Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение, урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

На уроке дается понятие о словах, грамматически не связанных с членами предложения, раскрывается назначение обращения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Учитель: Чернова Елена Петровна

Тема: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение».

Цель:

  • дать понятие о словах, грамматически не связанных с членами предложения;
  • раскрыть назначение обращения.

Задачи:

обучающая: формирование умения находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания при обращении;

развивающая: развивать умение графического оформления текстового материала; распределять информацию по степени новизны и значимости; обобщать полученные знания;

воспитательная: развивать умение  работать в группе; развивать интерес к предмету через современные методы обучения.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: маршрутный лист урока, листы А4 для «Фишбоун», маркеры, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, заготовка «Дерево целей», листок с липким краем.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята, проверьте готовность к уроку, присаживайтесь.

  1. Вводный этап. Работа с эпиграфом к уроку.

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой

Как вы понимаете слова писателя?

Согласны ли вы с его точкой зрения?

На сегодняшнем уроке постараемся самостоятельно добывать знания, а не только пользоваться тем, что уже есть в памяти.

  1. Стадия вызова.

Анализ предложений:

  1. Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. (И. Никитин)
  2. Кажется, шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов)
  3. О, если б в небо хоть раз подняться! (М. Горький)

Задайте вопрос к выделенному слову в каждом предложении.

Почему не удается этого сделать?  Чем являются эти слова в предложениях? (обращением, вводным словом, междометием)

Если к слову нельзя задать вопрос от других членов предложения, связано ли оно с ними грамматически?

 Итак, мы определили тему нашего урока: «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Запишите её на маршрутном листе.

  1. Стадия осмысления.

Класс делится на 3 группы.

1) Работа над теоретическим материалом учебника на странице 166.

Оформление «Фишбоун»:

  • голова – «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»;
  • верхние косточки – «Обращение», «Вводные слова», «Междометия»;
  • хребет – «помогает»
  • нижние косточки – «установить контакт при общении», «вступить в разговор, выразить согласие, уверенность и.т.д.», «выразить эмоции, отношение к окружающему миру»;
  • хвост – «К ним нельзя задать вопрос».

Работа выполняется в группах на листах А4, в группах при помощи учителя.

Каждая группа защищает одно из понятий. «Фишбоун» вывешиваются на доске.

2) Игра «Верите ли вы?» (каждый работает самостоятельно)

 Найдите на маршрутном листе игру «Верите ли вы?». Каждый из вас должен ответить «да» или «нет».

Тезис

Начало урока

Конец урока

Правильный вариант

1

Обращение это слово, или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью

Да

2

Обращение произносится с особой, звательной интонацией

Да

3

В предложении обращения могут быть главными членами предложения

Нет

4

Обращения имеют форму именительного падежа

Да

5

Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

Нет

6

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

Да

7

Обращение может находиться в любой части предложения

Да

8

Обращение выделяется запятыми или восклицательным  знаком

Да

3) Целеполагание.

На все ли вопросы вы отвечали с уверенностью?

Какие из пунктов вызвали сомнение?

Определите в зависимости от этого цель работы на уроке. Запишите её на листке с липким краем, прикрепите на дерево целей.

4) Проблемно-поисковая работа (групповая).

Чтобы ответить на вопросы, которые вы задали себе, изучите самостоятельно § 55, 56, 57 учебника, и заполните пустые места в тезисах на маршрутном листе в разделе «Обращение».

Обращение

Обращение помогает __________________________________________________________.

Назначение обращений ________________________________________________________.

В древнерусском языке обращения выражались с помощью __________________падежа.

В современном русском языке для обращения используют ___________________ падеж.

В роли обращения обычно выступает ____________________________________________.

Графически обращение обозначается ___________.

Обращения бывают  ________________________ и _________________________________.

Обращение может находиться в ___________________________________    предложения.

Обращение пунктуационно выделяется ___________________________________________.

Междометие О от обращения  __________________________________________________.

В предложении обращение _____ является ________________________________________.

Каждая группа озвучивает 3-4 тезиса из получившейся памятки.

5) Аудирование.

Прослушайте и перескажите отрывок из книги Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа..».

Вспомним Пушкина:

          Приплыла к нему рыбка, спросила:

          «Чего тебе надобно, старче?»

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж совсем иной: Возвратился старик ко старухе… Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например в украинском; в русском же исчез.

6) Физминутка. «Большие уши».

Изменения произошли не только в языке, но и во многих сферах жизни человека, в частности в воспитании детей.. Вспомните, как наказывали детей за провинности. Одним из них было оттаскать за уши. Сейчас это кажется просто невозможным, но знаете ли вы, что в этом наказании была определенная польза. При оттягивании ушей активизируются биологически активные точки, которых более тысячи, через них можно воздействовать на весь организм. Помассируем уши так, чтобы они «горели»

1. Потягиваем за мочку сверху вниз.

2. Потягиваем ушную раковину вверх.

3. Потягиваем ушную раковину к наружи.

4. Делаем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

 

7) Практическая работа

Поэтическая страничка.

Найдите в прочитанных предложениях обращения (устно).

  1. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
  2. В разведку меня, дяденька, будут брать?
  3. Звезда печальная, вечерняя звезда! твой луч осеребрит увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины.
  4. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть.
  5. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  6. Стой, ямщик!
  7. Всю от моря и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь!
  8. Спой, сестра, утешь меня песней старой, позабытой.
  9. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!
  10. Прекрасны вы, поля земли родной.
  11. Нивы, родимые нивы, с детства вы в сердце моём.
  12. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далёких я принес тебе поклон.
  13. Дробись, дробись, волна ночная, и песней орошай брега в туманной мгле.
  14. Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.
  15. Повидайся со мной, родимая, появись легкой тенью на миг.
  16. Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись.
  17. Чего же, сероглазая, ты смеешься?
  18. Отпусти меня, родная, на простор широкий!

Пунктуационный практикум

Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте графически обращение.

(Один человек работает у доски, остальные по маршрутному листу)

  1. А ты что ж кумушка в дорогу?
  2. Привет тебе мой край родной с твоими тёмными лесами.
  3. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.
  4. Ты не пой соловей под моим окном.
  5. А я остаюся с тобою родная моя сторона.
  6. Приди ко мне любезный друг.
  7. Здравствуй красавица Волга! С детства тебя я любил.
  8. Опять я ваш о юные друзья.
  9. Друзья мои прекрасен наш союз.
  10. Друг мой друг далёкий вспомни обо мне.

Готовимся к экзаменам (фронтальный опрос)

Среди данных предложений найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения. (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)

1) (1) Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, - из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. (2) Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

(3) – Панычи, панычи, э-эй! (4) Идить бо до покою!

2) (1) – Идите, идите, молодые люди, скорее… (2) Вы имеете случай увидеть интересную игру природы, - фальшиво-ласкающим голосом сказал нам пан Уляницкий, проталкиваясь за нами через толпу.

(3) Пан Уляницкий был старый холостяк, появившийся на нашем дворе Бог весть откуда.

3) (1) – Я вожу моего бедного родственника в тележке потому, что ходить ему очень трудно. (2) Бедный Ян, дай я тебя подыму…

(3) Он помог феномену подняться.

4)(1) - Дьявол вас тут носит, дармоеды, - пробормотал он, принимаясь за дышло. (2) Нищий кланялся, держа шляпу в обеих руках. (3) Феномен захохотал, откинув голову назад… (4) Тележка двинулась по переулку, приближаясь к нам.

5) (1) А! Лоботрясы! (2) Пришли взглянуть еще раз на феномена бесплатно? (3) Вот я вас тут! (4) У меня есть такие же племянники, я кормлю и секу их ногами… (5) Не хотите ли попробовать?..

  1. Стадия рефлексии.

Вернемся к игре «Верите ли вы?»

Ответьте на вопросы еще раз. Есть ли разница в ответах? Проверьте себя по ключам (их зачитывает учитель).

Если вы в конце урока ответили верно, значит поняли  материал сегодняшнего урока, это оценка «отлично».

 Если же допустили 1-2 ошибки, то работали «хорошо».

Если у вас правильно отмечено только 3-5 вопросов, то необходимо ещё раз проработать материал урока, это «удовлетворительный» результат.

Если ошибок более 5-ти, необходимо обратиться за помощью к учителю или одноклассникам, которые разобрались в теме.

Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока? (работа с «Деревом целей»)

  1. Домашнее задание:

Обязательная часть - § 55, 56, 57 или памятка, сделанная на уроке. страница 168 упражнение 344, страница 169 упражнение 345.

Задание по выбору  выучить наизусть «Письмо Татьяны» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» или стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери», найти в этих произведениях обращения.

Маршрутный лист урока русского языка в 8 классе по теме

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено

усилиями мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой

Обращение

Обращение помогает __________________________________________________________.

Назначение обращений ________________________________________________________.

В древнерусском языке обращения выражались с помощью __________________падежа.

В современном русском языке для обращения используют ___________________ падеж.

В роли обращения обычно выступает ____________________________________________.

Графически обращение обозначается ___________.

Обращения бывают  ________________________ и _________________________________.

Обращение может находиться в ___________________________________    предложения.

Обращение пунктуационно выделяется ___________________________________________.

Междометие О от обращения  __________________________________________________.

В предложении обращение _____ является ________________________________________.

Пунктуационный практикум

Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте графически обращение.

  1. А ты что ж кумушка в дорогу?
  2. Привет тебе мой край родной с твоими тёмными лесами.
  3. Рисуй художник вдохновенный картины родины моей.
  4. Ты не пой соловей под моим окном.
  5. А я остаюся с тобою родная моя сторона.
  6. Приди ко мне любезный друг.
  7. Здравствуй красавица Волга! С детства тебя я любил.
  8. Опять я ваш о юные друзья.
  9. Друзья мои прекрасен наш союз.
  10. Друг мой друг далёкий вспомни обо мне.

Готовимся к экзаменам

Среди данных предложений найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

1) (1) Однажды, когда мы сидели таким образом, погруженные в созерцание неподвижных поплавков, с глазами, прикованными к зеленой глубине бадьи, - из действительного мира, то есть со стороны нашего дома, проник в наш фантастический уголок неприятный и резкий голос лакея Павла. (2) Он, очевидно, приближался к нам и кричал:

(3) – Панычи, панычи, э-эй! (4) Идить бо до покою!

2) (1) – Идите, идите, молодые люди, скорее… (2) Вы имеете случай увидеть интересную игру природы, - фальшиво-ласкающим голосом сказал нам пан Уляницкий, проталкиваясь за нами через толпу.

(3) Пан Уляницкий был старый холостяк, появившийся на нашем дворе Бог весть откуда.

3) (1) – Я вожу моего бедного родственника в тележке потому, что ходить ему очень трудно. (2) Бедный Ян, дай я тебя подыму…

(3) Он помог феномену подняться.

4)(1) - Дьявол вас тут носит, дармоеды, - пробормотал он, принимаясь за дышло. (2) Нищий кланялся, держа шляпу в обеих руках. (3) Феномен захохотал, откинув голову назад… (4) Тележка двинулась по переулку, приближаясь к нам.

5) (1) А! Лоботрясы! (2) Пришли взглянуть еще раз на феномена бесплатно? (3) Вот я вас тут! (4) У меня есть такие же племянники, я кормлю и секу их ногами… (5) Не хотите ли попробовать?..

Игра «Верите ли вы?»

Тезис

Начало урока

Конец урока

1

Обращение это слово, или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью

2

Обращение произносится с особой, звательной интонацией

3

В предложении обращения могут быть главными членами предложения

4

Обращения имеют форму именительного падежа

5

Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

6

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

7

Обращение может находиться в любой части предложения

8

Обращение выделяется запятыми или восклицательным  знаком

Домашнее задание:

Обязательная часть - § 55, 56, 57 или памятка, сделанная на уроке. страница 168 упражнение 344, страница 169 упражнение 345.

Задание по выбору  выучить наизусть «Письмо Татьяны» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» или стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери», найти в этих произведениях обращения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе

Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...

"Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения"

Презентация теста в форме ЕГЭ по русскому языку. Работа отмечена дипломом общероссийского конкурса "Лучшее из опыта работы" Информационно-Методического ЦентраМАУНЕД "Магистр"...

Раздаточный материал по теме: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

Раздаточный материал по теме: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Материал для зачета, 18 вариантов...

Тема " Обращение" урок русского языка 5 класс

данный материал представляет конспект урока по теме "Обращение " 5 класс , презентация к уроку...

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Выполнение задания №17 (ЕГЭ)

Это урок - консультация для одиннадцатиклассников. С 2017 года расширился объём языкового материала в задании 17 «за счёт присоединения к этой теме обособления обращений. Следует заметить, что в качес...

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания при словах, грамматически не связанные с членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....