Урок-обобщение по биологии "Нервная система - дирижер нашего организма""
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Мусралеева Татьяна Борисовна

Интерактивный урок обобщения и углубления знаний о строении и значении нервной системы, развить имеющиеся знания о нейроне, рефлексе, рефлекторной дуге. Урок сопровождается презентацией.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_nervnaya_sistema.doc125 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_nervnaya.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8-м классе Тема: Нервная система

Содержание Методы, приемы и ФОПД
1. 1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
Постановка проблемной задачи:
Если на человека напала собака, то он пытается от нее защититься или убегает. У него в это время активно работают скелетные мышцы, одновременно меняется работа внутренних органов: суживаются сосуды, учащается сердцебиение, выделяется пот, приостанавливается образование желудочного сока, происходит перераспределение крови – большая ее часть направляется к скелетным мышцам.
Как же регулируются и согласовываются все необходимые реакции при этом состоянии человека

Главный вопрос урока
Как строение НС обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

3.Задания на обобщение и систематизацию знаний учащихся
3.1 Нервная система сложно организована и высоко специализирована.
• Назовите отделы нервной системы.
• Что является структурной единицей НС?
• На экране сделайте надписи к рисунку «Строение нейрона»
• По функциям нейроны делятся на 3 вида. Какие?
3.2. Определите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов – рефлексы, а какие рефлексами назвать нельзя? Что такое рефлекс?

3.3 Нервная система бывает трех типов. По рисунку дайте их названия.


3.4 Что такое рефлекторная дуга? Показать по рисунку последовательность всех составляющих рефлекторно дуги.

3.5 Задания двух уровней.
Задание №1 Вставьте пропущенные слова в текст.
Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около … и длиной 42-45 см. В центре спинного мозга расположен узкий… … , проходящий по всей его длине. Он заполнен … жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено … , оно образовано скоплением … нервных клеток. Серое вещество расположено в … спинного мозга и представлено … нервных клеток. Спинной мозг состоит из … сегмента. От каждого из них отходит пара … … . Начинаются они двумя … : передним и задним.
Задание №2 (творческий уровень)
Рассмотрите механизм события: вы шли босиком и наступили на колючку, подпрыгнули, нагнулись и стали рассматривать поврежденное место. Какие функции спинного мозга здесь проявились? Включите схему рефлекторной дуги в рисунок спинного мозга. Как головной мозг получил информацию об уколе? Сделайте вывод о функциях спинного мозга.

3.6 Покажите из каких отделов состоит головной мозг. Назовите функции этих отделов.

3.7 Найти биологические ошибки в тексте «Большие полушария головного мозга»
Большие полушария мозга – это самый крупный и эволюционно самый старый отдел головного мозга. Поверхность больших полушарий образована белым веществом – корой. Под корой располагается серое вещество, а в его толще образуются подкорковые ядра. Каждое полушарие делится крупными извилинами на лобную, теменную, затылочную и височную доли, в которых располагаются сенсорные зоны. Зрительная зона находится в лобной доли, слуховая – в височной доли, кожно-мышечная чувствительность - в теменной доли. Двигательные зоны коры – зоны, при раздражении которых возникает движение. Они не взаимодействуют с чувствительными зонами.

Вывод: Нервная система регулирует деятельность всех органов с целью обеспечения их функционального единства и связи организма как единого целого с окружающей средой. Функции нервной системы обеспечиваются анатомическим строением.
«Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы» И.П.Павлов

Нужно ли беречь мозг?
Какие факторы могут отрицательно повлиять на мозг?
• физические, умственные, психически перегрузки
• алкоголь
• курение (никотин, наркотики)
Одна из функций коры больших полушарий – сознание. Поэтому человек может воспитывать положительные эмоции, способствующие здоровью и приятные для окружающих и подавлять отрицательные (печаль, вялость, апатия, злость, зависть), вредные для себя и неприятные для окружающих людей.
4.Итог урока
Составьте синквейн на понятие «мозг»
Синквейн учителя:
Мозг
Головной, спинной
Регулирует, контролирует, проводит
Центр управления процессами организма
Центр

Вопросы рефлексии:
1. Были ли у вас затруднения при выполнении заданий?
2. Узнали ли вы сегодня что-то новое?
Оценки выставляются за работу на листочках и за устные ответы на уроке
Д/з: подготовиться к тестированию по данной теме.


беседа
Вывод: Регулирует нервная система

Устный опрос

Работа на интерактивной доске

Вывод: для осуществления рефлекса необходимо участие НС

Материал из курса зоологии

Работа на интерактивной доске

Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям.
Взаимопроверка по правильному тексту на экране.

Работу выполняют ученики с высоким уровнем познавательной активности. При проверке один ученик демонстрирует рисунок-схему на экране

Работа на интерактивной доске. Устный ответ.

Работа в парах по карточкам-заданиям.
Проверка. Подчеркнуть ошибки на экране и дать объяснения.

Беседа

Несколько учеников зачитывают свои синквейны

Глава. Нервная система.

Урок 1. Значение и  строение нервной системы.

Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Задачи урока:

  1.  раскрыть значение и строение нервной системы;
  2.  систематизировать знания о строении нейрона;
  3.  углубить понятие о рефлексе;
  4.  установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Оборудование: таблицы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

1. Значение нервной системы.

Развитие нервной системы

 

      Нервная  система  высших  животных  и  человека   представляет   собой

результат длительного развития в процессе приспособительной  эволюции  живых

существ. Развитие центральной нервной системы  происходило  прежде  всего  в

связи с усовершенствованием восприятия  и  анализа  воздействий  из  внешней

среды.

      Вместе  с  тем  совершенствовалась  и  способность  отвечать  на   эти

воздействия   координированной,   биологически   целесообразной    реакцией.

Развитие  нервной  системы  шло  также  в  связи  с   усложнением   строения

организмов и  необходимостью  согласования  и  регуляции  работы  внутренних

органов. Для понимания  деятельности  нервной  системы  человека  необходимо

познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.

Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (слайд презентации ).

Беседа:

Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.   

            Значение нервной системы:

1. Осуществляет восприятие сигналов окружающего мира.

2. Лежит в основе сложного поведения, речи, мышления, сознания, памяти.

3. Согласует деятельность разных органов и систем.

 

Строение нервной системы:

Центральная                                                                                  периферическая

А) спинной мозг                                                                      а) нервные  узлы

Б) головной мозг                                                                     б) нервы

                                                                                                    В) органы чувств

 

2. Нервная ткань. Нейрон.

Актуализация знаний  об особенностях нервной ткани.

-Что такое ткань? Сколько типов тканей выделяют у животных?

– Какой тканью образована нервная система? (слайд).

– Какое строение имеет нервная ткань?  

  • Нейрон- это основная  клетка  нервной ткани.

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют  отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга по длине, строению ,функциям: (слайды).

  • Аксон- это длинный не ветвистый отросток нейрона, покрытый белой меилиновой оболочкой. Роль : проведение импульса от тела нейрона.
  • Дендриты- короткие сильно ветвящиеся отростки, не покрытые оболочкой. Роль: проведение импульса к телу нейрона. 

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого нервные клетки обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

  • Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.
  • Нервы- это
  • Нервные узлы-
  • Импульс- это электрическая волна.

Заполнить таблицу:

Виды нейронов

Чувствительные (центростремительные)

вставочные

Двигательные (центробежные)

Проводят импульсы  от органов чувств к  мозгу

Переключают импульсы с чувствительных на двигательные нейроны

Проводят импульсы от мозга к рабочим органам, мышцам.

 

 

 

 

 

 

 

3. Рефлекс. Рефлекторная дуга. (рассказ по таблице)

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы? (слайд).

– Что такое рефлекс? (слайд).

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– 5 частей рефлекторной дуги:

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность  всех звеньев рефлекторной дуги.

Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

 

      Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированные

реакции организма, свойственные всем животным и человеку. Например,   половые

врожденные рефлексы окончательно формируются у  человека  только  к  моменту

половой  зрелости  в  подростковом  возрасте.  Участие  коры

в протекании многих безусловных рефлексов необязательно. становимся  на  некоторых

особенно важных безусловных рефлексах человека.

      1. Пищевые рефлексы. Например, слюноотделение  при  попадании  пищи  в

ротовую полость или сосательный рефлекс у новорожденного ребенка.

      2. Оборонительные рефлексы. Рефлексы, защищающие организм от различных

неблагоприятных   воздействий,   примером   которых   может   быть   рефлекс

отдергивания руки при болевом раздражении пальца.

      3. Ориентировочные рефлексы,  Всякий  новый  неожиданный  раздражитель

обращает на себя снимание человека.

      4. Игровые рефлексы. Этот тип безусловных рефлексов широко встречается

у   различных   представителей   животного    царства    и    также    имеет

приспособительное значение.  Пример:  щенята,  играя,  .  охотятся  друг  за

другом, подкрадываются и нападают на своего «противника».  Следовательно,  в

процессе  игры  животное  создает  модели  возможных  жизненных  ситуаций  и

осуществляет    своеобразную    «подготовку»    к    различным     жизненным

неожиданностям.

 

 

      Условные  рефлексы  —  индивидуальные,  приобретенные  реакции  высших

животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).  Условные

рефлексы  всегда  индивидуально  своеобразны.  Рефлекторные  дуги   условных

рефлексов   формируются   в   процессе   онтогенеза.    Они

характеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под  действием

факторов среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов  через  высший

отдел головного мозга. Выделяют  натуральные  и  искусственные  условные   рефлексы.   Первые образуются   при   действии   на    рецепторы    естественных    безусловных

раздражителей,  вторые  —   при   действии   индифферентных   раздражителей.

Например,  выделение  слюны  у  ребенка  при  виде   любимых   конфет   есть

натуральный условный рефлекс, а выделение  слюны,  возникающее  у  голодного

ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом.

Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов  имеет

важное значение для адекватного взаимодействия организма с  внешней  средой.

3. Обобщение изученного материала. 

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

В сетку кроссворда нужно вписать известные ключевые слова, с которыми мы познакомились при изучении темы «Нервная система».

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон).

Тест

  1. Что осуществляет в организме рецептор?
  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон).
  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?
  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?
  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Крыткина Лада Анатольевна, учитель биологии 

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии 

Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)

Цели:

I. Образовательно-развивающая

Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

Развитие умений:

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы - суждения)

II Воспитательная:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.

Оборудование: Таблицы “Нервная система”, “Головной мозг”, компьютер, проектор, экран, презентация “Нервная система – дирижер нашего организма” (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).

1. Оргмомент.

Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.

Заявка на оценку:

  • “5” - 15 баллов
  • “4” -8-14 баллов
  • “3” -3- 7 баллов

Верная версия – 1-2 балла

Вопрос - понятие – 1 балл

Ответ на вопрос - понятие – 1балл

Вопрос - суждения – 1 балл

Ответ на вопрос - суждение – 1балл

Возражение – 1-3 балла

2. Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание 1 (Фронтальный опрос)

Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена.

Из каких противоположных структур состоит нервная система?

Таким образом, во внутренней раздвоенности нервной системы проявляется закон единство и борьба противоположностей

Задание 2

А что особенного у каждой из этих частей.

А что общее?

Единичное?

Расположение в организме (ЦНС и ПНС).

Все состоят из нейронов.

Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества.

Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов.

Общее, что белое вещество и нервы – это скопление аксонов, а серое вещество и нервные узлы – дендритов и тел нейронов.

Задание 3

Что называется нейроном?

Как доказать, что нейрон является основной функциональной единицей нервной ткани?

Нейрон - клетка нервной ткани, которая принимает, обрабатывает и передает нервные импульсы.

Функция нервной ткани – передавать нервные импульсы.

Задание 4

Что представляет собой нервный импульс?

Когда в нейроне образуется нервный импульс?

Нервный импульс – электрическая волна.

Когда появляется раздражение.

Задание 5

Каким образом в организме человека передаются раздражения?

Что выражает рефлекторная дуга?

Что такое рефлекс?

Каковы виды рефлексов?

По рефлекторной дуге.

Путь прохождения рефлекса.

- ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.

Безусловные и условные.

Задание 6

Что является исходной основой всех функций нервной системы?

Рефлексы, рефлекторная дуга.

Задание 7

Индивидуально дома по теме “Рефлекс” вами составлены вопросы-суждения.

Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

Слушаете ответы и даете им оценку.

Возможные вопросы

1. Чем объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию?

2. В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс?

3. Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс?

4. Почему существование живых организмов невозможно без рефлексов?

Задание 8 (Индивидуальная работа по карточкам)

В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как:

1 группа

На слово лимон выделяется слюна.

На яркий свет расширение и сужение зрачка.

2 группа

При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки.

Происходит чихание и кашель.

3 группа

На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна?

После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?

4 группа

После бега происходит учащение частоты дыхания?

При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается?

После индивидуальной работы обсудите результаты в группе, найдите общий правильный на ваш взгляд вариант ответа и защитите его перед классом.

Условный рефлекс.

Большие полушария, височные доли.

Безусловный рефлекс.

Средний мозг.

Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.

Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.

Условный рефлекс.

Большие полушария, затылочные доли.

Безусловный рефлекс.

Мозжечок.

Безусловный рефлекс.

Продолговатый мозг.

Безусловный рефлекс.

Спинной мозг.

Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.

Почему нервная система является дирижером нашего организма?

Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

3 Рефлексия.

4 Домашнее задание. Показать отношения между понятиями кругами Эйлера.

1.

А – мозжечок ;
В – головной мозг
С – продолговатый мозг;
Д – мост;

2.

А – нервная ткань;
В – нейроглия
С – нейрон

3.

А – чувствительные нервы;
В - смешанные нервы;
С – двигательные нервы.

4.

А – мигание
В – кашель
С – рисование
Д – безусловный рефлекс
Е – рефлекс
К – условный рефлекс

5.

А – нервная система
В - Симпатический отдел
С - Парасимпатический отдел
Д - Вегетативная система
Е - Периферическая нервная система
К - Центральная нервная система

Урок по биологии на тему: "Гигиена нервной системы"

Новикова Валентина Николаевна, учитель биологии 

Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии 

(Звучит музыка)

Сегодняшний урок хочется начать стихами Евтушенко:

Нервы, нервы
Разгулялись, однако, они на Руси
- Первый я! Нет, я - первый!
И в магазине и на стоянке такси
Словно пропасть меж людьми
Даже если вместе, рядом
«Что вы претесь? Что вы орете?
А вы...?

Это самая обычная ситуация, которая встречается каждый день. Она может послужить началом многих нарушений в организме человека и даже привести к гибели. Как же это происходит? Чем мы можем помочь в таких ситуациях себе и окружающим? Как избежать таких нарушений нервной системы? Решить эти и другие вопросы - задача нашего урока.

Тема урока: ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня у нас лекция. План лекции на доске,он поможет нам сориентироваться, а затем суметь правильно и последовательно изложить материал, о котором сегодня пойдет речь. Записываем мы его по ходу урока.

ПЛАН

Вопросы плана

Краткая запись

I. Повторение.

1. Деление Ц.Н.С. на отделы.

2. Составные части рефлекторной дуги.

II. Виды нарушений работы нервной системы человека

1. Стресс.

а) фазы стресса;

б) особенности дистресса;

2. Невроз.

а) что такое невроз?

б) компоненты невроза;

в) последствия невроза;

г) депрессия и выход из нее (сообщение);

д) наркомания в цифрах и фактах (сообщение).

III. Проблема самоубийства, психологический кризис.

а) телефон доверия;

б) «...Умей жить, когда жизнь становится невыносимой».

IV. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-45-15

I. Итак, во-первых, на что я хочу обратить ваше внимание - это запись на доске:

«Ученые подсчитали, что на здоровье человека в 50% случаев оказывает влияние образ жизни, в 20% - наследственность, в 20% - состояние окружающей среды и только в 8,5 % - здравоохранение»

Это данные социологического исследования. Из этого мы можем сделать только такой вывод, что нашим здоровьем мы можем управлять сами. Ну, а при помощи чего (?) - конечно нервной системы. Мы на предыдущих уроках говорили и знаем, что вся нервная система делится (?)

А основой управления, передачи команд от Ц.Н.С. является - рефлексы и их составляющие нейроны (?) - чувствительные, двигательные, вставочные (функции, схема на доске - рефлекторная дуга). Именно все это мы и называем «нервы».

II. 1. Переходим ко второму вопросу плана.

Давайте представим такую ситуацию - сейчас к нам на урок зашла, завуч и сказала: «Сейчас мы будем писать контрольную работу. На подготовку - 5 минут» Что произойдет с классом (?)

а) состояние тревоги, возбуждения (не напишу!), это связано с выбросом адреналина в кровь (какая железа?) Это и есть первая фаза стресса. (запись в тетрадях).

б) затем, проходит немного времени и вы уже успокоились, почувствовали уверенность в себе (или сориентировались у кого можно списать). Это наступила вторая фаза стресса - организм приспособился к условиям более высокого уровня, что и привело к решению проблемы, в данном случае - решение неожиданной контрольной (запись в тетрадь).

Итак, мы говорим о стрессе (слово на словарном стенде). Такие ситуации встречаются каждый день - когда мы смотрим телевизор, решаем самостоятельные работы, объясняем родителям свои проступки. Определение стресса дал Ганс Селье : « Стресс- это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач» (коротко отметить в тетрадях).

Возник такой вопрос – нужно ли избегать стресса. НЕТ! Давайте представим, если человека уложить в постель с целью предупредить мышечное перенапряжение, то мышцы начнут атрофироваться. Так и с нервной системой. Стрессом мы тренируем свою нервную систему, готовим к более сложным испытаниям, подстерегающим нас в реальной жизни. Только нужно помнить, что стрессовое состояние необходимо вовремя снять. А как это сделать? Еще в древние времена, когда люди начали страдать от стрессов, чтобы выжить, им пришлось изобрести - СМЕХ. Это удивительный переключатель с отрицательных на положительные эмоции. Кроме СМЕХА также снятию стресса способствует СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ОБЩЕНИЕ С ДРУГОМ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДРУГОЙ. Вот вам и оказание первой помощи себе и тому человеку, который сам не может выйти из стрессовой ситуации. (Кто желает узнать на сколько он подвержен стрессу, на перемене подойдете, возьмете тест и проверите себя). Итак, стресс практически не страшен для нас. Нужно бояться затянувшегося отрицательного стресса, переходящего в дистресс (слово на словарном стенде). ДИСТРЕСС - это ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, СОПРОВОЖДАЕТСЯ СИЛЬНЫМ УТОМЛЕНИЕМ, БОЛЬЮ, СТРАХОМ (запись в тетрадях). В данной ситуации помочь человеку может только врач- невропатолог (слово на словарном стенде) и психотерапевт (слово на словарном стенде). Как же избежать дистесса ? Необходимо вовремя выйти из стрессовой ситуации. Как это сделать мы уже говорили. Повторяем и записываем в тетрадях (смотрите выше).

2.Переходим ко второму пункту плана. Если человек долго находится в состоянии нервного напряжения, у него возникает такое заболевание нервной системы как:

а) невроз (слово на словарном стенде). Это группа нервно-психических заболеваний, связанных с нарушением фенкций нервной системы (запись в тетрадях).

б) Компонентами невроза являются : РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ПЛОХОЙ СОН (запись в тетрадях).

в) Если невроз не лечить, то заболевание, развиваясь, вызывает болезненные изменения в деятельности внутренних органов. Это и язва желудка, и различные сердечно-сосудистые заболевания, и сахарный диабет, и различные заболевания других органов. Это как раз тот случай, когда мы говорим "на нервной почве заработал такую-то болезнь".

с) Состояние человека, имеющие сложные невротические реакции (которые мы называли при неврозе) называют ДЕПРЕССИЕЙ (слово на словарном стенде). Как мы можем помочь такому человеку вам расскажет........ А вы постарайтесь кратко отметить основные положения сообщения.

III. Иногда из такого состояния человек не может найти выхода. И тогда возникает мысль о самоубийстве. Эта мысль появляется не сразу, не вдруг. Все отрицательное постепенно накапливается, требуется разрядка, выход, а его нет, тогда человек и решает покончить сразу со всеми проблемами - лишив себя жизни.

Такая ситуация чаще возникает у подростков, т.к. у них еще недостаточно зрелая нервная система. Именно в этом возрасте (15-22 г) чаще всего отказывает психологическая защита. Здесь самое главное спокойно и правильно реагировать на происходящие события, не усматривать трагедии в пустяковой неприятности. Примеры приводить не буду, вы сами их знаете, слышали от кого-нибудь. Подростки лишая себя жизни хотят сделать больно своим близким, не понимая того, что лишают себя самого дорогого что есть у человека - жизни. Они думают, что только попугают и останутся живы, т.к. их вовремя спасут. Но не всегда помощь приходит вовремя. Так стоит ли рисковать?

Если наступает в жизни тяжелый момент, а рядом нет никого, кому можно было бы высказать наболевшее, то можно позвонить по телефону доверия 31-45-15. Это психологический центр, где вас вас выслушают и обязательно помогут поверить в себя, в свои силы. Помните всегда, что уже то, что мы родились на этой Земле - уже счастье. И еще хочется процитировать слова Н.Островского из модного сегодня романа «Как закалялась сталь»

«...Шлепнуть себя каждый дурак сумеет. Это самый трусливый и легкий выход из положения. А ты пробовал эту жизнь победить? Что ты сделал? Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, ведь дана она только раз.» Эти слова, сказанный так давно всегда актуальны. И я хочу, чтобы вы не были слабыми дураками. Смогли вовремя остановиться, не совершать рокового шага и остановить, помочь остановиться другому.

Проклятье века – эта спешка,
И человек, стирая пот
По жизни мечется как пешка
Попав затравлено в цейтнот
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судьбе,
Подумай, если не о боге,
Хотя бы просто о себе.
Под шелест листьев обветшалых,
Под хриплый паровозный крик
Пойми: забегавшийся жалок,
Остановившийся - велик.
Когда тебя толкает злоба
К забвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши,
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись.

Остановитесь, оглянитесь вокруг себя, не перешагните через жизнь человеческую. Разберитесь во всем, прежде чем принимать какие-то решения. Я думаю, что все вы останетесь людьми здоровыми и физически и морально, сумеете помочь и себе и нуждающимся в помощи людям.

А так как урок наш сегодня был для нас с вами своеобразным стрессом, т.к. у нас сегодня гости и мы чувствуем повышенную ответственность, волнуемся. Я предлагаю снять стрессовое состояние музыкой. Но не просто послушать, а слушая как бы подвести итог сегодняшнему уроку, только уже не совсем серьезно, а с юмором. Ведь мы помним, что смех и музыка - это переключатель с отрицательных эмоций на положительные. Так давайте немного отдохнем и еще раз послушаем как же нужно беречь свою нервную систему. (Песенка из «Радио - Няни»)

1. Что же вы взяли для себя с этого урока?

2. Что вам понравилось?

3. Чем вы могли бы поделиться с друзьями?

На сколько вы подвержены стрессу?

Всегда – 1 балл

Очень часто – 2 балла

Часто – 3 балла

Редко – 4 балла

Никогда – 5 баллов

1. Не менее одного раза в день ем горячую пищу.

2. Сплю по 7-8 часов в сутки.

3. От общения с людьми получаю удовольствие.

4. Я могу положиться на своих родственников.

5. Моя кожа часто бывает сухой.

6. Воздерживаюсь от курения.

7. Мой вес соответствует моему желанию.

8. Интенсивно занимаюсь физкудьтурой.

9. Воздерживаюсь от спиртного.

10. Моя зарплата меня устраивает.

11. Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.

12. У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться тайнами.

13. Чувствую себя здоровым человеком.

14. Могу поговорить о своих переживаниях, даже будучи в расстроенных чувствах.

15. Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.

16. Люди слышат от меня шутки.

17. Днем у меня бывает свободное время.

18. Воздерживаюсь от крепкого кофе (чая).

19. Мне удается организовать свое время.

20. Обращаюсь к своим друзьям за советом.

ОЦЕНКА

1. Свыше 30 до 50 - в определенной степени подвержены стрессу.

2. 50 баллов и выше до 75 - вам следует взяться за приемы психической саморегуляции, не забывайте про укрепление физического здоровья.

3. 75 и выше - вы на грани срыва необходимо обратиться к врачу-психотерапевту.

5-ти бальная система по ПАРАМЕТРУ УРАВНОВЕШЕННОСТИ

Проверка силы ВОЗБУДИМОСТИ

1. Смелость.

2. Инициативность.

3. Склонность к риску.

4. Склонность «выкладаваться» на работе.

5. Непокорность.

6. Горячность.

7. Готовность идти навстречу трудностям.

8. Уверенность в себе.

9. Внутренняя собранность.

10. Настроение.

Из полученных данных выведите средний балл (сложите баллы, разделите не число вопросов)

По этой же методике определите

силу ТОРМОЖЕНИЯ

1. Осторожность.

2. Настроение.

3. Предусмотрительность.

4. Самообладание.

5. Умение выслушивать обвинение.

6. Собранность в ожидании обвинения.

7. Склонность к недоверчивости.

8. Умение хранить тайну.

9. Умение сдерживаться.

10. Умение соблюдать установленные правила.

Выведите средний балл и сравните полученные данные. Если сила возбудимости преобладает над силой торможения на 0,3 и более, то этот тип-возбудимый. Если наоборот (сила торможения преобладает больше, чем 0,3 балла силу возбуждения), то у вас ТОРМОЗНОЙ тип.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нервная система дирижер нашего организма _

Слайд 2

Регуляция жизнедеятельности нервная гуморальная

Слайд 3

Цель урока: Обобщить знания о строении и функциях нервной системы; развить имеющиеся понятия о нервной ткани, нейронах, рефлексе, рефлекторной дуге.

Слайд 4

Нервная система Центральная нервная система Периферическая нервная система Головной мозг Спинной мозг Соматическая система Вегетативная система (автономная)

Слайд 5

Вегетативная НС

Слайд 6

Нервная система Центральная нервная система Периферическая нервная система Головной мозг Спинной мозг Соматическая система Вегетативная система (автономная) симпатическая парасимпатическая

Слайд 7

рефлексы

Слайд 8

Примеры Вид рефлекса На слово лимон выделяется слюна. На яркий свет происходит расширение и сужение зрачка. Хорошее владение музыкальным инструментом При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается. При попадании инородных тел в носоглотку происходит кашель. Умение заниматься определенным видом спорта На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна. После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается.

Слайд 9

рефлекторная дуга

Слайд 10

Лабораторная работа «Безусловные рефлексы человека. Коленный рефлекс»

Слайд 11

ЦНС ПНС Нервы Головной мозг Спинной мозг Нервные узлы Нервные окончания

Слайд 12

Безусловные рефлексы Условные рефлексы Приобретаются в процессе жизни Являются врожденными Передаются по наследству Не передаются по наследству Индивидуальны для каждой особи Характерны для всех особей вида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Металлы в организме человека (урок-обобщение в 9 классе)

Данный урок проводится в гуманитарном классе, рассчитан на 2 академических часа.Цель урока: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения; показать разнообразие их свойств и значение в...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Конспект урока обобщение опорно-двигательная система

Урок обобщение опорно-двигательная система Программа Сонин...

Сценарий урока «Нервная система – дирижёр нашего организма»

Тип учебного занятия: проблемныйВид учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатс...

Урок обобщения по теме "Кровеносная система. Внутренняя среда организма".

Урок обобщения по теме: "Кровеносная система. Внутренняя среда организма"....

Конспект урока 8 класс "Нервная система – дирижер нашего организма."

Образовательно-развивающаяПрименение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и гол...