Строение и значение нервной системы
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Машеева Цындема Дондоковна

 

Цели урока:

 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.

2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

3.Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Методы урока: работа в  группах, в парах, индивидуально, устный опрос.

Оборудование: Мультмедийная презентация, таблица: Строение нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_stroenie_nervnoy_sistemy.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе по теме «Строение и значение нервной системы»

Цели урока:

 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.

2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи.

3.Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Методы урока: работа в  группах, в парах, индивидуально, устный опрос.

Оборудование: Мультмедийная презентация, таблица: Строение нервной системы.

  1. Вводная часть (Приветствие, рассмотрение гостей, релаксация: глубокий выход – з раза)
  2. Повторение по теме: «Эндокринная система».

( Устный опрос: отличия желез внешней , внутренней и смешанной секреции, гормоны гипофиза, щитовидной железы ) и  задания для НУО, ДУО ( на рисунке отметить надпочечники, щитовидную железу и т.д.)

      Главный вопрос пот теме домашнего задания.

Мы все очень волнуемся, у нас стучит сердце, мы часто дышим и частично не слышим. Какой гормон на нас так влияет? Где он образуется и на какую систему оказывает влияние.

III. Изучение нового материала (слайд №1).

В течении5-х минутзаполните таблицу (2 столбец, можете его  озаглавить знаю )  о нервной системе.  (слайд №2)

Функции н.с.

Строение  н.с.

Основа работы н.с.

Строение  рефлекторной

дуги

В течение урока мы проверим  все наши знания и приобретем новые.(слайд №3).Обратите внимание, что термины зеленого цвета для нас знакомы, а то что в красном цвете – предстоит узнать, и новые знания можно помещать в 3  столбик (его заголовок будет – «узнал») нашей таблицы

Какую роль нервная система играет в организме? (слайд №4)

 Существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с процессами, происходящими в других органах, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить   значение нервной системы, которая контролирует функции всех органов нашего организма

Запишите функции н.с. ( слайд№5)

Докажите, что информация на слайде – правильная.( ОТВЕТЫ учащихся)

- Как называются клеточные элементы нервной системы?

Нейрон – это основная структурная и функциональная единица нервной системы

 Какие функции они выполняют?

Основные функции восприятие, передача и хранение информации.(слайд№6)

Строение нейрона

В нем различают тело – сома, от которого отходят отростки. Один длинный, мало ветвящийся отросток – аксон и много коротких сильно ветвящихся отростков – дендритов. К ним подходят окончания (конечные участки дендритов и аксонов) других нервных клеток. Они подобно антеннам принимают сигналы от аксонов других клеток и передают их соме

Нервы ( слайд №7)– пучки длинных отростков, обернутых миелиновой оболочкой и выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Для чего в нервах кровеносные сосуды?

Значение миелиновой оболочки?

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани.( слайд № 8)

Давайте вспомним как работает нервная  система на раздражение? (слайд № 9).

Как процесс называется?( слайд №10)

Дайте определение рефлекса.

( Рефлекс (от лат. «рефлексус» - отражение) – ответная реакция организма на раздражитель, поступающей из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.)

Как видите в рефлекторную дугу входит 3 вида нейронов.

 Какую функцию выполняет каждый из нейронов.? ( слайд  №11, 2 клика )

Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях – синапсах. Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон. 

Электрический сигнал, передающийся по нервным клеткам, называется нервным импульсом. Электрический сигнал, возникающий в нейроне, бежит от концов дендритов к телу клетки, затем пробегает по всей длине аксона к его окончанию (рецептор). Окончания аксонов подходят к другим нервным клеткам, и образует специализированные контакты – синапсы, которые передают нервные импульсы от одной нервной клетки к другой ( слайд № 12)

Давайте проведкем эксперимент и ответим на вопрос: Действительно ли так быстро передается информация, которая двигается по длинным нервам?  

Проведение эксперимента по определению скорости передачи нервного импульса в  организме ( слайд №13)

Эксперимент: из класса удаляются 1 желающий  из 2-х пар учеников( 2 парты друг за другом)  за дверь (волонтер).

Среди 3 выбирается испытатель, задача которого щелкнуть волонтера по носу , а затем тихонько ущипнуть за голень( как можно ниже).

2 наблюдателя могут засекать время, как быстро почувствует раздражение волонтер.

Зашедшим волонтерам дается следующее задание: закрыв глаза. Вы должны будете почувствовать необычные действия с вашим телом,как только ощутите. Тихонь дайте голосовой сигнал в виде « Ой» или « Ай»

Наблюдателей просят сделать вывод о скорости проведения импульса.

Вывод эксперимента: импульсы по телу  распространяются с огромной скоростью. Время засечь невозможно.

Давайте убедимся в правильности нашего эксперимента и вывода.(слайд №14).

Нервная система – очень сложныйкоплекс. И как она работает и где находится – следующий наш этап.

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на 2 отдела( слайд № 15).

Кто был очень внимателен и успел увидеть на какие 2 отдела делится?

Нервная система делится на центральную и переферическую.( запись под рисунком)

Кто внимательно рассмотрел:  что входит в цнс и пнс?

 К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).( слайд № 16).

Почему один из отделов называется соматический?

Соматическая нервная система (от греческого «сома» – «тело») регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. С ее помощью мы можем произвольно (по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры. 

Деятельностью внутренних органов,  реакциями обмена веществ, поддержанием постоянства внутренней среды организма человека  управляет автономная или вегетативная нервная система. Ее название происходит от греческого слова «автономия» – самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.

III. Закрепление:(слайд №17- 22)

  1. Работа с терминами.

Подбери пару «Целое – часть».

Например, нейрон – аксон,

нерв – нервное волокно,

синапс- аксон, пузырек,

ЦНС- головной мозг.

«Антонимы»:

 Аксон – дендрит,

возбуждение – торможение,

произвольная – непроизвольная,

вегетативная – соматическая,

Подведение итогов :кто из вас заполнил таблицу? Какие новые знания вы

получили?

Оценивание.

Д/ з.&  46 – читать, заполнить таблицу до концаСтр. 190, вопрос 4 и 6 (  по желанию) - письменно

Опрос д/з

ФИ___________________________________________

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

1)     гипофиза

2)     надпочечников

3)     поджелудочной железы

4)     щитовидной железы

2. Гормоны — это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1)     слюнных и сальных

2)     пищеварительных

3)     внутренней секреции

4)     слезных и потовых

3. Поджелудочная железа вырабатывает не только поджелудочный сок, но и гормоны, участвующие в обмене

1)     белков

2)     жиров

3)     углеводов ( сахаров)

4)     минеральных веществ

4.     Больным диабетом вводят в кровь

1)     адреналин

2)     гормон щитовидной железы

3)     инсулин

4)     половые гормоны

5. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности  

1) щитовидной железы

2)      печени

3)      поджелудочной железы

4)      надпочечников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

Строение и значение нервной системы

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон.  Н...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"

Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2)  Развивать твор...

Тест по теме "Строение и значение нервной системы"

Тест рекомендуется для итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по данной теме. Содержит несколько вариантов. Имеютя ответы для самопроверки....

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику  Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....