Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Соковикова Рита Васильевна

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику  Н.И. Сонина, М.Р. Сапина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx159.59 КБ

Предварительный просмотр:

1Технологическая карта урока.

ФИО учителя: Соковикова Рита Васильевна

Предмет: биология

Класс: 8

Дата: 11 октября

Тема: «Строение и значение нервной системы»

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

 Задачи:

Образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

 Развивающая:  продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

 Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

 Коммуникативные УУДпланирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУДсамостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения: Будут сформированы: понимание уникальности и ценности жизни каждого человека; мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; интеллектуальные и творческие способности

Метапредметные результаты обучения: умение применять  понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: Обучающийся научится называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы; будет знать определения понятий: рефлекс, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы

Основные понятия: ЦНС, головной мозг, спинной мозг, нейрон, синапс, нервный импульс

 Оборудование:  компьютер, презентация, учебник, рабочие тетради.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1.  Организационный момент.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

1. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.  Устанавливает тематические рамки.

- Ребята, сегодня у нас с вами новая тема. Знания, которые вы получите на этом уроке очень важны.

Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу.

Регулятивные

Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Ребята, для начала выясним, как вы усвоили  предыдущий материал. На прошлых уроках  мы изучали ткани, органы, и системы органов  человека. Организует фронтальную работу

Вопросы: 1.Что такое ткань? 2.Какие   ткани образуют организм человека? 3.Что такое нейрон?  4.Сформулируйте определение понятий «орган», «система органов». Приведите примеры органов и систем органов. 5. Какая система координирует работу всех органов нашего тела?

 Оценивает ответы учащихся

Отвечают на вопросы.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: 
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи, умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.

3. Мотивация к изучению нового материала. 

Цель: формулирование темы и целей урока; обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. 1.  Вы дотронулись рукой до горячего предмета, или острой иголки. Что происходит? 2. Идете по дороге, слышите звуковой сигнал автомобиля. Каковы ваши действия?  Какая система органов регулирует вашу деятельность? Так что мы будем изучать на уроке? Тема урока: «Значение и строение нервной системы».   Сформулируйте цели урока.

  -узнать какое значение имеет нервная система в организме человека.

-изучить строение нервной системы              

-узнать как работает НС

Слушают и понимают рассказ учителя формулируют (уточняют) тему урока, записывают её в тетрадь, ставят цели

Личностные: умение

формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:          

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

4.Изучение новых знаний и способов действий.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Практическая работа

«Действие прямых и обратных связей»

Объясняет новый материал, используя учебник и презентацию.

Организует самостоятельную работу уч-ся с учебником: прочитать стр. 54, сформулировать и записать  значение нервной системы

-Регулирует и координирует существование организма в окружающей среде;

-Составляет материальную основу психической деятельности человека  (мышления, речи, сложных форм социального поведения)

-Обеспечивает согласованную работу всех органов;

Беседа по новой теме с использованием презентации и проблемных вопросов

Типы нервной системы животных (слайд )

Строение нервной ткани, нейрона (слайды)

Строение нервной системы. Работа с текстом учебника стр. 56

На какие отделы по  месту расположения делится нервная система? 

К ЦНС относят головной и спинной мозг. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, головной мозг располагается в черепе. Какую роль играют позвоночник и череп? (Защищают ЦНС от повреждений.) - Как и у всех позвоночных, головной и спинной мозг развиваются из нервной трубки.

К периферической нервной системе относятся нервные узлы, нервы, нервные окончания.

На какие отделы по функциональному принципу делится нервная система? Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой. Благодаря работе соматической нервной системы мы можем произвольно, по собственному желанию, управлять деятельностью скелетной мускулатуры (передвигаться, делать определенные движения).

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Она управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, а также желез, координируя их деятельность. Кроме того, эта система управляет реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может командовать работой этой системы, то есть она, в отличие от соматической нервной системы, работает непроизвольно

Что лежит в основе работы нервной системы?

Объясняет строение и принцип работы рефлекторной дуги

В рефлекторной деятельности различают прямые и обратные связи. Прямые - идут от мозга к органам и вызывают их работу. Обратные – информируют мозг о достигнутых результатах

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами презентации, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Обсуждают, делают выводы

Работают с презентацией и рисунками учебника

отвечают на вопросы

Записывают звенья рефлекторной дуги в тетрадь

Выполняют работу, обсуждают, делают выводы

Регулятивные: умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; находить  и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию

Познавательные : умение структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные: понимание значения нервной системы в жизни организма  формирование чувства бережного отношения к своему здоровью.

Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления, активация внимания обучающихся

Организует выполнение упражнений для глаз, рук и воротниковой зоны

Выполняют упражнения

5. Первичное закрепление знаний. Контроль и коррекция

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполнение заданий из рабочей тетради 213, 214

Личностные: понимание значения нервной системы в жизни организма

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

6. Подведение итогов.

Д/з
Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 Организует вербальную форму рефлексии, используя методику незаконченного предложения (устно).

Сегодня на уроке я ...

- Самым полезным интересным для меня было ...

- Я встретился с трудностью при ...

- Мне это необходимо для ...

- На уроке было над чем подумать….

- У меня хорошо получилось ...

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

 Рассказывают, что узнали, знают. Делают самооценку

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

Коммуникативные: умение владеть монологической и диалогической формами речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

Строение и значение нервной системы

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон.  Н...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2)  Развивать твор...

Тест по теме "Строение и значение нервной системы"

Тест рекомендуется для итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по данной теме. Содержит несколько вариантов. Имеютя ответы для самопроверки....

Строение и значение нервной системы

Цели урока: 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, рас...

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...