Конспект урока по предмету "Биология" по теме " Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества", 9 класс.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Ваколюк Ирина Павловна

Изучить значение питания для человека, состав пищи, её происхождения  учащимся 9 класса, коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_9_kl.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение питания.  Пищевые продукты. Питательные вещества.

Класс 9.

Цель:

  • Изучить значение питания для человека, состав пищи, ее происхождение.

Задачи на урок: 1. Образовательная:

- формирование знания учащихся о значении пищи в жизни человека;

- формирование знания учащихся о составе пищи и ее происхождении;

2. Коррекционно-развивающая:

- развитие навыков восприятия,

- развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы о роли пищи для животных и человека.

3. Воспитательная:

- воспитание стремления к знаниям,

- воспитание интереса к внутреннему строению человека, значении разнообразной пищи в жизни человека.

4. Здоровье сберегающая

- Способствование формированию правильной осанки у учащихся, развитие зрительных анализаторов

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на предстоящий урок.

2. Проверка домашнего задания:

- Опрос по разделу «Дыхание» и карточек для отдельных учеников.

- Главный орган дыхательной системы (легкие)

-Лёгочные пузырьки (альвеолы)

- Орган, соединяющий гортань и бронхи (трахея)

-Перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (диафрагма)

Слова для справок: питание, лёгкие, альвеолы, трахея, диафрагма ,

пищеварение.

(Тимофею – Вставь пропущенную букву: лё…кие, тр..хея)

У нас остались две карточки: Питание и пищеварение. С этими понятиями мы познакомимся на уроке.

3. Сообщение темы урока, постановка целей на урок.

Откройте тетради, запишите дату, тему урока.

 «Значение питания.  Пищевые продукты. Питательные вещества»

 

4. Объяснение нового материал.

Работа с учебником стр. 113. Читаем вслух и отмечаемый ответ на вопрос:

На что расходуются питательные вещества?

Значение питания.

Человек постоянно нуждается в пище. С пищей в организм поступают вещества, необходимые для человека.

Питательные вещества, которые попадают в организм постоянно расходуются. Они необходимы для жизнедеятельности организма: питания мозга, укрепления мышц, роста костей, образования крови, работы сердца, легких и других органов.

Для чего человеку нужна пища?

Органы человека, благодаря питательным веществам, которые поступают в организм с пищей, постоянно действуют: даже во сне работает сердце, работают внутренние органы, поддерживающие постоянную температуру тела. Особенно много сил расходуется во время физического труда и занятия спортом. А чтобы пополнять израсходованные вещества, организм должен питаться.

Питание – это приобретение организмом энергии и веществ, необходимых для его роста, развития и работы.

Учитель: Питание – процесс поступления в организм питательных веществ. Продолжаем работу с текстом.

   Пища, которую человек ест, измельчается, перерабатывается с помощью специальных веществ и далее всасывается в кровь. Этот процесс называется пищеварением. 

(записи определения в тетрадь).

Вопрос учителя: Ребята, посмотрите на доску. На доске расположены карточки с надписями продуктов питания: капуста, лук, яблоки, груши, рыба, хлеб, рис, мясо, молоко, по какому критерию можно разделить эти продукты на группы? (Ответы детей).  

Продолжаем работу с текстом.  

Пищевые продукты

Человек питается растительной и животной пищей. Растительная пища – это хлеб, крупа, картофель, овощи, фрукты, растительное масло. Это продукты растительного происхождения.

Пищевые продукты животного происхождения – мясо, яйца, молоко, творог, сметана, йогурт, сыр, сливочное масло, рыба.

Вопрос учителя: Так по какому критерию можно разделить эти продукты на группы? (Ответы детей).  

Учитель: Что бы быть здоровым нужно есть разнообразную пищу и достаточное количество овощей, фруктов и зелени.

Любой из этих продуктов состоит из разных компонентов – питательных веществ.

Работа с текстом на стр.115.

Питательные вещества

Организму человека необходимы питательные вещества, содержащиеся в пище, - это белки, жиры и углеводы.

Белки – главные питательные вещества. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясе, рыбе, молоке, яйцах и других продуктах. Имеются белки и в продуктах растительного происхождения: семенах гороха, бобов, орехах, гречневой и овсяной крупе, а также в грибах. Длительный недостаток белка вызывает у детей задержку роста и развития.

Вопрос учителя: К чему приводит недостаток белка?

Углеводы являются основным источником энергии в организме. Больше всего углеводов человек получает из растительной пищи. К углеводам относят, например крахмал, сахар. Крахмал содержится в картофеле, хлебе, рисе и других крупах. Сахар присутствует в ягодах, фруктах, овощах и меде. В кондитерские изделия добавляется значительное количество сахара. Этот сахар получен в процессе переработки некоторых сортов свеклы. Недостаток содержания сахара в крови, так и его избыток приводят к нарушениям в работе организма (заболеваниям).

Вопрос учителя: Можно питаться только конфетами? К чему приводит недостаток или избыток углеводов?

Жиры являются источником энергии для организма человека. Имеются жиры как растительного, так и животного происхождения. Больше всего жиров содержится в сливочном и растительном масле, маргарине, сале, рыбьем жире, молоке, сливках, сметане. Избыток потребления жира человеком откладывается под кожей.

Кроме белков, жиров и углеводов, человеку для жизни необходимы минеральные соли и вода.

Минеральные соли содержаться во всех пищевых продуктах: овощах, муке, молоке, сыре, фруктах. А соль, которую мы видим каждый день на столе, для нас добывают в шахтах и перерабатывают.

В организме человека минеральные соли входят в состав костей, зубов и др. Недостаток минеральных солей может привести к нарушению сердечной деятельности, хрупкости костей, изменению состава крови.

При длительной нехватке воды в организме страдает нервная система. А при отсутствии воды наступает обезвоживание и человек погибает.

Обобщение знаний

  1. Пища должна быть разнообразной.
  2. Организму требуются все питательные вещества – белки, жиры углеводы, минеральные соли.
  3. Питательные вещества необходимы для жизнедеятельности человека: питания мозга, роста костей, укрепления мышц, работы сердца, образования крови, работы легких и других органов.

5. Физкультпауза.

6. Закрепление изученного:

  1. Для чего нужна пища?
  2. Что такое питание?
  3. Какая пища называется растительной? Приведите пример.
  4. Какая пища называется животной? Приведите пример.
  5. Какое питание называют разнообразным?

7. Домашнее задание.

Стр. 113 - 118. Готовить пересказ. Учить новые слова. Отвечать на вопросы.

8. Итог:

1. Перечислите питательные вещества, содержащиеся в пище?

2. Какие продукты питания содержат белки?

3. Какие продукты питания содержат углеводы?

4. Какие продукты питания содержат жиры?

5. Какое значение солей в организме человека?

6. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме

Иллюстрированная презентация, разбита на 5 архивов....

Конспект урока по химии для обучающихся 2 курса по теме «Вещества и их свойства»

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Вещества и их свойства"...

Интегрированный урок по теме «Значение растений для дыхания человека» в 6 классе (биология и математика).

Урок используется при изучении курса биологии 5-7 класс раздел «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА»; при повторение курса математики 5-7 класса по теме «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»

Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин

Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....

Урок Питание. Пищевые добавки и здоровье. 8 класс. биология

Данная разработка включает конспект урока, домашнее задание и закрепление. Урок для 8 класса....

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

Презентация к уроку биология 8 класса на тему: "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме....