Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»
материал по биологии

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащихся, воспитывать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_olimpiada_po_biologii.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии

Тема.   Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Дата и время проведения

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащихся, воспитывать любознательность.

Место проведения: кабинет биологии

Оборудование: компьютер, презентация.

Участники6 учащиеся 5-9 классов

Жюри: ____________________________________________________

Подготовила и провела  мероприятие Возняк Наталья

                                                                     Яковлевна.

Проверили и утвердили:

Заместитель директора по УВР _______________Е.Л.Поветкина

Заместитель директора по ВР    _______________Н.С.Карпенко

Руководитель МО                       _______________В.З.Возняк

Оценивание.

За каждый правильный ответ на вопрос ставится – 1 балл.
За каждую биологическую задачу ставится – 3 балла.
За каждую верно отгаданную загадку по 1 баллу.
Максимальное число баллов – 52 балла.

Игра проводится непосредственно во время игры.

1. Кто быстрее.

1.Самая крупная птица.                                                                            1. Страус   2. Пингвин    3. Глухарь

2.Какое дерево цветет позже всех?                                                          1.Берёза   2. Липа.     3. Черёмуха

3.Из древесины какого дерева делают спички?                                      1.Тополь    2. Сосна    3. Осина

4.Как называется площадь, на которой выращиваются с\х культуры? 1. Поле.        2. Пустырь        3. Лес

5.Как называется искусственный травянистый покров?                        1.Сквер       2. Газон.        3. Парк

6.Дышит ли цыпленок в яйце?                                                                  1. Нет            2. Да.

7.От чего плавают утки?                                    1. От скуки                2. Не умеют летать        3. От берега

8.Как называется лазающее и вьющееся растение.             1. Лиана.             2. Плеть           3. Кустарничек

9.Что должно утратить дерево, чтобы считаться кустом?             1. Ветви               2. Ствол           3. Корни

10.Вода в твердом состоянии.                                                           1. Пар                 2. Сплав               3. Лед.

11.Самое высокое животное.                                                             1. Жираф.           2. Слон          3. Орёл

12.Органы дыхания у человека.                                            1. Почки            2. Легкие.              3. Капилляры

13.Нижние конечности у человека.                                      1. Руки               2. Бёдра                  3. Ноги.

14.Кто написал сказку “Гадкий утенок”?                             1. Андерсен        2. Пушкин            3. Ершов

15.Газ, выделяемый при фотосинтезе?                                 1. Углекислый     2. Кислород.       3. Азот

16.Какие дрова дают больше всего тепла?                           1. Сосновые          2. Осиновые       3. Дубовые.

17. Где зимуют раки?                                                               1. В норах              2. В дуплах          3. В иле

18.Как называется сушеный виноград?                                 1. Урюк            2. Изюм.               3. Сухофрукт

19.В сушеном виде это называется курагой, а в свежем?1. Слива                  2. Персик             3. Абрикос.

20.Есть ли у грибов хлорофилл?                                             1. Нет                       2. Да

21.Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу?1. Грибница 2. Плодовое тело.            3. Шляпка

22.Из чего изготавливают кашу “Геркулес”.                          1. Гречиха      2. Пшеница        3. Овёс

2. Биологические задачи. 

1.Из предложенных растений выберите культурные: Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница, череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина.

2.Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые: Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка.

3.Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков.

4.Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название……..

Ответы на биологические задачи.

1.Просо, яблоня, пшеница, рожь, овес.

2.Подосиновик, сыроежка, сморчок, волнушка, масленок – съедобные.

  1. .

4.Мать-и-мачеха.

3. Загадки. 

1.Вьется веревка на конце головка. (Змея)

2.Эти лесные жители – умелые строители, всей артелью строят себе жилье. (Муравьи)

3.Чья голова не имеет ног ? (Капуста)

4.Под землей птица гнездо свила, деток нанесла. (Картофель)

5. Под землей огонь горит, а над землей зеленый вихор торчит. (Морковь)

6.Название птицы и фрукта. (Киви)

7.С буквой “с” живу в пруду,
Все рыболовы меня знают,
С буквой “ф” за красоту
Меня жар – птицей называют
 (Сазан – фазан)

8.Не море, а волнуется. (Нива, поле)

9.К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
пример:
Отец-и-отчим – мать-и-мачеха

Здоровоголов – Болиголов.

Заячье лыко – Волчье лыко.

Зверолюб – Зверобой.

Василий-да-Ольга – Иван – да – Марья.

Марья-кофе – Иван чай.

Мухолюб – Мухомор.

Позднецвет – Первоцвет.

4. Игра: “Классификация”

Карточки к игре «Классификация»

Хрен обыкновенный

Малина

Яблоня

Баклажан

Подсолнух

Одуванчик

Клевер

Ячмень

Тюльпан

Вика

Сахарный тростник

Лилия

Помидор

Ландыш

Дурман

Рожь

 Фасоль

Редька

Шиповник

Астра

Капуста

Крестоцветные

Сложноцветные

Бобовые

Лилейные

Злаковые

Пасленовые

Розоцветные

Используя карточки с названиями растений, распредели их по семействам.

На выполнения задания отводится 7 минут.

1.Крестоцветные: Редька; Капуста;  Хрен обыкновенный.

2.Розоцветные: Шиповник; Яблоня; Малина.

3.Пасленовые: Помидор; Баклажан; Дурман.

4.Сложноцветные: Астра; Подсолнух; Одуванчик.

5.Бобовые:  Клевер; Вика; Фасоль.

6.Злаковые: Рожь; Сахарный тростник; Ячмень.

7.Лилейные:  Ландыш; Лилия;  Тюльпан.

Оценивание: за каждое правильно определенное растение – 1 балл.

Максимальное число баллов: 18.

5. Вопросы к викторине “В мире интересного”. 

Вопросы викторины печатаются на отдельных карточках, и каждая команда вытягивает любые пять. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Наука о растениях.        

2.Органоиды клетки, синтезирующие белки.

3.Какие птицы не умеют летать?

4.Строят ли наши птицы в далеких странах гнезда?

5.Непрерывный и необратимый процесс исторического развития.

6.Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?

7.Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития?

8.Из какого дерева делают спички?

9.Лазающее и вьющееся растение.

10.Наука, изучающая клетку.

11.Носитель наследственной информации.

12.Разводят ли страусов в нашей стране?

13.Самая крупная артерия.

14.Наука, изучающая животных.

15.Область распространения любой систематической группы организмов.

16.Число хромосом у человека.

17.Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе.

18.Наука о сохранении и укреплении здоровья.

19.Потовые железы относятся к железам внутренней или внешней секреции.

20.Как называются подвижные сочленения костей?

21.Бесплатное звуковоспроизводящее устройство.

22.В Австралии самое большое в мире поголовье домашних животных, которые приносят от 4 до 6 кг. Шерсти в год, не считая мяса. Что это за существа?

23.Какая нить в природе самая тонкая?

24.Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала?

25.Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга?

Ответы на вопросы викторины “В мире интересного”

1. Ботаника

7. Эмбриология.

13. Аорта.

19. Внешней.

2. Рибосомы.

8. Осина.

14. Зоология.

20. Сустав.

3. Пингвин, страус.

9. Лиана.

15. Ареал.

21. Рот.

4. Нет.

10. Цитология.

16. 46.

22. Овцы.

5. Эволюция.

11. Ген.

17. Хлорофилл.

23. Паутина.

6. Грачи, скворцы.

12. Да.

18. Гигиена.

24. Ухо.

25. Хамелеон.

Подведение итогов биологического блока игры по станциям

Максимальное число баллов, которое команда может получить за игру на этих этапах – 75.

Литература:

1.Анашкина Е.Н. “Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды”. Ярославль. “Академия развития” 1998 г.

2.Голубева Е.Б. “Занимательное естествознание. Нескучный учебник” С.-Петербург. “Тригон” 1997 г.

3.Жукова Т.И. “Часы занимательной зоологии”. М., Просвещение. 1989 г.

5.Парфилова Л.Д. “Тематические игры по ботанике. Методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания”. М., Творческий центр “Сфера” 2003 г.

6.Мир растений. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск “Русич”. 2000 г.

Приложения

  1. Кто быстрее.                                                                                                             Ответ

1.Самая крупная птица.

1. Страус  2. Пингвин  3. Глухарь

 

2. Какое дерево цветет позже всех?

1.  Берёза  2. Липа.  3. Черёмуха

3.Из древесины какого дерева делают спички?

1.  Тополь    2. Сосна    3. Осина

4.Как называется площадь, на которой выращиваются с\х культуры?

1. Поле.   2. Пустырь   3. Лес

5.Как называется искусственный травянистый покров?

1.  Сквер   2. Газон.  3. Парк

6.Дышит ли цыпленок в яйце?

1. Нет            2. Да.

7.Из чего изготавливают кашу “Геркулес”.

1. Гречиха   2. Пшеница   3. Овёс

8.Как называется лазающее и вьющееся растение.

1. Лиана.   2. Плеть    

3. Кустарничек

9.Что должно утратить дерево, чтобы считаться кустом?

1. Ветви   2. Ствол    3. Корни

10.Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу?

1. Грибница    2. Плодовое тело.              

3. Шляпка

11.Самое высокое животное.

1. Жираф.    2. Слон     3. Орёл

12.Органы дыхания у человека.

1. Почки   2. Легкие.  3. Капилляры

13.Нижние конечности у человека.

1. Руки   2. Бёдра      3. Ноги.

14.Кто написал сказку “Гадкий утенок”?

1. Андерсен  2. Пушкин   3. Ершов

15.Газ, выделяемый при фотосинтезе?

1. Углекислый   2. Кислород. 3. Азот

16.Какие дрова дают больше всего тепла?

1. Сосновые  2. Осиновые 3. Дубовые.

17.Где зимуют раки?

1. В норах  2. В дуплах  3. В иле

18.Как называется сушеный виноград?

1. Урюк  2. Изюм.   3. Сухофрукт

19.В сушеном виде это называется курагой, а в свежем?

1. Слива    2. Персик    3. Абрикос.

20.Есть ли у грибов хлорофилл?

1. Нет                       2. Да

1.Кто быстрее.

1.Самая крупная птица.

1. Страус  2. Пингвин  3. Глухарь

 1

2. Какое дерево цветет позже всех?

1.  Берёза  2. Липа.  3. Черёмуха

2

3.Из древесины какого дерева делают спички?

1.  Тополь    2. Сосна    3. Осина

3

4.Как называется площадь, на которой выращиваются с\х культуры?

1. Поле.   2. Пустырь   3. Лес

1

5.Как называется искусственный травянистый покров?

1.  Сквер   2. Газон.  3. Парк

2

6.Дышит ли цыпленок в яйце?

1. Нет            2. Да.

2

7.Из чего изготавливают кашу “Геркулес”.

1. Гречиха   2. Пшеница   3. Овёс

3

8.Как называется лазающее и вьющееся растение.

1. Лиана.   2. Плеть    

3. Кустарничек

1

9.Что должно утратить дерево, чтобы считаться кустом?

1. Ветви   2. Ствол    3. Корни

2

10.Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу?

1. Грибница    2. Плодовое тело.              

3. Шляпка

2

11.Самое высокое животное.

1. Жираф.    2. Слон     3. Орёл

1

12.Органы дыхания у человека.

1. Почки   2. Легкие.  3. Капилляры

2

13.Нижние конечности у человека.

1. Руки   2. Бёдра      3. Ноги.

3

14.Кто написал сказку “Гадкий утенок”?

1. Андерсен  2. Пушкин   3. Ершов

1

15.Газ, выделяемый при фотосинтезе?

1. Углекислый   2. Кислород. 3. Азот

2

16.Какие дрова дают больше всего тепла?

1. Сосновые  2. Осиновые

3. Дубовые.

3

17.Где зимуют раки?

1. В норах  2. В дуплах  3. В иле

1

18.Как называется сушеный виноград?

1. Урюк  2. Изюм.   3. Сухофрукт

2

19.В сушеном виде это называется курагой, а в свежем?

1. Слива    2. Персик    3. Абрикос.

3

20.Есть ли у грибов хлорофилл?

1. Нет                       2. Да

1

Биологические задачи

1

Из предложенных растений выберите культурные: Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница, череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина. (Подчеркните правильные ответы)

2

Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые:
Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная  поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка. (Подчеркните правильные ответы)

3

Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков. Ответ …………

4

Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название……………………………………

Биологические задачи

1

Из предложенных растений выберите культурные: Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница, череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина. (Подчеркните правильные ответы)

2

Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые:
Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная  поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка. (Подчеркните правильные ответы)

3

Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков. Ответ …………

4

Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название………………………………………………………………….

Биологические задачи

1

Из предложенных растений выберите культурные: Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница, череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина. (Подчеркните правильные ответы)

2

Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые:
Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная  поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка. (Подчеркните правильные ответы)

3

Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков. Ответ 500 кг

4

  1. Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название… Мать-и-мачеха

Вопросы к викторине “В мире интересного”. 

1. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? Хамелеон.

2.Органоиды клетки, синтезирующие белки. Рибосомы.

3.Какие птицы не умеют летать? Пингвин, страус

4.Строят ли наши птицы в далеких странах гнезда? Нет.

5.Непрерывный и необратимый процесс исторического развития. Эволюция.

6.Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? Грачи, скворцы

7.Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития? Эмбриология.

8. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала? Ухо.

 9. Какая нить в природе самая тонкая? Паутина.

 10.Наука, изучающая клетку. Цитология.

11.Носитель наследственной информации. Ген.

12.Разводят ли страусов в нашей стране? Да.

13.Самая крупная артерия. Аорта.

14.Наука, изучающая животных. Зоология.

15.Область распространения любой систематической группы организмов. Ареал.

16.Число хромосом у человека. 46.

17.Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе. Хлорофилл

18.Наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена.

19.Потовые железы относятся к железам внутренней или внешней секреции. Внешней.

20.Как называются подвижные сочленения костей? Сустав.

21.Бесплатное звуковоспроизводящее устройство. Рот

22.В Австралии самое большое в мире поголовье домашних животных, которые приносят от 4 до 6 кг. Шерсти в год, не считая мяса. Что это за существа? Овцы

3. Загадки. 

1.Вьется веревка на конце головка.

2.Эти лесные жители – умелые строители, всей артелью строят себе жилье.

3.Чья голова не имеет ног?

4.Под землей птица гнездо свила, деток нанесла.

5.Под землей огонь горит, а над землей зеленый вихор торчит.

6.Название птицы и фрукта.

7.С буквой “с” живу в пруду,
Все рыболовы меня знают,
С буквой “ф” за красоту
Меня жар – птицей называют

8.Не море, а волнуется.

9.К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
пример:
Отец-и-отчим – мать-и-мачеха

Здоровоголов –

Заячье лыко –

Зверолюб –

Василий-да-Ольга –

Марья-кофе –

Мухолюб –

Позднецвет –

3. Загадки. 

1.Вьется веревка на конце головка. (Змея)

2.Эти лесные жители – умелые строители, всей артелью строят себе жилье. (Муравьи)

3.Чья голова не имеет ног ? (Капуста)

4.Под землей птица гнездо свила, деток нанесла. (Картофель)

5.Под землей огонь горит, а над землей зеленый вихор торчит. (Морковь)

6.Название птицы и фрукта. (Киви)

7.С буквой “с” живу в пруду,
Все рыболовы меня знают,
С буквой “ф” за красоту
Меня жар – птицей называют
 (Сазан – фазан)

8.Не море, а волнуется. (Нива, поле)

9.К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
пример:
Отец-и-отчим – мать-и-мачеха

Здоровоголов – Болиголов.

Заячье лыко – Волчье лыко.

Зверолюб – Зверобой.

Василий-да-Ольга – Иван – да – Марья.

Марья-кофе – Иван чай.

Мухолюб – Мухомор.

Позднецвет – Первоцвет.

1. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга?

2. Органоиды клетки, синтезирующие белки

3.Какие птицы не умеют летать?

4.Строят ли наши птицы в далеких странах гнезда?

5.Непрерывный и необратимый процесс исторического развития.

6.Какие птицы прилетают к нам самы-

ми первыми?

7.Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития?

8. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала?

9. Какая нить в природе самая тонкая?

10.Наука, изучающая клетку

11.Носитель наследственной информации

12.Разводят ли страусов в нашей стране?

13.Самая крупная артерия.

14.Наука, изучающая животных

15.Область распространения любой систематической группы организмов

16.Число хромосом у человека

17.Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе.

 

18.Наука о сохранении и укреплении здоровья. 

19.Потовые железы относятся к железам внутренней или внешней секреции.

20.Как называются подвижные сочленения костей? 

21.Бесплатное звуковоспроизводящее устройство. 

22.В Австралии самое большое в мире поголовье домашних животных, которые приносят от 4 до 6 кг. Что это за существа? 

Хрен обыкновенный

Малина

Яблоня

Баклажан

Подсолнух

Одуванчик

Клевер

Ячмень

Тюльпан

Вика

Сахарный тростник

Лилия

Помидор

Ландыш

Дурман

Рожь

 Фасоль

Редька

Шиповник

Астра

Капуста

Крестоцветные

Сложноцветные

Бобовые

Лилейные

Злаковые

Пасленовые

Розоцветные

Судейская карта

Конкурс

Команда _______________________

Команда _______________________

Баллы

За конкурс

Итого

1. Кто быстрее.

2. Биологические задачи. 

3. Загадки. 

4.Игра: “Классификация”

5.Вопросы к викторине “В мире интересного”. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии, интеллектуально- творческая игра "Предвыборные технологии"

В игровой форме обобщен и систематизирован  материал по свойствам  металлов, практическому значению и применению, о роли металлов в развитии цивилизаций, экономики, быта.В ходе подготовки и ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Занимательный русский". 5 класс

Цели игры:•             обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;•...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сильное звено». Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса.

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Сильное звено».Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса.    Подготовилаучитель немецкого языкаМОУ «СОШ с.МироновкаПит...

План-конспект внеклассного мероприятия по информатике: "Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»"

План-конспект внеклассного мероприятия по информатике:"Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»"...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Интеллектуальная игра: Калейдоскоп наук""

Математический «Калейдоскоп наук”- игра-конкурс,  представляет собой внеклассное мероприятие по математике , при проведении которого  прослеживается  связь с другими науками...

Внеклассное мероприятие по химии Интеллектуальная – игра «ХимикУм» для учащихся 8 классов

Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей уча...