Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы
статья по биологии (10 класс)

 Качалин Владимир Александрович

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-zdorovesberezhenie_so_spiskom_literatury.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

Качалин В.А,

учитель биологии и химии МБОУ Багаевской СОШ №2

      В течение жизни организм человека постоянно подвержен влиянию различных факторов риска, имеющих как экзогенную, так и эндогенную природу. Среди эндогенных факторов риска ведущая роль принадлежит тем колоссальным нагрузкам, которые испытывает человеческий организм в момент рождения, затем это период поступления в школу и, в заключении, период полового созревания (пубертата). Тот факт, что период поступления в школу и последующего школьного обучения, является очень мощным стрессором для организма школьника, широко известен в отечественной физиологии, педагогике и психологии (1, 2, 3, 4, 5)

     Современный этап биологической эволюции биосферы и связанная с ней этнокультурная эволюция человеческого общества  порождает пренебрежение к ценностям человеческой жизни, что неизбежно приводит к повышению уровня стрессов современного человека, и, как следствие этого, нарастания  уровня несостоятельности механизмов адаптации современного человека к природной и социальной среде  (6).

     Нарушения механизмов саморегуляции обменных процессов от молекулярного до организменного в целом, объясняются неспособностью современного человека адаптироваться к всевозрастающему  уровню стрессоров реального мира (7,8),  что в свою очередь, существенно снижает качество жизни человека и ее продолжительность.

    Пожалуй, что только Homo sapiens sapiens тот уникальный вид (9,10),  который  смог в достаточно короткие эволюционные сроки обратить  свои огромные  биологические  и социальные  возможности  на саморазрушение.

     Очевидно, что   сложившаяся  современная реальность настойчиво   диктуют необходимость изменения приоритетов в образовании,  когда  задача качества образования является не менее актуальной, чем  проблема адаптации современных школьников  в окружающем социуме   их интеллектуально-нравственное  развитие,  деятельное приобщение нынешних школьников к  ценностям  национальной гражданской идентичности и патриотизма  (11,  12, 13).

     Учитывая, что ноосфе́рное поведение человека, обоснованное в учении В.И. Вернадского (14), понимается как многогранное  взаимодействие общества и природы, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития человеческого общества, сегодня одним из актуальных и востребованных направлений  является создание здоровьесберегающей образовательной  среды в современной  школе. Использование здровьесберегающих технологий и методик в педагогическом процессе, уроки здоровья, мониторинг психофизиологического состояния школьников, инструментальные методики скрининговых обследований, гуманный тон и здоровьетворящий стиль работы  школьного учителя – это  основные компоненты, направленные на создание здоровьесберегаюший  среды в нашей школе и элементы системного подхода в реализации ноосферной парадигмы современного образования.

     Анализируя данные скрининговых  обследований  учеников нашей школы   на аппаратно-системном комплексе «АРМИС» по  показателю «зрительная система» в течение двух учебных годов (2013-2014, 2014-2015 у. г.), мы пришли к выводу, что   около 14% обучающихся имеют отклонения от нормы (диаграмма №1)

Диаграмма №1. Результаты скринингового обследования обучающихся  по показателю «Зрительная система»

      На основании анализа результатов данного исследования было принято решение о необходимости использования методики В.Ф. Базарного (15) при проведении уроков и в организации внеурочной деятельности.  С этой  целью учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Такая смена способствует снижению  у обучающихся мышечного напряжения отсутствие напряжения, улучшает трофику  головного мозга, снижает общую утомляемость, обеспечивает более оптимальную зрительную сенсорику.

     Большую часть всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительной рецепции, вследствие этого зрительные  нагрузки на глаза у современных школьников велики, вследствие чего использование  офтальмотренажеров на уроке весьма уместно и оправдано.  Движения глазных яблок в сочетании с движениями головой и туловищем, выполняемые  нашими учениками в ходе таких «офтальмотренингов» -  не только прекрасное средство профилактики близорукости и усталости, повышения  сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям, возможность оптимизировать  функциональное состояние физиологических систем организма, уравновешивания  процессы возбуждения и торможения в ЦНС, но   и замечательный прием для смены видов деятельности во время урока, а кроме того, это нередко и определённый заряд положительных эмоций,  с  учетом того, что зачастую свои «офтальмотренинги» мы сопровождаем звучанием прекрасной мелодичной музыки.

      Так как развитие тонкой моторики рук неразрывно связано с развитием зрения, осязания, кинестетического чувства (17, 18), считаем очень важным и необходимым включение в учебно-воспитательный процесс  для младших школьников заданий для развития тонкой моторики кистей рук – техника граттаж, рисование по точкам, по контурам, графические диктанты, работа с картоном, пластилином  и т.д.

      Проектирование и организация учебных занятий для старшеклассников предполагает применение несколько иных подходов и методик, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Определенное влияние оказывает в данном случае и выбор будущей профессии. С учетом этого, одним из эффективных способов нравственного,  интеллектуального и эмоционального  развития школьников, индивидуализации, гуманизации учебно-воспитательного процесса, возможности вести обучение в максимально комфортном ритме и режиме для каждого школьника мы считаем  применение  технологии модульного обучения.

     Сущность системы модульного обучения, его структуризация,  психолого-педагогические особенности (динамичность, гибкость, осознанность перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность и т.д.) были показаны  П.А. Юцявичене (19)

     Применение коллективных способов обучения (КСО), которые предусматривает технологии модульного обучения, дают также возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение, и что, не мало важно, это прекрасная возможность смоделировать здоровьетворящую образовательную среду для участников учебного процесса.

     Коллективный способ обучения основан на педагогике сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Каждый ученик активно действует в процессе  всего занятия, в классе  создается творческая атмосфера, доброжелательные отношения между учащимися, а также между учащимися и учителем. Организует, воспитывает, обучает сама среда. Ребята учатся без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная – предметная. Коллективный способ обучения, по мнению Дьяченко В.К. (20) – новая педагогическая технология, направленная на развитие всех компонентов  личности.

     Технология модульного обучения позволяет превратить учение в межличностный процесс на основе диалога и полилога, причем, отношения между участниками образовательного процесса устанавливаются на личностно-значимом уровне.

      Модульное обучение направлено на развитие личности, таких ее качеств как самосознание, самоопределение, самовыражение, самореализация, формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, развитие способностей к самообразованию и способностей к самоорганизации, самоценной воспитательной работе. В зависимости от структуры общения определяются  и структурные формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

      В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная система предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков самообразования, а также сформированность функциональной грамотности.

     Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов, модулей,  содержании элементов и модулей.

     Работа над блоком обучающих модулей осуществляется, как правило, в три этапа.

    Первый этап – ввод. Это информационный или организационный ввод. Информационный ввод представляет собой школьную лекцию, построенную с учетом возрастных особенностей учащихся того или иного класса. Лекция содержит изложение предмета изучения, метод и порядок учебных действий в виде блоков. Главная задача информационного ввода – вызвать интерес к предмету изучения, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует знать и запомнить. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. (21) отмечают еще одну сторону информационного ввода – создать у ребенка общее представление о теме, дать возможность ориентироваться в учебном материале, а затем уметь находить место для вновь полученной информации. Организационный ввод помогает ответить учащемуся на ряд вопросов: что надо знать и уметь? Как лучше достичь этого?

Второй этап – полностью посвящен самостоятельной учебной  деятельности учащихся в различных формах.  В начале второго этапа проводится диагностика уровня усвоения теоретических понятий, заложенных в предшествующей лекции. Далее организуется  работа в парах переменного состава (ППС). Наиболее рациональным  звеном второго этапа является глубокое и корректное усвоение учащимися  теоретических понятий в процессе выполнения достаточного числа повторительных  упражнений без перегрузки учащихся домашним заданием  (22).

       Работа в парах сменяется третьим структурным звеном – осмыслением, рефлексией, в результате чего происходит обобщение и систематизация знаний умений, навыков. Это достигается проведением уроков-практикумов, уроков творчества, уроков-семинаров и т.д.

       Третий этап предполагает предварительный контроль, коррекцию выявленных недочетов и пробелов и итоговый (выходной) контроль.

    Как показала практика, коллективный способ обучения создает творческую атмосферу, доброжелательные отношения между учениками, а также между учениками и учителем. Организует, обучает и воспитывает сама среда. Учащиеся учатся без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная – предметная.

       Кроме того, выяснилось, что учащиеся, работающие по данной технологии, отличаются большей трудоспособностью, в какой-то мере они более уверенны в себе,   практически всегда готовы  аргументированно  высказывают свою точку зрения по той или иной проблеме, и что не менее важно, готовы выслушивать, оппонировать высказывающемуся или поддерживать его, цивилизованно вести как диалог, так и полилог.

     Подобная организация учебно-воспитательного процесса  в нашей школе дает определенные положительные результаты. Так, например, применение методики В.Ф.Базарного  в течение двух предшествующих учебных годов (2015-16 у.г., 2016-17 у.г.) показывает определённую положительную динамику:

1.существенно снизилась  заболеваемость  ОРИ среди наших учеников в среднем на 25%;

2.отмечается положительная динамика в состоянии зрительной системы у наших учеников – в среднем отмечается улучшение в состоянии зрительной системы у ранее обследованных школьников в среднем на 3-6%;

3. применение принципов КСО учебного процесса показывает, что ученики нашей школы более социально активны (результативность участия в внешкольных мероприятиях различного уровня), работоспособны, лучше усваивают учебный материал и по результатам ЕГЭ (биология и химия в том числе) показывают результаты выше среднего по району в среднем от 3% до 16%.

    «Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных –  но начитается оно  с простого: принять и полюбить ученика, какой он есть» - слова замечательного педагога-новатора Е.Н Ильина (23).  Организуя учебно-воспитательный процесс в нашей школе, в том числе и в здоровьесберегающей парадигме, мы стремимся к тому, чтобы наши ученики стали не только образованными, но и успешно социализированными, а это, на наш взгляд, невозможном в том случае, когда человеку не « свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие» (определение ВОЗ здоровья человека)

Список использованной литературы:

  1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая пирода и возрастная динамика.  М., издательство НПО «МОДЭК», 2006.
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону, издательство мед. литературы,  1996 .
  3. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школе. М., издательство  Академии педагогических  наук, 1956.
  4. Холостова Е.И. Социальная работа. М., издательство  «Дашков и К0»,  2012
  5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М., издательство  «Дашков  и К0»,  2012
  6. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории,  диагностики, терапии. Санкт-Петербург,  издательство  «Речь», 2004.
  7. Орис О.В. Ииссиидиология.  Бессмертие доступно каждому.  Казань, ПИК «Идел-Пресс», 2011.
  8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983.
  9. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции  человека. М., Мир, 1990 .
  10.  Роуз С. Современное недочеловечество. О смысле нашего существования. Данилов Благовестник, 2008.
  11.  Зеньковский В.В.  Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.. издательство политической литературы, 1952.
  12.  Иванова С.Ю. Российская  идентичность и   гражданственность как условие на пути становления  духовного единства // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. Выпуск 19. Ставрополь. Кавказский край, 2009.
  13.  Караковский В.А. Воспитание для всех. М., ТЦ Сфера, 2008.
  14.  Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Айрис Пресс, 2004.
  15.  Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология  развития и регресса. М., Пульс, 2009.
  16.  Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. М., Просвещение, 1996.
  17.  Денисова  М.П., Фигурин Н.Л.  Этапы развития поведения детей. М,. Медгиз, 1949.
  18.  Юцявичене П.А.  Теория и практика модульного обучения. Каунас, Швиеса, 1989.
  19.  Дьяченко В.В.  Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М., Просвещение,  1991.
  20.  Артамонова  Г.А., Сачкова  В.Н. Коллективный способ обучения – новая педагогическая технология. // Биология в школе-1995-№6- с.25-31.
  21.  Третьяков П.И., Сенновский И.Б.  Модульное обучение в школе. Практикориентированная монография. М., Новая школа¸2001.
  22.  Ильин Е.Н. Искусство общения. М., Педагогика, 1990.

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

"Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка"...

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения....

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования

Рассмотрены этапы урока, деятельность педагога и обучающихся....

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...