Открытый урок Пчелы и экология"
видеоурок по биологии (7 класс)

Пчелы удивительные насекомые, имеющие  большое значение для природы и самого человека.

Это общественные насекомые у которых развиты инстинкты, имеют очень сложное строение для такого маленького существа. Мед, перга, маточное молочко пчелиный клей прополис это неполный перечень того , что дают пчелы человеку. Это ловкие опылители растений, интересны танцы пчел. Со всем этим мы, тоесть я и ученики и хотели познакомить учителей района , присутствующих на нашем уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchely_i_ekologiya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ Верхнеднепровсеая СОШ №3

Смоленская область

Дорогобужский район.

Открытый урок

Тема: Общественные насекомые - пчелы.

Тип урока: интегрированный.

(биология экология)

Цель урока :

Обучающая:  выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом  жизни;  показать их роль и значение в жизни человека;

Воспитывающая:  формирование экологических знаний.

Развивающая:  продолжить формирование  умений и навыков работы с опорным конспектом, с текстом учебника.

Задачи: 

  • Сбор и обработка информации, содержащейся в  Интернете  и  других источниках. Определение мнения учащихся о значении пчел в жизни природы и для человека.
  • Определение мнения учащихся о значении пчел в жизни каждого человека.
  • Выделить особенности пчелы медоносной в связи собщественным образом жизни.
  • Выработать рекомендации по поведению в природе и в частности как вести себя на пасеке.
  • Провести анкетирование.
  • Создать презентацию.
  • Сделать выводы. 
  • Планируемые результаты:

 Учащиеся должны знать особенности строения пчел;

 Представлять жизнь и структуру пчелиной семьи;

 Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе.

Учитель биологии

Шпакова Елена Васильевна.

     

2018 год

Конспект урока "Общественные насекомые - пчелы"

Цели:

Обучающая: выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом

жизни; показать их роль в природе и значение в жизни человека;

Воспитывающая: формирование экологических знаний.

Развивающая: продолжить формирование  умений и навыков работы с опорным конспектом, с текстом учебника.

Задачи: 

  • Сбор и обработка информации, содержащейся в  Интернете  и  других источниках. Определение мнения учащихся о значении пчел в жизни природы и для человека.
  • Определение мнения учащихся о значении пчел в жизни каждого человека.
  • Выделить особенности пчелы медоносной в связи собщественным образом жизни.
  • Выработать рекомендации по поведению в природе и в частности как вести себя на пасеке.
  • Провести анкетирование.
  • Создать презентацию.
  • Сделать выводы.

Оборудование: презентация «Пчёлы». Продукты деятельности пчел: мед, прополис, воск, перга.

Планируемые результаты:

 Учащиеся должны знать особенности строения пчел;

 Представлять жизнь и структуру пчелиной семьи;

 Знать значение этих насекомых в жизни человека, их роль в природе.

Актуальность:

 Пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Исследователями установлено, что в России им занимались еще в XI веке. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населенные пункты леса, поймы рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой отличную базу для медосбора. Продуктом жизнедеятельности пчел является мед - ценнейший продукт, который дарит нам Её Величество Природа. Пчелиный мед следует рассматривать не только как высококалорийный продукт питания, но и как диетический и лечебный продукт. Поэтому так важно узнать интересные факты из жизни пчёл.

Ход урока :

  1. Организационный момент.

 Проверка знаний.

Определите, к какому отряду относится данная характеристика

А) Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную  голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган – маску. (Стрекозы)

Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей. (Жесткокрылые) 

3 задание

Найдите ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?  Куда спешу? Здесь на цветок я летний опустилась.

И вот дышу.(у бабочки 4 крыла)

Изучение нового материала

- Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых

К перепончатокрылым относятся: пчелы, муравьи, осы, шмели, наездники. Распространены они повсеместно, за исключением Антарктиды.

-         Каковы особенности отряда Перепончатокрылых?

Отряд П. насчитывает 300 тыс. видов.

 Отличительные признаки:

  • Две пары прозрачных, перепончатых крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних.
  • Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу.
  • Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты.
  • У шмелей частота взмахов значительно

меньше, поэтому у них низкое гудение - в голове у пчелы имеется трубчатый язычок, хоботок, им пчела может высасывать нектар, скрытый на самом дне глубокой цветочной чашечки.

  • В передней части головы на лбу или темени имеются 3 простых глазка, а два более крупных находятся по бокам. В каждом из этих двух сложных глаз насчитывается более 6000 хрусталиков-фасеток. Как называются такие глаза, ребята?

Благодаря этим глазам пчела может видеть не только то, что находится прямо перед ней, но и то, что

творится по бокам и даже сзади.

  • Внутри пчелиного гнезда царит полная темнота, так что пчела ориентируется там с помощью двух

усиков-антенн.

  • От груди отходят 6 ножек. Задняя пара ножек отличается от двух передних – на ней имеются

поросшие длинными волосками широкие плоские сегменты, которые называются «корзинками», они

предназначены специально для переноски пыльцы.

  • Третьей и самой крупной частью тела пчелы является брюшко. В брюшке самки-пчелы

расположены железы, выделяющие воск, а также единственное орудие защиты – жало.

Типы ротового аппарата?

  • Нужно отметить то, что брюшко с грудным отделом соединено подвижно.
  • Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)

Жизнь и структура пчелиной семьи

Что мы знаем о пчёлах? ( ответы детей) 

Чаще всего пчелы ассоциируются у нас с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны. Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел- перенос пыльцы с одного цветка на другой. Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника- на 40%.

  • Пчелы живут семьями. Пчелиная семья может включать до 80 тыс пчел.
  • Состав пчелиной семьи

Подавляющее большинство членов этой семьи – рабочие пчёлы

(бесплодные самки).

  • В семье пчёл обязательно есть одна самка, способная откладывать яйца, -

матка. Её основная функция – ежедневно в теплое время года откладывать до 2-3 тыс.яиц. летом в

семье появляются несколько сотен самцов – трутней. Они не работают, не защищают семью, не

могут добывать пищу самостоятельно.

Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Матка развивается за 16 суток, рабочая пчела – за 20, а трудни – за 24 дня после яйцекладки. Для каждого члена пчелиной семьи размеры сотовых ячеек свои. Пчеловоды легко узнают по ячейкам, кто в них развивается, и могут уничтожить лишних трудней или маток еще в личиночном состоянии.

Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет.

  • Самые молодые пчелы – чистильщицы

ячеек (санитары).

На 6-14 день происходит развитие железы, вырабатывающая молочко, которым кормят матку.

  • Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и

заделывать ячейки.

  • На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране

улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом.

  • Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма. Деятельность пчел является врожденной или инстинктивной. Инстинкт — это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.

Информацию о месте нахождения источника нектара пчелы передают с помощью танца, в котором каждое движение имеет свой смысл. С помощью танца рабочая пчела сообщает о направлении полета, расстоянии до объекта и т. д. Кроме танца, пчелы распознают запах цветков, с которых были собраны пыльца и нектар.. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого "танца" на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении.

  •  Весной, летом и осенью пчелы усиленно запасают мед. За один раз пчела приносит в зобике 0,06 г нектара, собранного с многочисленных цветков.

Для сбора нектара и пыльцы у пчелы есть особые приспособления. На задних ногах имеется специальная «корзиночка», в которую и собирается пыльца. Нектар пчела собирает с помощью хоботка, и он попадает в зобик. В улье пчелы перерабатывают нектар в мед, часть которого используют на питание, а часть запечатывают в соты и оставляют на зиму. . Соты (рис. 76) — удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек, расположенных двумя слоями, с входами, обращенными в противоположные стороны. Строят их из воска, вырабатываемого из меда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда.

Необходимость в трутнях появляется перед роением.

Роение — это создание новой семьи. После выхода молодой матки старая матка вместе с частью рабочих пчел покидает улей. Вылетевший рой вначале садится недалеко от родного улья, и в течение какого-то времени его можно снять и перенести в новый улей. Если пчеловод не успел снять рой, он может потерять эту семью навсегда, так как пчелы улетят на новое место. Трутни и часть рабочих пчел остаются. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спаривается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотворенная молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца.

 Роение может происходить несколько раз в году. Соты (рис. 76) — удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек, расположенных двумя слоями, с входами, обращенными в противоположные стороны. Строят их из воска, вырабатываемого из меда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда.

Пчелиный рой — это новая семья медоносных пчёл, отделившаяся от старой семьи, которую называют материнской. Каждый пчелиный рой состоит из матки (иногда из нескольких маток), нескольких сотен трутней и десятков тысяч рабочих пчёл. Пчелиный рой может улететь от материнской семьи на 20 километров и более.
       
Роение — естественная форма размножения пчёл. При роении пчёлы роящейся семьи стремительно покидают улей, поднимаются в воздух с присоединившейся маткой, некоторое время кружатся и «прививаются» где-нибудь на ветке дерева. Пчелиный рой может весить до 7- 8 кг, он состоит из 50-60 тыс. пчел, имеющих в своих зобиках 2- 3 кг меда. Медовым запасом при ненастной погоде пчелы могут питаться в течение 8 дней.

         Зимуют пчелы в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживая температуру до +15 0С.. Высокий обмен веществ, необходимый для поддержания такого тепла, обеспечивает запас меда, который пчеловод оставляет на зиму пчелиной семье. За производство тепла отвечают «пчёлы-печки», которые с большой точностью регулируют выработку тепла и способны разогреваться до 44 °C. Одна такая пчела, забравшись в свободную ячейку, способна обеспечить теплом до 70 куколок, а всего в зависимости от размеров колонии количество таких пчёл может составлять от нескольких штук до нескольких сотен.

Разводят пчел, чтобы получить от них мед, пчелиный клей – прополис и маточное молочко – апилак. Прополоис и апилак – ценные лечебные средства.

Пчеловодство стало крупной экономически выгодной отраслью народного хозяйства. Возможно, кого-нибудь из вас заинтересует профессия пчеловода, требующего от человека знания биологии, любви к природе. Наблюдательности и смекалки.

Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи

Мед.  Прополис. Маточное молочко. Воск пчелиный. Пчелиный яд .

Какое они имеют лечебное значение?

Рекомендации.

3. Закрепление знаний

1) Почему пчёл называют общественными насекомыми?

2) Назовите особенности внешнего строения пчелы.

3) Каково практическое значение пчёл?

4. Итог урока. Домашнее задание: §19, подготовить сообщения о роли насекомых в природе и  жизни человека.

Это интересно?

Для получения ложки меда ( 30 г ) 200 пчел должны во время взятка собирать нектар в течение дня. Примерно столько же пчел должны заниматься приемом нектара и обработкой его в улье. При этом часть пчел усиленно вентилирует гнездо, чтобы быстрее шло испарение из нектара излишней воды. А для запечатывания меда в 75 пчелиных ячейках пчелам необходимо выделить один грамм воска.

У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Пчелы красный цвет не различают. Они видят его как темно-серый или черный. Но воспринимают как цвет ультрафиолетовые лучи, хотя для человека это только темнота. Пчёлы обладают врождённым предпочтением к фиолетовым и сине-зелёным цветам. В лабиринте были размещены конструкции в виде цветов различных цветов и форм. Как только в лабиринт запустили плёл, они сразу же помчались в жёлтым и синим образцам. Однако оказалось, что одним лишь цветом насекомых не одурачить. Если пчёлы не получали от "цветов" предпочтительной расцветки нектара или пыльцы, они тут же принимались исследовать другие предложения. Таким образом, по сравнению с голодом визуальные "симпатии" пчёл – на втором плане.

У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное жужжание.
Скорости полета пчелы – 22,4 км/ч
Скорости полета шмеля - 3 км/ч
Скорости полета шершня – 25.4 км/ч
Скорости полета осы - 9 км/ч
           Пчела может улететь от улья почти
на 8 км и безошибочно найти дорогу обратно. Однако такие большие перелеты опасны для жизни пчел и невыгодны с точки зрения продуктивности ее работы. Радиус полезного полета пчелы принято считать 2 км . И в этом случае она при полете обследует огромную территорию площадью около 12 га . На такой значительной площади обычно всегда имеются медоносные растения.

Пчелы редко нападают сами на человека, однако есть ряд факторов, на которые они агрессивно реагируют. Например, на резкие запахи (аромат духов, крема, алкоголя, лука и т.д). Кроме того, они могут атаковать человека из-за его резких движений, которые пчелы и осы расценивают как угрозу. В таком случае они могут ужалить. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что при раздавленное насекомое выделяет особые вещества, которые приводят рой в агрессивное состояние. Таким образом, человек рискует пострадать от нападения всего пчелиного семейства. Установлено, что люди погибали и от 100-300 укусов, однако летальная доза для взрослого человека – это 500 – 1 100 пчелиных укусов. После укуса пчела погибает. Пчелиная матка никогда не жалит человека, даже когда он причиняет ей боль. Но при встрече со своей соперницей она с яростью пускает в ход жало.
Однако пчелиный яд – это не только вред, но и польза. В медицине существует отдельное направление, которое занимается лечением разных заболеваний, используя ядовитое вещество пчел, – апитерапия. Вот чем полезен укус пчелы:
- улучшается обмен веществ;
- снижается активность воспалительного процесса;
- активируется ферментная система;
- помогает нормализовать артериальное давление;
- нормализуется сердечная деятельность;
- улучшается работа периферической системы.
            Польза еще заключается в улучшении микроциркуляции и увеличении содержании эритроцитов. Но и этим польза пчелиного яда не ограничивается

       В пчелиной семье обычно работает на сборе пыльцы до 25-30% летных пчел. Они приносят за день 100- 400 г (реже до1- 2 кг ) обножки. Многие растения выделяют одновременно нектар и пыльцу. Но есть и такие растения, с которых пчелы собирают только пыльцу. Это – орешник, мак,шиповник, люпин, кукуруза и др.
       Нектар большинства растений имеет в своем составе три вида сахаров – сахарозу, глюкозу и фруктозу. Соотношение их в нектаре различных растений не одинаково. Мед, который вырабатывают пчелы из нектара с большим содержанием глюкозы (рапс, горчица, сурепка, подсолнечник и др.), кристаллизуется быстро. Если в нектаре больше фруктозы (акация белая и желтая, каштан съедобный), то получаемый мед кристаллизуется медленнее.
        Нектар, содержащий смесь сахаров, привлекательнее для пчел, чем нектар с такой же концентрацией одного сахара.
         
Пчела для наполнения медового зобика, вмещающего 40 мг нектара, должна посетить за один вылет не менее 200 цветков подсолнечника, эспарцета или горчицы, 15-20 цветков садовых культур, 130-150 цветков рапса озимого, кориандра или чины.

          Из домашних пчел матка живет 3 года, максимально – 5 лет. А вот рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев. Пчелы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле.

 

          Пчелиные соты — наиболее совершенные постройки насекомых. Соты строятся с двух сторон, и способ «крепления» каждой из ячеек не предусматривает каких-либо зазоров и нестыковок во всех трёх измерениях. Благодаря этому на строительство одной ячейки уходит минимум воска — на постройку одной пчелиной ячейки пчёлы тратят около 13 мг воска, трутневой — 30 мг, на постройку всего сота — 140—150 г.
Шестиугольная форма является наиболее экономичной и эффективной фигурой для строительства сот.
      Самая плотная упаковка кругов на плоскости
        Горизонтальный диаметр пчелиной ячейки 5,3 — 5,7 мм (на 1 см² приходится около четырех ячеек), глубина 10-12 мм; толщина сот с незапечатанным расплодом — в среднем 22 мм, а после их запечатывания — до 25 мм и более. Объём ячейки — около 0,28 см3. При строительстве сотов пчелы используют магнитное поле земли в качестве ориентира. Ячейки сотов бывают трутневые, медовые и расплодные. Отличаются размером и глубиной. Медовые — глубже, трутневые — шире.
       
В одну ячейку сота пчелы откладывают до18 обножек весом 140-180 мг. В состав одной средней обножки входит около 100 тыс. пылинок, вес одной обножки – от 0,008 до 0,015 г . Летом обножки тяжелее, чем весной и осенью. Пчелы за день приносят до 400 обножек, а за сезон пчелиная семья собирает 25-30, а иногда и до 55 кг пыльцы.

 

 

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Экология", 6 класс

Воспитание у детей бережного отношения к природе...

Презентации детей к открытому уроку по теме "Экология"

ДАННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ ПО ОБРАЗЦУ УЧИТЕЛЯ....

открытый урок по теме "Экология"

в данной разработке предлагается целеполагание, ход урока, основные и дополнительные материалы...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

Открытый урок по теме ЭКОЛОГИЯ в 6 классе

Обобщающий урок по теме "Экология" для 6 класса...

Открытый урок "Мы и экология".

Комплексная цель: Формирование и совершенствование знаний учащихся по химииЗадачи обучения:Заложить основу формирования личности с экологическим  образом мышления и типом поведения в окружающей с...

Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»

Урок литературы Дагестана  в 10 классе."От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" ....