Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Сагайдак Юлия Владимировна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская основная общеобразовательная школа №21

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ИООШ №21

______________/ Гамов А.А../        

Приказ   от 31.08.2020 №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

                Уровень общего образования - основное  общее  образование

                Класс                                              9  класс

                Количество  часов                       68  часов

                Учитель                                         Сагайдак  Юлия  Владимировна

Программа разработана на основе      Примерной  программы основного общего образования по биологии

(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)

Программы «Биология» 5-9 классы  

(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. : Дрофа, 2017г.)

с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2020 -  2021 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю, составлена на основе нормативных документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28

2.Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (2010 г.)

3. Фундаментального ядра содержания общего образования

4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

    ИООШ №21  

5.Учебного плана МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.

6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.

7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы,  (В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов -  М.: Дрофа, 2017г.)

8.  Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год 

9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

    МБОУ ИООШ № 21

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к

природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ ИООШ №21 отводит 68 часа для обязательного изучения биологии на ступени основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год в условиях пятидневной рабочей недели, данная программа по биологии в 9 классе будет реализована, за счет выдачи 69 уроков.

Данная программа предусматривает использование следующих учебников:

В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов. – М.: Дрофа, 2016г.

2. Содержание учебного предмета

(68 часов)

Введение (2 часа).

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

      Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел 1. Уровни организации живой природы (50 час)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный  уровень (15 часов)

      Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

      Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

      Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

      Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

      Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

      Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Тема 1.3. Организменный  уровень (14 часов)

      Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

      Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

      Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

      Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

     Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

      Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

      Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

      Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

      Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Тема 1.4. Популяционно- видовой  уровень (3 часа)

 Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Движущие силы и результаты эволюции.

Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)

      Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

      Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

Раздел 2. Эволюция органического мира (11 часов)

Тема 2.1. Основы учения об эволюции (7 часов)

   Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

      Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

      Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Тема 2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

      Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

      Лабораторные работы:

  • Изучение морфологического критерия вида
  • Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Раздел 3. Основы экологии (4 часов)

Экологические факторы. Условия среды. Адаптация организмов к различным условиям существования.

Эволюция биосферы.

3. Тематическое планирование для 9 класса

Название темы

Кол-во часов

Сроки изучения

1.

Введение

2

1.09-3.09

2.

Молекулярный уровень

10

8.09-8.10

3.

Клеточный уровень.

15

13.10-8.12

4.

Организменный уровень.

14

10.12-9.02

5.

Популяционно-видовой уровень.

3

11.02-18.02

6.

Экосистемный уровень.

5

25.02-11.03

7.

Биосферный уровень.

3

16.03-30.03

8.

Основы учения о эволюции.

7

1.04-22.04

9.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

5

27.04-11.05

10.

Основы экологии

4

13.05-25.05

Итого:

68

График контрольных работ для 9 класса

Название темы

Вид контроля

Дата

1.

Молекулярный уровень

Контр. раб

8.10

2.

Клеточный уровень.

Контр. раб

8.12

3.

Организменный уровень.

Контр. раб

4.02

4.

Биосферный уровень.

Контр. раб

18.03

5.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

Контр. раб

6.05

4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета биология для 9 класса

урока

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дано

план

факт

Введение (2 час)

1

1.

Биология – наука о жизни.

1.09

2

2

Методы исследования.

3.09

1 Раздел. Молекулярный уровень. (10 часов).

3

1.

Сущность жизни и свойства живого.

8.09

4

2.

Молекулярный уровень: общая характеристика 

10.09

5

3.

Липиды. Углеводы

15.09

6

4.

Состав и строение белков

17.09

7

5.

Функции белков

22.09

8

6.

Нуклеиновые кислоты

24.09

9

7.

АТФ и другие органические соединения клетки

29.09

10

8.

Биологические катализаторы

1.10

11

9.

Вирусы

6.10

12

10.

Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень»

8.10

2 Раздел. Клеточный уровень. (15 часов).

13

1.

Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

13.10

14

2.

Ядро клетки

15.10

15

3.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

20.10

16

4.

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

22.10

17

5.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

27.10

18

6.

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Лабораторная работа №1 «Изучение клеток растений, животных и бактерий»

29.10

19

7.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

10.11

20

8.

Энергетический обмен в клетке

12.11

21

9.

Питание клетки. Гетеротрофы

17.11

22

10.

Фотосинтез и хемосинтез

19.11

23

11.

Синтез белков в клетке

24.11

24

12.

Синтез белков в клетке

26.11

25

13.

Деление клетки. Митоз

Лабораторная работа № 2 "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах"

1.12

26

14

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»

3.12

27

15.

Контрольная работа №2 «Клеточный уровень»

8.12

3 Раздел. Организменный уровень. (14 часов).

28

1.

Бесполое размножение организмов

10.12

29

2.

Половое размножение организмов

15.12

30

3.

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

17.12

31

4.

Закономерности наследования признаков, установленные Менделем. Моногибридное скрещивание

22.12

32

5.

Решение задач. Моногибридное скрещивание (закрепление)

24.12

33

6.

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

29.12

34

7.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

12.01

35

8.

Решение задач. Дигибридное скрещивание. (закрепление)

14.01

36

9.

Сцепленное наследование признаков Закон Моргана. Перекрест

19.01

37

10.

Взаимодействие генов.Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

21.01

38

11.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции

26.01

39

12.

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

28.01

40

13.

Основы селекции. Работы Вавилова. Основные методы селекции растений животных и микроорганизмов.

2.02

41

14

Контрольная работа №3 «Организменный уровень»

4.02

4 Раздел. Популяционно-видовой уровень. (3 часа).

42.

1.

Критерии вида

9.02

43.

2.

Популяции

11.02

44.

3.

Биологические классификации

16.02

5 Раздел. Экосистемный уровень. (5 часа).

45

1.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

18.02

46

2.

Состав и структура сообщества

25.02

47

3.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

2.03

48

4.

Продуктивность сообщества

4.03

49

5.

Саморазвитие экосистемы.

9.03

6 Раздел. Биосферный уровень. (3 часа).

50

1.

Биосфера. Среды жизни

11.03

51

2.

Средообразющая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере

16.03

52

3.

Контрольная работа №4 «Популяционно-видовой, экосистемный и биосферный уровни»

18.03

7 Раздел. Основы учения об эволюции. (7 часов).

53

1.

Развитие эволюционного учения Дарвина

30.03

54

2.

Изменчивость организмов.

1.04

55

3.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

6.04

56

4.

Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора

8.04

57

5.

Изолирующие механизмы. Видообразование

13.04

58

6.

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции

15.04

59

7.

Причины многообразия видов в природе

20.04

 8 Раздел. Возникновение и развитие жизни на Земле. (5 часа).

60

1

Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна

22.04

61

2

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле

27.04

62

3

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни

Развитие жизни на Земле в протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.

29.04

63

4

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

4.05

64

5

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

6.05

Основы экологии (4 часа)

65

1

Экологические ресурсы. Адаптация организма к различным условиям существования.

11.05

66

2

Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

13.05

67

3

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на

18.05

68

4

биосферу. Основы рационального природопользования.

20.05

25.05 (+1 час)

5. Результаты освоения программы и система их оценки.

    Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

 Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

4. формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;  

5.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным

6. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8.формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

9.формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10.осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Личностные результаты:

Учащиеся научится:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся получат возможность научатся:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника;

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных царств живых организмов, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного и животного  мира;

— находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы

Критерии и нормы оценки учащихся

        Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

  • ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся.

  1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;
  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;
  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;
  • подбор оборудования  и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;
  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.

«Рассмотрено»

Протокол      заседания

                      ШМО естественнонаучного

                                 цикла

                       методического     совета

                         МБОУ    ИООШ  №21

                                     от  26.08.2020  № ___

______________/Максименко В.И./

«Согласовано»

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ИООШ  №21

28. 08.2020г

______________/Вербицкая Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...