Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Тип учебного занятия: урок - исследование

Цели учебного занятия:

  1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:

- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга, обратные и прямые связи в рефлекторной деятельности, соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы; разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы;

- обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма.

2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:

-обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы; продолжат развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;

- обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное в прочитанном, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:

- обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;

- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;

- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке;

- обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.

Исходное состояние обучающихся:

- знают и называют основные системы органов в организме, в том числе нервную систему;

- знают и называют основные виды тканей в организме, в том числе нервную ткань;

- знают строение и свойства нервной ткани, строение нервной клетки – нейрона;

- имеют представление о рефлексах и их влиянии на жизнедеятельность организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie.doc162 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchenika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка учебного занятия

Школа: муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 имени Л.И.Новиковой г. Нижнего Новгорода

Класс: 8

Предмет: биология

Программа: Авторы: И.Н.Пономарёва, В.М.Константинов, Р.Д.Маш, Н.Д.Андреева, Н.М.Чернова./ Под редакцией проф. И.Н.Пономарёвой.

Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.

Учитель: Бирюкова Светлана Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории (приказ от 18.01.2011. № 55 министерства образования Нижегородской области)

Тема учебного занятия: Маленькие органы большого значения

Тип учебного занятия: урок-исследование

Цели учебного занятия:

  1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:

- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – экзокринные железы (железы внешней секреции), эндокринные железы (железы внутренней секреции), железы смешанной секреции, секреты, гормоны, эндокринная система; разъяснять особенности строения и функционирования желёз внешней, внутренней и смешанной секреции;

- обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм избирательного действия гормонов на конкретные органы; доказывать важность желёз внешней, внутренней и смешанной секреции для процессов жизнедеятельности организма.

2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:

-обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования желёз внешней, внутренней и смешанной секреции; продолжат развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;

- обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное в прочитанном, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:

- обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;

- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;

- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке;

- обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.

Исходное состояние обучающихся: 

- знают и называют основные системы органов в организме, в том числе эндокринную систему;

- имеют представление о гормонах, их влиянии на работу органов.

Проектирование учебного занятия

Структура занятия

Психолого-педагогический комментарий деятельности

Деятельность учащихся

( ожидаемый результат)

1.

Организационный момент: 1-2 мин.

А) приветствие;

Б) учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих);

В) проверка школьных принадлежностей на партах;

Г) проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления эмоционального контакта с обучающимися. (Применяются карточки с изображением лиц в рабочих листах ученика).

Отмечаются отсутствующие. Проверяются функциональные обязанности старосты и дежурных.

Создаётся психологический климат в классе для дальнейшей работы на уроке.

Цель организационного момента - психологический переход от одного урока к другому, побуждение учащихся к активной деятельности, создание настроя на работу во время урока.

Учащиеся выбирают соответствующее  своему настроению в начале урока изображение лица в рабочих листах.

Настраиваются на урок. Реализуют функциональные обязанности дежурных.

Полная готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм урока.

Установление  эмоционального контакта с учителем.

2.

3.

4.

5.

Этап актуализации знаний: 5 мин.

Учитель: «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта – самый горький, путём подражания – самый лёгкий, путём размышления – самый благородный» (древний китайский афоризм). Я предлагаю вам, ребята, на сегодняшнем занятии встать на путь размышления, и вот первая пища для ума:

- Что такое секрет?

- Назовите все известные значения этого слова?

лат. Secretum тайна,                от лат. secretus                                                  

тайный способ, скрытая                 отделённый,

 причина, потайное          выделенный

устройство механизма.                   (вещества,                                    

вырабатываемые клетками

различных желез и необходимые для жизненных функций организма (физиол.).

Если учащиеся дают нужный учителю ответ, что секрет – это вещество, вырабатываемое железой и необходимое для жизненных функций организма, то задаётся вопрос:

- Назовите известные вам секреты нашего организма?

                                                   

      слюна        слёзы

           пот        гормоны

желудочный сок        желчь и др.

Если учащиеся не дают нужного учителю ответа, то учитель зачитывает этимологию слова «секрет» в нескольких значениях из толкового словаря С.А. Кузнецова.

- Почему одним словом, имеющим совершенно разное значение, назвали  то, что не подлежит разглашению, что скрывается от других, тайну, и  вещества, вырабатываемые и выделяемые железами животных и человека? (Размышления и ответы детей).

- Какую роль играют секреты в организме человека? (Оказывают влияние на процессы обмена веществ, роста и развития, стимулируют синтез ферментов или блокируют их, т.е. осуществляют функционирование нашего организма и его отдельных органов).

Этап мотивации: 5 мин.

Учитель: Ребята, сейчас я прошу вас обсудить в группе и записать на рабочем листе ассоциации со словом «железа»?

Учитель ограничивает время обсуждения – 2 минуты. Через это время учитель просит зачитать свои ассоциации одну из групп. Другие группы дополняют сказанное своими ассоциациями.

        кровь

желчь

          орган        выделение

                         секрет        гормон

     печень        проток        функция и др.

Учитель предлагает группам составить краткий рассказ по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в состав кластера. Учитель направляет мысли учащихся и пытается подвести их к классификации желёз в организме человека.

Если учащиеся в кластере называют типы желёз (внешней, внутренней, смешанной секреции), то учитель предлагает узнать об их строении и функционировании из собственного исследования.

Если учащиеся не выходят на классификацию желёз, то учитель предлагает им выяснить, как устроены, как функционируют и какие секреты выделяют железы в ходе собственного исследования, организованного в группах.

Исполнительный этап: 15 мин.: 5 мин.- выполнение исследования и 10 мин.- выступление групп.

Учитель читает пример вслух: «Человек может жить без желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрёт, если удалить маленькую железу – гипофиз, которая весит всего 0,5 грамма».

- Как вы думаете, ребята, почему?

(Железы вырабатывают биологически активные вещества - секреты, некоторые из них сильно меняют рост, развитие всего организма, регулируют обмен веществ).

Учитель сообщает учащимся тему занятия «Маленькие органы большого значения»

Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей своего организма, раскрывая его секреты.

Учитель просит учащихся сформулировать задачу урока:

- Исследовать особенности строения, функционирования и влияния на организм желёз внешней, внутренней и смешанной секреции.

Учитель знакомит учащихся с планом урока:

В ходе групповой исследовательской работы:

1. Исследуют, какие органы относятся к железам внешней секреции, какое они имеют строение и какие секреты вырабатывают, готовят выступление для всего класса.

2. Исследуют, какие органы относятся к железам внутренней секреции, какое они имеют строение и какие секреты вырабатывают, готовят выступление для всего класса.

 3. Исследуют, какие органы относятся к железам смешанной секреции, какое они имеют строение и какие секреты вырабатывают, готовят выступление для всего класса.

Учитель выдаёт задание группам, инструктирует и координирует их работу. Определяет форму работы и конечный результат – форму отчёта групп перед классом.

Участники каждой группы изучают материал учебника и дополнительный материал, заполняют соответствующую графу в таблице «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции» в своих рабочих листах.

По команде учителя по истечении отведённого для исследования новых знаний в групповой деятельности времени, представители команд по 1 человеку подходят к доске и с помощью цветных магнитов отмечают расположение желёз внешней, внутренней и смешанной секреции на плакате с изображением внутренних органов человека. Затем участники каждой группы объясняют новый материал другим группам. На доске заполняется таблица «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции».

Учитель устанавливает соблюдение регламента выступлений групп (2-3 мин.) В конце выступления каждой группы демонстрируется видеоролик, подтверждающий или опровергающий правильность выполненного группой задания.

После окончания работы в группах, проводится рефлексия. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы. Учитель задаёт вопросы:

-Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат? (работа стала более эффективной; это тормозило процесс;

в работе мы допускали неточности;

не позволило задействовать ресурсы всех участников группы).

Диагностика – 5 мин.

Осуществляется в ходе выполнения задания на усвоение учащимися новых знаний.

  1. Соотнесите значения и особенности желёз организма с их типами:

Типы желез:

а) внешней секреции – 1,5

б) внутренней секреции – 2,3,4

в) смешанной секреции – 6,7

Значение и особенности желез:                                        

1)        Имеют выводные протоки                        

2)        Вырабатывают гормоны                             3)        Не имеют выводных протоков                  4)        Свои секреты выделяют в кровь

5)        Выделяют секреты в полости тела или на поверхность тела

6)        Состоит из двух частей: эндокринной и экзокринной

7)        Секрет имеет смешанный состав.

 2.  В скобках к вопросам даны варианты ответов, подчеркните правильные:

1) К железам внутренней секреции относятся:

(поджелудочная железа; половые железы;

щитовидная железа).

2) Смешанными железами являются:

(гипофиз; слюнная железа; половые железы).

3) Железа, в которой одновременно образуются гормоны и пищеварительный сок,-

(печень, поджелудочная, щитовидная, слюнная).

4) Куда непосредственно попадают гормоны, вырабатывающиеся в железах внутренней секреции? (кишечник, тканевая жидкость, кровяное русло, нервные клетки, поверхность кожи).

5) Каково значение гормонов? (торможение функции органа, активизация функции органа, рост организма, развитие организма, регуляция обмена веществ, всё перечисленное).

6) Печень относят к железам внешней секреции, так как (она участвует в регуляции обмена веществ, в ней обезвреживаются ядовитые вещества, которые кровь приносит из кишечника, в ней происходит превращение глюкозы в гликоген, желчь попадает в тонкую кишку по специальному протоку).

После выполнения задания учащиеся сравнивают свой результат с эталоном на доске, осуществляя самопроверку и фиксируя ошибки.

Актуализация знаний проводится в форме размышления с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Акцент делается на выявление индивидуального опыта учащихся по отношению к предстоящему изучению и пониманию нового материала.

Перед учащимися ставится проблемная задача, приводящая их к осознанию необходимости постоянного наращивания, пополнения своего индивидуального опыта.

Учитель организует работу в группах для обсуждения заданной учебной задачи. Группы образуются перед началом урока из 7-8 учеников.

Приёмы работы по этой стратегии заключаются в  следующем:

1. Пишем ключевое слово в центре листа бумаги или  на доске.

2. Затем учитель предлагает группе учащихся в течение нескольких минут написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится время. В зависимости от речевой подготовки у учащихся разное количество слов. Потом дети делятся своими ассоциациями с другими группами.

Формулируется окончательное или открытое решение образовательной ситуации.

Постановка проблемной задачи является логическим переходом к изучению новой темы урока.

Учитель записывает тему и задачи урока на доске.

Ученики, объединённые в группы, взаимодействуют внутри них: обсуждают новый материал, готовят выступление.

На данном этапе урока создаётся атмосфера увлечённости и интеллектуального поиска с целью получения новых знаний.

Межгрупповая напряжённость снимается при постановке задачи, которая может быть решена только совместными усилиями.

По ходу выступления групп на доске заполняется таблица «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции».

Учитель предлагает учащимся наиболее эффективные способы обсуждения в группе: по часовой стрелке, не перебивая друг друга, излагать своё мнение.

Учитель организует процесс отчёта групп о проведённых ими исследованиях.

Помогает суммировать информацию и подвести итоги проделанной работы.

Поощряет и поддерживает выступающих посредством реплик.

Фиксирует на доске термины, результаты и схемы из выступлений учащихся в виде таблицы.

Работа учителя у доски динамически отображает продвижение группы вперёд, получение совместного результата.

Прежде чем дать слово следующей группе, спрашивает остальных, всем ли понятен смысл выступления. При отрицательном ответе – попросить того, кто не понял, определить, что именно было непонятно, и попросить оратора разъяснить эти моменты.

Диагностика усвоения учащимися новых знаний осуществляется с целью выявления понимания ими нового материала и с целью проверки знания теоретического материала по новой теме.

Данные задания содержат вопросы, предполагающие знание и первичное понимание основного содержания урока.

Диагностика направлена на контроль над выполнением действий исполнительного этапа и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока на репродуктивном уровне. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.

Контроль необходим учителю для получения информации о том, достигнута ли цель деятельности, то есть об изменениях в сознании учащихся, возникших в процессе осуществления учебной деятельности.

У детей может возникнуть вопрос, в каком смысле и в каком значении учитель спросил о том, что такое секрет?

Учитель предлагает назвать все известные значения этого слова. Активизируется познавательная деятельность учащихся, они менее скованны в своих мыслях и действиях.

Учащиеся поддерживают и усиливают значение полученной ранее информации в форме образа.

У детей развивается сообразительность, логика и прочие способности, необходимые для творчества.

«Кластер» или «Ассоциации»- обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от

которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Луч означает существующую между терминами логическую связь.

Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей.

Проявляется дух соревнования, потому что каждая группа старается как можно больше написать ассоциаций. Таким образом, от темы к теме каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь.  

Учащиеся обсуждают в группе поставленную задачу, дискутируют, стремятся понять друг друга.

Это открывает возможность сотрудничества, обогащения смыслами.

Учащиеся осваивают навыки диалогического общения, для которого очень важно уметь ясно излагать свои мысли и уметь слышать других.

Общая задача способствует сближению смыслов участников группы, побуждает к умению их соотносить и объединять, адаптироваться к новому смыслу.

Учащиеся выявляют личный опыт и проблематику к обозначенной учебной задаче.

В ходе обсуждения, сопоставления мнений учащиеся демонстрируют свои образовательные продукты в виде идей.

В результате выполнения проблемной задачи в группе учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции.

После окончания работы в группах, проводится рефлексия. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы. Учитель задаёт вопросы:

-Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

В ходе работы групп учащиеся обучаются различным видам деятельности: подготовке выступления перед классом, изучении и конспектировании литературы, коллективному обсуждению и решению поставленной задачи, выступлению учащихся внутри группы по заранее подготовленным вопросам. Группа готовит сообщение для выступления перед классом.

Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы определяет успех групп в других видах деятельности – познавательной, творческой.

Во время выступлений учащиеся демонстрируют умение анализировать информацию, отвечать на поставленные вопросы, демонстрируют навыки исследовательской работы, ощущают важность собственных «открытий» знаний.

Осуществляется контроль для установления правильности выполнения заданий и коррекция пробелов.

Ученики применяют полученные на уроке знания при работе с тестами.

Учащиеся имеют возможность самооценки полученных знаний.

Учащиеся осуществляют самопроверку выполненного задания, сверяя свой результат с эталоном, фиксируя ошибки или подтверждая правильность решения.

6.

7.

Закрепление – 5 мин.

Организуется работа учащихся по вопросам:

- Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?

- Что вырабатывают железы?

- Почему вещества, вырабатываемые железами, называются секретами?

- Что такое гормоны?

- Какие железы вырабатывают гормоны?

Если остаётся время, учитель достаёт конверт с надписью «секрет» и задаёт ещё один проблемный вопрос:

-Почему гормоны обладают избирательным действием, влияя на конкретные органы-мишени? (Размышления и ответы детей).

(Воздействие гормонов осуществляется только на определенные органы, чувствительные к конкретному гормону, которые называют органами-мишенями. Они снабжены специальными информационными рецепторами – особыми соединениями, с помощью которых они распознают гормоны).

В подтверждении правильности ответов учащихся или для объяснения ответа на данный вопрос демонстрируется видеоролик об органах-мишенях, на которые воздействует гормон.

Если времени на уроке не остаётся, то этот вопрос* в виде проблемной задачи можно дать в качестве домашнего задания.

Учитель подводит итоги урока: 

-Ребята, мы выполнили задачу урока?

-Что помогало и мешало нашей успешной работе на уроке?

- Что было самым трудным; интересным?

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу самооценивания и оценить эмоциональное состояние в конце урока в рабочих листах.

Домашнее задание – 3 мин.

1. Изучить параграф 44, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о гипофизе и функциях вырабатываемых им гормонов.

3. Написать эссе, содержащее личный взгляд на тему урока: «Маленькие органы большого значения».

4*.  Подготовить ответ на вопрос: Почему гормоны обладают избирательным действием, влияя на конкретные органы-мишени?

Учитель в ходе эвристической беседы выясняет и подводит учащихся к размышлениям о том, что они сегодня делали, что поняли и чего достигли на уроке в сфере получения новых знаний.

Выявляет понимание учащимися важной роли разных типов желёз для организма и ценности собственного здоровья.

Формируется чёткая обратная связь на уровне личности ученика.

Формируется система целостных знаний по данной теме.

Устанавливается правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.

Учитель записывает домашнее задание на доске, комментирует его.

Создаёт условия для более активного осмысления изученного материала.

Помогает ученикам, готовящим индивидуальное задание.

Учащиеся закрепляют изученный на уроке материал.

Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока.

Осознают и дают понять учителю и своим товарищам, как этот материал вписался в их систему знаний.

Учащиеся высказывают своё мнение о влиянии секретов разных типов желёз на организм человека.

Осуществляется рефлексия. Ученики получают информацию о результатах своей деятельности на уроке.

Происходит обсуждение того, что узнали, и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Учащиеся заполняют таблицу самооценки своей работы на уроке и проводят рефлексию настроения и эмоционального состояния в конце урока.

Записывают задания в дневники.

Учащиеся получают возможность самостоятельного поиска ответов на вопросы. Получают консультации по написанию эссе.

Возникает заинтересованность предметом.

Самоанализ урока биологии по теме: «Маленькие органы большого значения».

Общие сведения:

Тема учебного занятия: Маленькие органы большого значения

Тип учебного занятия: урок-исследование

Задачи урока: Исследовать особенности строения, функционирования и влияния на организм желёз внешней, внутренней и смешанной секреции, развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, убедиться в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Оборудование урока:

Средства обучения: 1. учебно-материальные (компьютер, проектор, экран);

                                  2. дидактико-методические (дидактический материал: плакаты с изображением внутренних органов человека, таблицы для работы в группах);

                                  3. психолого-педагогические (рабочие листы учащихся).

Подготовка классной доски: на доске написана тема урока, задачи урока, план урока. Прикреплены плакаты «Внутренние органы и железы человека».

Содержание урока:

Содержание урока соответствует программе, задачам урока. При определении задач урока я учитывала особенности класса и условия, в которых проводился урок. Мной была выстроена диагностическая карта урока, в которой отображены следующие факторы, влияющие на урок:

  1. отношение учащихся к учёбе (большинство учащихся класса относятся к учёбе как к долгу);
  2. отношение к предмету (биология не входит в «тройку» самых необходимых, приоритетных предметов, и я хотела бы повысить уровень заинтересованности учащихся биологией, используя различные методы стимулирования познавательной активности учащихся на уроке);
  3. интерес к теме (учащиеся испытывают тревогу в системе проверки ЗУН, поэтому для актуализации ЗУН, я выбрала игровую ситуацию, как вид деятельности учащихся);
  4. работоспособность учащихся (так как это среда, середина недели, 1 и 2 уроки, я выбрала такие виды деятельности учащихся, как игра и общение для активизации познавательной деятельности в начале учебного дня. Исследовательские методы, когда ученики сами добывают знания непосредственно из объектов изучения, ориентированы на развитие личности ученика и его творческих способностей, на устранение авторитарного стиля управления познавательной деятельностью школьников.)
  5. достаточный объём работы;
  6. уровень формирования умений применять знания (на среднем уровне).

В неблагоприятной зоне находятся факторы 2,3,6. В связи с этим я использовала на уроке следующие методы и приёмы: словесные, наглядные и практические. Для повышения уровня формирования умений применять знания, на этапе мотивации я ставлю перед учащимися проблемную задачу, которая приводит к осознанию необходимости постоянного пополнения своего индивидуального опыта, а на этапе изучения нового материала, групповую работу учащихся. В ходе групповой работы учащиеся обучаются различным видам деятельности: подготовке выступления перед классом по заранее подготовленным вопросам, изучению и конспектированию литературы, коллективному обсуждению и решению поставленной задачи. Динамическая смена видов деятельности поддерживает активность учащихся и интерес к выполняемому заданию в течение всего урока.

Мной проведена дидактическая обработка содержания урока. Урок способствует формированию интеллектуальных, практических и общеучебных знаний, умений и навыков.

Учащиеся работали с инструктивными карточками, рабочими листами, применялась групповая форма работы учащихся на уроке. На уроке формировались умения формулировать новые анатомо-физиологические понятия – экзокринные железы (железы внешней секреции), эндокринные железы (железы внутренней секреции), железы смешанной секреции, секреты, гормоны, эндокринная система; разъяснять особенности строения и функционирования желёз внешней, внутренней и смешанной секреции. Развивались навыки работы с учебником и дополнительной литературой, умения выделять главное в прочитанном, формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать; анализировать результаты своей деятельности. Учащиеся демонстрировали навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществляли сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке, проявляли интерес к учебному материалу. На уроке закреплялись знания новых анатомо-физиологических понятий, выявлялось понимание учащимися ценности собственного здоровья и важной роли желёз в регуляции процессов жизнедеятельности организма.

Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся в ходе групповой исследовательской работы и эвристической беседы. На уроке осуществлялись метапредметные связи с лингвистикой (в процессе обсуждения этимологии слова «секрет»), соблюдались внутрипредметные связи. Содержание урока, методы и приёмы, используемые учителем, способствовали развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

Тип урока: урок-исследование. Его целесообразность обоснована целями урока, вовлечением учащихся в различные виды деятельности: общение, игру, учение и труд. Общение в образовательном процессе создаёт условия для усвоения знаний и активизирует этот процесс. Игра выявляет у детей повышенное внимание к предмету, активно влияет на развитие сознания, общения.

Выполнение намеченного плана урока соответствовало типу урока – исследованию, в ходе которого учащиеся решают проблемный вопрос и добывают новые знания путём самостоятельного чтения учебника и дополнительной литературы. Учащиеся преобразовывают текст в схему в процессе дискуссии, коллективного размышления и умозаключения.

Место урока в системе уроков по данному разделу: это первый урок в общей теме «Эндокринная система». Связь урока с предыдущими уроками осуществлялась на этапе актуализации знаний в форме составления кластера (ассоциации со словом железа) с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. У детей развивается сообразительность, логика и прочие способности, необходимые для творчества.

Этапы урока: 1. Организационный момент.

                        2. Этап актуализации знаний.

                        3. Этап мотивации.

                        4. Исполнительный этап.

                        5. Диагностика.

                        6. Закрепление.

                        7. Домашнее задание.

Все этапы урока последовательны и логически связаны между собой. Целостность и завершённость урока обеспечивались на этапе закрепления в ходе эвристической беседы по вопросам. Я подводила учащихся к размышлениям о том, что они сегодня делали на уроке, что поняли, чего достигли в сфере получения новых знаний, развития навыков. Я, как учитель, получала информацию о достижении цели деятельности, об изменениях в сознании учащихся, возникших в процессе осуществления учебной деятельности, выявляла понимание учащимися ценности собственного здоровья и важной роли желёз в регуляции процессов жизнедеятельности организма. Формировалась чёткая обратная связь на уровне личности ученика, устанавливалась правильность и осознанность усвоения учебного материала. В завершении урока я задала домашнее задание творческого характера – написать эссе, содержащее личный взгляд на тему урока «Маленькие органы большого значения».

Реализация принципов обучения:

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид деятельности. В среднем школьном возрасте (8 класс) – это активное овладение различными формами общения, что на данном уроке достигается путём изучения нового материала в форме групповой работы учащихся с материалом учебника и дополнительной литературой. Моя роль, как учителя, заключалась в активном педагогическом воздействии, направленном на формирование определённых умственных качеств личности ученика. Знания составляют содержание действий, знания усваиваются только в процессе совершения действий. На данном уроке у учащихся формируются определённые практические, интеллектуальные и общеучебные умения.

Практические умения: умения составлять кластер, заполнять таблицу, осуществлять сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке.

Интеллектуальные умения: умения формулировать определения понятий, разъяснять особенности строения и функционирования желёз внешней, внутренней и смешанной секреции; доказывать важность желёз внешней, внутренней и смешанной секреции для процессов жизнедеятельности организма.

Общеучебные умения: умения работать с текстом учебника и дополнительной литературой, формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать монологическую речь и умение публично выступать; структурировать информацию, выделять главное в прочитанном, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач реализовывался на этапе мотивации, когда перед учащимися ставилась проблемная задача, приводящая к осознанию необходимости постоянного наращивания, пополнения своего индивидуального опыта.

На этапе изучения нового материала данный принцип реализовывался в ходе групповой исследовательской работы, где каждая группа получала определённое задание, а учитель определял конечный результат деятельности групп – форму отчёта перед классом. Группы занимались самостоятельно, учитель участвовал в работе отдельных групп.

Научность обучения выражалась в работе учащихся с учебником и дополнительной литературой. Связь с жизнью выражалась в развитии у учащихся навыков самоорганизации, взаимопомощи, развитии монологической речи, умения публично выступать, осуществлении сотрудничества в ходе групповой формы работы.

Принцип доступности обучения достигался самостоятельной работой групп по выполнению заданий рабочих листов учащихся. В работе групп преобладали оргдеятельностные виды деятельности: планирование работы, распределение работы внутри группы, контроль, анализ и оценка своей деятельности.

Применялись методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся - игровая ситуация, содержащая  изучаемые знания, умения и навыки, способствующая вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.

На этапе актуализации знаний я использовала идеальные средства обучения (средства наглядности - схемы, компьютерную презентацию по теме урока), материальные средства обучения (текст из учебника, дополнительной литературы, таблица для заполнения в ходе групповой работы, демонстрационное оборудование – плакаты «Внутренние органы человека», современные информационные средства обучения. На исполнительном этапе использовались средства ТСО - компьютер, проектор, экран, рабочие листы учащихся, таблицы, заполненные учащимися в ходе исследовательской групповой работы.

Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался согласно этапам урока.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся на уроке достигалась включением их в игровую ситуацию, при решении проблемной задачи на этапе мотивации, в ходе групповой самостоятельной работы исследовательского типа и на этапе закрепления в процессе эвристической беседы.

Руководство учением школьников мной осуществлялось постоянно на всех этапах урока.

На уроке преобладал поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. В ходе групповой работы, эвристической беседы, творческого и индивидуального домашнего задания реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения.

Положительное отношение учащихся к учению стимулировалось похвалой, умением организовывать ситуацию успеха, использованием игровых методов на уроке, демократическим стилем моих отношений с учащимися и доброжелательным эмоциональным фоном урока.

Методы обучения:

На уроке были использованы словесные, наглядные и практические методы, которые в полной мере соответствовали задачам урока. Они обеспечивали поисковый, исследовательский характер познавательной деятельности учащихся. Такие методы и приёмы, как игровая ситуация, эвристическая беседа, групповая работа учащихся способствовали активизации учения школьников. На уроке проводилась самостоятельная работа в группах. Групповые методы обучения, так или иначе, отличают цели и дух коллективизма, «мы» - чувство. После занятия учащиеся должны увидеть, что обрели новые доверительные отношения, стали членами коллектива, который иногда определяют как группу людей, совместно преодолевших трудности. Групповая работа обеспечивала развитие познавательной самостоятельности учащихся.

По моему мнению, эффективность использованных методов и приёмов обучения достаточно высокая.

Организация учебной работы на уроке:

Постановка учебных задач на каждом этапе осуществлялась мной словесно, а также в форме инструктивных заданий в рабочих листах учащихся на этапе исследовательской групповой работы.

На уроке сочетались разные формы учебной работы: индивидуальная (на этапе диагностики), групповая (на этапе мотивации и исполнительном этапе), классная (в ходе эвристической беседы на этапе актуализации и закрепления).

На уроке осуществлялось чередование различных видов деятельности учащихся: игровая деятельность, групповая работа, индивидуальное задание, эвристическая беседа, коллективная деятельность.

Контроль за деятельностью учащихся осуществлялся на каждом этапе урока: на этапе актуализации, я управляла ходом игры, уменьшая время для принятия решений игроками, обыгрывая каждый промах, проявление небрежности, а подчас и лени, вовлекая в игру весь класс. На этапе мотивации создала атмосферу увлечённости и интеллектуального поиска. На исполнительном этапе предлагала наиболее эффективные способы обсуждения в группе, а в группах, где работа «не идёт», применяла различные методы активизации, координируя работу сама. Следила за этапами работы внутри группы, организовывала процесс отчёта групп, помогала суммировать информацию и подвести итоги проделанной работы, поощряла выступающих посредством похвалы.

 Во время выступления групп обеспечивала взаимопонимание между участниками группы, поддерживала активность всех участников, дисциплину. Предлагала другим группам задавать вопросы и благодарила группу за проделанную работу, высказывая своё впечатление, отмечая успехи группы в целом и удачные выступления отдельных участников. На этапе диагностики осуществляла контроль над выполнением тестирования учащимися. На этапе закрепления в ходе эвристической беседы устанавливала правильность и осознанность усвоения  учащимися учебного материала, выявляла пробелы и осуществляла их корректировку. Контроль необходим учителю для получения информации о том, достигнута ли цель деятельности, то есть об изменениях в сознании учащихся, возникших в процессе осуществления учебной деятельности.

Я подводила итоги каждого этапа урока: в конце дидактической игры на этапе актуализации отмечала игроков, внёсших наибольший вклад в игру, высказывала своё мнение о подготовленности учащихся к уроку. В конце этапа мотивации давала оценку  решения проблемной задачи, формулируя окончательное или открытое решение образовательной ситуации. В конце исполнительного этапа высказывала своё впечатление о работе групп, отмечая успехи группы в целом и удачные выступления отдельных участников. В конце этапа закрепления давала анализ и оценку успешности учащихся на уроке, сообщала оценки за работу групп, подводила итоги урока: выполнена ли задача урока, всё ли удалось сделать на уроке, было ли учащимся интересно.

Система работы учителя:

Я распределила время каждого этапа урока, определила объём учебного материала на урок, обеспечила логический переход от одного этапа урока к другому, осуществляла управление учебной работой учащихся, поддерживала соблюдение дисциплины учащихся на уроке.  Характер моего общения с учащимися демократический, тон доброжелательный, речь эмоциональная. Обратная связь «учитель-ученик» осуществлялась в течение всего урока. Большое внимание было уделено развитию устной монологической речи учащихся, умению вести конструктивный диалог, воспитанию доброжелательного отношения к одноклассникам. На уроке много было сделано для снижения тревожности учащихся, формирования у них адекватной самооценки.

Система работы учащихся:

Учащиеся проявляли организованность и активность на разных этапах урока. Демонстрировали уважительное отношение к учителю, положительное отношение к уроку и предмету, добросовестное отношение к выполнению домашнего задания.

Общие результаты урока:

Отклонений от плана урока не было. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока реализовались в полной мере.

Воспитательная задача урока реализовывалась на примере изучения работ И.П.Павлова, где показан приоритет отечественной науки в исследовании пищеварения. Для физического и гигиенического воспитания учащиеся разъясняют гигиенические условия нормального пищеварения и доказывают вред курения и употребления алкоголя, зависимость собственного здоровья от ответственного отношения к нему самого человека. Нравственное, трудовое воспитание осуществляется путём рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех учащихся.

Рекомендации по улучшению качества уроков:

  1. Шире использовать  формы и методы организации познавательной деятельности учащихся, способствующих переключению внимания и достижению наиболее эффективных результатов обучения;
  2. больше внимания уделять формированию и коррекции общеучебных и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Диагностическая диаграмма урока:

зона нахождения фактора

100%

60%

30%

        Факторы, влияющие на урок

        1         2          3           4           5          6  

Схема анализа воспитательного аспекта урока.

Содержание

Оценка

1

Умение учителя:

А) осознавать;

Б) формулировать;

В) реализовывать воспитательную цель урока.

Да

Да

Да

2

Получение учащимися полезной практической информации, необходимой для жизни.

Да

3

Эмоциональность учителя в подаче учебного материала:

А) речь;

Б) мимика и жесты.

Интонированная

Выразительные

4

Обеспечение способов коммуникации учащихся: дискуссия, диспут, работа над проектом, другое.

Групповая работа, эвристическая беседа, исследовательская деятельность

5

Преобладание:

А) коллективных;

Б) групповых;

В) индивидуальных методов работы с учащимися.

Да

6

Организация:

А) самостоятельной;

Б) творческой;

В) исследовательской;

Г) проективной деятельности учащихся.

Да

Да

Да

7

Использование игровых методов на уроке.

Да (использованы игровые моменты)

8

Построение диалога «учитель-ученик».

Да

9

Умение организовывать ситуацию успеха.

Да

10

Практическое использование здоровьесберегающих приёмов и методов.

Да

11

Акцентирование позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни и к окружающему миру.

Да

12

Стиль отношений учителя с учащимися:

А) авторитарный;

Б) демократический;

В) либеральный.

Да

13

Общая психологическая атмосфера, эмоциональный фон урока:

А) доброжелательность;

Б) рабочий настрой;

В) творческая обстановка;

Г) тревожность;

Д) давящая атмосфера;

Е) безразличие;

Ж) что-то другое.

Да

Да

Да



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика

Ф.И._________________________________________________

Тема урока_________________________________________________

Задание 1.

Составьте схему строения нервной системы.

Нервная система

система  

Задание 2.

Дополните схему о строении вегетативной нервной системы.

Нервная система

                             Соматическая нервная                                                      Вегетативная

                                           система                                                               (автономная) нервная система

                                                                                       

Задание 3.

Задание для 1 лаборатории:

Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу приходиться пройти большой путь? Составьте и запишите схему данного рефлекса.

Задание для 2 лаборатории:

Составьте последовательность прохождения нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека.

Запишите и объясните схему данного рефлекса.

Задание для 3 лаборатории:

Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при автоматизированном прямолинейном движении спортсмена (бег, ходьба). Запишите и объясните схему данного рефлекса.

Задание 4.

Сформулируйте правила гигиены нервной системы?

Задание 5.

Дайте самооценку своей работы на уроке. Закончите предложение:

  • В ходе занятия я приобрел(а)…
  • Своей работой на занятии я…   (доволен / не доволен)
  • Мне занятие понравилось / не понравилось…
  • На занятии мне было… (комфортно/некомфортно)
  • Домашнее задание мне кажется… (интересным / неинтересным)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии 8 класс. тема "Транспортные системы организма"

Урок  "Транспортные системы организма" является комбинированным( проблемным). Основные задачи урока усвоение , запоминание и систематизация знаний учащихся. Формирование анатомических понятий, на...

Урок-обобщение по биологии "Нервная система - дирижер нашего организма""

Интерактивный урок обобщения и углубления знаний о строении и значении нервной системы, развить имеющиеся знания о нейроне, рефлексе, рефлекторной дуге. Урок сопровождается презентацией.   ...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Урок по ФГОС ООО 8 класс "Мышцы, их строение и функционирование"

Данный конспект содержит план урока, характеристику основных УУД, формирующихся при изучении темы "Мышцы, их строение и функционирование", план, структуру урока, методы рефлексии. Урок напра...

Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....

Конспект урока 8 класс "Нервная система – дирижер нашего организма."

Образовательно-развивающаяПрименение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и гол...