Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Выполнение задания №17 (ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Исанчурина Фаиля Фаритовна
Это урок - консультация для одиннадцатиклассников. С 2017 года расширился объём языкового материала в задании 17 «за счёт присоединения к этой теме обособления обращений. Следует заметить, что в качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст . Участник экзамена 2018 г., выполняя задание 17, может встретиться с разным языковым материалом. При этом формулировка задания останется прежней» (из методических рекомендаций ФИПИ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konsultatsiya_17.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Задание 17 Подготовила: Фаиля Фаритовна Исанчурина, учитель русского языка МБОУ «2-Имангуловская СОШ»

Слайд 2

С 2017 года расширился объём языкового материала в задании 17 «за счёт присоединения к этой теме обособления обращений . Следует заметить, что в качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст . Участник экзамена 2018 г., выполняя задание 17, может встретиться с разным языковым материалом. При этом формулировка задания останется прежней» (из методических рекомендаций ФИПИ).

Слайд 3

План. 1. Вводные слова. 2. Вставные конструкции. 3. Обращения. Слова да и нет. Междометия.

Слайд 4

Вводные слова Вводными словами называются слова или словосочетание слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Он, к сожалению , сюда больше не вернулся. Одним словом , было принято решение изменить проект. Крупных окуней, бесспорно , удить весело.

Слайд 5

Вводные слова Мера того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере Привлечение внимания собеседника Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря Источник информации По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается, как известно, с точки зрения Эмоции, чувства К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Слайд 6

Вводные слова Связность речи Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны Частота того, о чем говорится Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению , в крайнем случае Степень возможности Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Слайд 7

Запомните: не являются вводными и не выделяются запятыми слова: БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВРЯД ЛИ, ВОТ, ВСЕ РАВНО, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ЗАЧАСТУЮ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК БЫ, КАК РАЗ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, ПРИМЕРНО, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ, ПО РЕШЕНИЮ, ТОЛЬКО.

Слайд 8

Помните Не являются вводными словами частицы: всё же, всё-таки, как бы, якобы, как будто, словно, точно, вряд ли, даже, ведь, именно, исключительно.

Слайд 9

Не путать: между тем (не является вводным и не выделяется на письме запятой); между прочим ( выделяется на письме запятой ).

Слайд 10

КАК ОТЛИЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Слова собственно, точнее, скорее, вернее являются вводными, если после них можно поставить слово говоря: * Что, собственно , тебе от меня нужно? *Это, точнее , было в конце прошлого столетия.

Слайд 11

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными Однако Нельзя заменить союзом «но» Можно заменить союзом «но» Мы, однако , очень устали сегодня. Ты опоздал, однако. Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный. Запятая нужна! Запятая не нужна!

Слайд 12

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными Наконец Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении « и еще » В значении « в конце концов, после всего, под конец» Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин. Мы наконец добрались до нашего отеля. Запятая нужна! Запятая не нужна!

Слайд 13

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными значит Значит « стало быть», «следовательно» Значит = «означает» Над уроками ты сидишь редко, значит , вряд ли следует ждать хороших результатов. *Ты, значит , к поезду не успел? Твое доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое . * Отвечат ь грубо — значит показывать свою невоспитанность .

Слайд 14

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными Действительно В значении « в самом деле »; стоит в начале предложения Стоит в середине или в конце предложения Действительно , он ничего не знает. Он действительно ничего не знает

Слайд 15

Пунктуация при вводном слове

Слайд 16

Пунктуация при вводном слове В начале предложения между союзом ( И, НО, А, ДА ) и вводным слово запятая обычно не ставится И действительно , он скоро уехал. А может быть , это и к лучшему. А впрочем, может быть , из страха она Тарквинию с размаха даёт пощёчину. Вводные слова обособляются в середине причастного, деепричастного оборотов Музей был в доме, построенном, кажется , в прошлом веке . Не обособляются вводные слова в начале и конце оборота, то есть относятся к обороту Дверь вела в комнату, по-видимому служившую столовой . Брат приедет сегодня, поздно вечером вероятно .

Слайд 17

Пунктуация при вводном слове

Слайд 18

Отличие вводных слов от членов предложения Вводные слова Члены предложения 1. Кажется, шепчут колосья друг другу. 1.Мир кажется мне книгой бесконечной.(Кажется -что делает? - сказуемое. 2. Вы, верно , едете в Ставрополь? Задача решена верно. (Верно -как? -обстоятельство образа действия). 3. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными. 3. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Правда -что? -существительное).

Слайд 19

Вставные конструкции Вставными называются синтаксические конструкции, которые вносят в основное предложение дополнительное сообщение, попутные замечания, уточнения, пояснения и резко разрывают весь строй основного предложения. ЗАПОМНИТЕ:ВСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СКОБКАМИ И ТИРЕ. Солдаты - их было очень много- стремительно приближались. Письма ( их было три ) лежали на столе.

Слайд 20

ТРУДНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЗНАКОВ ПРИ ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ Увидеть писателя для меня,(1) провинциала,(2) – (3) я работал в Сибири – (4) было счастьем. * 1-2 -приложение провинциала 3-4 - вставная конструкция Валерия – (1)так звали девушку , ( 2)которая мне нравилась , (3) – поздравила меня. *1-3 - вставная конструкция 2-3 -придаточное внутри вставного [ Кто-то ходил в саду утром, (1)часов в шесть] ,(2) – ( 3)я это хорошо помню , (4) – но [потом всё стихло ]. * 1-2 - уточнение времени 3-4( тире ) – вставная конструкция 4 (запятая) - между частями сложного предложения перед союзом НО

Слайд 23

Обращение Обращение- это слово или сочетание слов, называющего того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией, например: Как грустно мне твое явленье, весна, весна ! Здравствуй, пестрая осинка , ранней осени краса! Друзья мои , прекрасен наш союз!

Слайд 24

Обращение Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством -восклицательным знаком, например: Друзья мои , прекрасен наш союз! Старик! О прежнем позабудь… Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него. Как хорошо ты, о море ночное !

Слайд 30

Слова да и нет Слова да и нет служат для выражения утверждения или отрицания, согласия или несогласия. После слов да и нет ставится запятая или восклицательный знак. Да, наша жизнь текла мятежно. Нет! В юности моей, мятежной и суровой, отрадного душе воспоминанья нет.

Слайд 31

Междометия Междометия - это слова, которые выражают, не называя их, различные чувства (АХ, ОХ, УВЫ, УРА, БА, НУ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТРАХ-ТАХ-ТАХ И ДР). Чу! За белой, душной тучей прокатился глухо гром (Ф. Тютчев). Такой страшный, сердитый! У-У ! (А.Чехов). Ба! Да, кажется, я имел удовольствие где-то видеть их (М. Салтыков-Щедрин).

Слайд 32

Междометия Междометия отделяются от следующего за ним предложения запятой (запятыми), а когда произносятся с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: Ах! Как это солнце ярко! А лес и вправду шумел, ох, и шумел же!

Слайд 33

Междометия Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми не отделяются: Ой ты , Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! Образованные повторением одинаковых частей междометия и звукоподражательные слова пишутся с дефисом: ай-ай, ха-ха-ха .

Слайд 34

Проверь себя

Слайд 35

Задание: расставьте знаки препинания в нижеследующих предложениях. В усадьбе вероятно все уже спали. Берег как я уже сказал был низкий песчаный. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. О Родина моя прости навеки… Фролов простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.

Слайд 36

Задание: расставьте знаки препинания в нижеследующих предложениях. 6. Любезнейший наш друг о ты Василий Львович! 7. Дубечня так называлась наша первая станция находилась в семнадцати верстах от города. 8. Многие газы например водород легче воздуха. 9. Маша заговорила с ним о Россини Россини только что входил в моду о Моцарте. 10. Ба (З,з)накомые все лица!

Слайд 37

Задание: расставьте знаки препинания в нижеследующих предложениях. 11. К счастью станция была недалеко 12. Но чу (К,к) воротам кто-то подъезжает. 13. О чем ты думаешь казак? 14. Да (П,п)ублика снисходительна к мелочам и терпеливо ждет книжек. 15. О Русь малиновое поле и синь упавшая в реку люблю до радости и боли твою озерную тоску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Открытый урок - обобщение по теме "Вводные слова, словосочетания и обращения" содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуаци...

"Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения"

Презентация теста в форме ЕГЭ по русскому языку. Работа отмечена дипломом общероссийского конкурса "Лучшее из опыта работы" Информационно-Методического ЦентраМАУНЕД "Магистр"...

Раздаточный материал по теме: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

Раздаточный материал по теме: Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Материал для зачета, 18 вариантов...

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение, урок русского языка в 8 классе

На уроке дается понятие о словах, грамматически не связанных с членами предложения, раскрывается назначение обращения....

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со сл...

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания при словах, грамматически не связанные с членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....