Будущее моей профессии (эссе)
статья по биологии (11 класс)

Гордеева Елена Владимировна

Размышления о профессии учителя, его роли в становлении каждого человека и о незаменимости живого общения в эпоху дистанционных обучающих платформ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Будущее моей профессии (эссе)27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В. Гордеева

Будущее моей профессии

Эссе

О важности, сложности и нужности труда учителя рассуждают многие: ученые, общественные деятели, политики, деятели культуры, родители, сами педагоги. Труду учителя даются оценки и какие-то общие советы со стороны многих людей, часто эмоциональные, нелогичные и некомпетентные. А в связи с принятием программы цифровизации школы некоторые люди стали высказывать мнение об архаичности, а то и умирании профессии учителя. А кем бы стали эти скептики, если бы не получили базу знаний в школе, если бы учитель не обращал внимание на их творческое развитие, особенности внутреннего мира и многое другое?

Я выбрала профессию учителя, потому что учителем была моя мама. Мой папа тоже занимался педагогической деятельностью. Мой старший брат был военным, но после того, как стал офицером запаса, пошел работать в вуз, защитил кандидатскую диссертацию и успешно преподает гуманитарные дисциплины студентам. То есть можно сказать, что учительство у меня в генах, и я представляю династию учителей.

Работать учителем в средней школе я начала еще студенткой старших курсов Кемеровского государственного университета. Это были тяжелые 90-е годы... В то время главной задачей школы являлось формирование людей, способных работать в рыночной экономике. Школа должна была оказывать услуги в области образования и забыть о воспитании, которое является сугубо семейным делом.

Я очень удивлялась такой постановке вопроса. Разве рыночная экономика может быть целью государства и воспитания человека? Рыночная экономика – это средство реализации цели. А целью должен быть сам человек в единстве физического, интеллектуального и духовного развития. Задумавшись над этими вопросами, я поняла, что процессы образования и воспитания неразрывные,  являют собой единое целое, одно не может существовать без другого. Я часто спрашиваю у ребят: «Рождается индивид или личность?» Они всегда отвечают «Индивид!»  Правильно, потому что личностью нужно стать. И в этом – бесценная роль учителя, который помогает раскрыть и развить творческие способности, который видит  уникальность  каждого ребенка.

Уже на заре своей педагогической деятельности я сформулировала свое педагогическое credo: процесс обучения и воспитания должен способствовать гармоничному развитию личности ребенка в единстве физических, интеллектуальных и духовных аспектов. Я стала изучать и применять на уроках методики опережающего развивающего образования, системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. И поэтапно мы (я и мои ученики) вместе диалектически продвигались от сложного к простому, а затем  восходили от этого простого снова к сложному, но уже на новом витке понимания.

Я старалась не только логически, но эмоционально-образно подать изучаемый материал с обязательным включением межпредметных связей. Если тема позволяла, то использовала элементы художественного творчества. Учащиеся с большим желанием помогали мне подготовить наглядные пособия, использовать технические устройства, рисовали таблицы, схемы, делали макеты, приносили из дома экспонаты и т.д. Учеба сочеталась с досуговой деятельностью, в которой активно принимали участие и родители.

В современном мире актуальными стали вопросы осмысления процессов, происходящих в  природном и социально-культурном развитии человечества под воздействием научно-технического прогресса и процессов глобализации. Сегодня на сознание человека оказывают влияние ряд факторов: экологическая и политико-экономическая ситуация в мире, активное внедрение новых информационных технологий, влияние массовой культуры, манипуляция сознанием с целью навязывания стандартов евро-американского образа мысли и жизни, нивелирование общечеловеческих ценностей и замена их культом абсолютного эгоизма, потребительства, аморальности и т.д. Под воздействием этих факторов возникла угроза утраты человеком уникальных личностных качеств, превращение его из сознательного субъекта эволюционного процесса в бездуховный объект «общества потребления», узкого специалиста с ограниченным мировоззрением, позицией социального инфантилизма.

В рамках предмета биологии при изучении раздела «Антропогенез» мы обсуждаем с учащимися одну их проблем современности. Это проблема «постчеловека» (постмодернистского, постиндустриального). Современные ученые считают, что причинами возможного появления «постчеловека» являются следующие факторы: активное внедрение «искусственного интеллекта» в различные сферы жизнедеятельности, развитие генной инженерии и нанотехнологий.  Ученые считают, что «постчеловек» – это не человек в полном смысле этого слова. Это либо гибрид человека и машины, либо искусственно-созданная копия человека, либо существо с широким спектром разнообразных мутаций[1]. С моей точки зрения, чтобы не допустить таких негативных для человека последствий НТР, образовательный и воспитательный процессы необходимо направить на глубокое освоение современного научного мировоззрения, стимулирующего учащегося к познанию, самосовершенствованию и культурному развитию не только в рамках школьной образовательной программы, но и факультативной работы, олимпиад, конкурсов и других мероприятий.

В настоящее время традиционные методы ведения урока неразрывно связаны с технологиями цифрового образования. Однако вынужденная самоизоляция и карантин, вызванные эпидемией коронавируса, нарушили адекватное сочетание живой связи «учитель-ученик». Безусловно, это не лучшим образом влияет на психическое состояние учащихся, а также не позволяет в полном объеме усвоить изучаемый материал. В то же время, есть и положительные моменты: учащимся необходимо осваивать навыки самообразования, а учителю –  приобретать мастерство при дистанционном обучении.

Лично я пришла к выводу, что живое общение учителя и ученика на уроках и внеурочное время  невозможно ничем заменить! Ведь человек, это не только биологический организм, но и социальное существо. Как вне общества человек не становится человеком, так и вне школы и живого общения с учителями и одноклассниками невозможно сформировать интеллектуально развитую, креативную, духовно-нравственную личность.

Чтобы нацелить учеников на серьезное отношение к познанию, вызвать интерес к своему предмету, я часто привожу слова Марка Спитца, который в 1972 г. на Всемирной олимпиаде  в г. Мюнхене взял 7 золотых медалей из 7 по плаванию. Он сказал: «Все любят побеждать, но многие ли любят трудиться?» И это правда. Ведь не случайно еще Томас Эдисон утверждал, что гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота!

Суворовское училище – это учебное заведение, где изначально, в основе заложен колоссальный труд. Именно здесь формируется личность физически и морально сильная, с четким пониманием, что такое воинская честь и человеческое достоинство.

В Послании Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 года

В.В. Путин отметил: «Сейчас практически все школы России подключены к интернету. В 2021 году они должны получить уже не просто доступ в сеть, а высокоскоростной интернет, что позволит в полном объёме приступить к цифровой трансформации отечественной школы, обеспечить доступ педагогов и учеников к передовым образовательным программам, внедрять индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребёнка». И далее: «Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки».

Преподаватель - уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования, самое главное слово — гибкость. И фраза футуролога Элвина Тоффлера: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» в полной мере относится к моей профессии.
        Я осознаю, что в рамках стратегий устойчивого развития человеческому сообществу необходимо формировать такую модель человека, которая являлась бы ориентиром для большинства людей в образовании и воспитании. Чтобы не абсолютизировать сферу технологий, учащиеся должны понять, что ей отводится только служебная роль (роль средств).
Поэтому сформулированную еще на заре моей педагогической деятельности цель – формирования творческой, гармонически развитой личности, – я дополняю новыми задачами, поставленными перед современным российским образованием.


[1]Хоружий С.С. Проблема Постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Математика для будущего и в моей профессии»

Проект «Математика для будущего и в моей профессии» был представлен на городском конкурсе. Проект выполнили: Воробьев Дмитрий ПК 1-1, Бучаров Аркадий ПК 1-3, Овчинников Александр ПК 1-3. Ру...

Эссе на тему "Прошлое и будущее моих воспитанников"

Мои размышления о воспитанниках моей группы (дети-сироты)...

Будущее моей страны - в моих руках!

Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции. Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН счит...

Эссе "Я в моей профессии"

Размышления о современном педагоге......

Урок "Будущее моей страны"

Интегрированный урок: в 5 классе (ОБЖ + валеология)...

Классный час "Будущее моей страны – мое будущее"

Классный час на тему будущего нашей страны призван воспитать в ребенке патриотические чувства, мотивировать в его сознании желания благотворно влиять на развитие своей Родины. Стать частичкой общего д...

Эссе «Главное в моей профессии…»

Каждый из нас когда-нибудь задавался вопросом: "А что же главное в моей профессии?". В эссе описаны мои рассуждения о том, что представляет собой профессия "Методист"....