Исследовательская работа "Это же bubble gum!"
творческая работа учащихся по биологии (8 класс)

Иванова Елена Михайловна

Представляет сабой разностороннее иследование жевательной резинки. Её состав, свойства , влияние на организм человека!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………с 3-4

Основная часть…………………………………………………………………..с 5-21

  1. Теоретический этап:

1. История жевательной резинки……………………………………. …………...с 5-7

2Состав жевательной резинки……………………………………………………с 7-8

3.Влияние на организм человека и психику.……………………………………с 8-10

4.Использование жевательной резинки………………………………………...с 10-11

  1. Практический этап:

1. Социологические исследования среди учащихся………………………………с 12

2.Исследование состава жевательной резинки на основе информации,   представленной на упаковке…………………………………………………………....с 12-16        

3.Экспериентальное определение качественного состава жевательной резинки…………………………………………………………………………………...с 16-18

4. Опыты с жевательной резинкой……………………………………………...с 18-21

Заключение…………………………………………………………………….. с 22-24

Список литературы..............………………………………………………………с 25

Приложения……………………………………… …………………………….с 26-29


Введение

Актуальность темы

   Известная фраза кота из второго выпуска мультфильма «Возвращение блудного попугая»: «Эх вы, серость! Это же бубль-гум!». Эта фраза как никогда актуальна сейчас. Практически не найдешь человека который бы не знал этот продукт.  Сегодня никого не удивишь жвачкой. И даже первоклашка тебе запросто расскажет о ней и наверняка покажет  в кармане. Жующих людей можно встретить где угодно - в театре и кино, в транспорте и на улице, в школе и в детском саду. Никто из них даже не задумывается о том, полезно ли жевать вообще. Существует множество реклам, в которых красивые люди с экрана улыбаются и говорят о невероятной пользе этого продукта. И чем меньше возраст, тем больше доверия рекламным слоганам. Школьник который уже чувствует себя самостоятельным жуя жвачку чувствует себя взрослее, громко чмокая жвачкой он ощущает себя невероятно успешным ,как те люди из телевизора. А так ли все на самом деле? Действительно ли бубль-гум  спасение от многих проблем или наоборот? Очень хотелось  бы разобраться, поэтому мной была выбрана эта тема.

Гипотеза: люди «тонут» в информации о необходимости использования жевательной резинки и лишь небольшая группа знает, что она не только полезна, но и может принести существенный вред здоровью человека, особенно при неправильном её использовании.

  В соответствии  выбранной темой была поставлена следующая цель и задачи.

Цель:  изучить химический состав и свойства жевательной резинки, а также исследовать, насколько люди знакомы с этой темой и влиянием жвачки на организм.

Задачи:

 - изучить теорию об истории возникновения жевательной резинки, ее химическом составе и влиянии на организм человека;

- рассмотреть положительные и отрицательные стороны использования жевательной резинки;

- провести анкетирование на тему жевательной резинки среди учеников и их родителей;

- подобрать и освоить методику определения качественного состава жевательной резинки;

- подобрать и провести опыты, подтверждающие или опровергающие общие представления о жевательной резинке;

-  на основе проведенных исследований сделать вывод о пользе и вреде жевательной резинки;

- составить рекомендации по использованию жевательной резинки;

- донести полученные результаты исследования до учеников школы;

-проанализировать насколько измениться отношение школьников к этому вопросу после предоставления им информации о влиянии  жевательной резинки на организм.

Объект исследования: жевательная резинка четырех разных марок.

Предмет исследования: качественный состав жевательной резинки и её свойства.

История разработки данной темы: исследования влияния жевательной резинки на организм человека развивались наряду с развитием производства. Чем шире она распространялась среди населения, тем больше  внимания к себе привлекала. Оказалось, что этот продукт не так уж безобиден и за яркими и веселыми картинками скрывается вред наносимый человеку. Сегодня жевательная резинка- это вполне тривиальная вещь. Она настолько широко вошла в нашу жизнь, что многие не задумываясь, покупают очередную пачку в магазине.  Но нам не дают о ней забыть, постоянно напоминая. С экранов телевизоров на нас льется поток информации о «неоспоримых достоинствах» жвачки, тогда как, узнать об её недостатках, необходимо потратить время, где-то раздобыть информацию.

Степень изученности вопроса: конечно, на сегодняшний день достаточно много информации о жевательной резинке, современные исследования изучают не только физическое, но психологическое воздействие на организм. Однако не так уж много людей знакомы со всеми этими исследованиями. Достаточно небольшое количество работ связанно с исследование ознакомленности людей с этим вопросом.

Новизна: заключается на мой взгляд в том, чтобы не только изучить влияние bubble gum на организм человека, но и изучить насколько люди ознакомлены с этим вопросом, что они знают о ней, кроме той информации которую даёт им реклама, а также донести эту информацию хотя бы до небольшой группы.

Для того, чтобы достигнуть цели и выполнить поставленные задачи мною были использованы следующие методы:

-теоретические (анализ, синтез, абстрагирование)

- эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент)

-матеметические (статистические и визуализации данных).

Основная часть

Итак, для достижения поставленной проблемы вся работа была мной разделена на два этапа: теоретический и  практический. Теоретический этап включает в себя исследования истории происхождения и распространения жевательной резинки, выяснения общего состава для всех известных марок, изучение литературы по вопросу влияния жвачки на организм человека. Интересным моментом в теоретической части является обобщение сведений о способах использования, в том числе и не стандартных. Второй этап- практический, представляет собой определение качественного состава выбранных образцов как с помощью информации на этикетках так и с помощью опытов. В ней представлена группа опытов по изучению влияния жвачки на организм и важной часть этого этапа является социологическое исследование. Выходом работы должны стать составление рекомендаций по использованию продукта, составление презентации для работы со школьниками и результаты повторного социологического исследования для сравнения с целью выяснения результативности работы.

  1. Теоретический этап

 1. История жевательной резинки

Жева́тельная рези́нка (разг. жвачка[1]) — кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объёме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается. Из многих видов жевательной резинки в качестве развлечения можно выдувать пузыри, что в англоязычных странах дало ей ещё одно название bubble gum (то есть что-то вроде «резина для пузырей»).

  1.  Прообразы жевательной резинки

  Прообразы современной жевательной резинки можно найти в любой части света. Древнейший из них, найденный в Юли-Ий (Финляндия), датируется пяти тысячелетней давностью (период неолита).

  Известно, что ещё древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и очистки зубов от остатков пищи. Для этого также использовался пчелиный воск[2].

  Племена Майя использовали в качестве жевательной резинки застывший сок гевеи — каучук. На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре.

   В Сибири применялась так называемая сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли дёсны, а также лечили различные болезни. В Сибири жуют засохшую смолу лиственницы (собирают твёрдые натёки на стволах и просто пережёвывают во рту крошащиеся кусочки, которые по консистенции приобретают свойства жевательной резинки), в некоторых местах называемую серой. Смолу лиственницы (твёрдую) можно перетапливать на водяной бане, тогда получается готовый продукт — сера. Можно жевать сосновую смолу, когда она долго находилась в воде при сплаве древесины (натёки, оставшиеся от подсочки при сборе смолы, приобретают консистенцию пластилина) и при пережёвывании получается белая похожая на жевательную резинку масса.

  У башкир также был свой аналог жевательной резинки, специальным образом изготавливаемый из бересты и смолы хвойных деревьев. Применялся как средство народной медицины для укрепления зубов и дёсен[3].

  В Индии и Юго-Восточной Азии прототипом современной жевательной резинки стала смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести (подробнее в статье Бетель). Данный состав не только дезинфицировал полость рта, но и считался афродизиаком. В некоторых азиатских странах его жуют до сих пор.

  В Европе первые предпосылки к употреблению жевательной резинки появились в XVI веке, когда мореплаватели завезли из Вест-Индии табак. Постепенно привычка распространилась и далее, на Соединённые Штаты.

 Это продолжалось на протяжении трёхсот лет, поскольку все попытки заменить жевательный табак на воск, парафин или другие вещества не увенчались успехом.

1.2 Современная жвачка

   Первая в мире фабрика по производству жевательной резинки была основана в городе Бангор (штат Мэн, США). С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью.

   5 июня 1869 года дантист из штата Огайо получает первый патент на жевательную резинку.[4]

   1870-е годы. Томас Адамс строит фабрику по производству жевательной резинки. Продажи поднимаются до 100 тысяч штук в год. Появляется первая жевательная резинка со вкусом лакрицы, имеющая своё название — Black Jack.

   1871 год. Томас Адамс получает первый патент на станок для промышленного производства жевательной резинки. «Нью-Йоркская жевательная резинка Адамса» продаётся по 5 центов за штуку (доллар за коробку). Многим аптекарям Адамс раздаёт первые партии бесплатно при условии, что они выставят образцы в своих витринах.

1.3 Жвачка в России

   В Москве 1957 проходит VI международный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые элемент прозападного буржуазного образа жизни открыто провозится на территорию СССР. Тем не менее, жевательная резинка распространяется «из-под полы». В общении с иностранцами рождается знаменитая фраза «Мир, дружба, жвачка!»[2]

  1970-е годы первая советская жевательная резинка производится в Ереване.[2] Чуть позже открывается производство в Эстонии. Московская фабрика «Рот Фронт» начала выпуск лишь в преддверии Олимпиады-80.

  1. Состав жевательной резинки

  В1928 год двадцатичетырёхлетний бухгалтер Уолтер Димер вывел идеальную формулу жевательной резинки, которая соблюдается и по сей день: 20 % каучука, 60 % сахара (или его заменителей), 19 % кукурузного сиропа и 1 % ароматизатора.[2] ] Особенностью данной жевательной резинки стала гораздо большая эластичность. Свою жевательную резинку Димер назвал Dubble Bubble, поскольку из неё можно было выдувать пузыри. Жевательная резинка изменила цвет на розовый, что особенно привлекало детей.

  Из интервью Уолтера Димера в 1996 году:

  Это получилось совершенно случайно. Я занимался непонятно чем, а закончил заниматься непонятно чем с пузырями….[3]

   Общий состав жевательной резинки:

1.     Латекс — основа жвачки. Пока что признается безвредным. Однако полные исследования не проведены.  

2.     Ароматизаторы, натуральные и идентичные им. Не всегда безобидны, ведь часто получены химическим путем (синтезом). Санитарные нормы это допускают.

3.     Красители. Если вы встретите на упаковке Е171, то это так называемые титановые белила. Прежде в России в пищевых продуктах они были запрещены, однако теперь запрет не действует (деньги решают многое). Этот краситель вызывает заболевания печени и почек. В жвачке «Стиморол» — краситель E-131, опосредованно способствующий образованию раковых клеток.

4.     Подсластители. В свою очередь они бывают различные:

·    Сахар. Давно доказано: чем дольше его контакт с зубами, тем выше риск кариеса. И здесь у жвачки просто нет конкурентов. .[4]

·    Ацесульфам-К. По своей структуре он сходен с сахарином и способствует развитию опухолей, во всяком случае, у лабораторных животных. Безопасная доза: 1 г в сутки.

·    Аспартам. Вызывает головную боль, головокружение и тошноту. Когда температура аспартама превышает 30 С, древесный спирт в нем превращается в формальдегид, а затем в муравьиную кислоту, которая в свою очередь вызывает метаболический ацидоз (нарушение кислотного равновесия в организме). Ранее в США он был запрещен, но потом почему-то пересмотрели решение (деньги опять же решают многое). Безопасная доза: 3 г в сутки.

·    Сорбит и ксилит. Больше одной упаковки жвачки в день может дать слабительный эффект. Поскольку именно жвачку с ксилитом в рекламе рекомендуется употреблять как можно чаще, то «диарея может неожиданно застать  врасплох». Безопасная доза ксилита: 40 г в сутки. .[3]

  1. Влияние на организм и психику

   Главная изюминка жевательной резинки — ее резиновая основа.

   Особую опасность жвачки представляют для детей. Хотя любящие мамы с готовностью покупают жвачки даже двухгодовалым детям. Однако педиатры запрещают употребление резинки малышам до трех лет. Детей желательно познакомить с жвачкой как можно позже, но в принципе, употреблять ее можно примерно с 4 лет, давать ее только после обеда и полдника, и только белую. Обязательно объяснить чисто гигиеническое назначение жвачки и приучить выбрасывать ее сразу после того, как перестало быть вкусно, иначе привычка жевать закрепится, и тонкая эмаль зубов начнет стираться.

Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстниками, значительно ниже уровень интеллекта. Объясняется это тем, что непрестанное жевание не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.  Ребенок должен твердо усвоить, что жвачка не заменяет применение зубной пасты и щетки, и не избавляет от необходимости два раза в год посещать стоматолога. [9]

   Ребенок, приученный к жвачке, почти наверняка может стать запойным курильщиком или наркоманом. Ведь жевание резинки вырабатывает зависимость, близкую к наркотической. И в нашей, и в зарубежной медицине уже насчитывается множество случаев, когда жвачка становилась причиной тяжелейших заболеваний. Дети поступали в больницу и попадали на операционный стол с такими страшными диагнозами, как непроходимость пищевода, удушье, затрудненное дыхание, тяжелый запор, а у одного мальчика 4-х лет был обнаружен метаректум, увеличение размеров прямой кишки. И вызвано оно было, несмотря на возраст маленького пациента, частым жеванием резинки! В большинстве этих случаев слипшиеся массы жвачки просто-напросто перекрывают кишечник, и удалить их можно только ручным методом под общим наркозом.

  Последствия для малышей непредсказуемы: это может быть и замедление роста, и нарушение развития нервной системы, и даже дебильность.  

Наконец, жевание резинки перекрывает доступ к информации. Человек, который не получает важной информации, останавливается в своем развитии. Особенно это опасно в детстве. [10]

Ученые установили, что жевательная резинка отрицательно действует на психику. Как разговаривает человек, привыкший к постоянному жеванию? Мямлит, бормочет себе под нос, теряет способность связанной речи! Любитель жвачки редко смеется или поет. Дыхание у него поверхностное, энергетически каналы не прочищаются, и он накапливает в себе низкую животную энергию, вредя и себе и окружающим. Мозг жующего человека спит, он, как и жвачное животное, теряет ощущение времени.

  Самым большим скоплением микробов на теле человека является ротовая полость. Именно микробы выделяют огромное количество кислот, разрушающих зубы. «Правильная» жвачка должна нейтрализовать кислоту, для этого в нее добавляют карбамид. Покупая жевательную резинку, необходимо обращать внимание на наличие в ней сахара или сахарозаменителя. Если в состав входит глюкоза, то все дисбактериальные свойства аннулируются, ведь глюкоза сама способствует распространению бактерий.   [5]                                                                                                                

 В жевательной резинке содержится фенилаланин, который полезным не назовешь. Его накопление в организме вызывает нарушение нервной системы. Кроме того, у голубоглазых, светловолосых и светлокожих людей в организме содержится мало ферментов, расщепляющих фенилаланин. В результате этого в организме накапливается адреналин и токсические вещества. Поэтому блондины входят в группу риска развития заболеваний нервной системы при употреблении жевательной резинки. [6]

  1. Использование жевательной резинки

1.Очищение полости рта

Конечно же основное её использование для очищения полость рта, путем удаления мягкого зубного налета и мелких частиц пищи, оставшихся на зубах после ее приема. В процессе жевания «жвачка», скользя по поверхности зубов, стирает, словно тряпка, налет и частицы пищи, которые, прилипнув к ней, затем вместе со «жвачкой» удаляются из полости рта. Жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожает зубной камень и тормозит развитие микроорганизмов в полости рта. [8]

2.Свежесть дыхания  

Жвачка освежает дыхание. Это - единственное рекламное положение, не подлежащее сомнению. Действительно, в некоторых ситуациях, очень удобно освежить рот с помощью жвачки. Только надо помнить, что эффект будет непродолжительный[3]

3. Надувание пузырей

Самый большой пузырь от жевательной резинки был зафиксирован в июле 1994-го года в телевизионной студии «ABC» в Нью-Йорке. Его надула Сьюзен Мантгомери из США, диаметр пузыря составлял 58,5 сантиметров[9]

4. Вкладыши

Нередко под обёртку жевательной резинки изготовители вкладывают картинки, наклейки, переводные «татуировки», называемые детьми «вкладышами». На них чаще всего изображаются герои мультфильмов и комиксов, автомобили. С начала 1970-х годов в СССР (в Москве и портовых городах, с начала 1990-х — по всей стране) фантики от жевательных резинок и особенно «вкладыши» выступали объектом коллекционирования и предметом игр среди школьников.

Во время игры участники клали на стол или на другую твердую поверхность стопку равноценных фантиков или, чаще, вкладышей — равное количество от каждого участника, — «скидывались» на пальцах для определения очерёдности удара и поочередно наносили один удар ладонью по стопке. Тот, кому удавалось таким ударом перевернуть один вкладыш, несколько или всю стопку сразу, забирал перевернувшиеся фантики себе и получал право на новый удар. Тур продолжался до тех пор, пока все фантики не были разыграны. [7]

5.Скульптуры

Итальянский дизайнер Маурицио Савини прославился тем, что создавал скульптуры из жевательной резинки. [6]

  1. Практическая часть
  1. Социологические исследования среди учащихся

Цель: для того, чтобы лучше изучить проблему жевательной резинки в обществе, я решила провести небольшое анкетирование по нескольким вопросам.

В исследовании участвовали 4 группы:

  1. 10 человек из 5 класса
  2. 10 человек из 9 класса
  3. 10 человек из 11 класса
  4. 10 родителей учеников нашей школы

Всего 40 человек. Результаты опроса  представлены в виде диаграммы. (Приложение 1)

Выводы:  интересно, что чем старше группа, тем больше она знает о вреде жвачки (но это исследовало ожидать). Рекламные слоганы больше всего отражаются на детях. Им хочется быть похожими на успешных людей жующих жвачку по телевизору . Чаще всего употребляют жвачку и меньше всего о ней знают школьники1-2 группы, т.е. ученики 5и 8 класса. Почти 45 % опрошенных проглатывали жевательную резинку. Основным сдерживающим фактором в употреблении жвачки для среднего звена является запрет родителей и учителей, но не здравый смысл. Тогда как старшеклассники и родители отметили знание о вреде этой продукции. Исходя из полученных данный, я решила, что составить правила использования жевательной резинки и ещё раз донести их до учеников и напомнить о её вреде  не будет лишним. Возможно, кого-то это заставит задуматься и пересмотреть свой взгляд  на эту продукцию.

  1. Исследование состава жевательной резинки на основе информации, представленной на упаковке

Цель: исследовать состав жевательных резинок по информации на упаковке.

 «Eclipse»: подсластитель сорбит Е-420, резиновая основа, подсластитель мальтит Е-965,

загуститель Е-414, стабилизатор Е-422, натуральные (ментол) и искусственные

ароматизаторы, натуральный краситель Е-170 (белый), подсластитель манит Е-421,

подсластитель мальтитот сироп Е-965, эмульгатор соевые лецитин, подсластитель

аспартам Е-961, ацесульфам К; Е-950,  искусственный краситель Е-171 (белый),

средство для глазурирования Е-903, антиоксидант Е-320.

«Wrigley`s»: подсластитель сорбит Е-420, резиновая основа, гумектант Е-422,  

подсластитель манит Е-421, натуральные ароматизаторы (эвкалиптовое и мятное масло),

эмульгатор соевые лецитин, подсластители (аспартам Е-951, ацесульфам К Е-950),

антиоксидант Е-320.

Wrigley's 5:E420, резиновая основа, стабилизатор E422, E421, натуральные, идентичные

натуральным и искусственные ароматизаторы, кислоты: E296, E330, фумаровая;

эмульгатор E322, загуститель E414

Orbit: сорбит E420, мальтит E965, резиновая основа, загуститель E414, стабилизатор E422, натуральные, идентичные натуральным и искусственные ароматизаторы, маннит E421, эмульгатор соевый лецитин, краситель E171, подсластители аспартам E951, ацесульфам К E950, гидрокарбонат натрия E500ii, глазурь E903, антиоксидант E320.

Ингредиент

Действие на организм человека [2,3]

Сорбит

Е420

Плюсы: хорошее жёлчегонное средство. Помогает организму снижать расходы витаминов В1, В6 и биотина, а также способствует улучшению микрофлоры кишечника

Минусы: он на 53% калорийнее сахара, поэтому тем, кто сидит на диете, он не подходит. В больших количествах может вызвать побочные эффекты: вздутие живота, тошноту, расстройство желудка.

Мальтит

Е 965

Добавка имеет синтетическое происхождение и нулевой уровень опасности (безопасна для здоровья).

Резиновая основа

Пока что признается безвредной. Однако полные исследования не проведены.

Загуститель

Е 414

Имеет натуральное происхождение и нулевой уровень опасности (безопасна для здоровья).

Стабилизатор

Е 422

Имеет искусственное происхождение и нулевой уровень опасности (безопасна для здоровья). Хотя глицерин при всасывании в кровь обладает сильными токсическими свойствами, вызывает достаточно серьезные заболевания крови.

Маннит

Е 421

Минусы: расстройство желудка. Опасен для зубов. Маннит не следует употреблять при нарушении выделительной функции почек или тяжелой недостаточности кровообращения. Использование большого количества этого вещества может вызвать признаки обезвоживания организма.

Ароматизаторы

Не представляют большой угрозы для организма.

Кислоты лимонная и яблочная

Безопасны для здоровья.

Минусы: однако долгое и неконтролируемое употребление лимонной кислоты может вызвать серьезное заболевание крови.

Эмульгатор соевый лецитин

E 322

Имеет натуральное происхождение и нулевой уровень опасности (безопасна для здоровья). Ускоряет слюноотделение, что в свою очередь приводит к постепенному нарушению работы пищеварительного тракта.

Аспартам

Е 951

Минусы: является источником фенилаланина, а он приводит к нарушению гармонального баланса. Аспартам может провоцировать следующие проблемы со здоровьем: опухоль мозга, множественный склероз, эпилепсию, хроническую усталость, болезнь Альцгеймера, диабет, умственную отсталость, туберкулез, он может вызвать даже смертельный исход.

Ацесульфам

Е 950

Плюсы: долго хранится, не вызывает аллергических реакций и не калориен.

Минусы: содержит метиловый эфир, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы, и аспарогеновую кислоту, которая оказывает возбуждающее действие на нервную систему и может, со временем, вызвать привыкание.

Е 171 – диоксид титана

Имеет натуральное происхождение и низкий уровень опасности (может оказывать незначительное негативное влияние на здоровье).

Е 341 регулятор кислотности

Имеет синтетическое происхождение и нулевой уровень опасности (безопасна для здоровья).

Е 903

Имеет натуральное происхождение и нулевой уровень опасности (безопасна для здоровья).

Антиокислитель Е 320

Имеет синтетическое происхождение и высокий уровень опасности.

Минусы: при систематическом употреблении значительно вредит здоровью: вызывает сыпь, рак.

Е 555

Применение добавки запрещено, поскольку она не прошла необходимые испытания и тесты.

Е 102

Имеет синтетическое происхождение и средний уровень опасности (может причинить вред здоровью).

Е 110

Минусы: тошнота, крапивница (сыпь), заложенность носа, ринит (насморк), опухание почек, хромосомные повреждения. Пищевая добавка E110 часто является причиной несварения желудка, рвоты, болей в животе, неприятия пищи. 

Е 129

Минусы: Опасен. Является канцерогеном. Может вызывать проявление синдрома дефицита внимания и повышенный уровень гиперактивности у детей. Производится преимущественно из продуктов нефтепереработки.

Е 133

Минусы: может вызывать приступы удушья у астматиков и аллергические реакции, особенно у людей, чувствительных к аспирину. По некоторым данным обладает канцерогенным эффектом. 

Вывод: насколько видно из данных таблицы, жевательная резинка - это больше набор химических элементов, чем продукт питания. При детальном анализе компонентов я выявил, что многие из них отрицательно влияют на организм человека, несмотря на то, что разрешены к использованию на территории России

  1. Экспериментальное определение качественного состава жевательной резинки

Изучив литературу, и познакомившись с составом жевательных резинок , мною были подобраны несколько оптов, позволяющие  обнаружить ряд вредных компонентов в жевательных резинках

Цель: экспериментально определить качественныйсостав жевательной резинки

  1. Определение  подсластителей (сорбита, маннита), т.е. многоатомных спиртов.

Как известно качественной реакцией на многоатомные спирты является взаимодействие с сульфатом меди в щелочной среде с появлением характерного ярко-синего окрашивания.

Цель: выяснить содержаться ли многоатомные спирты в жевательных резинках

Ход работы:

Первоначально готовим спиртовую вытяжку из наших образцов. В пробирки нарезаем около 1 г жевачки и добавляем 5 мл этилового  спирта. Закрываем пробирки и встряхиваем 1минуту. Затем полученную смесь профильтровываем. К 1 мл каждого из четырех фильтратов добавляем по 1 мл 10% раствора гидроксида натрия и несколько капель 10% сульфата меди (II). Перемешать .

Наблюдение:

Во всех пробах появилось характерное ярко-синее окрашивание

N:\лена\ШКОЛА\научная работа\алешина\image004.jpg

 Интенсивность окраски по 4-х бальной системе:

Orbit - 1

Wrigley's doublemint  - 2

Wrigley's 5  - 3

 Eclipse  - 4

Вывод: в составе жевательных резинок присутствуют многоатомные спирты,

наибольшее их количество обнаружено в жевательной резинке Eclipse. Они водят с состав оболочек жевательных резинок и используются как заменители сахара.

Влияние на организм:

3.2 Обнаружение глюкозы.

Цель: выяснить присутствует ли глюкоза в составе жевательных резинок

Ход работы:

К фильтратам жевательных резинок (полученных в первом опыте) объемом 1 мл добавить аммиачный раствор оксида серебра 1 мл, пробирки нагреть.

Наблюдение:  характерного серебряного налета не появилось ни в одной из пробирок

СН2ОН – (СНОН)4 – СОН + Ag2O = СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + 2Ag↓

Вывод: во всех исследуемых образцах глюкоза не присутствует

3.3 Сжигание жевательной резинки

Цель: выяснить состав жевательной резинки по типичным признакам горения характерным для разных углеводов

Ход работы:

Зажимаем исследуемые образцы в химических щипцах и нагреваем в пламени спиртовки. Наблюдаем за горением. Выносим образцы из пламени.

Наблюдение: горит жевательная резинка хорошо. Расплавляется за короткий промежуток времени. Вне пламени горит, выделяется запах резины, сгорает до черного угля. Уголь рассыпается в руке.

(C5H8 ) п+ 7 п O2 http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/chemistry/work1/theory/1/right_pointer.gif 5 п CO2 + 4 п H2O(а также продуктом при неполном сгорании будет С-копоть)

Время

плавления

Горение вне

пламени

Копоть

Резкий запах

Orbit

4

3

2

2

Wrigley's doublemint  

1

3

4

3

Wrigley's 5  

2

3

1

4

Eclipse  

3

3

3

1

По 4-х бальной шкале (4-max,1-min)

N:\лена\ШКОЛА\научная работа\алешина\butadienstir.gif

бутадиен-стирольный каучук

N:\лена\ШКОЛА\научная работа\алешина\butadien.gif

бутадиеновый каучук

N:\лена\ШКОЛА\научная работа\алешина\nat_kauch (1).gif

Натуральный каучук

        При горении кислорода не хватает для сгорания всего вещества и углерод

выделяется в свободном виде. Натуральный каучук (НК) представляет собой

высокомолекулярный непредельный углеводород, молекулы которого содержат

большое количество двойных связей; состав его может быть выражен формулой

(C5H8)n (где величина n составляет от 1000 до 3000); он является полимером

изопрена.  Когда-то в основу жвачки, сообщают эксперты журнала, шло только

натуральное сырье – латекс смол различных тропических растений. Сегодня на

потребительском рынке жвачек с натуральной основой практически нет.

С развитием химии проще и дешевле, оказалось, использовать синтетические

вещества. И сейчас большинство жевательных резинок имеет в своей основе один

из двух полимеров – бутадиеновый каучук или бутадиен-стирольный каучук либо

оба

сразу. Между тем, пишут эксперты, в отечественном списке полимеров, которым

разрешено контактировать с пищевыми продуктами, бутадиен-стирольный каучук

не значится.

Бутадиен-стирольный каучук состоит из полимеров бутадиена и стирола.

Наиболее опасен, считают специалисты, стирол – бесцветная жидкость,

производная бензола. Если в процессе ферментации мономеры стирола не

разрушаются – он относительно безвреден для человека. Именно такие бутадиен-

стирольные каучуки разрешены к использованию в качестве сырья для

жевательной резинки.

Когда же в каучуке происходит разрушение мономеров стирола, он отрицательно

воздействует на организм человека, особенно на слизистые оболочки и нервную

систему.

Вывод: в основе жвачки – каучук, искусственный, ненасыщенный углеводород (о чем говорит копоть), для сгорания которого требуется большое количество кислорода.

Общий вывод:  таким образом, проделанные опыты позволяют нам сделать вывод, что жевательная резинка является в основе непредельным углеводородом,  в оболочке которой, вместо глюкозы содержатся сахарозаменители (многоатомные спирты.)

4.Опыты с жевательной резинкой

Я решила проделать ряд опытов, подтверждающих или опровергающих общеизвестные  представления о жевательной резинке.

Цель: провести опыты которые подтвердят или опровергнут общеизвестные представления о жвачках.

4.1 Метаморфозы «жвачки» в желудке

Цель: определить, что произойдет с проглоченной жевательной резинкой в желудке человека

Ход работы: в четыре  стакана наливаем по 10 мл разбавленной соляной кислоты и помещаем образцы наших жевательных резинок. Для сравнения такие же образцы помещаем в стаканы с водой. Оставляем на 3 дня.

Наблюдение:

Н2О

НСl

Orbit

Без изменений

Неприятный запах, разбухла

Wrigley's doublemint  

Без изменений

Не значительно разбухла, окрасила раствор, неприятный запах

Wrigley's 5  

Без изменений

Разбухла значительно, слегка окрасила раствор, неприятный запах

Eclipse  

Без изменений

Значительно разбухла, окрасила раствор в розовый цвет

Выводы: жвачка в желудке не переваривается, а разбухает и выделяет ряд вредных веществ, чем может нанести вред организму

  1. Окисление металла

Цель: выяснить сможет ли жевательная резинка окислить металл

Ход работы: в пять стаканов наливаем по 20 мл воды. В четыре из них добавляем исследуемые образцы жевательных резинок. В стаканы кладем монеты. Оставляем на 24 часа.

Наблюдение:  монеты из стакана с «жвачкой» покрылись налетом, окислились. Но после того, как протереть их тряпочкой, они очистились от грязи и даже ржавчины, стали блестящие, а из стакана с водой, при проведении такой же процедуры - не изменились никак.

Интенсивность очистки монет по 4-х бальной системе:

Orbit - 1

Wrigley's doublemint  - 2

Wrigley's 5  - 3

 Eclipse  - 4

Вывод: жевательные резинки содержат вещества, которые способны окислить и очистить металл. Эти вещества попадают к нам в организм. Так ли это полезно?

  1. Восстановление кислотно-щелочного баланса в ротовой полости

Цель: выяснить, что лучше восстанавливает кислотно-щелочной баланс во рту жвачка или зубная паста

Ход работы: в пять стаканов нальем по 100 мл раствора уксусной кислоты (столовый уксус). Возьмем 5 куриных яиц. Скорлупа их будет имитировать зубную эмаль. Одно яйцо обработаем наполовину зубной пастой, выдержим 3 мин и опустим в стакан. Остальные четыре яйца. В каждый стакан поместим еще по 2 штучки наших образцов жевательных резинок. Оставим на 24 часа.

Наблюдение: скорлупа куриного яйца во всех стаканах, за исключением половинки, обработанной зубной пастой, истончилась в кислоте и стала мягкой. Белок яйца денатурировался во всех образцах кроме части обработанной зубной пастой.

Мягкость скорлупы по 4-х бальной системе:

Orbit - 1

Wrigley's doublemint  - 2

Wrigley's 5  - 3

 Eclipse  - 4

Вывод: жевательная резинка не может восстановить кислотно-щелочной баланс во рту так, как это делает зубная паста.

  1. Борьба с зубным налетом

Цель: сравним, насколько хорошо очищает зубной налет зубная щетка и жевательная резинка

Ход работы: что бы лучше было видно налет на зубах, обработаем зубы раствором йода. Налет окрасился в коричневый цвет. Для начала пожуем жевательную резинку в течение 15 минут. Наблюдаем. Затем чистим зубы зубной пастой.

Наблюдение: после жвачки налет почти не очистился. А зубная щетка счистила налет. Результат - весь налет очистился.

Степень очистки эмали по 4-х бальной системе:

Orbit - 1

Wrigley's doublemint  - 2

Wrigley's 5  - 3

 Eclipse  - 4

Вывод: жевательная резинка не очищает так зубной налет, как зубная паста.

Вывод: оказывается, что большинство рекламных лозунгов про жвачку правда лишь в очень небольшой степени. Жвачка сильно уступает пасте и зубной щетке в очистке зубов от налета и восстановление кислотно-щелочного баланса в ротовой полости. Кроме того случайно проглоченная резинка, разбухая в желудке и выделяя ряд веществ, которые даже могут окислить металл, может существенно навредить организму.


Заключение

Обобщив полученные данные в теоретической и практической части, хотелось бы подытожить положительное и отрицательное значение жевательной резинки, а так же составить ряд рекомендаций по её использованию.

1.Польза жевательной резинки:[5, 6]

1. Жевательная резинка относительно неплохо справляется с очищением зубов после еды, освежает дыхание.

2.  Хорошо, когда в составе жевательной резинки присутствует лактат кальция: зубная эмаль получает этот минерал для восстановления микроповреждений именно из слюны.

3. Жевание сопровождается обильным выделением слюны, и происходит частичное очищение зубов, и удаление остатков пищи.

4.  Стимулирует кровообращение в деснах.

5. Укрепляет нижнечелюстной сустав и десна. Такую сбалансированную нагрузку жевательные мышцы могут получить только при жевании жвачки.

6.  Помогает избежать проблем с закладыванием ушей пассажирам самолёта.

2.Вред жевательной резинки: [5, 6]

1. Чрезмерное употребление приводит к стираемости зубов, пародонтиту, дисфункции височно-нижнечелюстного сустава.

2. Жевание за рулём или на занятиях, во время учёбы или работы отвлекает. Кровь устремляется от мозга к жевательным мышцам и другим органам челюстно-лицевой области. Отсюда ухудшение внимания и памяти, невозможность сосредоточиться.

3. Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) – наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок.

4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.

5. На прилепленной под школьную парту жвачку несколько дней живут микробы больного школьника жевавшего ее.

6. Детям жвачка может серьезно навредить: случайно проглоченная во время игры резинка, застрявшая в горле, пищеводе или кишке, принесет очень много неприятностей, поскольку она не переваривается, как показали проведенные опыты.

7.  Огромный процент поддельной жвачки на рынке могут содержать ингредиенты, способные вызвать местные и общие аллергические реакции.

8.  Вызывает привыкание.

9. Также жевательная резинка содержит такие вещества, как сорбит и аспартам, которые не приносят пользы для нашего организма

3.Лучшие показатели:

Среди испытанных нами образцов наилучшие результаты были у жвачек  

Orbit. Как оказалось в подушечках больше сахарозаменителей чем в пластинках, они сильнее разбухают под влиянием кислоты. Лучше себя показали белые жвачки по сравнению с цветными в них меньше пищевых добавок влияющих на организм. Wrigley's 5  лучше всех очистила налет, восстановила кислотно-щелочной баланс, в ней меньше всего многоатомных спиртов, монета плохо окислилась поде влиянием и при сгорании было меньше копоти и неприятного запаха почти не наблюдалось.

4.Рекомендации по  использованию жевательной резинки:

-Поскольку жевание связано с выработкой желудочного сока, жевать резинку следует после еды, а не в промежутках, что может отрицательно сказаться на желудке;

-Не жевать на голодный желудок

-После еды можно жевать не более 15 минут;

-Жевательную резинку нельзя проглатывать;

-Детям можно употреблять жевательную резинку с 4 лет и только белую;

-Если жевательная резинка содержит сахар, в полости рта образуется кислотная среда, -способствующая развитию кариеса, поэтому покупайте жевательные резинки с сахаразаменителями!

-При заболевании десен или повышенной шаткости зубов лучше отказаться от применения жевательной резинки.

-Употреблять жевательную резинку только в уместных ситуациях, чтобы не оказаться некультурным человеком;

-Использованная жвачка должна выбрасываться только в специально предназначенные для этих целей места в мусорные урны, и ни в коем случае под ноги.

Данные рекомендации были розданы среди школьников среднего звена на классных часах наряду с моим выступлением и демонстрацией презентации по результатам моей работы.

           5.Создание презентации для школьников

В презентации были представлены результаты изучения литературы по вопросу влияния

жевательной резинки на организм, а также представлены опыты подтверждающие состав

жвачки и её влияния на организм.

6.Повторное социологическое исследование

           После проведения на классных часах бесед о влиянии жевательной резинки  

через две недели было проведено новое анкетирование среди учеников 5 и 8 классов.

Его результаты приведены на диаграммах (Приложение 4).

           На них указаны самые заметные изменения в ответах на вопросы анкеты. Ответы  

 показали, что школьники стали больше задумываться о вреде жевательной

резинке и стали меньше её употреблять.

     Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, мною был

            изучен химический состав, и свойства жевательных резинок было выяснено, насколько

            люди знакомы с темой жевательной резинки и её влиянием на организм, и созданы

            разработки для того, чтобы донести эту информацию до школьников.

Я считаю, что необходимо школьникам показывать обратную сторону

           употребления таких продуктов как жвачка. Чтобы представления  складывались

          не только на основе красивой рекламы, для формирования научной картины мира.

Собирайте  и играйте во вкладыши, лепите скульптуры как Маурицио Савини, а

          жуйте жвачку только по необходимости. Не становитесь похожими на кота из

          мультика, не делайте это только для хвастовства.  Вот тебе и bubble gum!


Список литературы

  1. С. А. Кузнецов. Жвачка //.Большой толковый словарь русского языка. -СПб.:Норинт,-1998г.
  2.   Эрлихман В. Жевать всегда, жевать везде // Gala Биография. — М., 2009. — № 5.
  3. Гусева О.А., канд. мед. наук. От улыбки станет всем светлей. Наука и жизнь, № 3 (2009)
  4. Елисеева В. Вся правда и ложь о жевательной резинке: от кариеса до гастрита // Здоровье, сентябрь 2001.
  5. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006.
  6. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в школе – 2006. – № 10.
  7. http://www.  jerelo.com.ua  
  8. http://www.uralpress/ru
  9. http://www. MedPortal.ru


Приложение 1

Анкета «Ваше отношение к жевательной резинке»

  1. Как часто вы жуете жевательную резинку?

а)1 раз б)2 раза в )больше 2раз

  1. Какую жевательную резинку вы предпочитаете?
  2. Как вы думаете, жевательная резинка приносит вред или пользу?

а)пользу б)вред г)не знаю

  1. Проглатывали ли вы когда-нибудь жевательную резинку?

 а) да б)нет

  1. Сколько по времени вы жуете жевательную резинку?

а)15 мин б)30мин в) пока не надоест

  1. Что или кто вас сдерживает в употреблении жевательной резинки?

 а) запрет родителей б) запрет учителей в)знание о жевательной резинке

Приложение 2

Таблица «Ответы на вопросы анкеты»

Результаты анкетирования №1

Вопросы

5 класс

8 класс

11 класс

родители

1 раз

2

 раза

Больше

2 раз

1 раз

2

 раза

Больше

2 раз

1 раз

2

 раза

Больше

2 раз

1 раз

2

 раза

Больше

2 раз

1

26

20

54

20

5

75

58

35

7

76

21

3

2

Orbit

другие

Orbit

другие

Orbit

другие

Orbit

другие

40

60

57

43

67

23

65

35

3

Вред

пользу

Не знаю

Вред

пользу

Не знаю

Вред

пользу

Не знаю

Вред

пользу

Не знаю

25

27

48

33

24

43

68

32

_____

89

11

_____

4

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

______

100

______

100

5

95

2

98

5

15 мин

30

мин

Пока

не

надоест

15 мин

30

мин

Пока

не

надоест

15 мин

30

мин

Пока

не

надоест

15 мин

30

мин

Пока

не

надоест

21

25

54

8

25

67

57

25

18

84

10

6

6

родители

учителя

знания

родители

учителя

знания

родители

учителя

знания

родители

учителя

знания

48

37

15

39

36

25

24

20

56

100

Ответы приведены в процентах

Приложение 3

График  «Самые интересные  ответы на вопросы анкеты»

Приложение 4

«Самые заметные изменения в ответах на вопросы анкеты»

Результаты анкетирования №2

Как часто вы жуете жевательную резинку? (больше 2 раз)

Как вы думаете, жевательная резинка приносит вред или пользу? (вред)

Сколько по времени вы жуете жевательную резинку? (15 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Инструкция по работе с сервисом Bubbl.us

Инструкция по работе с сервисом Bubbl.u...

Мастер-класс «Создание интерактивной карты по теме «Seasons and weather» при помощи электронного приложения Bubbl.us»

Мастер-класс по Теме: «Создание интерактивной карты по теме «Seasons and weather» при помощи электронного приложения Bubbl.us» на конкурс "Учитель года 2021"...