Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.
методическая разработка по физике по теме

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:

1.                                                Склонность       учеников к творческой деятельности.

2.  Настроенность школьников на непрерывное обучение.

3.  Ориентация на самосовершенствование.

4.                                                Мотивация       на творческую самостоятельность.

5.  Развитие индивидуальной неповторимости личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_obucheniya.doc29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:

  1. Склонность        учеников к творческой деятельности.
  2. Настроенность школьников на непрерывное обучение.
  3. Ориентация на самосовершенствование.
  4. Мотивация        на творческую самостоятельность.
  5. Развитие индивидуальной неповторимости личности.

Конечно, знания и умения учащихся по отдельным учебным дисциплинам не есть самоцель - это дидактическое условие развивающее и воспитывающее творческую познавательную активность .Мышление уч-ся становится более продуктивным, если школьники овладевают сложными общенаучными и дидактическими умениями не столько в условиях получения новых знаний, сколько перестраивая уже полученные знания.

Есть объективные причины, по которым поставленные цели не достигаются даже в школах, где этому уделяется много внимания - это:

  1. Явно недостаточное количество дидактических материалов под новую цель - научить мыслить.
  2. Недостаточное стимулирование действующими учебниками.
  3. Отсутствие средств для создания материальной базы необходимой для исследовательской работы.

Мы все занимаемся исследовательской работой и стремимся сделать процесс обучения творческим (иначе невозможно). Это делают все учителя ежедневно на каждом уроке. И, несмотря на специфику и особенности методики каждого предмета, у нас общая цель - научить мыслить и применять полученные знания в различных ситуациях. Постепенно, обучаясь в дет. саду, в младшей школе, в средней школе, ученики накапливают творческий потенциал. Приведу один пример. Для уч-ся 7 кл. физика новый предмет. Однако при изучении уже таких явлений как инерция, тяготение, трение мы стараемся включить учащихся в научно - исследовательскую работу. На уроке ставиться проблема, для выполнения которой нужно: Обдумать явление

  1. Попытаться понять сущность явления.
  2. Провести и ознакомление с дополнительной литературой.
  3. Составить алгоритм деятельности - продумать план проведения эксперимента.
  4. Подобрать оборудование для проведения опыта.
  5. Провести опыт, осмыслить его результат. Увидеть достоинства и недостатки опыта.
  6. Изменить условия опыта для получения лучшего результата.
  7. Продемонстрировать свою установку в классе.
  8. Объяснить физическое явление, используя свою демонстрацию.

Где-то в 9-10 кл. должен произойти скачкообразный переход количества в качество. Именно старшеклассники способны и склонны к исследовательской, творческой деятельности. И здесь, к сожалению, есть еще проблема. Хотя учитель и понимает, что надо больше времени уделять сильным учащимся мы должны и привыкли что должны, учить всех и поэтому много времени и сил тратим на слабых.

Физика - это один из тех предметов, которые дают широкие возможности для развития исследовательского творчества учащихся, как на уроках, так и во время различных дополнительных занятий. В течение последних лет я провожу 2 типа дополнительных занятий для сильных учащихся.

  1. Факультатив по физике. На факультативе - семинаре по решению задач учащимся предлагаются нестандартные задачи, задачи повышенной сложности, экспериментальные задачи. Эти задачи обсуждаются, анализируются рассматриваются различные методы их решения. В результате накапливается опыт творческой активности. Основные характеристики этого опыта следующие:
  1. Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации.
  3. Оперативность мышления, нахождение различных способов

решения проблемы.

  1. Второй        вид деятельности - это метод проектов - педагогическая технология ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в новых условиях и на приобретение новых знаний. В чем суть этого метода? Собирается группа уч-ся 5-10 человек по желанию и по интересам. Учитель вместе с учащимися отбирает познавательную область тем и проблем. Далее идет работа по следующему плану.
  1. Формируется группа для выполнения этого проекта или ученик готов работать самостоятельно.
  2. Идет подбор литературы и обсуждается методика исследования.
  3. Составляется план к каждой теме, куда входит анализ проблемы, постановка задачи, уточнение информации.
  4. Дается время на реализацию проекта в виде реферата.
  5. На заседании группы заслушивается доклад.
  6. Проходит обсуждение, вносятся добавления, возможны изменения.
  7. Лучшие рефераты выносятся на научно - практическую конференцию, проводимую ежегодно.

Итогом этой деятельности являются - формирование стойкого интереса к предмету, приобретение навыков и самостоятельной работы и публичных выступлений, и реклама своих знаний и умений в среде старшеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования исследовательского метода обучения в современной школе

Статья содержит информацию, доказывающую необходимость использования исследовательского метода в обучении....

Исследовательский метод обучения на уроке физики

Методическая разработка содержит цель исследовательского метода обучения, рекомендации по его применению, листы -задания и самоподготовки по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело." Система...

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения  в рамках введения системно- деятельностного подхода  ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...

Обращение. Урок русского языка в 5 классе с применением исследовательских методов обучения

Цель  урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.  Задачи:...

Исследовательский метод обучения в начальной школе. Исследования в искусстве.

Исследовательский метод обучения в начальной школе может быть реализован в виде работы по освоению школьниками пректной деятельности.О требованиях к проекту.О теории и практике работы....

Сообщение на РМО. Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности.

В материале рассматриваются основные понятия по указанной теме.затрагивается исторический аспект появления метода проектов. Сопоставляются взгляды различных учёгых на понятие "учебно-познавательн...