АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по биологии

Савина Юлия Андреевна

На сегодняшний день Российское образование переживает трудный период в своей истории. Переход на дистанционное обучение застал врасплох как учителей, так и учеников, а заодно администрацию школы, района, высшие органы управления в области образования и, конечно же, родителей. Обучение в школе, не говоря о высших учебных заведениях, и раньше, до пандемии, имело ряд проблем, касающихся финансирования, отчетности, содержания образовательных программ, подогнанных под существующие учебники. Но в 2020 году для образовательной системы наступил переломный момент. В этой работе я опишу несколько важных проблем, а также попытаюсь поразмышлять над путем их решения. Таким образом, по ходу моего эссе я выведу образ идеальной школы, к которому в будущем на своих уроках я буду стремиться. Однако важно заметить, что задача эта из недостижимых. Ее скорее можно назвать мечтой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_otechestvennoy_sistemy_obrazovaniya.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

На сегодняшний день Российское образование переживает трудный период в своей истории. Переход на дистанционное обучение застал врасплох как учителей, так и учеников, а заодно администрацию школы, района, высшие органы управления в области образования и, конечно же, родителей. Обучение в школе, не говоря о высших учебных заведениях, и раньше, до пандемии, имело ряд проблем, касающихся финансирования, отчетности, содержания образовательных программ, подогнанных под существующие учебники. Но в 2020 году для образовательной системы наступил переломный момент. В этой работе я опишу несколько важных проблем, а также попытаюсь поразмышлять над путем их решения. Таким образом, по ходу моего эссе я выведу образ идеальной школы, к которому в будущем на своих уроках я буду стремиться. Однако важно заметить, что задача эта из недостижимых. Ее скорее можно назвать мечтой.

В первую очередь считаю необходимым отметить проблему, которую можно озаглавить «Индивидуальный подход». В идеальной школе учитель с первого занятия, с одного взгляда способен разглядеть в ученике потенциал, оценить его способности во всех областях и определить, какой конкретно раздел данного предмета ученику будет наиболее полезен и понятен одновременно. Однако, следует вспомнить, что при среднестатистической нагрузке учителя начальных классов или учителя-предметника (не стоит забывать про классное руководство ко всему прочему) преподаватель не всегда способен запомнить имя и фамилию каждого ребенка. Говорить про остальные пункты бессмысленно. Когда учитель за 45 минут урока должен донести до 30 детей информацию, заложенную в учебнике, времени на разглядывание каждой пары глаз попросту не хватает. Затем наступает следующий урок и так 4-7 уроков подряд. Уверена, читатель понимает, что к концу рабочего дня учитель не вспомнит тему первого урока, не говоря о конкретном ученике.

Возможно, проблема индивидуального подхода решается сама по себе в школах с небольшим количеством учеников – в сельской местности, к примеру. Здесь стоит обсудить проблему номер два – «Финансирование». Каждому человеку, даже без гениального склада ума, потребуется примерно одна секунда на размышление над данной темой. Мало учеников – мало учителей – мало финансирования. Старые учебники, мебель, произведенная в позапрошлом веке, низкие зарплаты учителей, и этот список можно продолжать еще долго – все это приводит к тому, что мотивированность всех членов этой системы падает до нуля. Учеников сложно заинтересовать предметом – они не понимают, зачем им это нужно. Учителя, обиженные уровнем заработной платы, не заинтересованы ни в работе, ни тем более в учениках. Да, конечно, в сельской школе есть индивидуальный подход к ученикам – все в одной деревне живут и поименно друг друга знают. Однако из-за недостаточного финансирования индивидуальный подход перетекает нередко в негативное, субъективное, предвзятое отношение. Не помог покрасить забор? Лови двойку по геометрии. Но давайте все-таки подумаем про ту самую идеальную школу, о которой мы говорили в начале. Если все-таки проблема с индивидуальным подходом и финансированием чудесным образом исчезнет, в классах будет не по 30 учеников, зарплаты будут на приемлемом уровне, а школьные парты не будут разваливаться от любого движения, мы все равно столкнемся с проблемой.

Вспомним о существовании специальных частных школ, в которых отличное финансирование, а детей в классах достаточное количество для возможности осуществления индивидуального подхода. Теперь мы сталкиваемся с проблемой «Миллион отчетов». Любой педагог, хотя бы год проработавший в образовательном учреждении, знаком со всеми формами отчетности и документации. Таким образом, система подразумевает, что отсутствие отчета приравнивается к отсутствию деятельности. Несправедливо и глупо, не находите? Учитель тратит большую часть рабочего и внерабочего времени на составление различных документов. Это приводит к эмоциональному выгоранию, дело даже не в профессии – любой человек потухнет морально при таких нагрузках. А ко всему прочему вспомним про 300 тетрадей с контрольными работами. А если в классах много т.н. сложных детей? Во время урока учитель устает не только из-за непрерывного "говорения" и объяснения материала. В каждом классе есть дети со своими проблемами – социальными, психологическими, эмоциональными и тому подобными. Эти дети могут привлекать внимание учеников и учителя по поводу и без или, наоборот, уходить в туалет на полурока, потому что не хотят изучать географию. На фоне этих проблем учитель должен умереть от всего, что сваливается ему на голову. Ну или потерять рассудок. 

Часто в школах имеется достаточное финансирование, учителя с многолетним стажем спокойно относятся к своей нагрузке и могут хотя бы в какой-то мере осуществлять индивидуальную работу с учениками. Даже в такой, вроде бы идеальной школе не стоит забывать о еще одной глобальной проблеме, которая беспокоит все без исключения школы мира (или хотя бы России). Это «Гонка за показателями». Любая школа стремится к тому, чтобы стать лучшей на районе, в городе, среди школ с подобной специализацией и так далее. «Лучшая школа с хим-био/физ-мат/общ-ист/био-мат уклоном», нужное подчеркнуть либо написать свой вариант. Учителя загружают детей олимпиадами, конкурсами, проектами ради получения квалификации и улучшения рейтинга школы в целом. Не нужно путать это с индивидуальным подходом. Есть много детей, которые читают учебник вовремя и делают домашнее задание. От этого они кажутся заинтересованными в предмете и их нагружают различными видами деятельности. Добросовестные будущие художники, спортсмены и повара не имеют более возможности заниматься любимым делом. Их заставляют идти на олимпиаду просто потому, что они делают уроки и иногда выходят отвечать к доске.

Давайте вообразим себе такую школу, в которой всех этих проблем не будет. И здесь мы уткнемся в незыблемую гору под названием «Родители». Я говорю сейчас не про всех без исключения родителей, а только про некоторых. Часто, чтобы выиграть родительскую гонку, взрослые люди совершают глупые поступки. Без спроса ребенка они решают его судьбу в сторону более статусного и уважаемого решения. «Никаких поваров и художников, ты станешь юристом!», – на этом моменте ребенок, воспитанный в подобном обществе властных людей, не имеет права и возможности перечить родителю, ведь взрослому виднее. Таким образом, нагруженность ребенка возрастает до небес, а стресс на тему самореализации усиливается и начинает душить личность ребенка. Он начинает воспринимать себя как виртуального персонажа, которого нужно прокачивать и зарабатывать грамоты и медали. Индивидуальный подход учителя не будет работать с учеником, которого лишили этой индивидуальности родители. Некоторые родители ломают даже сильных детей со своим мнением и желанием, задавливая все стремления на корню.

Вычеркнем родителей из нашей картины идеальной школы. Нет их, или они идеальные, интересуются увлечениями ребенка и поддерживают любое его начинание. Мы сталкиваемся с еще одной проблемой – «В школе не учат жизни». Не знаю, как в других школах, но лично я узнала, зачем нужен полис медицинского страхования в 18 лет. В моем паспорте до сих пор лежит свидетельство о рождении, которое мне ни разу не пригождалось, и еще какой-то маленький зеленый документ, значение которого я и в 22 года не поняла. Открыть карту в банке, заплатить за коммунальные услуги, авансовая система заработной платы, оплата водительских штрафов, кредит – это важные аспекты жизни любого человека, кроссворды, которые выпускник школы и университета должен разгадать самостоятельно. Школа людям нужна для того, чтобы к совершеннолетию они умели жить самостоятельной взрослой жизнью. Знать предметы, необходимые в будущей профессии, иметь навыки бытовой жизни (починить, постирать, приготовить). Но, к большому сожалению, в современном мире выпускники 9 и 11 класса до сих пор не научились заполнять анкеты для получения скидочных карт в магазине. Зато их научили считать тангенсы.

Так мы приходим к следующей проблеме Российского (и не только) образования – «Отсутствие специализации». Будущий художник, даже если и научится решать квадратные уравнения и отличать циклоны от антициклонов, никогда не поймет, зачем ему это было нужно. Встает вопрос о том, что время, потраченное на домашнее задание, и деньги, потраченные на репетиторов, уже не вернуть, а все усилия были напрасными. В идеальной школе обязана быть специализация. И не нужно придумывать ситуации, когда ученик ничего не хочет и не будет делать. В этой ситуации виноват не ребенок, а все его окружение. Учитель не заинтересовал, родитель не проследил, а подросток уже завел компанию по интересам, и эта компания состоит из таких же, как и он, брошенных детей. Не будем возвращаться к проблеме родителей. Специализация – это не приговор, не деление на гуманитариев и технарей, это способ максимально оптимизировать образовательный процесс для каждого ученика. Если правильно и справедливо организовать специализацию в школе, то проблема индивидуального подхода полностью или частично решится сама по себе.

Переходим к следующей проблеме – «Подход учителя». Разные учителя имеют разный уровень подготовки, разные подходы к обучению и воспитанию детей. Учителя 20, 30, 40 лет назад тоже были детьми. Их могли любить, обижать, поддерживать, бить, ссориться с ними и так далее. Они вырастают во взрослых людей, которые могут проецировать свое детство на своих учеников. Некоторые принимают родительскую манеру поведения, кто-то, наоборот, противоречит ей, кто-то создает свою новую. Таким образом, разные учителя могут быть строгими, добрыми, несерьезными, ответственными и любыми другими. Учитель – это первая инстанция для ученика, изучающего предмет. И если учитель не вызывает уважения или любви, то и предмет покажется скучным и сложным.

В идеальной школе работают идеальные учителя. Они любят свою работу, свой предмет, у них нет проблем вне работы, у них 25 часов в сутки и стальные нервы. Родители понимают своих детей, любят их и позволяют им самим решать свою судьбу. И настало время поговорить о самих детях. Проблема под названием «Равенство учеников и доступность образования» является нерешаемой. Всегда будут неблагополучные семьи (сейчас мне кажется, что так было, есть и будет всегда и причем везде, но хочется верить, что когда-нибудь это окажется неправдой). В этих семьях, даже при хорошем отношении к ребенку, будут проблемы с финансовой стороной вопроса. Учебники, тетради, ноутбуки, канцелярия, школьная форма, спортивные костюмы, обувь - все это может являться непреодолимым препятствием в жизни ученика и его родителей. Я знаю позицию многих людей а-ля «нет возможностей, не рожай», однако ситуации разные бывают. Я знаю множество примеров банкротства малого бизнеса в период пандемии. В любом случае, семейный бюджет является тем самым китом, на котором строится жизнь ребенка, без которого становление личности может пойти не так, как хотелось бы.

Подводя итоги и без того затянувшегося эссе, я хочу сказать, что перечисленные выше проблемы образования очень серьезны, в некоторых ситуациях фатальны. Стоит отметить, что проблема неготовности системы к дистанционной форме обучения, загруженность учебных программ теорией и смехотворно маленькое количество часов практических занятий, безработица выпускников педагогических ВУЗов и одновременно кадровое голодание в школах, несоответствие финансирования реальным нуждам школы, коррупция и множество других проблем не были обсуждены в данной работе. Однако, проведя устный и письменный анализ сложившейся ситуации, я могу заявить, что идеальная школа может существовать. Помимо очевидных проблем с финансированием и перегруженностью классов, здесь отсутствуют любые возможные проблемы. Ученики довольны образованием, они имеют достаточно свободного времени для самореализации, отдыха, проведения интересного для них досуга, родители любят, понимают и заботятся о своих детях, помогают классному руководителю воспитывать и развивать в детях хорошие и полезные качества и навыки, учителя любят свою работу, им выплачивают достойную заработную плату, в школьном коллективе все работает слаженно, нет проблем с обратной связью между руководством школы и пед. работниками. Рецепт такой школы прост и понятен, даже очевиден. Нужно уважение, любовь и стремление к светлому будущему смешать в сердцах учителей, учеников и родителей и запекать в условиях отсутствия финансовых и отчетных проблем до готовности в течение нескольких лет. Любой уважающий себя учитель, для которого его работа – это призвание, а не деньги (хотя о каких деньгах мы говорим), всегда будет стараться проводить свой урок интересно, полезно, понятно и информативно для учеников. Он не будет налаживать дисциплину запугиванием, он не будет зарабатывать уважение криками и угрозами. Он станет любимым учителем через любовь и никак иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования

В новое столетие система среднего профессионального образования России вошла не в лучшей форме. На это повлияли как демографический спад, так и расширение доступности высшего профессионального образов...

Актуальность проблемы обучения и образования детей с умеренными, тяжелыми нарушениями и множественными нарушениями развития.

1. Дети со сложным дефектом. Сравнение систем специального образования в Европе и России.2. Статистика среди детей с ОВЗ по России.3. Минобразования России – изменения в системе специального образован...

Г.В. Мокина. Актуальные проблемы современного школьного образования.

В статье идет речь о проблеме ценностных ориентиров, которые стоят перед современной школой. Чему учить? Как учить? Зачем учить? - эти вопросы встают перед каждым думающим учителем.Какие бы ветры врем...