Обращение. Урок русского языка в 5 классе с применением исследовательских методов обучения
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Пащенко Оксана Сергеевна

Цель  урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.
  

Задачи:
               образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
              развивающие – развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся,
            воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, воспитание культуры общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Урок русского языка в 5 классе

с применением исследовательских методов обучения

Пащенко Оксана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

п.г.т. Уренгой,

2013 г.

Обращение

Цель  урока: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.
  

Задачи:
               образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.
              развивающие – развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся,
            воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, воспитание культуры общения.

   Тип урока -  урок изучения нового материала

   Формы работы учащихся индивидуальная, групповая

Наглядно-демонстрационные материалы: портрет И.Крылова, иллюстрация к басне «Кукушка и Петух»

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вспомним литературных героев, которые вам подскажут тему нашего урока. А какая тема, мы сейчас попробуем узнать.
Для этого давайте послушаем ваших товарищей. Они подготовили сценку.

II. Басня И.Крылова «Кукушка и Петух».
(4 ученика  читают басню И.Крылова
«Кукушка и Петух» по ролям).

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" -
"А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!" -
"Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -
"А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!" -
"Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я".
Тут Воробей, случась, примолвил им: "Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!.."
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

Слайд (иллюстрация из басни).

СЛАЙД  (ПОРТРЕТ И.Крылова)

- Скажите название басни и назовите автора.
(ОТВЕТЫ РЕБЯТ)
- Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитого баснописца И.Крылова.
- Что хотел нам показать И.Крылов на примере своих героев? (ответы учащихся)

СЛАЙД (на экране басня И.Крылова).

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»-

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь,

Чтоб начала ты снова…»

III. Объяснение новой темы.
- Какими словами обращаются герои басни друг другу?
- Как эти слова называются? (ответы учащихся)
- Значит, обращение – это обращение с речью кому – то или чему – то.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (ответы)
- А какая цель нашего урока, чему мы должны научиться на уроке? (ответы)

СЛАЙД (ТЕМА урока, цели  урока).
Учитель. 

Правильно. Тема нашего урока - обращение. Мы сегодня должны узнать, что такое обращение, когда используются обращения, чем они выражаются, есть синтаксическая функция или нет и  какие знаки препинания употребляются при обращениях.

(Запись числа и темы  урока.)
Учитель.
Попробуем прочитать этот текст без обращений. Что произойдет? Можно ли оставить текст без обращений?  (ребята читают и делают вывод).

СЛАЙД  (текст  басни без обращений).

«Как поешь ты громко, важно!»-

«А ты как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-

«Тебя век слушать я готова».-

«А ты, божусь, лишь только замолчишь,

То жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова…»


(Нет, нельзя, потому что становится непонятным, кто к кому обращается).

Какая ПРОБЛЕМА возникла при чтении?  Нет обращения -                    нет адресата.
- Где в предложении может находиться обращение?

А место обращения меняет что-то в предложении?   Нет.
- Чем может быть выражено обращение?
Обращения  могут состоять из одного слова  или  из нескольких слов.

Хорошо, перед нами возникла еще она проблема - как правильно расставлять знаки  препинания при обращении. Где можно узнать больше информации об обращениях?  -  В учебнике, в справочниках.

СЛАЙД  (схемы обращений)

1.                 /…,О,…/ (Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно)

2.                    /О, …/ (Друзья, хоть вы охрипнете, хваля друг дружку…)

3.                      /…,О/

4.                     /О!.../


- Как оформляется обращение на письме?
(запятыми (А
 ты, Кукушечка, мой свет…. ), а если находится в начале предложения и произносится с особой интонацией, то ставится восклицательный знак (Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку…)

IV. Закрепление нового материала.
СЛАЙД (найти в предложениях обращения)
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай».
«Соседушка, я сыт по горло».

 «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый».
«Ты сер, а я, приятель, сед…»

Вывод об обращении 

(сначала делается учениками, а потом учитель обобщает).                              


СЛАЙД  (ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ).
Ребята, читайте и любите басни И.Крылова.
Ребята читают и любят басни И.Крылова.
Ребята, чем отличаются эти предложения?
Вывод (о подлежащем и обращении).

V. Физкультминутка.
СЛАЙД
Эй, ноябрь, эй, декабрь!
Принесите холода.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.

Учитель.
 Вы обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения? Назовите их.
- Какой предмет (одушевленный или неодушевленный предмет) обозначает обращение?
(Вывод. Можно обратиться не только к одушевленным предметам, но и неодушевленным. С помощью обращений можем выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью).
- А вы, ребята, как обращаетесь друг  к  другу?
- Значит, ребята, когда мы употребляем слова, когда мы обращаемсяк кому-то, мы должны быть очень осторожными, чтоб не поранить человека словом, чтоб не задеть за живое, как мы говорим.

VI. Цифровой диктант.

Слайд

Учитель.

Задание. Выписать номера только тех предложений, где есть обращения. Будьте внимательны, знаки препинания не проставлены.

VII. Обобщение темы.
СЛАЙД  (ВЫВОД – СХЕМА).

VIII. Итоги урока

– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:

Рефлексия.

Слайд

    Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,____________

    В устной речи обращение выделяется_____________________

    а в письменной ________________________________________

    Обращение может быть по составу ________________________

    Обращение не является_________________________________

    Слова ты и вы ________________________________________

    Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится______________________________________________________________

– В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

IX. Итог урока.

– Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться?

(Ответы учащихся)

X. Домашнее задание:

СЛАЙД  (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)
Объяснение домашнего задания.

1 ГРУППА- написать письмо любому герою басни И.Крылова, используя обращения в предложениях;

2 группа –  написать письмо-обращение к людям "Берегите природу!"

(Выставление оценок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кукушка и Петух»

Слайд 2

"Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!" - "А ты, Кукушечка , мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!" - "Тебя, мой куманек, век слушать я готова". -"А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь, Чтоб начала ты снова...

Слайд 3

Тема: Обращение Цели: познакомиться с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении, воспитывать любовь к родному языку, культуру общения.

Слайд 4

«Как поешь ты громко, важно!»- «А ты как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!»- «Тебя век слушать я готова».- «А ты, божусь, лишь только замолчишь, То жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова…»

Слайд 5

Место обращения в предложении 1 . /…,О,…/ Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно «Кукушка и Петух» 2. /О, …/ Друзья, хоть вы охрипнете, хваля друг дружку… «Кукушка и Петух» 3. /…,О/ "Ох, мой голубчик-куманек! «Лисица и сурок» 4. /О!.../ И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум? «Волк на псарне»

Слайд 6

Найти в предложениях обращения «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». «Соседушка, я сыт по горло». «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый». «Ты сер, а я, приятель, сед…»

Слайд 7

Синтаксическая роль обращения Ребята, читайте и любите басни И.Крылова. Ребята читают и любят басни И.Крылова Ребята, чем отличаются эти предложения?

Слайд 8

Физкультминутка Эй, ноябрь, эй, декабрь! Принесите холода. И тогда мы все, ребятки, Будем надевать перчатки. Будем так их надевать. А потом вот так снимать.

Слайд 9

Слова и сочетания слов, обращенные с речью к кому-то, чему-то Произносится с особой (звательной) интонацией Может стоять в начале, середине, конце предложения Чаще встречается в побудительных предложениях Обратиться можно к одушевлённым и неодушевлённым предметам В предложении обычно выделяется запятыми Обращение Может быть распространённым и нераспространённым

Слайд 10

Роль обращений в речи. Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, ……….. В устной речи обращение выделяется ………. а в письменной ………. Обращение может быть по составу ……….. Обращение не является ……….. Слова ты и вы ……… Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится ……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение с обращениями. Риторические обращения. урок русского языка в 5 классе

Подробный конспект урока по русскому языку в 5 классе. Цель: закрепить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами с обобщающим словом и без него; повторить понятие обращение, по...

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён                     ...

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение, урок русского языка в 8 классе

На уроке дается понятие о словах, грамматически не связанных с членами предложения, раскрывается назначение обращения....

Тема " Обращение" урок русского языка 5 класс

данный материал представляет конспект урока по теме "Обращение " 5 класс , презентация к уроку...

"Обращение" Урок русского языка в 8 классе

Презентация и конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение"....

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...