическим факторам относится(ятся)
1)извержение вулкана
2)биологические методы защиты растений
3)вращение Земли
4)аллелопатия

9.Биотическим фактором является:
1)техногенное загрязнение Мирового океана
2)извержение вулкана
3)температура
4)нападение хищника

10.К какой группе абиотических экологических факторов относится содержание гумуса?
1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)эдафические

11. какой группе абиотических экологических факторов относится высота местности над уровнем моря

1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)эдафические

12.К какой группе абиотических экологических факторов относится ветер?

1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)эдафические

13. К какой группе абиотических экологических факторов относится землетрясение?

1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)эдафические

14. К какой группе абиотических экологических факторов относится скорость течения?
1)климатические
2)геологические
3)орографические
4)гидрологические

15. какой группе биотических экологических факторов относится влияние растений
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

16.К какой группе биотических экологических факторов относится влияние животных
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

17.К какой группе биотических экологических факторов относится влияние грибов
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

18. К какой группе биотических экологических факторов относится влияние бактерий
1)фитогенные
2)зоогенные
3)микогенные
4)микробогенные

19. На рисунке изображена зависимость интенсивности жизнедеятельности организма от количества экологического фактора. Как называется количество фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организма максимальна? Как называется зона, в которой интенсивность жизнедеятельности организмов угнетена? Как называется максимальное количество экологического фактора, при котором возможно существование организма?92.png

20.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.Исправьте.

1.Среда обитания- это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них опр.воздействие.2.На нашей планете живые организмы освоили пять сред обитания.3.Это водная, наземная, воздушная, почвенная, организменная среды обитания.4.Первой была заселена водная среда.5.Второй была освоена наземная среда.

Ответы к тесту «Среда обитания организмов и ее факторы»
1-4
2-1
3-2
4-3
5-2
6-3
7-4
8-2
9-4
10-4
11-3
12-1
13-2
14-4
15-1
16-2
17-3
18-4
19-1)-оптиум
2)зона пессиума
3)верхний предел выносливости
20- 2-на нашей планете живые организмы освоили 4 среды обитания
      3-это водная, наземно-воздушная,  почвенная и организменная
      5-второй была освоена организменная среда обитания

                                     Основы экологии        

                             11 класс

    Тема: МЕСТООБИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НИШИ

Ответом к заданиям 1-19 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа

1.К растениям, обитающим в условиях хорошего освещения, относится
1)акация
2)мхи
3)лишайники
4)папоротники

2.К растениям, плохо переносящим прямые солнечные лучи, относится
1)акация
2)сосна
3)виноград
4)кукушкин лен

3.К растениям влажных местообитаний, не переносящим водного дефицита, относится

1)ковыль
2)саксаул
3)тростник
4)клевер

4.К растениям сухих местообитаний, способным переносить перегрев и обезвоживание, относится

1)ковыль
2)алоэ
3)тростник
4)клевер

5.К растениям умеренно увлажненных местообитаний относится

1)ковыль
2)алоэ
3)тростник
4)клевер

6.К растениям, обитающим на кислых почвах, относится
1)клевер
2)осока
3)каштан
4)сфагновый мох

7.К растениям, обитающим на щелочных почках, относится

1)клевер
2)полынь
3)клюква
4)сфагновый мох

8.К растениям, обитающим на нейтральных почвах, относится

1)клевер
2)полынь
3)клюква
4)сфагновый мох

9.В какой из экосистем больше экологических ниш?

1)тундра
2)тайга
3)степь
4)экваториальный лес

10. Могут ли разные виды занимать одну экологическую нишу?(ответ обоснуйте)

11. Взаимоотношение каких организмов относятся к нейтральным?
1)ель и растения нижнего яруса
2)белки и лоси
3)львы и грифы
3)травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии

12.Положительным являются взаимоотношения дуба и…
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

13.Конкурентными являются взаимоотношения ели ….
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

14.Нейтральными являются отношения белки и…
1)лося
2)куницы
3)лисы
4)человека


15.
 Симбиоз – это:  
1) взаимовыгодные отношения;  
2) невыгодные отношения;  
3) отношения, когда один получает пользу, а другой не испытывает ни пользу, ни вреда;   4) для одного отношения отрицательны, а другой не испытывает ни пользы, ни вреда.

16.Когда и кем был введен термин «экологическая ниша»
17.Какие организмы относятся к хемосинтезирующим?
1)животные
2)растения
3)грибы
4)железобактерии
18.
   Антропогенный фактор-это

1) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных

2) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

3) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека.

19.Взаимоотношение белок и лосей- это пример
1)нейтрализма
2)паразитизма
3)комменсализма
4)протокооперации


20.Кто изображен на рисунке? В каком веке он жил? Какой вклад внес в науку?
imgB (1).jpg

Ответы к тесту «Местообитание и экологические ниши»
1-1
2-4
3-3
4-1
5-4
6-4
7-2
8-1
9-4
10-
 Нет не могут. На одном месте обитания  живет большое количество организмов разных видов. 
11-2
12-1
13-4
14-1
15-3
16-
Термин введён в 1914 году Дж. Гриннеллом и в 1927 году Чарльзом Элтоном.
17-4
18-3
19-1
20-1)Вернадский
     2)В 20 веке
      3)автор учения о биосфере




                     Основы экологии        

                              11 класс

 Тема: Основные темы экологических взаимодействий

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1.Взаимоотношения каких организмов относятся к симбиотическим?

1)Бобовые растения и азотфиксирующие бактерии
2)белки лоси
3)щука и судак
4)человек и вирус гриппа

2.Взаимоотношения каких организмов относятся к антибиотическим
1)бобовые растения и азотфиксирующие бактерии
2)белки и лоси
3)щука и судак
4)рак-отшельник и коралловый полип актиния

3.Взаимоотношения каких организмов относятся к нейтральным?

1)ель и растения нижнего яруса
2)белки и лоси
3)львы и грифы
3)травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии

4.Положительным являются взаимоотношения дуба и…
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

5.Конкурентными являются взаимоотношения ели ….
1)кабана
2)зайца
3)волка
4)березы

6.Нейтральными являются отношения белки и…
1)лося
2)куницы
3)лисы
4)человека

7.Взаимоотношения раков-отшельников и актиний-это пример
1)мутуализма
2)паразитизма
3)комменсализма
4)протокооперации

8.Целлюлозоразрушающие бактерии обитают в желудке и кишечнике травоядных копытных. Это пример
1)нейтрализма
2)паразитизма
3)мутуализма
4)комменсализма

9.Взаимоотношение белок и лосей- это пример
1)нейтраизма
2)паразитизма
3)комменсализма
4)протокооперации

10.Взаимоотношения между крупными хищниками и падальщиками- это пример
1)конкуренции
 
2)паразитизма
3)комменсализма
4)аменсализма

11.Взаимоотношения некоторых актиний и тропических рыбок- это пример
1)конкуренции
 
2)паразитизма
3)комменсализма
4)аменсализма

12.Взаимоотношения,при которых один из участников умерщвляет другого и использует его в качестве пищи
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма

13.Гриб-пеницилл продуцирует вещества, подавляющие жизнедеятельность бактерий. Это пример
1)конкуренции
 
2)паразитизма
3)комменсализма
4)аменсализма


14.Взаимоотношения вируса гриппа и человека-это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма

15.Соперничество двух мужских особей за самку-это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма
16.Соперничество между волком и лисойза зайца-это пример
1)конкуренции
2)паразитизма
3)хищничества
4)аменсализма              

17.Примером аменсализма организмов являются взаимоотношения
1)клубеньковых бактерий и гороха
2)повилики  и картофеля
3)суперки и пшеницы
4)ели и кукушникого льна

18.Аутэкология-это
1)экология особей
2)экология популяций
3)экология сообществ
4)учение о биосфере

19.На рисунке изображены рак-отшельник и коралловый полип актиния.Как называется такой вид отношения между организмами? В чем выгода такого сожительства?
aktinii.jpg           


20.Установите соответствие

организмы

Образ жизни

А)инфузория-туфелька

1)свободноживущие

Б)паук-крестовик

2)паразитические

В)малярийний плазмодий

Г)эхинококк

Д)таежный клещ

Е)пресноводная гидра

Ответы на тест «Основные типы экологических взаимодействий»

1-1
2-3
3-2
4-1
5-4
6-1
7-4
8-3
9-1
10-3
11-3
12-3
13-4
14-2
15-1
16-1
17-4
18-1
19-1)протокооперативные
2)актиния своими стрекательными клетками защищает рака-отшельника от хищных рыб
3)рак-отшельник, перемещаясь, способствует распространению актиний.
20-112221

                             Основы экологии        

                              11 класс

 Тема: Основные экологические характеристики популяций

Ответом к заданиям 1-18 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Старые особи составляют большую долю в популяциях:

а) быстро растущих;
б) находящихся в стабильном состоянии;
в) со сниженной численностью;
г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

2. Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;
б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;
в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;
г) популяция достигает максимальных размеров.

3.Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;
б) плодовитость;
в) плотность популяции;
г) обилие популяции.

4. Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, - это:

а) индекс численности;
  б) обилие популяции;
  в) плотность популяции;
  г) экологическая пирамида.

5. Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:
  а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;
  б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;
  г) экологической рождаемостью.

  6. Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:
  а) из одной генерации (поколения);
  б) двух генераций;
  в) трех генераций;
   г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

7. Популяцию характеризуют следующие свойства:
 а) рождаемость, смертность;
  б) площадь территории;
  в) распределение в пространстве;
  г) среда обитания, условия жизни.

8. Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:
а) в охотничьих хозяйствах;
б) для медико-санитарной службы;
в) в рыболовстве.

9. Возрастная структура популяции:
  а) определяется внешними условиями;
 б) не зависит от жизненного цикла вида;
 в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
 г) зависит от размеров популяции.

10. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
 б) две популяции одного вида;
 в) две популяции двух видов;
 г) одну популяцию двух видов.

11. Что такое популяция?
12.
 Рост популяции, численность которой увеличивается лавинообразно, называют:
А) логистическим;
Б) изменчивым;
В) стабильным;
Г) экспоненциальным. 

13. Численность популяции жертв будет увеличиваться до тех пор, пока число:
А) рожденных особей не сравняется с числом мигрировавших;
Б) мигрировавших особей не превысит число погибших;
В) погибших особей не сравняется с числом мигрировавших;
Г) рожденных особей не превысит число погибших. 

14.Процессы изменения популяции во времени называют:
А) миграционными;
Б) популяционной динамикой;
В) пространственной структурой;
Г) территориальным поведением

15. Возрастной структурой популяции называют;
А) количественное соотношение женских и мужских особей;
Б) количество новорожденных особей;
В) количественное соотношение разных возрастных групп;
Г) плодовитость женских особей. 

16. Пределы ресурсов местообитания конкретной популяции, за счёт которых она существует (пища, убежища, места для размножения), называют:
А) ёмкостью среды;
Б) экологической нишей;
В) биотическими связями;
Г) регуляцией численности

17. Отношение числа особей (биомассы) популяции к единице пространства (площади или объёма) называют:
А) рождаемостью;
Б) смертностью;
В) плодовитостью;
Г) плотностью популяции. 

18. Неограниченный рост численности популяции сдерживается:
А) действием факторов внешней среды;
Б) количественным соотношением мужских и женских особей;
В) спецификой физиологии женских особей;
Г) связями между особями разных поколений. 

19. как называется представленное на рисунке распределение особей популяций в пространстве? В каких случаях оно наблюдается?

103.png

20.К динамическим показателям популяции относятся:
1)рождаемость
2)смертность
3)половая структура
4)плотность
5)численность
6)скорость роста популяции

Ответы к тесту «Основные экологические характеристики популяций»

1 в
2 г
3 в
4 б
5 б
6 г
7 а
8 а
9 в
10 в
11
 это группа особей, в пределах которой вероятность скрещивания во много раз превосходит вероятность скрещивания с представителями других подобных групп. 
12 г
13 г
14 б
15 в
16 а
17 в
18 а
19-1)равномерное распределение
      2)наблюдается, когда популяция существует в условиях равномерного распределения факторов среды
     3)наблюдается, когда между особями преобладает антагонизм
20-126

                    Основы экологии        

                              11 класс

 Тема: Экологические сообщества


Ответом к заданиям 1-20 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа

1.  Совокупность популяций разных видов, живущих в одном ареале, образует:

А) экосистему      Б) биоценоз     В) биогеоценоз   Г)биосфера

2. Совокупность сообщества организмов с факторами неживой природы образует:

А) биоценоз    Б) биосферу       В) экосистему  Г)биотоп

3.  Первоначальным источником энергии в большинстве экосистем являются:

А) солнечный свет          Б) минеральные вещества

В) пищевые объекты       Г) вода

4.  Организмы, использующие в качестве источника энергии готовые органические вещества, образуют группу: 

А) редуцентов;        Б) консументов;     В) продуцентов  Г)автотрофов

5.  Использовать энергию солнечного света  для создания первичной продукции способны:

А) продуценты;    Б) консументы;      В) редуценты      Г)гетеротрофы

6.  На каждый последующий уровень в пищевой цепи переходит энергия  в количестве:  А) 10%;       Б) 1%;      В) 100%       Г)0,1%

7.   Разрушители органических останков — это:

А) продуценты;      Б) редуцеты;      В) консументы  Г)автотрофы

8. Консументы  - это организмы, которые…

А)  используют готовые органические соединения;

Б) превращают органические остатки в минеральные соединения;

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) минеральные вещества преобразуют в органические

9. Длина пищевой цепи ограничивается:

А) скоростью накопления органического вещества;

Б) количеством пищи;

В) потерей энергии на каждом трофическом уровне.

Г) истощением  минеральных  веществ организмов

10. Большое число видов в экосистеме, разветвлённые цепи питания, ярусность – это признаки

А) устойчивого развития экосистемы;

Б)  перехода экосистемы в неустойчивое состояние;

В) смены одной экосистемы другой

Г) угнетения экосистемы

11.  Укажите правильно построенную пищевую цепь:

А) мышь – клевер – шмель – ястреб;

Б) шмель – мышь – ястреб – клевер;

В)  клевер – шмель – мышь – ястреб.

Г)  клевер – мышь – ястреб – шмель

12.Видом – эдификатором  в степи является

А) степная лисица ;                      В) берёза;

Б) стрекоза;                                   Г) ковыль.

13.  Первичным источником энергии для круговорота веществ в экосистемах является (-ются)

А) питательные вещества;        В) микроорганизмы;

Б) растения;                                  Г) солнечный свет.

14. Солнечную энергию в энергию химических связей органических веществ преобразуют

А) продуценты;                         В) редуценты;

Б) консументы ;                        Г) реагенты.

15. Начальным звеном в цепях питания являются

А) грибы;                        В) вирусы;

Б) животные;                Г) растения.

16. Консументы в биогеоценозе

А)  разлагают мертвые остатки растений и животных;

Б) потребляют готовые органические вещества;

В) создают органические вещества из неорганических;

Г) являются начальным звеном цепи питания.

17. Сколько энергии, заключённой в кочане капусты, будет использовано на рост  организма  человека в пищевой цепи «капуста - человек»?

А) не более 1%;      В) 8%;

Б) не менее 5% ;     Г) около 10%.

18. Организмы какой функциональной группы завершают

 круговорот веществ в биоценозе?

А) консументы первого порядка;       В) продуценты;

Б) консументы второго порядка;        Г) редуценты.

19.  Основным поставщиком энергии в сосновом лесу являются:

А) бактерии;      Б) сосны;     В) белки; Г) насекомые.

20. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

А) консументы -  продуценты – редуценты;

Б) редуценты – консументы – продуценты

В) продуценты – концументы – редуценты.

Ответы к тесту «Экологические сообщества»
1 б
2 в
3 а
4 б
5 а
6 а
7 б
8 а
9 в
10 а
11 в
12 г
13 г
14 а
15 г
16 б
17 г
18 г
19 б
20 в

                                            Основы экологии        

                              11 класс

 Тест:  Взаимосвязь организмов в сообществе

 Ответом к заданиям 1-20 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа
           
1. Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему;

б) биосферу;

в) сообщество;

г) агроценоз.

2. Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле;

б) оранжерея;

в) дубрава;

г) теплица.

3. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

а) ее изменения;

б) ее устойчивости;

в) ее закономерного развития;

4. Одна  из  главных  причин  сокращения  разнообразия  видов  животных

а) колебания численности растительноядных;

б) межвидовая борьба;

в) чрезмерное размножение хищников;

г) разрушение мест обитания животных.

5. Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи  разных  видов  скрещиваются  между  собой  и  связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

6. Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) березовой рощи;

б) экваториального леса;

в) дубравы;

г) тайги.

7. Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

б) степи;

в) широколиственного леса;

г) тундры.

8. Ярусное строение фитоценоза:

а) дает  растениям  возможность  более  полно  использовать  ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

9. Основными  причинами  утраты  биологического  разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

10. К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

                                                                       

 11. На каком трофическом уровне располагаются зеленые растения?
1)первом
2)втором
3)третьем
4)последнем


 12. На каком трофическом уровне располагаются гетеротрофные растения?
1)первом
2)втором
3)третьем
4)последнем

13.На каком трофическом уровне располагаются растительноядные животные?
1)первом
2)втором
3)третьем
4)последнем

14.НА каком трофическом уровне располагаются плотоядные?
1)первом
2)втором
3)третьем
4)последнем

15.На каком трофическом уровне располагаться сапротрофные бактерии и грибы
1)первом
2)втором
3)третьем
4)последнем

16.определите правильную пищевую цепь
1)дождевой червь- еж- лисица- дождевой опад
2)листовой опад- еж- лисица- дождевой червь
3)лисица- еж- дождевой червь- листовой опад
4)листовой опад- дождевой червь-еж-лисица

17.Приблизительно какая часть энергии передается по пищевой цепи на следующий трофический уровень?
1)100%
2)10%
3)1%
4)0%

18.На какой трофический уровень в экосистеме поступает меньше всего энергии?
1)продуценты
2)консументы 1 порядка
3)консументы 2 порядка
4)редуценты
19.какая экосисетма имеет наибольшую продуктивность:
1)степь
2)хвойный лес
3)саванна
4)тропический дождевой лес
20.в какой экосистеме наиболее интенсивный круговорот веществ?
1)тайга
2)смешанный лес
3)степь
4)пустыня
20.что относится к природной экосистеме?

1)пашня
2)сенокос
3)парк
4)степь

Ответы на тест «Взаимосвязь организмов в сообществе»
1 а
2 в
3 б
4 г
5 г
6 б
7 г
8 а
9 а
10 а
11 1
12 2
13 2
14 3
15 4
16 4
17 2
18 4
19 3
20  4

                                            Основы экологии        

                              11 класс

 Тема:   Пищевые цепи

Ответом к заданиям 1-20 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа

1. Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:

а) продуцент;

б) консумент I порядка;

в) консумент II порядка;

г) редуцент.

2. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу

3. Организмы,  питающиеся  готовыми  органическими  веществами, относят:

а) к автотрофам;

б) гетеротрофам;

в) продуцентам;

г) хемотрофам.

4. Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

г) редуцентам.

5. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

6. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

а) динамичность;

б) целостность;

в) смену;

г) сходство с агроценозом.

7. Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:

а) обмена веществ;

б) круговорота веществ;

в) пищевых связей;

г) территориальных связей.

8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

а) саморегуляция;

б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;

г) круговорот веществ.

9. Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

10. Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы.

11. Минимальное количество экологического фактора, при котором возможно существование организма -это
1)оптиум
2)пессиум
3)верхний предел выносливости
4)нижний предел выносливости
12.Недостаток какого экологического фактора ограничивает распространение растений на большие глубины океана?
1)кислорода
2)тепла
3)света
4)пищи

13. Недостаток какого экологического фактора ограничивает рост травянистых растений в еловом лесу?
1)кислорода
2)тепла
3)света
4)воды

14. Определите правильную пищевую цепь
1)крапива- гусеница- дрозд- ястреб
2)гусеница- крапива- дрозд- ястреб
3)ястреб- дрозд- гусеница- крапива
4)крапива- дрозд- гусеница- ястреб

15.какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки- мышь-…-коршун?
1)еж
2)волк
3)уж)4)жаворонок
16.Какое животное надо включить: злаки-…-уж-коршун
1)ежа
2)лягушки
3)мыши
4)жаворонка
17. Определите цепи питания консумента 2 порядка: черная смородина- тля- божья коровка- паук- скворец- ястреб
1)черная смородина
2)тля
3)божья коровка
4)скворец
18.определите в цепи питания вторичного хищника: черная смородина- тля- божья коровка- паук- скворец- ястреб
1)божья коровка
2)паук
3)скворец
4)ястреб
19.Какой организм является консументов 2 порядка в след. Цепи: хламидомонада- головастик- окунь- человек?
1) окунь
2)хламидомонада
3)человек
4)головастик
20. Какой организм является консументов 2 порядка в след. Цепи: ковыль перистый- мышь полевая- уж- степной орел
1)ковыль перистый
2)мышь полевая
3)уж
4)степной орел

Ответы на тест «Пищевые цепи»
1 б
2 а
3 б
4 а
5 а
6 б
7 б
8 г
9 г
10 в
11 3
12 4
13 3
14 3
15 3
16 4
17 3
18 2
19 1
20 3

                      Основы экологии        

                             11 класс

                Тема: Экологические пирамиды

Ответом к заданиям 1-12 является 1 цифра, которая соответствует номеру правильного ответа

1. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;

б) 5 %;

в) 10 %;

г) 15 %.

2. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменным;

г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

3. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы;

б) экологической пирамидой энергии;

в) цепью питания;

г) саморегуляцией.

4. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

а) бактерии;

б) грибы;

в) животные;

г) растения.

5. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ;

б) правилом экологической пирамиды;

в) развитием экосистемы;

г) законом превращения энергии.

6. Перевернутая пирамида численности характерна для:

а) водных экосистем;

б) наземных экосистем;

в) не встречается вообще;

г) почвенных биоценозов.

7. Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:

а) 10 %;

б) 90 %;

в) 0 %;

г) 20 %.

8. Для каждого следующего уровня пищевой цепи:

а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;

б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;

в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;

г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.

9. Пирамида численности отражает:

а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;

б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;

в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.

10. Большое  разнообразие  видов  в  экосистеме – основа  формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …

а) устойчивого развития экосистем;

б) колебания численности популяций;

в) появления новых видов;

г) расселения видов в другие экосистемы.

11. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

 

1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики


12. Какая из экологических пирамид имеет универсальный характер всегда сужается кверху?

1)пирамида чисел

2)пирамида биомасс

3)пирамида энергии

4)финансовая

13. Экологическая пирамида-это?

14.Правило экологической пирамиды?

15. Задача:

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько потребуется травы ,чтобы вырос один орел весом 5 кг( трава- мыши- змеи- орел)

16.Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звено:

а)уменьшается

б)увеличивается

в)не изменяется

г)изменяется по синусоидному графику


17.Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, впишите в таблицу: циклоп, фитопланктон, судак, карась, рак

продуцент

Консумент 1 порядка

Консумент 2 порядка

Консумент 3 порядка

редуцент

Ответы к тесту «Экологическая пирамида»
1 в
2 а
3 в
4 г
5 б
6 а
7 б
8 г
9 а
10 а
11 234
12 3
13 Графическая модель, отражающая число особей, кол-во их биомасс или энергии на каждом трофическом уровне
14 закономерность, согласно которой количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных и каждый последующий пищевой уровень, также имеет массу, в 10 раз меньшую
15 5000кг травы-500кг мыши-50кг змеи-5 кг ястреба
16 а
17. фитопланктон, циклоп, карась, судак, рак.

                                Основы экологии        

                             11 класс

                Тема: Экологическая сукцессия
Ответом к заданиям 1-14 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

2. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных;

б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества;

г) увеличение чистой продукции сообщества.

3. естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;

в) менее  приспособленные  виды  вытесняются  более  приспособленными;

г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.

4. Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья;                        в) кустарники;

б) лишайники;                        г) лисицы.

5. Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:

а) вымирания видов;

б) колебания численности популяций;

в) смены экосистем;

г) биологического прогресса.

6. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения  среды  обитания  в  результате  жизнедеятельности  организмов.

7. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

а) антропогенный;

б) биотический;

в) лимитирующий;

г) метеорологический.

8. К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:

а) отмирание надземных частей растений летом;

б) изменение активности животных в течение суток;

в) распашка земель;

г) бурное развитие растительности зимой.

9. Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:

а) к повреждению подроста деревьев;

б) уплотнению почвы;

в) исчезновению луговых трав;

г) исчезновению лесных трав.

10. Укажите  причину  массовой  гибели  птиц  в  прибрежных  зонах морей:

а) недостаток пищи;

б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;

в) сезонные изменения в природе;

г) приливы и отливы.

     11. Какая из сукцессий является самопорождающейся(аутогенной)
1)формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
2)регулярно-периодическое выгорание калифорнийского чапарали в результате формирования огнеопасной среды
3)изменение биоценоза после распашки целины
4)появление озера после падения метеорита

12.Какая из сукцессий является вторичной
1)формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
2) формирование биоценоза на склоне после оползня
3)изменение биоценоза после распашки целины
4)появление озера в результате падения метеорита
13. Какая из сукцессий является антропогенной?
1)появление пруда в результате деятельности бобров
2)восстановление биоценоза после пожара,вызванного молнией
3)появление озера в результате падения метеорита
4)эвтрофикация водоема в результате попадания в него азотных и фосфорных удобрений с сельскохоз-ных полей

14. Какая из сукцессий является первичной?
1)формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве
2)восстановление биоценоза после пожара, вызванного сжиганием стерни
3) изменение биоценоза после осушения болота
4) эвтрофикация водоема в результате попадания в него азотных и фосфорных удобрений с сельскохоз-ных полей

В задания 15,16 выпишите несколько правильных вариантов ответа


15.Какие из сукцессий возникают вследствие внутренних причин?
1)зарастание скал лишайниками
2)зарастание водоема и образование болота
3)зарастание старицы реки
4)заболачивание пойменных лугов из-за постройки плотины на реке
5)появление полей на месте степей после их распашки

16. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения
а) смена видового состава растений и животных
б)увеличение видового разнообразия организмов
в)уменьшение видового разнообразия организмов
г)увеличение биомассы органического вещества
д)уменьшение чистой продукции сообщества

Ответы к тесту «Экологическая сукцессия»

1 в
2 а
3 г
4 б
5 в
6 г
7 а

9 в
10 б
11 2
12 3
13 4
14 1
15 123
16 абгд



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа по биологии за I полугодие 6 класса

Представлены два варианта ДКР для 6 класса (авторская программа Н.И.Сонина)...

Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)

Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)...

Диагностическая работа по биологии 8 класс

Итоговая работа 8 класс По курсу "Человек и его здоровье"....

диагностическая работа по биологии 9 класс.

тест по биологии 9 класс и его анализ....

Диагностическая работа по биологии 7 класса (И.Н.Пономарева)

Диагностическая работа по биологии по Пономаревой составлена для диагностики зананий за 1 полугодие и 3 четверть по принципу мониторинга знаний....

Диагностическая работа по биологии для 5 класса "Царства Бактерии и Грибы". 2 варианта.

Диагностическая работа по биологии для 5 класса "Царства Бактерии и Грибы" для 5 класса к УМК В.В. Пасечника. 2 варианта....

Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по биологии 5 класс ФГОС

Контрольная работа по биологии в 5 классе представлена в виде комбинированной работы в формате ГИА. Работа расчитана на 40 минтуный урок....