урок биологии 7 класс "Способы размножения животных. Оплодотворение."
методическая разработка по биологии (7 класс)

Семикоровкина Оксана Викторовна

Урок биологии в 7 классе по программе Пономаревой И.Н (концентрическая) "Способы размножения животных. Оплодотворение."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Новороссийск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Конспект урока

на основе системно-деятельностного метода обучения

на тему: «Способы размножения животных. Оплодотворение»

7 класс

          Учитель биологии

МБОУ СОШ № 10

   Семикоровкина О.В.

Новороссийск,

2015 г.

Тема урока: Способы размножения животных. Оплодотворение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока (для учителя): сформировать понятия о воспроизводстве, как одном из основных свойств живой системы; познакомить учащихся  с особенностями размножения животных разных групп, с биологической ролью в природе различных способов размножения; дать представление об оплодотворении, его видах, биологическом значении.

Задачи:

Воспитывающая: сформировать понятия о необходимости сохранения видового разнообразия живых организмов на Земле, основой которого является процесс размножения.

Развивающая: продолжить формировать развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы.

Обучающая: сформировать новые знания о формах размножения и процессе оплодотворения у животных, их роли в природе и в жизни организмов; сформировать содержание  понятий: «бинарное деление», «множественное деление», «почкование», «фрагментация», «живорождение», «гермафродитизм», «партеногенез».

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные: сознание ценностей биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации в различных источниках; овладение элементарными практическими  навыками работы с таблицами, схемами, ЭОР; умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, в группе; умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: усвоение знаний о понятиях «бесполое и половое размножение», «внешнее и внутреннее оплодотворение»; овладение умениями читать и составлять таблицы, схемы, рисунки по способам размножения и видам  оплодотворения животных; развитие способностей делать выводы о биологической роли процессов размножения и оплодотворения.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать значимость знаний о процессах размножения и оплодотворения животных, необходимых для продолжения жизни на Земле.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об особенностях и  способах размножения животных, выявить роль разных форм размножения и оплодотворения в природе и жизни организмов; овладеть навыками работы с текстом, таблицами, схемами, рисунками, ЭОР; научиться добывать и анализировать информацию из различных источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата; формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение процессов размножения и оплодотворения.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, компьютер; презентация «Способы размножения животных. Оплодотворение»; схемы: «Формы размножения животных», «Виды оплодотворения»; таблицы, иллюстрирующие разные формы размножения животных; тексты из дополнительной литературы; карточки с заданием для групп.

Описание хода урока:

Название технологического этапа урока, его содержание

Конспект урока

УУД

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный  этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности):

  • актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • устанавливаются тематические рамки (могу).

Приветствие учителя. Предоставление материала, позволяющее осуществить переход к изучению нового материала.

На экране: «Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к самовоспроизводству.» 

Учитель предлагает учащимся пояснить данное выражение. Учащиеся вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы) и предлагают свои варианты ответа. (В этот момент отрабатывается минимум знаний)

Учитель:

-Наш урок необычный. Сегодня мы с вами – опытные зоологи-исследователи, которым предстоит создать научные труды в виде схем и таблиц. (Приложение 1)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные:

действие смыслообразования, готовность и способность к соблюдению норм и требований на уроке.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап включает следующие шаги:

  • актуализацию изученных способов действия, достаточных для построения новых    знаний, их обобщения и знаковой фиксации;
  • актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление;
  • фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа.

На доске (схема заполняется в течение урока):

 Тема «……………………………………………………………………………»

                                             

Размножение -это……………………………………………………………….

   

                Примеры:                                                  Примеры:

 -Амеба     -Гидра    -Дождевой червь    -Инфузории –Медведь –Пчелы

-…             -…           - …                           -…                 -…             -…

   

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные:

Работать в соответствии с предложенным планом.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

3.Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритмом, понятием и т.д.), на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи.

Фронтальная беседа:

-Что такое размножение?

-Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам, обитающим на Земле?

-Как образуется зародыш животного?

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу, добывать, сопоставлять, анализировать полученные ранее знания (информацию).

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем, индивидуальная работа.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
  • согласовывают тему урока;
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, алгоритмы, модели.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

По итогам беседы – постановка проблемы, формулировка темы урока, целей и задач урока учащимися.(Заполняется первый блок схемы)

Учитель:

- Какие способы бесполого и полового размножения вы знаете? Каковы их особенности?

-Какие виды оплодотворения вам известны?

-Приведите примеры животных к каждому конкретному способу размножения и оплодотворения? Какие животные способны размножаться несколькими способами?

-Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо поработать в группах – проанализировать научные статьи.(Приложение 2)

Работа в группах по четыре человека с дидактическими карточками:

№ гр.

Название систематической группы животных

Способы размножения

Оплодотворение

бесполое

половое

наружное

внутреннее

1.

Тип Простейшие

Не заполнять

Тип Кишечнополостные

2.

Тип Черви

Тип Моллюски

3.

Тип Членистоногие

4.

Класс Рыбы

5.

Класс Земноводные

6.

Класс Пресмыкающиеся

7.

Класс Птицы

8.

Класс Млекопитающие

 (Заполняя таблицу, учащиеся ставят плюсы в соответствующей графе)

Познавательные:

применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем, работа в группах.

5.Реализация построения проекта.

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;
  • выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
  • построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднения.

Учитель:

-Приглашаю наших юных исследователей выступить с отчетами по изучению статей.

Отчеты-обобщения групп. (Заполнение таблиц всеми учащимися класса)

На основе полученной информации учащиеся делают ВЫВОДЫ, что бесполое размножение у животных может происходить делением клетки (простым делением и множественным делением), почкованием, частью тела (фрагментацией); половое размножение происходит при слиянии половых клеток – гамет, при слиянии одноклеточных животных и с помощью партеногенеза. (Заполняют второй блок схемы)

Учитель объясняет моменты, вызвавшие затруднения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организации учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Игра «Черный ящик». Задание: «Объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.» (В ходе игры учащиеся дополняют схему примерами и закрепляют полученные знания.)

Учитель предлагает вернуться к первым вопросам урока и сопоставить ответы с уже полученными знаниями. Ученики проводят рефлексию, делают ВЫВОД о биологическом значении  процессов размножения: «Бесполое размножение происходит без образования гамет и при участии лишь одного организма, в результате дочерние организмы являются копией материнского организма и в неизменных условиях среды происходит быстрое увеличение численности особей данного вида, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях» (формулируют вывод девочки).

« Половое размножение характерно для живых организмов, образующих половые клетки - гаметы; в размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская (исключение - партеногенез), поэтому потомки наследуют признаки от обеих родительских особей, что обеспечивает видовое разнообразие на Земле и приспособленность организмов к новым условиям обитания» (формулируют вывод мальчики). (Заполняют третий блок схемы)

Познавательные:

выделение необходимой информации.

Регулятивные:

сравнивать результат своих действий с другими учащимися.

Коммуникативные:

общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку при помощи пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуация успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Экспресс-тест:

  1. В природе существуют два основных способа размножения:
  1. бесполое и вегетативное;
  2. бесполое и половое;
  3. половое и делением клетки надвое;
  4. половое и вегетативное.
  1. Преимущества полового размножения перед бесполым заключается в:
  1. быстром увеличении численности особей;
  2. сохранение преемственности между родителями и потомством;
  3. расселении особей;
  4. повышении возможности приспособленности потомства к окружающей среде.
  1. Впервые половая система появляется у:
  1. Кишечнополостных;
  2. Плоских червей;
  3. Круглых червей;
  4. Кольчатых червей.
  1. Эволюция размножения животных шла в направлении:
  1. бесполого размножения;
  2. полового размножения;
  3. чередования бесполого и полового размножения;
  4. преобладания бесполого над половым размножением.
  1. Наружное оплодотворение характерно для:
  1. рыб;
  2. птиц;
  3. пресмыкающихся;
  4. млекопитающих.
  1. Оплодотворение – это:
  1. развитие яйцеклетки;
  2. слияние яйцеклетки со сперматозоидом;
  3. развитие сперматозоида;
  4. развитие оплодотворенной яйцеклетки.
  1. К бесполому размножению не относится:
  1. почкование;
  2. деление клетки надвое;
  3. деление клетки на множество клеток;
  4. образование яйцеклетки и сперматозоида.
  1. У млекопитающих впервые появляется орган половой системы:
  1. яичник;
  2. матка;
  3. семенник;
  4. яйцевод.
  1. Живорождение характерно для:
  1. рыб;
  2. пресмыкающихся;
  3. млекопитающих;
  4. птиц.
  1.  Преимуществом размножения млекопитающих по сравнению с другими позвоночными является:
  1. наружное оплодотворение;
  2. связь зародыша с организмом матери;
  3. внутренне оплодотворение;
  4. половое размножение.

Самопроверка в парах:

b

d

b

b

a

b

d

b

c

b

Познавательная:

выделение необходимой информации.

Регулятивные:

сравнивать  результат своих действий с эталоном; обнаруживать отклонения или различия; оценивать качество и уровень усвоения материала коррекция.

8.Включение в систему заданий повторения.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Экологическая задача:

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о…» Учащимся предлагается продолжить рассказ.

Учащиеся формулируют общий ВЫВОД: «Процессы размножения и оплодотворения необходимы для продолжения жизни на Земле».

Регулятивные:

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения.

Личностные: осознать значимость знаний о процессах размножения и оплодотворения

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения, способы достижения цели, результат). Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Проблемный вопрос: «Как вы думаете, полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни?»

Учитель дает на выбор 3 уровня домашнего задания:

  1. Изучить материал §46, ответить на вопросы в конце параграфа; повторить §45, 7, 18 для подготовки к следующему уроку.

по желанию:

  1. Составить кроссворд на тему: «Органы размножения, способы размножения и оплодотворения животных».
  2. Вопрос на засыпку: «Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?»

Ответ на последний вопрос – полиэмбриония (от греч. «поли» - много, «эмбрион» - зародыш) – размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается не один, а два, три или несколько зародышей-близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.

Самооценка и самоконтроль учебной деятельности:

Урок для меня показался

интересным,

коротким

скучным,

длинным

Материал урока мне был

понятен,

полезен

не понятен,

бесполезен

Домашнее задание меня

заинтересовало

не заинтересовало

Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

За тест я получил отметку

5

4

3

 Выставление оценок за работу в классе.

Регулятивные:

осознавать качество и уровень усвоения материала.

Личностные:

уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, к учебе; отмечать наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывать оценочные суждения.

Коммуникативные:

отмечать наиболее успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы, уметь выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Жизнь на Земле существует и продолжается во времени б лагодаря уникальному свойству живых организмов – способности к самовоспроизводству» Презентацию подготовила учитель биологии МБОУ СОШ№10 г.Новороссийска Семикоровкина О.В.

Слайд 2

Формы размножения животных ? ? ? ? ? ? ? ? П римеры П римеры Значение Значение ? Размножение – это…

Слайд 3

Тема урока: «Способы размножения животных. Оплодотворение»

Слайд 4

Цель урока: Выяснить способы бесполого и полового размножения и оплодотворения Выяснить сходство и различия бесполого и полового размножения, их биологическое значение

Слайд 5

Формы размножения животных бесполое половое ? ? ? ? ? ? П римеры П римеры Значение Значение ?

Слайд 6

№ гр. Название систематической группы животных Способы размножения Оплодотворение бесполое поло вое наруж ное внутреннее 1. Тип Простейшие Тип Кишечнополостные 2. Тип Черви Тип Моллюски 3. Тип Членистоногие 4. Класс Рыбы 5. Класс Земноводные 6. Класс Пресмыкающиеся 7. Класс Птицы 8. Класс Млекопитающие

Слайд 7

Размножение Простейших Простейшие размножаются бесполым и половым способами. При бесполом размножении ядро, а затем и цитоплазма делятся на две части (бинарное деление). У одних деление происходит вдоль, у других – поперек клетки. У некоторых сначала делится несколько раз ядро, а затем соответственно числу ядер разделяется и цитоплазма (множественное деление, например, у дизентерийной амебы). Размножаются простейшие очень быстро.

Слайд 8

Простое деление (бинарное) инфузории

Слайд 9

Своеобразное половое размножение у инфузорий получило название конъюгации. Две инфузории прикладываются друг к другу брюшными сторонами и остаются в таком положении некоторое время (до 12 часов при комнатной температуре). При этом ядро растворяется в цитоплазме, а ядрышко неоднократно делится. Часть из них разрушается и в каждой инфузории оказывается по два ядра. Одно остается на месте, а другое перемещается из одной конъюгирующей инфузории в другую и сливается с неподвижной. Образуется сложное ядро. Это и есть процесс оплодотворения, после чего инфузории расходятся. Процесс не сопровождается делением клетки, обновляется их ядерный аппарат. Но благодаря этому увеличивается разнообразие наследственных свойств организма и повышается его жизнеспособность.

Слайд 10

Размножение Кишечнополостных Пресноводные гидры размножаются почкованием и половым путем. Почкование – процесс бесполого размножения. Снаружи на теле гидры образуется выпячивание стенки тела – почка. Она растет, удлиняется. На ее свободном конце формируются щупальца, прорывается рот.

Слайд 11

Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей , каждая из которых растет и образует новую особь. Наблюдается у некоторых низших беспозвоночных, способных к регенерации. Например, тело планарий , морских звезд, медуз легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь.

Слайд 12

особи, но может быть и прямое, если происходит оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами этого же животного, если половые клетки созревают одновременно. У малощетинковых червей наблюдается и бесполое размножение, при котором тело делится на две части. Среди червей много гермафродитов. У дождевого червя половая система находится в нескольких половых сегментах. Оплодотворение перекрестное, если участвуют две разные Размножение Червей

Слайд 13

Размножение Моллюсков Среди моллюсков имеются как гермафродиты, так и раздельнополые животные. Прудовики и катушки – гермафродиты. Из отложенных ими яиц, склеенных между собой студенистым веществом, выходят маленькие улитки. Перловицы, сердцеедки раздельнополые. Оплодотворение яиц у них происходит в мантийной полости самки, куда поступают выделенные в воду самцами сперматозоиды.

Слайд 14

Большинство членистоногих - раздельнополые животные. У многих из них развит половой диморфизм (насекомые, паукообразные). У некоторых видов ракообразных, насекомых (тлей, пчел, муравьев, ос) встречается партеногенез – одна из форм полового размножения, при которой женские половые клетки развиваются без оплодотворения. Размножение Членистоногих

Слайд 15

Размножение Рыб У большинства рыб оплодотворение наружное, но существуют виды, для которых характерно внутреннее оплодотворение и даже живорождение (морской окунь, некоторые аквариумные рыбки). Икринки этих рыб развиваются в теле матери, а на свет появляются уже мальки, способные самостоятельно плавать и питаться. Большинство же рыб откладывает мелкую, с тонкой студенистой оболочкой икру. Икринка является крупной яйцеклеткой с запасом питательных веществ. После оплодотворения из нее развивается зародыш.

Слайд 16

Размножение Земноводных У бесхвостых земноводных оплодотворение наружное, у хвостатых — внутреннее. Яйца земноводных полупрозрачные и мягкие. Внешне очень похожи на икру рыб. Откладывают их в небольших водоемах , на мелководьях. Личинки земноводных внешне совершенно не похожи на своих родителей, а напоминают рыб. Это является одним из доказательств эволюционного родства этих двух групп животных.

Слайд 17

Размножение Пресмыкающихся У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее. Откладываемые самкой яйца снабжены большим количеством желтка и защищены от внешних повреждений. В яйцеводе самок имеются железы, формирующие оболочку яйца. У змей и ящериц яйца покрыты кожистой пергаментообразной оболочкой, а у черепах и крокодилов — известковой скорлупой. Яйца откладываются в теплый песок или закапываются в преющую листву. Интересно, что у некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит еще в организме самки (яйцеживорождение).

Слайд 18

Размножение Птиц Половые железы птиц парные, но у самок функционирует только левый яичник и левый яйцевод. Правый яичник редуцирован. Яйца в яичнике созревают не одновременно, а по очереди, что является приспособлением к полету. По мере созревания яйца поступают в яйцевод, где происходит оплодотворение. В верхней части яйцевода яйца покрываются толстым слоем белка и другими оболочками. Известковой скорлупой яйца покрываются в нижней части яйцевода .

Слайд 19

Размножение млекопитающих Половая система млекопитающих отличается наибольшей сложностью. Органы размножения обычно расположены в полости тела. Оплодотворение внутреннее и происходит в яйцеводах, как и у большинства других хордовых. Оплодотворенные яйцеклетки по мере продвижения по яйцеводу превращаются в многоклеточный зародыш и поступают в особый орган — матку, где он прикрепляется к ее стенке. В матке зародыш хорошо защищен и получает необходимые питательные вещества и кислород через плаценту. Через нее же удаляются все продукты жизнедеятельности. В этом принципиальное отличие млекопитающих от пресмыкающихся и рыб, у которых развитие зародыша происходит за счет питательных веществ, накопленных в яйцеклетках.

Слайд 20

№ гр. Название систематической группы животных Способы размножения Оплодотворение бесполое поло вое наруж ное внутреннее 1. Тип Простейшие + + Тип Кишечнополостные + + 2. Тип Черви + + Тип Моллюски - + 3. Тип Членистоногие - + - + 4. Класс Рыбы - + + - 5. Класс Земноводные - + + + 6. Класс Пресмыкающиеся - + - + 7. Класс Птицы - + - + 8. Класс Млекопитающие - + - +

Слайд 21

Физминутка

Слайд 22

Игра «Черный ящик»

Слайд 23

Формы размножения животных бесполое половое множественное деление почкование фрагментация слияние одноклеточных слияние гамет партеногенез П римеры П римеры Значение Значение бинарное деление Сделай вывод

Слайд 24

Нет ошибок – Одна-две ошибки – Три ошибки – Больше трех ошибок- Экспресс - тест Проверяем: 1 - b 2 - d 3 - b 4 - b 5 - a 6 - b 7 - d 8 - b 9 - c 10 - b

Слайд 25

Экологическая задача: «Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о…»

Слайд 26

1.Изучить материал §46, ответить на вопросы в конце параграфа; повторить §45, 7, 18. по желанию: 2.Составить кроссворд на тему: «Органы размножения, способы размножения и оплодотворения животных». 3.Вопрос на засыпку: «Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?» Домашнее задание: Урок для меня показался интересным , коротким скучным, длинным Материал урока мне был понятен, полезен не понятен, бесполезен Домашнее задание меня заинтересовало не заинтересовало Своей работой на уроке я доволен не доволен За тест я получил отметку 5 4 3



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Размножение Простейших

Деление — способ бесполого размножения, когда материнская особь делится на две или более дочерних клеток, идентичных родительской. Соответственно, существует бинарное деление и множественное деление. Делением размножаются одноклеточные организмы, такие как амеба, парамеция, арцелла, инфузория.

Множественное деление характерно для паразитических простейших, например споровиков, к которым относится малярийный плазмодий. При множественном делении ядро многократно делится, затем каждое образовавшееся ядро окружается частичкой цитоплазмы и покрывается оболочкой. Сформировавшиеся таким образом мелкие клетки выходят наружу и растут. Каждая из клеток уже через небольшой промежуток времени снова готова к делению.

Своеобразное половое размножение у инфузорий получило название конъюгации. Процесс не сопровождается делением клетки, обновляется их ядерный аппарат. Но благодаря этому увеличивается разнообразие наследственных свойств организма и повышается его жизнеспособность.

Размножение Кишечнополостных

Почкование — форма бесполого размножения, когда дочерняя особь образуется в виде выроста (почки) на теле материнской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, идентичный родительскому. Почкование характерно для кишечнополостных, например, для гидры (рис. 182). Помимо почкования для кишечнополостных характерно так же размножение половым путем. Половое размножение характерно для гидры в неблагоприятных условиях (наступление холодов). Осенью гидры погибают, а зародыши, покрытые плотной оболочкой, падают на дно. Весной из них развиваются новые гидры. Молодые гидры несут в себе признаки обоих родителей.

Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей , каждая из которых растет и образует новую особь. Наблюдается у некоторых низших беспозвоночных, способных к регенерации. Например, тело планарий, морских звезд, медуз легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь.

Размножение Червей

Половое размножение обладает несомненным преимуществом перед бесполым. Впервые половая система как таковая возникает у плоских червей. Плоские черви являются гермафродитами, т.е. у них одна особь способна воспроизводить мужские и женские гаметы. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он является приспособлением к сидячему, малоподвижному или паразитическому образу жизни. Его преимуществом является то, что он дает возможность самооплодотворения, что очень важно для плоских червей, большинство из которых являются внутренними паразитами и ведут одиночный образ жизни.

Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей и у них имеются различные приспособления, препятствующие самооплодотворению. (Например, созревание женских и мужских гамет в различное время).

Большинство круглых червей раздельнополы. У некоторых из них выражен половой диморфизм — отличие самцов и самок по внешнему виду. Половой аппарат круглых червей устроен проще, чем у плоских.

Среди кольчатых червей встречаются как раздельнополые (нереида), так и гермафродиты (дождевой червь). У дождевого червя половые органы сосредоточены в отдельных сегментах переднего конца тела. Существует особый орган, принимающий участие в размножении - поясок, который превращается в кокон, внутри которого развиваются яйца.

У малощетинковых червей наблюдается и бесполое размножение, при котором тело делится на две части.

Размножение Моллюсков

У членистоногих и моллюсков наблюдается дальнейшее усложнение органов размножения, бесполое размножение отсутствует.  Длительное развитие личинок во внешней среде, их превращение, привели к тому, большому снабжению женских половых клеток питательными веществами. Возникли сложные белковые оболочки, защищающие зародыш.

Среди моллюсков встречаются как гермафродиты, так и раздельнополые. Большинство двустворчатых моллюсков — раздельнополы. Оплодотворение яиц у них происходит в мантийной полости. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки, которые выталкиваются наружу через сифон. У некоторых двустворчатых моллюсков (например, у перловиц) личинки прикрепляются к коже и жабрам рыб и развиваются на их теле. Это является приспособлением к расселению , так как взрослые особи ведут малоподвижный образ жизни.

Размножение Членистоногих

Большинство членистоногих - раздельнополые животные. У многих из них развит половой диморфизм (насекомые, паукообразные). У некоторых видов существует забота о потомстве (пчелы, муравьи, речные раки). Многие виды насекомых развиваются с превращением.

У некоторых видов ракообразных, насекомых (тлей, пчел, муравьев, ос) встречается партеногенез – одна из форм полового размножения, при которой женские половые клетки развиваются без оплодотворения.

Особенно широко партеногенез развит среди дафний. В течение весны и лета эти животные размножаются лишь партеногенетически. Из неоплодотворенных яиц развиваются исключительно самки. В конце лета самки откладывают мелкие и крупные яйца. Из мелких яиц развиваются самцы, из крупных – самки. После самки откладывают оплодотворенные яйца, которые перезимовывают. Весной из них вновь развиваются самки, которые до осени размножаются партеногенетически.

У общественных насекомых, таких как муравьи и пчелы, в результате партеногенеза возникают различные касты организмов (например, трутни у пчел). Такое размножение имеет адаптивное значение, так как позволяет регулировать численность потомков каждого типа.

Размножение Рыб

У хордовых животных происходит дальнейшее усложнение половой системы. Ходовые — раздельнополые животные. Половые железы у них парные.

У рыб для вывода половых клеток существуют специальные половые протоки и отверстия. У большинства рыб оплодотворение наружное, но существуют виды, для которых характерно внутреннее оплодотворение и даже живорождение (морской окунь, некоторые аквариумные рыбки). Икринки этих рыб развиваются в теле матери, а на свет появляются уже мальки, способные самостоятельно плавать и питаться. Большинство же рыб откладывает мелкую, с тонкой студенистой оболочкой икру. Икринка является крупной яйцеклеткой с запасом питательных веществ. После оплодотворения из нее развивается зародыш.

Размножение Земноводных

Половые органы пресмыкающихся и земноводных сходны. Они расположены в полости тела по бокам от позвоночника. Каналы семенников и яичников открываются в клоаку. У бесхвостых земноводных оплодотворение наружное, у хвостатых — внутреннее.

Яйца земноводных полупрозрачные и мягкие. Внешне очень похожи на икру рыб. Откладывают их в небольших водоемах, на мелководьях. Личинки земноводных внешне совершенно не похожи на своих родителей, а напоминают рыб. Это является одним из доказательств эволюционного родства этих двух групп животных.

Размножение Пресмыкающихся

У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее. Откладываемые самкой яйца снабжены большим количеством желтка и защищены от внешних повреждений. В яйцеводе самок имеются железы, формирующие оболочку яйца. У змей и ящериц яйца покрыты кожистой пергаментообразной оболочкой, а у черепах и крокодилов — известковой скорлупой. Яйца откладываются в теплый песок или закапываются в преющую листву.

Интересно, что у некоторых видов пресмыкающихся (например у крокодилов) пол потомства зависит от температуры созревания яиц. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит еще в организме самки. Детеныши выходят из яиц сразу же после того, как они были отложены. Этот способ размножения называется яйцеживорождением. Он является приспособлением к жизни в неблагоприятных условиях с низкими температурами. Яйцеживорождение характерно для живородящей ящерицы, гадюки.

Размножение Птиц

Как и у других позвоночных животных, у птиц в полости тела имеются половые железы. Половые железы птиц тоже парные, но у самок (за редким исключением) функционирует только левый яичник и левый яйцевод. Правый яичник редуцирован. Яйца в яичнике созревают не одновременно, а по очереди, что является приспособлением к полету (облегчение полетного веса). По мере созревания яйца поступают в яйцевод, где происходит оплодотворение. В верхней части яйцевода яйца покрываются толстым слоем белка и другими оболочками. Известковой скорлупой яйца покрываются в нижней части яйцевода.

Размножение млекопитающих

Половая система млекопитающих отличается наибольшей сложностью. Органы размножения обычно расположены в полости тела. Оплодотворение внутреннее и происходит в яйцеводах, как и у большинства других хордовых. Оплодотворенные яйцеклетки по мере продвижения по яйцеводу превращаются в многоклеточный зародыш и поступают в особый орган — матку, где он прикрепляется к ее стенке. В матке зародыш хорошо защищен и получает необходимые питательные вещества и кислород через плаценту. Через нее же удаляются все продукты жизнедеятельности. В этом принципиальное отличие млекопитающих от пресмыкающихся и рыб, у которых развитие зародыша происходит за счет питательных веществ, накопленных в яйцеклетках.



Предварительный просмотр:

Ф.И.___________________________________________,      класс___________________

Тема «…………………………………………………………………………………………………»

Размножение -это…………………………………………………………………………………...

   

                Примеры:                                                                                      Примеры:

-…             -…           - …                                                                 -…                 -…             -…

   

№ гр.

Название систематической группы животных

Способы размножения

Оплодотворение

бесполое

половое

наружное

внутреннее

1.

Тип Простейшие

Не заполнять

Тип Кишечнополостные

2.

Тип Черви

Тип Моллюски

3.

Тип Членистоногие

4.

Класс Рыбы

5.

Класс Земноводные

6.

Класс Пресмыкающиеся

7.

Класс Птицы

8.

Класс Млекопитающие

                    (Заполняя таблицу, поставь плюсы в соответствующей графе)

Экспресс – тест

  1. В природе существуют два основных способа размножения:
  1. бесполое и вегетативное;
  2. бесполое и половое;
  3. половое и делением клетки надвое;
  4. половое и вегетативное.
  1. Преимущества полового размножения перед бесполым заключается в:
  1. быстром увеличении численности особей;
  2. сохранение преемственности между родителями и потомством;
  3. расселении особей;
  4. повышении возможности приспособленности потомства к окружающей среде.
  1. Впервые половая система появляется у:
  1. Кишечнополостных;
  2. Плоских червей;
  3. Круглых червей;
  4. Кольчатых червей.
  1. Эволюция размножения животных шла в направлении:
  1. бесполого размножения;
  2. полового размножения;
  3. чередования бесполого и полового размножения;
  4. преобладания бесполого над половым размножением.
  1. Наружное оплодотворение характерно для:
  1. рыб;
  2. птиц;
  3. пресмыкающихся;
  4. млекопитающих.
  1. Оплодотворение – это:
  1. развитие яйцеклетки;
  2. слияние яйцеклетки со сперматозоидом;
  3. развитие сперматозоида;
  4. развитие оплодотворенной яйцеклетки.
  1. К бесполому размножению не относится:
  1. почкование;
  2. деление клетки надвое;
  3. деление клетки на множество клеток;
  4. образование яйцеклетки и сперматозоида.
  1. У млекопитающих впервые появляется орган половой системы:
  1. яичник;
  2. матка;
  3. семенник;
  4. яйцевод.
  1. Живорождение характерно для:
  1. рыб;
  2. пресмыкающихся;
  3. млекопитающих;
  4. птиц.
  1.  Преимуществом размножения млекопитающих по сравнению с другими позвоночными является:
  1. наружное оплодотворение;
  2. связь зародыша с организмом матери;
  3. внутренне оплодотворение;
  4. половое размножение.