РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Биология 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Левченко Оксана Александровна

Рабочая программа (линия И. Н. Пономаревой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_10-11.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 405

«Рассмотрено»

МО учителей

естественных наук и физкультуры

Протокол №1

от «_____» августа 2014 г.

«Согласовано»

Педагогическим советом

ГБОУ гимназия №405

Протокол №____

«____» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ гимназия №405

____________/Бабенко И. В./

Приказ №____

от «_____» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биология 10-11 классы

Учитель биологии

Левченко О.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014


Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………….…………………………………..….  
  2. Учебно-тематический план……………………………………….………………………………...  
  3. Содержание тем учебного курса………………………………………………………………...….
  1. Требования к уровню подготовки учащихся ……………………………………………………...
  2. Перечень учебно-методического обеспечения……………………….…………………………    
  3. Список литературы…………………………………………………………………………………..  

Пояснительная записка

          Рабочая программа по биологии для 10-11 классов  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), основной образовательной программы гимназии, авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2010).

        Изучение биологии в школе на базовом уровне направлено на реализацию культурологической функции биологического образования. В процессе изучения биологии формируется научное мировоззрение, этическое и гуманистическое отношение к живым существам и человеку (уважение, сотрудничество, помощь, исключение вредных привычек), ответственное отношение к жизни, здоровью человека, окружающей среде.

        Предмет «Биология» относится к образовательной области «естественнонаучные предметы».  

        Особенностью реализуемой в гимназии общеобразовательной программы является расширенная гуманитарная составляющая, реализуемая за счет комплекса предметных дисциплин, а также методов и средств, используемых в уроке, видов и форм внеурочной деятельности.

        В рамках авторского курса биологии расширение гуманитарного сознания учащихся  обеспечивается предметным содержанием и культурологической, экологической и гуманистической направленностью программы. Содержание предмета предполагает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи.

        Программа ставит целью формирование ответственных и самостоятельных выпускников, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной научной картины мира в мировоззрения и учащихся.

        В 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Основы общей биологии" предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении, в авторском курсе общей биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляется интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы с точки зрения разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным. При этом еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах с целью актуализации ранее приобретенных знаний, их углубления, обобщения и систематизации в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

        Ведущие ориентиры, положенные в основу программы:

 культурологическая парадигма образования, системный, интегративно- дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;

 принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;

 концепция компетентностного подхода в обучении;

 концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;

 тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;

 ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.

        Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.

Личностно-ориентированный подход и деятельностный характер обучения, заложенные в основе программы, соответствуют требованиям новых стандартов. Программа ориентирована на достижение планируемых результатов обучения.

        Цель программы курса: сформировать у школьников в процессе биологического образования понимание значения законов и закономерностей существования и развития живой природы, осознание величайшей ценности жизни и биологического разнообразия нашей планеты, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле.

Задачи  курса:

-  приобщить  к  осмыслению  (сущности  жизни,  бытия,  познания,  практики  и  т.д.)  эстетических,  этических,  правовых  норм,  ценностей,  идеалов  и  правил,  касающихся  культуры  общения  с  живыми  системами;  раскрыть  картину  биологической  реальности,  показать  сферы  ее  взаимосвязи  с  физической,  химической,  технической  и  социальными  картинами  мира;

-  познакомить  с  научными  принципами  биологического  познания (причинностью,  системностью,  историзмом); научить  видеть  их  истоки;  развить  умение  выдвигать  и  решать  проблемы,  планировать  и  ставить  наблюдения  и  эксперименты;

- развитие экологической грамотности на основе знания биологических закономерностей, связей между живыми организмами, их эволюции, причин генетического, видового и экосистемного разнообразия;

- овладеть  логической  структурой  и  концептуальным  аппаратом  важнейших  биологических  и  пограничных  теорий  и   идей, умением  пользоваться  теоретическими  знаниями  для  обобщения,  систематизации  и  прогнозирования;

- усвоить  прикладные  теории,  связанные  с  использованием  живых  систем;  вооружить  знаниями,  необходимыми  для  профессиональной  ориентации  в  прикладных  областях  биологии,  практическими  навыками  обращениями  с  биосистемами;

- понимание гуманистической значимости природы, ценностного отношения к ней и формирование на этой основе экологической культуры.

        Место курса в учебном плане.

        Сроки реализации рабочей программы 2 года. Согласно федеральному базисному плану и учебному плану гимназии № 405 и в соответствии с авторской программой на уроки биологии в 10- 11 классе отводится 61 час. Рабочая программа в целом соответствует авторской с учетом контингента и качественной характеристики обучающихся. Резервное время используется на изучение проблемных вопросов курса, проведение экскурсий, лабораторных работ, организацию проектно-исследовательской деятельности.

        

        Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне представляют следующие идеи: отличительные особенности живой материи, уровневая организация живой природы, эволюция, многообразие проявлений форм жизни, сохранение биологического разнообразия на земле.

        Программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов,  где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии".  Изучение курса биологии 10-11 классов основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин на ступени основного общего образования, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы более высокого уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы.

Учебники биологии для 10 и 11 классов являются двухуровневыми. Их основной материал предназначен для организации обучения в соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения базового курса биологии в старшей школе. Дополнительный материал предназначен для работы в образовательных учреждениях, где на обучение биологии выделяется дополнительный учебный час в неделю. Этот материал может быть использован на дополнительных уроках либо во внеурочной деятельности. Его также могут использовать обучающиеся, выбравшие биологию для сдачи экзамена по выбору.

             Программа по биологии 10-11 классов позволяет не только продвинуться в усвоении обязательного образовательного минимума, но и предоставляет возможность школьникам реализовать свой творческий потенциал, получить необходимую базу для выбора будущей учебы по избранной профессии. Таким образом, программа создает условия для профориентационного выбора и активизации профессионального самоопределения выпускников.

        Формы организации образовательного процесса

        Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний используются следующие формы организации учебного процесса:

-  общеклассные: урок, собеседование, консультация, практическая работа, лабораторная работа

- групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания

- индивидуальные: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером

        Практические и лабораторных работы, проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

        В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа, лекция;

наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Планируемые результаты освоения курса биологии:

Личностные результаты:

  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
  • сформированность мотивации к творческому труду; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
  • сформированность убежденности в важной роли биологии в жихни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: 

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
  • планировать свою образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану;
  • соотносить результат деятельности с целью;
  • различать способ и результат деятельности;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
  • представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимать систему взглядов и интересов человека;
  • владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.

Коммуникативные:

  • толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
  • понимать не похожую на свою точку зрения(собеседника, автора текста);
  • понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде;
  • объяснять смысл слов и словосочетаний с помощью толкового словаря, исходя из речевого опыта или контекста;
  • самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
  • при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1.   В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
  • выделение существенных признаков биологических объектов (видов, экосистем, биосферы) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; влияние экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описание особей видов по морфологическому критерию;
  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
  • сравнение биологических объектов (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор) и формулировка выводов на основе сравнения.

2.   В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (направленное изменение генома).

3.   В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4.   В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Система оценки достижений учащихся

Оценка практических умений учащихся.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

 - правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа  по  подбору оборудования,  объектов;

 - при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

- в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

-допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

 Учитель должен учитывать:

- правильность проведения;

- умения выделять существенные признаки,  логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

- правильно по заданию проведено наблюдение;

- выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

- правильно по заданию проведено наблюдение;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта  (процесса) названы второстепенные;

- допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

- допущены  1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

- допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

- допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5»:

- ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4»:

- ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3»:

 - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2»:

 - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» 

- ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4»

- ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи;

- есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» 

- ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» 

- ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка практических и лабораторных работ

Оценка «5»:

-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4»:

- выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3»

- результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» 

- результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


           Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.

           В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Лабораторные

работы

10 класс

1

Введение в курс общебиологических

явлений

4

2

Биосферный уровень организации жизни

7

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

2

4

Популяционно-видовой уровень

организации жизни

12

1

11 класс

1

Организменный уровень организации жизни

11

2

Клеточный уровень организации жизни

10

1

3

Молекулярный уровень проявления

жизни

9

Всего

61

4

Содержание тем учебного курса

10 класс

  1. Введение в курс общебиологических явлений

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отросли биологии, ее связи с другими науками.

  1. Биосферный уровень организации жизни

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы возникновения жизни на Земле А.И.Опарина и Дж.Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

  1. Биогеоценотический уровень организации жизни.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистемы. Саморегуляция  в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

  1. Приспособленность организмов к совместной  жизни  в биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
  2. Свойства экосистем

  1. Популяционно-видовой уровень организации жизни

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа:

  1. Характеристики видов (Морфологические критерии, используемые при определение вида)

11 класс

  1. Организменный уровень живой материи.

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способов питания.

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша.

        Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

        Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

        Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

        Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

        Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в разнообразие селекции. Ученые Н.И.Вавилов о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

        Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

        Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

  1. Клеточный уровень организации жизни.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке.

Лабораторная работа:

  1. Изучение свойств клетки (Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. Исследование проницаемости растительных животных клеток. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука)

  1. Молекулярный уровень проявления жизни

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи.

        Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

        Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.

        Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

        Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

        Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

        Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов.

        Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Экологическая культура – важная задача человечества.

  1. Заключение

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Необходимые  требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения и формируемыми компетенциями.

В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник  должен знать/понимать:

•   особенности жизни как формы существования материи;

•   роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

•   фундаментальные понятия о биологических системах;

•   сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

•   основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

•   соотношение социального и биологического в эволюции человека;

•   основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

В результате изучения биологии на базовом уровне выпускник  должен уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой,
  • составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.,  - Общая биология. 10 класс. Базовый уровень  /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2013.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.,  - Общая биология. 11 класс. Базовый уровень  /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2013
  3. Общая биология. Учебник для 10- 11 классов /Под редакцией акад. Д.К. Беляева, проф. Д.М. Дымшица, М., Просвещение, 2005.

Дополнительная  учебная литература для учащихся

  1. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
  2. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
  3. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака,  М., Просвещение, 1994.
  4. ЕГЭ. Биология.  КИМы. 2004-2013 годы.

Основная учебная литература для учителя:

  1. И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова, Л.В.Симонова – Биология 5-11 классы: программы. М.,  Вентана - Граф, 2013
  2. Программа по биологии для общеобразовательного профиля обучения в средней (полной) школе. Авторы: И. Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, О. А. Корнилова, Л.В. Симонова, В. С. Кучменко (Сборник «Общая биология. Программы. 10-11 класс». / Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М. «Вентана - Граф», 2006, стр. 8- 15);
  3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова - Биология. 10 класс. Методическое пособие.- М.,  Вентана - Граф, 2013;
  4. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова - Биология. 11 класс. Методическое пособие.- М.,  Вентана - Граф, 2013.
  5. Рекомендации по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (базовый уровень)  при планировании изучения предмета 1 час в неделю.

Дополнительная учебная литература для учителя:

  1. Лернер Г.И. - Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс. М., Аквариум, 1992
  2. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Библиотека учителя биологии. М., Просвещение, 1984
  3. Бондаренко И.А.- Тесты по общей биологии. Саратов, «Лицей», 1999
  4. Трошин А.С., Трошина В.П. Физиология клетки. М., Просвещение, 1979
  5. Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.В. Зверева), Волгоград, Корифей, 2005
  6. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Методика преподавания факультативного курса по генетике, М., Просвещение, 1979
  7. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. - Биология  в экзаменационных вопросах и ответах. М., Айрис- Пресс, 2001
  8. Мухамеджанов И.Р. - Тесты. Зачеты. Блиц-опросы. Биология. 10-11 классы. М., «ВАКО», 2006
  9. Шалапенюк Е.С., Камлюк Л., Лисов Н. -  Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы, М., Айрис – Пресс, 2007.
  10. Вахрушев А.А., Ловягин С.Н. и др. - Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Биология, М., БАЛАСС, 2005.
  11. Раймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1997.
  12. ЕГЭ. Биология.  КИМы. 2004-2007 годы.
  13. Научно – методические журналы «Биология в школе».

Технические средства обучения

- компьютер

- мультимедиапроектор

- коллекция медиаресурсов

- выход в Интернет

Демонстрационные пособия

- комплект демонстрационных таблиц по биологии

- наборы муляжей

Учебно-лабораторное оборудование

- комплект микропрепаратов

- лупа ручная

- микроскоп

- набор препаровальных инструментов

Список литературы

  1. Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.    - М.: Просвещение, 2010
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. - М., 2010
  3. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С., Симонова Л.В. Биология 5-11 классы: программы. - М.,  Вентана - Граф, 2012
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.  Биология. 10 класс. Методическое пособие. - М.,  Вентана - Граф, 2013;
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.  Биология. 11 класс. Методическое пособие. - М.,  Вентана - Граф, 2013;
  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень  /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2013.
  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.  Общая биология. 11 класс. Базовый уровень  /Под редакцией проф. Пономаревой И.Н.- М.,  Вентана - Граф, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС

        Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы  авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...

Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы  авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

Рабочая программа Биология 8, 9 класс

В папке содержатся рабочие программы по предмету Биология 8. 9 класс...