Информация для родителей педогога-психолога
статья по биологии

Сутормина Екатерина Александровна

Рекомендации педогога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям, заинтересованным  успешной сдаче экзаменов своими детьми.

🕮     Окажите ребенку поддержку независимо от того, какое количество баллов он получит на тестировании. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

🕮     В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что  они делают хорошо.

🕮     Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

🕮     Наблюдайте за самочувствием ребенка, ведь только Вы сможете вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

🕮     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

🕮     Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, шоколад, мед, бананы и т.д. стимулируют работу головного мозга.

🕮     Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням.

🕮     Убедитесь, что ребенок ознакомился и усвоил методику подготовки к экзаменам. Помните: зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. На практике покажите ему, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на кухне и т.д.

🕮     Контролируйте режим подготовки ребенка для профилактики перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

🕮     Приобретите сборники тестовых заданий, рекомендованных учителями. Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

🕮     Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

🕮     Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее:

-         пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

-         внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

-         если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

🕮     Перед экзаменами постарайтесь снизить волнение ребенка, поскольку оно может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается тревога родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

🕮     Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

🕮     Практика показывает: переедание непосредственно перед экзаменом тормозит умственную деятельность.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий, ведь успешная сдача экзаменов во многом зависит от настроя и отношения родителей!

Рекомендации выпускникам: как подготовиться и успешно сдать ЕГЭ.

Подготовка к экзаменам.

🕮       Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

🕮       Желтый и фиолетовый цвета повышают интеллектуальную активность – используй их в интерьере комнаты. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

🕮       Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки: какие именно разделы и темы.

🕮       Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", начни с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, ты постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

🕮       Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. В это время помой посуду, полей цветы, сделай зарядку, прими душ.

🕮       Бессмысленно тратить время на то, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Структурируй материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

🕮       Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

🕮       Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

🕮       Готовясь к экзаменам, думай о том, что ты обязательно справишься с тестированием.

🕮       Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена.

🕮       Последнюю ночь перед экзаменом оставь для отдыха: с вечера перестань готовиться, прими, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

🕮       На экзамен явись без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. Возьми с собой пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

🕮       Если в школе холодно, оденься теплее, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Во время тестирования.

🕮     В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

🕮     Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) заполняй только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

🕮           Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

            в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.



Предварительный просмотр:

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни»,  через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

В современной ситуации  психологическое здоровье представляет собой не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность быть личностью.

Семья -  самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

Что же означает термин «здоровье»? – это не только отсутствие болезней и физических дефектов», а и  «состояние полного душевного, физического и социального благополучие».

Любое соматическое нарушение всегда, так или иначе, связано с изменением в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, бывает, что особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или заменяющих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимые наблюдения. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и  обеспечивать соответствующие условия для обучения.

        Нарушения психического здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта или психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате игнорирования потребностей ребенка. Игнорирование одной или нескольких детских потребностей лежит в основе  школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т.п.).

        Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее и взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя.

        Каждый ребенок для своего ЗДОРОВОГО  развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов.    

        Конечно, возникает множество вопросов: можно ли говорить о психологическом здоровье ребенка, подростка, юноши, взрослого? Человек, обладающий психологическим здоровьем, - каков он? В каких условиях он рос, развивался? Каковы его самоощущения, взаимоотношения с жизнью, чем он отличается от людей, имеющих различного рода «психологическое нездоровье»?  

        Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, меньше трудностей с обучением в школе и общением со сверстниками. И наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Качество детско-родительских отношений зависит от следующих факторов:  

1. Личность родителя, формы его поведения (уверенные, неуверенные, тревожные, эмоциональные, отверженные).

2. Психологическая и педагогическая компетентность и уровень образования родителей.

3. Нравственная и эмоциональная атмосфера в семье.

4. Средства воспитательного воздействия, которые применяют родители и другие взрослые.

5. Участие ребенка в жизни и проблемах семьи.

Какие же можно назвать   причины отклонений в психологическом здоровье детей:

1. Иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус фактору, вследствие чего могут произойти нарушения слуха, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения.

2. Инфекционные заболевания у беременной женщины ведут к поражению головного мозга плода и, как следствие проявляется в недоразвитии речи, дефектах зрения, слуха и опорно-двигательного аппарат.

3. Внутриутробная интоксикация при применении лекарственных средств и нарушения обмена веществ у беременной женщины также могут оказывать негативное влияние на развивающийся мозг плода.

В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы в родах. Тяжелые родовые травмы могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка. Черепно-мозговые травмы также могут вызывать органические повреждения нервной системы. Которые могут проявляться в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения.

Далее, хочется сказать о профилактике нарушений психологического здоровья детей.

В основе профилактики нарушений здоровья ребенка лежит забота о его психологическом комфорте.

1. Спокойное, уравновешенное состояние матери, которая ухаживает за младенцем.

2. Продление домашнего периода дошкольного детства.

3. Подготовка ребенка к школьному обучению.

И в завершении уважаемые родители помните несколько правил:

1.  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребёнка подбадривают,он учится верить в себя.

7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Лев Толстой сказал; «Наказывать – по –русски значит поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом за зло не поучает, а развращает».

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Памятка родителям выпускников!

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий:

1.             Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

2.            Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

3.              Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

4.             Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

5.              Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

6.              Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

7.              Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

8.              Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

9.              Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

10.         Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

11.         Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

12.         Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);

     если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

     если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

13. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Признаки стресса:

  • физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.);
  • эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам;
  • поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.



Предварительный просмотр:

                                                              Ход собрания

                      Здравствуйте уважаемые родители!  Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться с особенностями старших подростков, чтобы  избежать  трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов.

              Юношеский возраст длится с 14-15 до 18-20 лет. Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Чем они отличаются друг от друга? Подростки данного возраста  более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества.

 Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте:

  • положение в семье, отношение с родителями.
  • развитие внутреннего мира, самосознания.
  • переживание и поиск любви.
  • выбор профессии и социальное положение

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие:

  • потребность в самопознании
  • в самооценке
  • в самоопределении
  • в самовоспитании
  • в психологической и эмоциональной независимости
  • в достижении определённого статуса

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, и .т. д. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст уникален и своеобразен, поэтому родитель, как никто другой, может помочь подростку. Может быть, поэтому именно родители подростков чаще всего обращаются за помощью к  специалистам: школьному психологу, социальному педагогу, детскому врачу, классному руководителю.

Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своём ребёнке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности. И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и  в то же время стремятся к нему, мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения.

Таким образом, родители хотят получить помощь самим себе, но не видят необходимости в оказании помощи своему ребёнку и своей роли в этом. Поэтому первоочередная задача родителей – переориентироваться от стремления получения помощи к оказанию помощи своему ребёнку в достаточно сложный для него период. Как это можно сделать? Каким образом её оказывать, и какие основные направления помощи подростку избрать?

Для подростка важно абсолютное принятие самого себя. Но для него так же важно и  принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Однако известно, что в подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счёт быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т. п.

Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Поэтому особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями через удовлетворение потребности в любви и принятии. Соответственно, перед родителями встаёт задача полного удовлетворения этой потребности, причём для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких детей: обильным словесным и тактильным поглаживаниям.

Для подросткового возраста характерно причудливое сочетание черт детскости и взрослости. После относительного «затишья» наступает пора бурных изменений, связанных с физическим созреванием, интеллектуальным и личностным становлением. Взаимопонимание между взрослыми и подростками легко нарушается. Подростку необходимы время и место для осмысления себя, своего места в мире - без определенной внутренней работы взрослость не достигается, но никакие специалисты не скажут точно, в какое время и как происходит эта внутренняя деятельность - это очень индивидуально. Одним из путей внутреннего развития является общение со сверстниками. Однако родителям очень трудно признать, что приятели для сына или дочери важнее, чем они сами.

Нередко все несемейные влияния воспринимаются как угрожающие развитию, если не здоровью ребенка. Родители буквально приходят в ужас от увлечений детей: музыки, танцев, сленга, от «висения» на телефоне, в перспективе они видят только наркотики, проституцию или другие неприятности и пытаются оградить детей от возможных несчастий, налагая на все запреты. Другие родители, напротив, очень ярко помнят тяжесть запретов своих родителей - и позволяют детям все. Каждая семья вынуждена искать свой, приемлемый для ее членов, баланс между уровнем доверия к ребенку, его здравомыслию, способности отвечать за себя и степенью контроля за тем, что он делает. Что можно посоветовать родителям подростков - в любом случае не терять контакт с ребенком. Детям нужна самостоятельность, но без поддержки и опыта взрослых им не обойтись. Очень важно в этот период ваше уважительное отношение к ребенку (подростки очень чувствительны) при четком понимании, что этот  неузнаваемо изменившийся человек - ваш ребенок, и ему необходимы его родители. Можно ожидать, что ребенок будет вас понимать без усилий с вашей стороны - но можно и не дождаться.

Родителей обижает стремление подростков к отделению, самостоятельности, независимости, тем более что часто это проявляется в нелепой, утрированной форме. Родителей можно понять, но закон развития таков: чтобы стать взрослым, подросток должен отделиться от родителей, сначала - психологически, а затем - территориально и материально.

Внутренний мир подростка очень хрупок, является для него некоторым интимным таинством. Отсюда вытекает выраженная защита подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Подросток должен иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросу по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.

Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Главная задача родителей – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Уважаемые родители! Если у кого-то есть вопросы ко мне, вы можете их задать.

А сейчас я предоставляю слово социальному педагогу нашей школы Дьяченко Е. С.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

 Я хочу предложить вам набор правил общения с подростком

  1. Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.
  2. Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.
  3. Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и оставляйте их для самостоятельного решения.
  4. Позвольте своему ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
  5. Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.
  6. Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица.
  7. Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.
  8. Не приписывайте эмоциональные проблемы своего ребенка, но демонстрируйте их активное слушание и понимание.

 

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него много: она позволяет помериться силами- физическими и духовными- с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей и педагогов приобретают для него первостепенное значение.

В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать- продолжить обучение в школе, пойти учиться в училище или лицей.

3. Заключение:

Классный руководитель:

Подводя итоги, ещё раз отметим, что подростковый возраст представляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребёнком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния из-за того, что поздно что-либо изменить.

Я бы хотела раздать вам памятки, в которых содержатся некоторые советы. Я думаю, они помогут вам в воспитании ваших детей.

Памятка:

Из конструктивных советов можно выделить следующие:

  • помогайте подростку приобретать жизненный опыт.
  •  развивайте нравственные и коммуникативные качества, которые помогли бы ему переключиться со своей личности на окружающих людей.
  • помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для этого ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.
  • учите добиваться этих желаний.
  • помните, что подростки прислушиваются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание_ неподдельным.
  • не забывайте: самым действенным средством влияния на подростка является оценка значимой группы сверстников.
  • и конечно же, подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни.

Разрешите закончить наш лекторий следующими словами:

«Возьмите полную чашу терпения,

влейте в неё полное сердце любви,

добавьте две горсти щедрости,

посыпьте добротой, плесните

немного юмора и добавьте как можно больше веры.

И предложите всё это своим детям

И окружающим вас людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Травматизм на уроках физкультуры"

Информация для родителей "Травматизм на уроках физкультуры"...

Важная информация для родителей.

Текущие оценки на момент окончания первой четверти для родителей 10 класса....

информация для родителей

Информация для родителей....

информация для родителей "Режим дня школьника"

Установление для школьника определенного режима, т. е. рационального распределения обязанностей на протяжении дня, правильного чередования занятий и отдыха, обеспечивает здоровье и нормальное развитие...

Информация для родителей по ФГОС НОО: Уважаемые родители!

Что такое Федеральный государственный стандарт  общего образования? Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Что является отОтличительной особенностью нового стандарта является его де...