ВВЕДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
статья по биологии

Кобелькова Вера Николаевна

Образование в последние десятилетия развивается очень быстрыми темпами: значительно изменилось законодательная основа образования, его содержание; регулярно появляются и внедряются в образовательные системы новые технологии, проводятся многочисленные исследования. Одно остается неизменным: несмотря на все инновации, народам, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями. Происходящее изменение парадигмы образования с предметно – знаниевой на личностно-развивающую требует более пристального внимания к проблемам изучения образования как наследования культуры. Этнос неизбежно включен во всемирную цепь культурных связей. Он не может существовать вне общечеловеческих условий развития, не взаимодействуя со всем спектром поликультурных отношений и традиций. При этом каждый этнос старается не утратить собственного своеобразия и неповторимости, наблюдается рост роли национально-этнического фактора в мировой истории, своеобразный «этнический ренессанс».

В настоящее время актуальность проблемы развития этнокультурного образования в регионах страны не вызывает сомнения. Для Республики Мордовия она особенно значима, так как наличие большого количества народностей, национальных культур, письменных и бесписьменных языков требует сохранения и развития культурно-языковых традиций народов, проживающих на ее территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v.n._kobelkova.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Образование в последние десятилетия развивается очень быстрыми темпами: значительно изменилось законодательная основа образования, его содержание; регулярно появляются и внедряются в образовательные системы новые технологии, проводятся многочисленные исследования. Одно остается неизменным: несмотря на все инновации, народам, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями. Происходящее изменение парадигмы образования с предметно – знаниевой на личностно-развивающую требует более пристального внимания к проблемам изучения образования как наследования культуры. Этнос неизбежно включен во всемирную цепь культурных связей. Он не может существовать вне общечеловеческих условий развития, не взаимодействуя со всем спектром поликультурных отношений и традиций. При этом каждый этнос старается не утратить собственного своеобразия и неповторимости, наблюдается рост роли национально-этнического фактора в мировой истории, своеобразный «этнический ренессанс».

В настоящее время актуальность проблемы развития этнокультурного образования в регионах страны не вызывает сомнения. Для Республики Мордовия она особенно значима, так как наличие большого количества народностей, национальных культур, письменных и бесписьменных языков требует сохранения и развития культурно-языковых традиций народов, проживающих на ее территории.

В научной литературе этнокультурное образование рассматривается «как целостный процесс взаимодействия образования, народной педагогики и национальных культур, в котором происходит становление и развитие человека как представителя определенной национальности, способного не только осваивать и развивать этнокультурное наследие своего народа, но и содействовать развитию других национальных культур» [1]. Формирование этнокультурного образования происходит с учетом социальной и природной среды проживания, типичных черт характера, поведения представителей той или иной этнокультурной группы [2].

В соответствии с этим этнокультурное образование, отражая демографическую, социокультурную и языковую ситуацию региона, должно обеспечить передачу и сохранение из поколения в поколение многовекового опыта народов Дагестана, их языков и культур, а также формирование этнической личности на основе уважения человеческого и национального достоинства, признания приоритета добра и общечеловеческих ценностей [3]. При этом учитывается необходимость диалога общечеловеческой и национальной культур, интенсивного качественного обновления образовательного процесса.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества… Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Этнокультурное образование способствует: приобщению детей к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителей; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию этнической толерантности и уважения, формированию готовности и умения жить в этнокультурной среде. Ребёнок должен понимать: он нужен Родине таким, какой он есть. Именно в сочетании, многообразии культур заключается сила нашей страны. Россия – это люди разных национальностей, разных языков, разного вероисповедания, и их национальная культура — это неразрывная часть общероссийской культуры и элемент мировой культуры. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

— любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

— осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;

— умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни деятельности, применять полученные знания на практике;

— социальную активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьёй, обществом, Отечеством;

— уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов;

— осознание необходимости выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Современное биологическое образование ориентировано на отражение цивилизации. Кризис биологического образования – следствие того тупика, в который зашла цивилизация, столкнувшись с глобальными проблемами, затрагивающими существование и развитие человека. Многие из них, в частности экологический кризис, нездоровый образ жизни человека в урбанизированном обществе – порождения техницизма, приоритета искусственного над природным, естественным. Нарушен древний союз человека с природой. Машинное видение мира, дегуманизация жизни, потеря духовных ценностей – результаты установки на овладение силами природы и подчинение их человеку.

Изменение биологического образования требует его переориентации с цивилизации на культуру. Культура является, по сути дела, всеобщей технологией человеческой деятельности – материально-практической, социальной и духовной. Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления. Модель «наука в системе культуры» – целостная система, из неё невозможно отобрать для образования одни элементы и связи, отбросив другие. Она служит идеалом для определения целей и содержания учебного предмета, к достижению которого необходимо идти последовательно и планомерно в рамках учебно-воспитательного процесса.

Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания.

Нельзя недооценивать значение и роль этнокультурного компонента в биологии. Он усиливает комплексный подход в биологическом образовании, и его необходимо рассматривать как необходимый и достаточный минимум содержания образования, который должен быть усвоен.

Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить уровень социальный уровень учащегося. Такой подход к обучению предусматривает не только активные использование учителем и учащимися знаний местного материала на уроках, но и не менее активную деятельность по изучению краеведческих объектов и явлений, процессов, протекающих в окружающей природе и обществе, имеющих непосредственное отношение к биологии.

Региональная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной живой памяти человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К региональной культуре относятся также все запечатленные в клетках мозга трудовые навыки, положительные знания, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и их народного творчества.

Изучение смены различных групп органического мира во времени, как представителей минувших геологических эпох, имеет огромное общеобразовательное значение для выработки единственно правильного материалистического мировоззрения.

У учителей биологии этнокультурный компонент вызывает интерес, но из-за слабого отражения этнокультурного подхода в действующей программе, а также отсутствия методических пособий учитель испытывает трудности в практике преподавания.

В нескольких темах с 6 по 11 классы даются сведения о вкладе учёных мордовской биологической школы. Главными характерными чертами этой школы явились исторический общебиологический подход и связь фундаментальной науки с комплексными прикладными исследованиями.

Знакомя учащихся с характеристиками семейств растений, в качестве дополнительного материала логично рассказать о растениях занесенных в «Красную книгу Мордовии».

Важной составной частью этнокультурного компонента является изучение тем на основе исторического материала: излагаются известные исторические примеры в контексте мордовской национальной культуры.

Во внеурочной деятельности, реализуя воспитательные задачи, необходимо прививать учащимся любовь к родной стране, родной земле. Упор на региональный компонент в воспитании далеко не случаен. Возможно ли воспитывать в детях любовь к Отечеству абстрактно? Здесь необходимо своё, родное. То, до чего можно дотронуться рукой и сердцем.

Посещения краеведческого музея позволяют учащимся знакомиться не только с традициями мордовского народа, но и с флорой и фауной мордовского края. Пополнению знаний учащихся способствуют также и экскурсии в ботанический  и анатомический музеи Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Тестирование учащихся и их родителей показало, что воспитательная система, созданная на основах этнопедагогики, способствует личностному росту ребёнка.

В современных условиях процесс формирования человеческой личности усложняется. С культурой мы связываем свои надежды, потому что только в атмосфере культуры мы можем воспитать человека, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством.

Литература.

1. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. 

2. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов/Н.Л.Иванова//Вопросы психологии. 2004. №6. С.54-63.

3. Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

4. Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетенции/ Педагогика.-2005. - № 3.

5. Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурно – ориентированной личности в условиях общеобразовательной средней школы.

Мансийская пословица гласит: «Голос хорошего журавля за семь рек слыхать». Я хочу, чтобы услышан был народом голос тех, кто душой болеет за его будущее и чтобы в  этом будущем наши дети и внуки з...

Обеспечение введения этнокультурного компонента в образовательный процесс

Основу педагогического процесса в русскоязычной школе должны составлять принципы позитивного отношения к этнокультурам. На первый план выходит формирование в рамках уроков и внеурочной деятельности эт...

Введение этнокультурного компонента в предмет история

Статья про использование этнокультурного комопнента при проведении уроков истории в средней общеобразовательной школе...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ...

Доклад на заседании ШМО "Этнокультурный компонент в преподавании литературы и русского языка"

По моему убеждению, приобщение каждого школьника к культурному наследию родного народа должно вырабатываться с раннего возраста в семье с помощью родного языка. Это даст положительные результаты в вос...

Введение в проблему дистанционного обучения химии в средней школе

Введение в проблему дистанционного обучения химии в средней школе. В работе представлен краткий обзор преимуществ дистанционного формата и инструментария, необходимого для дистанционного обучения. Для...