Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | сроки | Планируемые результаты обучения | Д/З | ||||
Предметные результаты | ||||||||
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Проверяемые умения | Личностные/метапредметные результаты | ||||
I. Место человека в системе органического мира.2 часа | ||||||||
1 | Место человека в системе органического мира. | 1.1.4.1. | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека | 2.1.7. | УМЕТЬ объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. | §1 | |
2 | Особенности человека. | 4.1. | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека | 2.1.2 | родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп) | Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуры. | §1 | |
II. Происхождение человека.2 часа | ||||||||
3 | Эволюция человека | 4.1. | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека | 2.1.7. | Родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. | §2 | |
4 | Расы человека. | П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §3 | |||||
II. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.1 час | ||||||||
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1.1. | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения. | 2.8. | Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §4 | |
IV. Общий обзор организма человека.4 часа | ||||||||
6 | Клеточное строение организма. | 2.1. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1.1.2., 2.3. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ хромосом, клеток; распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §5 | |
7 | Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки». | 1.3.,2.3.1., 2.3. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §5 | |||
8 | Ткани и органы. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей». | 2.2. | Ткани, органы, системы органов и животных. | 1.3., 2.3.2. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §6 | |
9 | Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 2.2. | Ткани, органы, системы органов и животных, | 2.3.1., 2.3.2. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §7 | |
V. Координация и регуляция.10 часов | ||||||||
10 | Гуморальная регуляция. | 4.2. | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны | 1.3.2.1.11. 1.2.1. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, регуляция жизнедеятельности организма . уметь объяснять роль гормонов в организме; | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | §8 | |
11 | Строение и значение нервной системы. | 4.2. | Нервная система. | 1.3. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. регуляция жизнедеятельности организма . | §9 | ||
12 | Строение и функции спинного мозга. | 4.2. | Нервная система. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §10 | ||
13 | Строение и функции головного мозга. | 4.2. | Нервная система. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §11 | ||
14 | Полушария большого мозга. | 4.2. | Нервная система. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §12 | ||
15 | Анализаторы. | 4.12. | Органы чувств, их роль в жизни человека | 2.8 | Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | Стр.76-77 | |
16 | Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. | 4.12.,4.14., 4.15. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика :нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при повреждении зрения. | 2.3.2., 2.7., 3.1. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. для соблюдения мер профилактики: заболеваний, зрения, слуха; инфекционных заболеваний; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §13 | |
17 | Анализаторы слуха и равновесия. | 4.12.,4.14. | Органы чувств, их роль в жизни человека .Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика: нарушения зрения и слуха | 2.3.2., 3.1. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; для соблюдения мер профилактики: заболеваний, зрения, слуха; инфекционных заболеваний; | §14 | ||
18 | Кожно-мышечная чувствительность. | 4.12.,4.14. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §15 | ||
19 | Обоняние. Вкус. | 4.12.,4.14. | Органы чувств, их роль в жизни человека .Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §15 | ||
VI. Опора и движение.8 часов | ||||||||
20 | Кости скелета. | 4.11. | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | §16 | |
21 | Строение, свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | 4.11. | Опорно-двигательный аппарат. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §16 | ||
22 | Строение скелета. | 4.11.,4.14. | Опорно-двигательный аппарат . Профилактика: травматизма. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §17 | ||
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 4.15. | Приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. | 2.7., 3.2. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. оказания первой помощи при, травмах. для соблюдения мер профилактики: заболеваний, травматизма; нарушения осанки. | Стр.263-265 | ||
24 | Мышцы. Общий обзор. | 4.11. | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат . | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §18 | ||
25 | Работа мышц. | 4.14. | Профилактика: травматизма. | Для соблюдения мер профилактики: заболеваний, травматизма; нарушения осанки., | §19 | |||
26 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | 4.14. | Факторы риска: гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 2.7. | анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. , для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых травматизма; нарушения осанки. | §44 | ||
27 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. | 4.14. | Укрепление здоровья двигательная активность | 2.7. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | §47 | ||
VII. Внутренняя среда организма.3 часа | ||||||||
28 | Внутренняя среда организма и её значение. | 4.5. | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет | 1.2.1. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | Стр.127 | |
29 | Кровь. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)». | 4.15. | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при кровотечениях; | 1.2.12.3.2.., | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ транспорт веществ. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §20 | ||
30 | Защита организма от инфекции | 4.14. | Переливание крови. Профилактические прививки. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 2.1.10., 2.7., 3.1. | Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний; | §21 | ||
VIII. Транспорт веществ.4 часа | ||||||||
31 | Органы кровообращения. | 4.6. | Транспорт веществ. | 1.2.1., 2.3.2. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ транспорт веществ. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §22 | |
32 | Работа сердца. Практическая работа №2 «Измерение кровяного давления». | 4.6. | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1.2.1. | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ транспорт веществ. | §23 | ||
33 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Практическая работа №3 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 4.6. | Кровеносная и лимфатическая системы | 1.2.1 | ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ транспорт веществ. | §24 | ||
34 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. | 4.14 | Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Профилактика: заболеваний. | 2.8. 2.7., 3.2. 3.1., | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье ., проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. оказания первой помощи при ., для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых стрессов; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний; | §45,46,49 | ||
IX. Дыхание.5 часов | ||||||||
35 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | 4.4. | Дыхание. Система дыхания. | 1.2.1. 2.3.2., | Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, дыхание. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | §25 | |
36 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 4.4. | Система дыхания. | 2.3.2. | Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §26 | ||
37 | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. | 4.4. | Система дыхания. | §26 | ||||
38 | Регуляция дыхания. Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания». | 4.4. | Система дыхания. | §25-26 | ||||
39 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | 4.14., 4.15. | Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, другие инфекционные заболевания органов дыхания. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении угарным газом; | 2.8., 2.7., 3.2. 3.1., | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье . проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. оказания первой помощи при простудных заболеваниях., для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний; | §45,46,49 | ||
X. Пищеварение 5 часов | ||||||||
40 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | 4.3. | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | §27 | |||
41 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | 4.3. | Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1.2.1., 2.3.2. | Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, питание. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | §28 | ||
42 | Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №5 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал». | 4.3. | Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | §29 | ||||
43 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 4.3. | Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1.2.1. | Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, питание. | §29 | ||
44 | Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | 4.14.,4.15 | Укрепление здоровья: сбалансированное питание. Гепатит, и другие инфекционные заболевания кишечные. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями. | 2.7.,2.8., 3.2., 3.1. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. , оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями., для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных заболеваний; | §44,46,49 | ||
XI. Обмен веществ и энергии. Витамины.2 часа | ||||||||
45 | Пластический и энергетический обмен. | 4.7.4.14. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. . Укрепление здоровья сбалансированное питание. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 2.1.11, 1.2.1. | Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; роль гормонов и витаминов в организме; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §30 | |
46 | Витамины. | 4.7. | Витамины. Предупреждение инфекционных заболеваний. | 2.1.11.,2.8 | Уметь объяснять роль витаминов в организме; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. | §31 | ||
XII. Выделение.2 часа | ||||||||
47 | Выделение. Строение и работа почек. | 4.8. | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1.2.1., 2.3.2. | Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, выделение, транспорт веществ. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §32 | |
48 | Заболевания почек, их предупреждение. | 4.14. | Предупреждение инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания: ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания мочеполовые. | 2.7.,2.8. 3.1., | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. , для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний; | §44,46,49 | ||
XIII. Покровы тела.3 часа | ||||||||
49 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | 4.9. | Покровы тела и их функции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | 1.2.1., 2.3.2. 2.7., | Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, выделение, транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §33 | |
50 | Роль кожи в терморегуляции организма. | 4.14. | Профилактика: ожогов; обморожений; | 2.7. 3.2., 3.1. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; | §34 | ||
51 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | 4.14., 4.15. | Закаливание, Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: ожогов; обморожений; Приемы оказания первой доврачебной помощи: при ожогах; обморожениях. | 2.7.,2.8., 3.2., 3.1. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; | §48,49 | ||
XIV. Размножение и развитие.3 часа | ||||||||
52 | Половая система человека. | 4.10. | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1.2.1., 2.3.2. | Знать и понимать рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость. распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека; | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | §35 | |
53 | Оплодотворение и развитие зародыша. | 4.14. | Укрепление здоровья: двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 2.7., 3.1. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. , для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; | §35-36 | ||
54 | Возрастные процессы. | 4.14. | Инфекционные заболевания: ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания мочеполовые. Предупреждение инфекционных заболеваний. | 2.1.10.,2.8 | Уметь объяснять проявления наследственных заболеваний. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.
| §37 | ||
XV. Высшая нервная деятельность.6 ча сов | ||||||||
55 | Рефлекторная деятельность нервной системы. | 4.13. | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. | 1.3., 1.2.1. | Знать и понимать регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. | М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста; оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; формирование основ экологической культуру. | §38 | |
56 | Бодрствование и сон. | 4.13. | Сон, его значение. | §39 | ||||
57 | Сознание и мышление. Речь. | 4.13. | Сознание человека. Речь, мышление. | 2.8 | Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. | §40 | ||
58 | Познавательные процессы и интеллект | 4.13. | Познавательная деятельность мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 3.3. | Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; | §41 | ||
59 | Память. | 4.13. | Память. | 2.8 | Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. | §42 | ||
60 | Эмоции и темперамент. | 4.13. | Эмоции. | §43 | ||||
XVI. Человек и его здоровье.5часов | ||||||||
61 | Здоровье и влияющие на него факторы. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 3.1. 2.7., 3.1., 3.3. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. , для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | §44 | ||
62 | Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №5 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений». | 4.15. | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. | 3.2., 3.1. | Оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; | §44 | ||
63 | Вредные привычки. Заболевания человека. | 4.14. | Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. | 2.1.10., 2.7., 3.1. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье . причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; | §45 | ||
64 | Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. | 4.14. | Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. | 2.7. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | §47-48 | ||
65 | Гигиена человека. | 4.14. | Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. | 2.8. 2.7., 3.3. | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. , проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; | §49 | ||
66 | Обобщающий урок по всему курсу. | 4.1.4.2.,4.,4.4.,4.5.,4.6.,4.7.,4.8.,4.9.,4.10.,4.11.,4.12,4.12.,4.13.,4.14.,4.15. | 2.7.,2.8 | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. | Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение. К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию). | Повт. | ||
67 | Повторение | Повт. | ||||||
68 | Повторение | Повт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...