Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Сагайдак Юлия Владимировна

Рабочая программа по биологии 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская основная общеобразовательная школа №21

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ИООШ №21

______________/ Гамов А.А../        

Приказ   от 31.08.2020 №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

                       Уровень общего образования - основное  общее  образование

Класс                                              5  класс

Количество  часов                       35  часов

Учитель:                                        Сагайдак  Юлия  Владимировна

Программа разработана на основе Примерной  программы основного общего образования по биологии

(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)

Программы «Биология» 5-9 классы

(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)

с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2020 -  2021  учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне, составлена на основе нормативных документов:

1.Федеральный закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28

2.Федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования (2010 г.)

3. Фундаментального ядра содержания общего образования

4.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

    ИООШ №21  

 5.Учебного плана  МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.

6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.

7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы,  (В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов -  М.: Дрофа, 2017г.)

8.  Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год

9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

    МБОУ ИООШ № 21

Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. Курс биологии выстраивается с учетом коммуникативно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов к обучению:

- социализации обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщению к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

- ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе,

- развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

-овладению ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формированию у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи обучения состоят в обеспечении:

- Познакомить учащихся с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны;

- Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- Овладеть способами проведения несложных опытов и измерений;

- Привить учащимся способность к наблюдению за окружающим миром, с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Система оценки планируемых результатов

        Оценивание результатов по биологии учащихся 5 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольных работ, биологических  диктантов, лабораторных работ, тестов, беседы по вопросам.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 35 часов для обязательного изучения биологии на ступени основного общего образования (в 5 классе) — по 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год, программа по биологии в 5 классе будет реализована полностью.

Программа предусматривает использование следующих учебников:

В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015г.

2.Содержание учебного предмета

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы:

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
  2.  Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
  3. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Раздел 2. Царство Бактерии (2часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (7часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Раздел 4. Царство Растения (12 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрации.

Гербарные экземпляры растений. Модели и муляжи органов растений. Микропрепараты, натуральные объекты.

Лабораторные работы:

  1. Строение зеленых водорослей.

3.Учебно-тематический план для 5 класса

№ п/п

Название темы

Всего часов

Сроки изучения

1

Введение

6

1.09-6.10

2

Клеточное строение организмов

8

13.10-8.12

3

Царство Бактерии и Грибы

9

15.12-16.02

5

Царство Растения

12

2.03-25.05

Всего:

35

График контрольных работ для 5 класса

№ п/п

Название темы

Вид контроля

Дата

1

Клеточное строение организмов

Контр. раб

8.12

2

Бактерии и Грибы

Контр. раб

16.02

4

Царство Растения

Контр. раб

27.04

5

Итоговая контрольная работа

Контр. раб

11.05

График лабораторных работ для 5 класса

Наименование работ

Дата

1

Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними»

13.10

2

Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешу лука»

20.10

3

Лабораторная работа №3 «Химический состав клетки»

17.11

4

Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

24.11

5

Лабораторная работа №5 «Изучение строения тел шляпочных грибов»

12.01

6

Лабораторная работа №6 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных  и многоклеточных водорослей»

9.03

4. Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

1.Биология – наука о живой природе

Стр. 9 – 12 понятия

1.09

2

2. Методы исследования в биологии

§2

8.09

3

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

§3

15.09

4

4. Среды обитания живых организмов.

§4

22.09

5

5.Экологические факторы и их влияние на живые организмы

§5

29.09

6

6.Обобщающий урок по теме: «Введение»

§1-5

6.10

Клеточное строение организмов – 8 часов

7

1.Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними»

§6

13.10

8

2.Строение клетки. Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешу лука»

§7

20.10

9

3.Жизнедеятельность клетки.

§9

27.10

10

4. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

§8

10.11

11

5.Лабораторная работа №3 «Химический состав клетки»

§8

17.11

12

6.Ткани. Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

§10

24.11

13

7.Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

§6-10

1.12

14

8.Контрольная работа по теме: «Клеточное строение организмов»

8.12

Бактерии и грибы – 9 часов

15

1.Строение и жизнедеятельность бактерий

§11

15.12

16

2.Роль бактерий в природе и жизни человека

§12

22.12

17

3.Общая характеристика грибов

§13

29.12

18

4.Шляпочные грибы. Лабораторная работа №5 «Изучение строения тел шляпочных грибов»

§14

12.01

19

5.Плесневые грибы и дрожжи

§15

19.01

20

6.Грибы – паразиты

§16

26.01

21

7.Лишайники

§19

2.02

22

8. Обобщающий урок по теме «Бактерии и грибы»

§11-16

9.02

23

9. Контрольная работа по теме: «Бактерии и грибы»

16.02

Царство Растения – 12 часов

24

1.Разнообразие, распространение и значение растений

§17

2.03

25

2.Водоросли. Лабораторная работа №6 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных  и многоклеточных водорослей»

§18

9.03

26

3.Мхи

§20

16.03

27

4.Папоротники, хвощи, плауны

§21

30.03

28

5.Голосеменные растения

§22

6.04

29

6.Покрытосеменные растения

§23

13.04

30

7.Обобщающий урок по теме: «Царство Растений»

§17-23

20.04

31

8.Контрольная работа по теме: «Царство растений»

27.04

32

9.Повторение за курс 5 класса

Повторение

4.05

33

10.Итоговая контрольная работа

11.05

34

11. Урок игра «Знаешь ли ты ботанику?»

18.05

35

12. Летнее задание

25.05

5.Результаты освоения предмета и система их оценки

Программа по биологии направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенное выстраивание собственных целостных мировоззрений.
  • Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивание экологических рисков взаимоотношений человека и природы.
  • Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:

  • Анализирование, сравнивание, классифицирование и обобщение фактов и явлений.
  • Выявление причины и следствия простых явлений.
  • Осуществление сравнения и классификации, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  • Построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составление тезисов, различных видов планов (простых, сложных и т.п.). Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывание всех уровней текстовой информации.
  • Умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (определять общие цели, распределять роли).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
  • соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
  • классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
  • сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Планируемые результаты

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Критерии и нормы оценки учащихся

Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся.

1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;
  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;
  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;
  • подбор оборудования  и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;
  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса)
  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
  • допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и ввыводов.

     «Рассмотрено»

Протокол      заседания

                      ШМО естественнонаучного

цикла

                       методического     совета

                         МБОУ    ИООШ  №21

                          от  26.08.2020  № ___

______________/Максименко В.И.

«Согласовано»

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ИООШ  №21

28. 08.2020г

______________/Вербицкая Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...