Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishchevarenie_v_rot_pol_8_kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод», 8 кл.

Цели и  задачи урока

Образовательные:

Сформировать у  учащихся знания:

о процессах механической  и химической обработки пищи в ротовой полости.

о роли ферментов в процессе пищеварения в ротовой полости;

о строении и типах зубов.

Развивающие:

Продолжить работу над формированием у учащихся:

навыков частично-поисковой деятельности;

умение применять полученные знания в собственной жизни.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных заболеваний, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

Ход урока.

Организационный момент

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».

        Уже в древности учёные и философы задумывались над проблемой пищеварения.

Давайте с вами проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы начали изучать пищеварение. И для того чтобы узнать как вы усвоили материал , мы поиграем в игру « Пирамида».

1 Конкурс «Да или нет».

1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.-

2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.+

3.  Глотка является частью пищеварительного тракта.+

4.В состав эмали зубов входят соли кальция.+

5. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и       обеззараживанию.+

6 Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т.е всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.+

7.Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.-

8. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого  развивается заболевание аппендицит.-

9. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.+

2 Конкурс « Третий лишний»

Подчеркнуть лишнее слово, зачитав все.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
  7. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.
  8. Железы смешанной секреции – печень, поджелудочная и половые железы.
  9. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

3 Конкурс « Расскажи мне расскажи». Вам нужно дать определение этим понятиям.

Пищеварение – …

Значение пищеварения – …

Питание –….

Перечислите пищевые продукты, содержащие белки – …

Перечислите пищевые продукты, содержащие углеводы – …

Перечислить пищеварительные железы …

Перечислите пищевые продукты, содержащие жиры – …

  1. Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.
  2. Получение организмом строительных веществ и энергии для жизнедеятельности.
  3. Совокупность процессов поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.
  4. Мясо, рыба, яйцо, творог, бобовые …
  5. Картофель и овощи, крупы, макаронные изделия, фрукты, хлеб, кондитерские изделия.
  6. Слюнные железы, железы желудка, печень, поджелудочная железа.
  7.  Масла растительного и жиры животного происхождения, сыр, сливки обработанном, так и в необработанном виде.

С домашним заданием справились хорошо, теперь переходим к следующему этапу урока.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему они так поступали?

Испытание рисом основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает, а сухой рис съесть невозможно. Безусловно, при этом мог пострадать и невиновный.

Изучению новой темы.

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод».

Какие органы находятся в ротовой полости? (губы, щеки, зубы, язык, слюнные железы – околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные)

Ротовая полость ограничена сверху нёбом, с боков – щеками, снизу – челюстно-подъязычной мышцей, а спереди губами, полость которой выстлана слизистым  эпителием. Внутри ротовой полости расположены зубы и язык. В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных и множества мелких слюнных желез, вырабатывающие слюну.

Губы – это подвижные кожные складки, между которыми заключена круговая мышца рта и мелкие мимические мышцы. Губы богатые кровеносными сосудами и нервными окончаниями, что придает им чувствительность. Губы участвуют в захвате пищи, определении её качества. У млекопитающих губы имеют особое значение с приспособлением детенышей к сосанию молока.

Учитель: Каким двум типам обработки подвергается пища в ротовой полости?

Ученик: Механической и химической.

Учитель: Что понимают под механической обработкой?

Ученик: Измельчение пищи.

Учитель: С помощью чего пища подвергается механической обработке?

Ученик: С помощью зубов.

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, твердые костеподобные образования, расположенные в углублениях верхних и нижних челюстей.  Каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

      Зубы у человека вырастают в две смены: сначала молочные, затем постоянные. Замена молочных зубов на постоянные начинается с 6–7 лет, а к 15 годам в основном заканчивается. Последними вырастают зубы мудрости (третий большой коренной). Порой они прорезываются к 25–30 годам, а могут и вообще не появиться.

Всего у человека 32 зуба: на каждой челюсти по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных.

Язык человека и других млекопитающих образован поперечно -полосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (включая человека), поэтому язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий.
Язык имеет удлиненную овальную форму. По бокам он ограничен краями, которые кпереди переходят в верхушку, а кзади – в корень; между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность языка – спинка – выпуклая и значительно длиннее, чем нижняя.

Язык человека образован мышечной тканью. Участвует в механической обработке пищи и восприятии ее вкуса.

СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ. В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Сюда же открываются протоки трёх пар больших слюнных желёз: околоушной, подъязычной, подчелюстной (похожие ни гроздья винограда). Все эти железы выделяют слюну – более 1 л в сутки. Слюна смачивает пищу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние вещества. Увлажненные слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в ротовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удается, т.к. Она находится глубоко под языком. Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. В её состав входят ферменты, вещества, придающие ей клейкость и убивающие бактерии.  Под действием ферментов содержащийся в пище крахмал начинает расщепляться на более простые молекулы – до глюкозы. Кроме того в состав слюны входит белковое вещество муцин, которое делает пищевой комок скользким, также лизоцим – бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путем уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость. Кроме того, слюна содержит фермент птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Как вы думаете почему так происходит? (Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар). Подобным же действием обладает амилаза.

Попав в рот, пища раздражает многочисленные рецепторы (температурные, вкусовые, осязательные), и мы ощущаем её вкус, температуру, перемещение. Раздражение рецепторов также вызывает рефлексы жевания и отделения слюны. Эти рефлексы носят характер безусловных.

В то же время в течение жизни у человека вырабатываются и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, её вид и другие раздражители.

       

Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете его в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный.

 Он приобретается в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапку, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану. «Плёвая желёзка», как ласково называл И.П.Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.

Из ротовой полости комок пищи поступает в глотку — мышечный орган, соединённый с пищеводом и гортанью. При глотании вход в органы дыхания перекрывается надгортанником, и пищевой комок проталкивается в пищеварительный тракт.

 

Пищевод — мышечная трубка длиной около 25-30 см, по которому пища продвигается в желудок. Происходит это благодаря перистальтике (волнообразному сокращению мышечных стенок). С обоих концов пищевод пережимается круговыми мышцами- сфинктерами.

В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Кто проповедует сыроедение, кто – раздельное питание. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет».

Задание. Что происходит с пищей в ротовой полости? Выпишите номера правильных ответов.

  1. Смачивание пищи слюной.
  2. Обезвреживание пищи.
  3. Измельчение пищи.
  4. Расщепление жиров.
  5. Превращение глюкозы в крахмал.
  6. Превращение крахмала в глюкозу.
  7. Превращение аминокислот в белки.

Ответ: 1,2,3,6.

Ребята должны закончить эти предложения.

  1. Биологически активные вещества…
  2. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее, которая затем поступает в кровь и клетки называется…
  3. Основные питательные вещества пищевых продуктов…
  4. Механизм желудочного сокоотделения называется…
  5. Все растительные и животные белки состоят из…
  6. Мороженое нельзя запивать горячим чаем потому что…
  7. Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно…
  8. В чем заключается защитное значение рвотного рефлекса?
  9. Сколько слюнных желез находится в ротовой полости человека…
  10. Функция зубов у человека…
  11. Мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой – это…
  12.  В состав зуба входят три вещества…
  13. В каком возрасте  у детей начинается смена молочных зубов на постоянные?
  14. Великий русский физиолог…
  15. И.П. Павловым была разработана методика наложения постоянной…
  16. Чем заполнена полость зубов у человека?
  17. Выделение слюны происходит…
  18. Как нужно ухаживать за зубами?
  19. Назовите две основные функции питательных веществ…
  20. У взрослых людей постоянных зубов…
  21. Химическая обработка крупных молекул жиров, белков и углеводов …
  22. Расщепление углеводов происходит до…
  23. Расщепление белков происходит  до…
  24. Расщепление жиров происходит до…

Знаете ли вы…

 

...что все исследовательские работы И.П. Павлов проводил на собаках. В Петербурге в инстуте экспериментальной медицины был установлен памятник собаке со словами Павлова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства."

...что слизистое вещество слюны - муцин способствует обволакиванию пищи и ее перемещению через пищевод в желудок.

...что несколько раз отмечались случаи роста зубов в третий раз. Во Франции в 1886 году был случай Лисона - рост зубов в четвертый раз. Альберттус Хеллвигиус писал в 1680 году о человеке с тремя рядами зубов.

...что при пережевывании пищи челюстные мышцы развивают на коренных зубах усилие до 72 кг, а на резцах - до 20 кг. Для жевания хлеба требуется усилие в 25 кг, для пережевывания жареной телятины - 15 кг.

...что индейцы Северной Америки лечили зубы еще три тысячи лет назад: в одной гробнице обнаружили скелет женщины, у которой несколько зубов были запломбированы цементом неизвестного (пока) состава. Захоронение датируется - ни много, ни мало -1200 годом до нашей эры.

...что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" -вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

...что в 1970 году в Дании родился ребенок с восмью зубами, четыре из которых были коренными.

...что в 6-7 лет молочные зубы детей начинают выпадать (корни их рассасываются) и постепенно растут постоянные. Малые коренные и третьи большие коренные (зубы мудрости) вырастают без молочных предшественников.

...что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" -вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

...что в 1970 году в Дании родился ребенок с восемью зубами, четыре из которых были коренными.

Выставление оценок

Домашнее задание. § 25 стр 114-117, Сообщения: Заболевания зубов. Заболевания ротовой полости. Уход за зубами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Пищеварение в ротовой полости

В данный урок входят: - презентация (4 слайда); - тренинги  (для самостоятельной работы учащихся, а так же для проверки знаний); - тесты....

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

Система органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости

Значение обработки пищи в ротовой полости....