Календарно-тематическое планирование уроков биологии 11 класса, углубленный уровень.
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс)

Закрой Наталья Евгеньевна

Календарно-тематическое планирование уроков биологии 11 класса, углубленный уровень к учебнику для общеобразовательных организаций под редакцией В.В. Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 11 КЛАССА (углубленный уровень)

(3 часа в неделю, всего 102 часа)

Дата

№ урока

Темы разделов

Кол-во часов

В том числе

Темы уроков

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Лабораторных и практических

контрольных

экскурсий

Введение

1 ч

  

04.09

1

Введение. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Инструктаж по ТБ.

Предметные УУД: Имеют представление  об эволюционной теории Ч. Дарвина, умеют делать выводы об историческом положении теории Ч. Дарвина,

Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные УУД: Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Личностные УУД: Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Раздел 1

Популяционно–видовой уровень

21

08.09

2

Тема 1.1

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции

2

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Вид и его критерии (морфологический, физиологический, биохимический, географический, экологический, генетический).

08.09

3

Популяционная структура вида. Показатели и свойства популяции.

11.09

4

Тема 1.2

Развитие эволюционных идей

2

Развитие эволюционных идей в додарвиновский период.

15.09

5

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

15.09

6

Тема 1.3

Синтетическая теория эволюции

3

Основные положения синтетической теории эволюции.

18.09

7

Доказательства эволюции живой природы.

22.09

8

1

Вводный этап внутреннего мониторинга качества образования (контрольная работа №1)

22.09

9

Тема 1.4 Движущие силы эволюции

1

Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Предметные УУД: имеют представления об искусственном и естественном отборе, о движущих силах эволюции, эволюционной роли модификаций; физиологических адаптациях. Владеют способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения биологии.

Познавательные УУД: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Регулятивные УУД: Составляют план и последовательность действий. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Коммуникативные УУД: Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД: Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Имеют установку на здоровый образ жизни. Знают основы экологической культуры.

25.09

10

Тема 1.5 Изоляция. Закон Харди-Вайнберга

2

Изоляция. Закон Харди-Вайбнберга.

29. 09

11

1

Практическая работа№1: « Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга» (Подготовка к ЕГЭ)

29.09

12

Тема1.6 Естественный отбор как фактор эволюции

3

1

Естественный отбор как фактор эволюции. Практическая работа № 2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов».

02.10

13

1

Практическая работа3: 

«Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». (Подготовка к ЕГЭ)

06.10

14

1

Адаптации как результат действия естественного отбора.

Лабораторная работа № 1 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

06.10

15

Тема 1.7 Половой отбор. Стратегии размножения

1

Половой отбор. Стратегии размножения

09.10

16

Тема1.8 Микроэволюция и макроэволюция

2

1

Понятие о микроэволюции. Способы видообразования. Практическая работа №4 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования». (Подготовка к ЕГЭ)

Предметные УУД: Знать  об образовании новых видов в природе, понятия микроэволюционного процесса, темпы эволюции. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Познавательные УУД: Выполняют операции со знаками и символами. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.  

Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат.

Коммуникативные УУД: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

13.10

17

Понятие о макроэволюции.

13.10

18

Тема1.9 Направления эволюции

3

1

Направления  макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса. Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции». (Подготовка к ЕГЭ)

16.10

19

1

Практическая работа №6 «Выявление ароморфозов у растений и животных» (Подготовка к ЕГЭ)

20.10

20

1

Лабораторная работа № 2 «Выявление идиоадаптаций у растений и животных».

20.10

21

Тема1.10 Принципы классификации. Систематика

2

1

Принципы классификации. Систематика.

Практическая работа №7. «Современная система классификации»

(Подготовка к ЕГЭ)

23.10

22

1

Контрольная работа №2. Популяционно-видовой уровень

Раздел 2

Экосистемный уровень

30

Предметные УУД: Умеют различать основные типы экологических взаимодействий, сравнивать биологические процессы и делать выводы. Знают экологические факторы среды, общие законы действия факторов среды на организмы, умеют сравнивать основные среды жизни, обосновывать законы оптимума,  лимитирующего фактора. Знают основные демографические и структурные характеристики популяции, структуру природных биогеоценозов, цепи и циклы питания.

Умеют составлять цепи и циклы питания.  

Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.  

 Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

 Коммуникативные УУД: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.  

Личностные УУД: Ориентируются  в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение.

Работа над мини-проектами.

Представление результатов деятельности в виде отчета.

Выполнение тестовых заданий

06.11

23

Тема 2.1

Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов

2

Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов.

10.11

24

1

Лабораторная работа №3. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»

10.11

25

Тема 2.2

Экологические факторы и ресурсы

2

Экологические факторы и ресурсы. 

13.11

26

1

Лабораторная работа №4. «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

17.11

27

Тема 2.3 Влияние экологических факторов среды на организмы

2

Влияние экологических факторов среды на организмы

17.11

28

1

Практическая работа №8. «Решение задач на применение правила толерантности». (Подготовка к ЕГЭ)

20.11

29

Тема2.4 Экологические сообщества

1

Экологические сообщества

24.11

30

Тема2.5 Естественные и искусственные экосистемы

2

Естественные и искусственные экосистемы.  

24.11

31

1

Практическая работа №9. «Решение задач на видовое разнообразие  сообществ» (Подготовка к ЕГЭ)

27.11

32

Тема2.6 Взаимоотношения организмов в экосистеме

4

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз.

01.12

33

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм.

01.12

34

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество.

04.12

35

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз. Конкуренция.

08.12

36

Тема 2.7 Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования

2

Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования.

08.12

37

1

Лабораторная работа №5. «Изучение экологической ниши у разных видов растений»

11.12

38

Тема 2.8 Видовая и пространственная структура экосистемы

1

Видовая и пространственная структура экосистемы

15.12

39

Тема2.9

 Трофическая структура экосистемы

6

 Трофическая структура экосистемы

15.12

40

1

Лабораторная работа №6. «Описание экосистем своей местности»

18.12

41

Пищевые связи в экосистеме. Типы пищевых цепей.

22.12

42

Особенности пищевых цепей на суше и в Океане.

22.12

43

1

Экологические пирамиды. Практическая работа № 10 «Решение задач на расчет биомассы на разных трофических уровнях» (Подготовка к ЕГЭ)

25.12

44

1

Промежуточный этап внутреннего мониторинга качества образования (Контрольная работа №3)

12.01

45

Тема 2.10

 Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме

2

Потоки энергии и вещества в экосистемах. Особенности переноса энергии в экосистеме.

12.01

46

Круговорот веществ.

15.01

47

Тема 2.11 Продуктивность сообщества

1

Продуктивность сообщества

19.01

48

Тема 2.12 Экологическая сукцессия

2

Экологическая сукцессия.

19.01

49

Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.

22.01

50

Тема 2.13 Последствия влияния деятельности человека на экосистемы

3

Последствия влияния деятельности человека на экосистемы

26.01

51

1

Лабораторная работа №7. «Оценка антропогенных изменений в природе»

26.01

52

1

Контрольная работа №4 «Экосистемный уровень»

Раздел 3. Биосферный уровень

31

29.01

53

Тема 3.1

Биосферный уровень: общая характеристика.

1

Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о биосфере

02.02

54

Учение В.И. Вернадского о биосфере

1

Структура биосферы. Функции живого вещества. Ноосфера.

02.02

55

Тема

 3.2 Круговорот веществ в биосфере

4

Круговорот веществ в природе

05.02

56

Круговорот воды. Круговорот кислорода.

09.02

57

Круговорот углерода. Круговорот азота.

09.02

58

1

Практическая работа № 11«Решение задач на биогеохимические циклы». (Подготовка к ЕГЭ)

12.02

59

Тема 3.3

Эволюция биосферы

3

Эволюция биосферы. Зарождение жизни.

16.02

60

Эволюция биосферы. Кислородная революция. 

16.02

61

Влияние человека на эволюцию биосферы.

19.02

62

Тема 3.4 Происхождение  жизни на Земле

1

Гипотезы о происхождении жизни.

26.02

63

Тема 3.5 Современные представления о возникновении жизни

2

Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы формирования жизни.

02.03

64

Гипотезы происхождения эукариотов.

02.03

65

Тема 3.6

 Развитие жизни на Земле

6

Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой.

Предметные: иметь представление о развитии жизни на Земле. Знать основные этапы эволюции растений и животных по эрам и периодам. Умеют выделять  основные стадии  антропогенеза, определять основные движущие силы антропогенеза.  Систематическое положение вида

Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Умение корректировать собственные представления о происхождении человека.

 Популяционная структура вида Homo sapiens;

 человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. 

Познавательные УУД: Анализируют условия и требования задачи. Выбирают знаково-символические средства для построения модели.

 Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные УУД: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные:  уметь объяснять необходимость знаний о  развитии жизни на Земле для понимания сущности эволюционных процессов живых организмов по эрам и периодам.

05.03

66

Развитие жизни на Земле в раннем палеозое.

09.03

67

Развитие жизни на Земле в позднем палеозое.

09.03

68

Развитие жизни на Земле. Мезозой.

12.03

69

Развитие жизни на Земле. Кайнозой.

16.03

70

1

Практическая работа №12 «Развитие жизни на Земле» (Подготовка к ЕГЭ)

16.03

71

Тема 3.7

 Эволюция человека

10

Развитие взглядов на происхождение человека. Отличия человека от животных.

19.03

72

Систематическое положение современного человека.

30.03

73

Основные стадии антропогенеза. Предшественники человека.

30.03

74

Древнейшие люди, или архантропы.

02.04

75

Древние люди, или палеоантропы.

06.04

76

Люди современного анатомического типы, или неоантропы.

06.04

77

Движущие силы антропогенеза.

09.04

78

Современные проблемы человеческого общества.

13.04

79

Формирование человеческих рас. 

13.04

80

1

Практическая работа №13 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас». (Подготовка к ЕГЭ)

16.04

81

Тема 3.8

 Роль человека в биосфере

3

Человек и экологический кризис. Пути выхода из экологического кризиса.

20.04

82

Влияние деятельности человека на планету.

20.04

83

1

Контрольная работа №5 «Биосферный уровень»

Повторение

Предметные: Систематизация учебного материала, отрабатывают знания и умения, необходимые для итоговой аттестации.

Метапредметные:Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; имеют представление о накоплении и развитии биологических знаний, умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:  Формирование мотивации изучения биологии и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «биология»

23.04

84

Повторение темы: «Развитие эволюционных идей» (Подготовка к ЕГЭ)

85

Повторение темы: «Эволюционное учение. Микроэволюция» (Подготовка к ЕГЭ)

27.04

86

Повторение темы: «Эволюционное учение. Макроэволюция» (Подготовка к ЕГЭ)

27.04

87

Повторение темы: «Синтетическая теория эволюции» (Подготовка к ЕГЭ)

30.04

88

Повторение темы: «Экосистемный уровень. Экологические факторы и ресурсы»    (Подготовка к ЕГЭ)

04.05

89

Повторение темы: «Экосистемный уровень. Экологические сообщества» (Подготовка к ЕГЭ)

04.05

90

Повторение темы: «Развитие органического мира» (Подготовка к ЕГЭ)

07.05

91

Повторение темы: «Эволюция человека» (Подготовка к ЕГЭ)

11.05

92

Повторение темы: «Биосфера и человек» (Подготовка к ЕГЭ)

11.05

93,94

1

Итоговая контрольная работа №6 (в формате ЕГЭ)

Резерв:

8

Итого:

102

13 п/р

7 л/р

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 5 класса (углубленный уровень) к УМК О.В. Афанасьевой

Для учителей, работающих по программам углубленного изучения английского языка...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 10-11 класс (углубленный уровень) ФГОС.

Календарно-тематическое планирование уроков биологии, 10-11  класс составлено для углубленного изучения биологии, ФГОС, рассчитано на 3 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование. Математика 11 класс.Углубленный уровень. Индивидуальное обучение.

Данное календарно-тематическое планирование было разработано для учащегося с ОВЗ в 11 классе по предмету математика  ( алгебра и геометрия) с  углубленным  изучением   предмет...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно - тематическое планирование по истории 11 класс (углубленный уровень)

Календарно-тематическое планирование по истории для 11а (социально – гуманитарного) класса на углублённом уровне составлено на основе ООП СОО гимназии, рабочей программы  по истории для обу...

Рабочая программа и тематическое планирование для 10 класса(углубленный уровень)

Планируемые результаты, содержание и тематическое планирование по учебнику  «Английский язык» для 10 классов. Углубленное изучение. Авторы: Афанасьева О.В. Михеева И.В. на 170 часов(5...

Календарно-тематическое планирование по математике 10 класс (углубленный уровень)

Календарно-тематическое планирование по математике 10 класс (углубленный уровень), таблица в Excel...