Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Исмаилова Людмила Закировна

В данном материале рассматривается теоретическая  и практическая часть 18 задания ЕГЭ по русскому языку, в котором проверяется знание выпускниками пунктуации (наки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения -вводные слова, обращения). Практический материал позволяет отработать навыки, необходимые для решения 18 задания тестовой части ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАДАНИЕ 18 ЕГЭ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОБРАЩЕНИЯ

Слайд 2

Группы вводных слов по значению 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.). К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д. 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.). Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

Слайд 3

5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста 7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее 8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 9. Выражение экспрессивности высказывания Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Слайд 4

Как отличить вводные слова от членов предложения Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя. НАПРИМЕР: Вы, верно , знаете этого человека. (вводное слово) Вы верно перевели текст. (наречие) Прежде всего , нужно ли говорить об этом? (вводное слово) Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие). Он, знаешь , человек обязательный.(вводное слово) Ты знаешь его? (глагол)

Слайд 5

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Слайд 6

Обращения Обращение – слово или словосочетание, называющие лицо или предмет, которому адресована речь. Чаще всего обращениями являются имена собственные (имена, фамилии), названия лиц по родству, положению в обществе, профессии, клички животных, названия неодушевленных предметов. Обращения могут находиться в начале, середине или в конце предложения и всегда выделяются запятыми. Обращения не являются членами предложения и не входят в грамматическую основу .

Слайд 7

1 . Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Через месяц приятели по той же дороге ехали на выборы председателя земской управы... Шилохвостов ерзал в бричке и беспокойно поглядывал на дорогу... — Он не ожидает, что мы так рано выедем, — говорил он, — но (1) все-таки (2) надо спешить... Чёрт его знает (3) может быть (4) у него шпионы есть! Гони (5) Митька! Шибче!.. Вчера (6) брат (7) — обратился он к Гадюкину , — я послал отцу Онисиму два мешка овса и фунт чаю... Думал его лаской умилостивить, а он взял подарки и говорит Федору: «Кланяйся барину и поблагодари его за дар совершен, но, говорит, скажи ему, что я неподкупен». 34567

Слайд 8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 2. Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость. 3. «Свет мой (1) зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты (2) конечно (3) спору нет; Ты (4) царица (5) всех милее, Всех румяней и белее». 123 12345

Слайд 9

4. «Блеснет заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я (1) быть может (2) я гробницы Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета, Забудет мир меня; но ты Придешь ли (3) дева красоты (4) Слезу пролить над ранней урной И думать: он меня любил. Он мне единой посвятил Рассвет печальный (5) жизни бурной!.. Сердечный друг (6) желанный друг (7) Приди, приди: я твой супруг!..» 123467

Слайд 10

5. Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по- прежнему (5) «великим и могучим». 6. — Дедушка (1)почему (2) всё-таки(З) Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? — Во-первых (4) демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не способствовал примирению, во-вторых(5) в случае безрезультативного обмена выстрелами дуэль начиналась сначала. 7. Чтобы знать язык (1) глубокоуважаемый (2) Иван Петрович (3) его (4) несомненно (5) надо учить и постоянно практиковаться в нём.

Слайд 11

8.Зотов ворчал с полчаса, раздражаясь всё больше и больше; под конец он, не вынося накипевшей в нем злобы, вскочил, затопал калошами и забрюзжал на весь двор: — Не обязан я кормить вас (1) дармоеды! Я не миллионщик какой, чтоб вы меня объедали и опивали! Мне самому есть нечего (2) одры поганые (3) чтоб вас (4) холера забрала! Ни радости мне от вас, ни корысти, а одно только горе и разоренье! Почему (5) вы (6) не околеваете? Что вы за такие персоны, что вас даже и смерть не берет? Живите, чёрт с вами, но не желаю вас кормить! Зотов возмущался, негодовал, а лошадь и собака слушали. Понимали ли эти два нахлебника, что их попрекают куском хлеба, — не знаю, но (7) казалось (8) животы их еще более втянулись и фигуры съежились, потускнели и стали забитее...

Слайд 12

9. Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4) Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. <...> Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7) И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду твёрд душой, Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.

Слайд 13

10. Онегин (1) я (2) тогда (3) моложе, Я лучше (4) кажется (5) была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? одну суровость. Не (6) правда (7) ль? Вам была не новость Смиренной (8) девочки (9) любовь?

Слайд 14

11. — Налей еще мне полстакана... Довольно (1) милый... Вся семья Здорова; кланяться велели. Ах (2) милый (3) как похорошели У Ольги плечи, что за грудь! Что за душа!... Когда-нибудь (4) Заедем к ним; ты их обяжешь; А то (5) мой друг (6) суди ты сам: Два раза заглянул, а там Уж к ним и носу не покажешь. Да вот... какой же я (7) болван! Ты к ним на той неделе зван.

Слайд 15

12. Слава тебе (1) безысходная боль! Умер вчера (2) сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой (3) вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь (4) с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. 13.В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».

Слайд 16

14.Прощай (1) немытая Россия (2) Страна рабов (3) страна господ (4) И вы (5) мундиры голубые (6) И ты (7) им преданный народ. Быть может(8) за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. 15. Россия (1) нищая Россия (2) Мне избы (3) серые твои (4) Твои мне песни (5) ветровые,- Как слезы первые любви! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь (6) не сгинешь (7) ты (8) И лишь забота затуманит Твои прекрасные (9) черты...

Слайд 17

16. Здесь (1) друг Горацио (2) у датских берегов Ты много не разыщешь (3) дураков, Кто бы своё так изощрял воображенье, Когда потеха – в грош. Не выкажи (4) прошу (5) пренебрежения К неимоверному рассказу моему… Но, вижу (6) друг (7) рассудок добросовестный (8) твой делит Неблагодарная двоякость впечатления.

Слайд 18

17. Мой первый друг (1) мой друг (2) бесценный! И я (3) судьбу благословил, Когда (4) мой двор (5) уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил 18.— И ты (1) Анна Савишна (2) полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, — спросил Кирила Петрович. — Очень же (3) ты (4) ошиблась. Не знаю, кто был у тебя в гостях, а только не Дубровский. — Как (5) батюшка (6) не Дубровский, да кто же, как не он, выедет на дорогу и станет останавливать прохожих да их осматривать .

Слайд 19

ответы 5 – 12 6 – 145 7 – 1345 8 – 12378 9 – 24578 10 – 145 11 - 12356 12 – 134 13 – 34 14 – 12345678 15 – 12468 16 – 124567 17 – 1 18 – 1256



Предварительный просмотр:

Задание 18. 

  1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

    Через месяц приятели по той же дороге ехали на выборы председателя земской управы... Шилохвостов ерзал в бричке и беспокойно поглядывал на дорогу... 
    — Он не ожидает, что мы так рано выедем, — говорил он, — но (1) все-таки (2) надо спешить... Чёрт его знает (3) может быть (4) у него шпионы есть! Гони (5) Митька! Шибче!.. Вчера (6) брат (7) — обратился он к Гадюкину, — я послал отцу Онисиму два мешка овса и фунт чаю... Думал его лаской умилостивить, а он взял подарки и говорит Федору: «Кланяйся барину и поблагодари его за дар совершен, но, говорит, скажи ему, что я неподкупен». 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. 

    Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4) вряд ли (5) большая новость. 
  2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте кото- рой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

    «Свет мой (1) зеркальце! скажи 
    Да всю правду доложи: 
    Я ль на свете всех милее, 
    Всех румяней и белее?» 
    И ей зеркальце в ответ: 
    «Ты (2) конечно (3) спору нет; 
    Ты (4) царица (5) всех милее, 
    Всех румяней и белее». 

  1.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

    «Блеснет заутра луч денницы 
    И заиграет яркий день; 
    А я (1) быть может (2) я гробницы 
    Сойду в таинственную сень, 
    И память юного поэта 
    Поглотит медленная Лета, 
    Забудет мир меня; но ты 
    Придешь ли (3) дева красоты (4) 
    Слезу пролить над ранней урной 
    И думать: он меня любил. 
    Он мне единой посвятил 
    Рассвет печальный (5) жизни бурной!.. 
    Сердечный друг (6) желанный друг (7) 
    Приди, приди: я твой супруг!..» 
    (А. Пушкин) 

ОТВЕТЫ:

  1. 34567
  2. 123
  3. 12345
  4. 123467


Предварительный просмотр:

Задание 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова, обращения)

 

 

Вводные слова. Задание проверяет умение отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся вводными, в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания: выделять вводные слова и сочетания запятыми.  

Для правильного выполнения данного задания важно видеть вводные слова, понимать их значение в предложении, уметь подобрать другое вводное слово этой же группы с синонимичным значением. При этом следует помнить и о тех словах, которые не являются вводными, но иногда ошибочно все-таки принимаются за вводные.  

Трудности возникают при разграничении вводных слов, с одной стороны, и, с другой стороны, сочетаний, выполняющих роль членов предложения и по своему звуковому облику совпадающих с вводными. Разграничение их отражается на пунктуационном оформлении: вводные слова выделяются запятыми, а члены предложения – нет.  

Значения вводных слов

 

Значение 

Вводные слова 

Примеры 

Уверенность

конечно,         разумеется, бесспорно,         без         сомнения, безусловно...

Зима,         конечно,         будет снежная. 

Неуверенность

кажется, вероятно, очевидно, возможно, наверное, может быть, по всей вероятности, пожалуй, надо полагать, повидимому.. 

Зима, кажется, будет снежна. 

Различные чувства

к счастью, к сожалению, к огорчению, на беду, на радость...

Зима, к счастью, будет снежная. 

Источник сообщения, высказывания

по словам, по мнению, помоему, помнится, на мой взгляд, по слухам, как говорят (передают) ...

Как         говорят,         зима будет снежная. 

Порядок мыслей и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом,

Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима будет снежная. 

между прочим, кроме того, стало быть, с одной стороны, с другой стороны, так вот, например...

Оценка стиля высказывания, способы

оформления мыслей

словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, если можно так сказать, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится и др. 

Говоря образно, началась осень жизни. 

Призыв к собеседнику,

привлечение внимания к сообщаемому

видите ли, знаешь ли, поверьте, послушайте, согласитесь, извините, пожалуйста, простите,

признайся, представьте себе

Где же это, позвольте, было?

А я, видите ли, никогда не служил… 

 

Разграничение вводных конструкций и членов предложений

 

Слово

Вводная конструкция

Член предложения

Видно

И Чичиковы, видно, на несколько минут в жизни обращаются в поэтов.

На улицах не было видно ни клочка снега.

Казалось

Она думала, казалось, о чем-то, припоминала что-то, потом вдруг улыбнулась.

Облитое лунным светом, дерево казалось причудливым.

Однако

Сумерки, однако, наступили, а путешественники         еще         не добрались до дома.

Вы,         однако,         не         сделали         это вовремя.

Солнце светит ярко, небо голубое, без облаков, однако (= но) день прохладный.

Время шло, однако (= но)  никто не появлялся.  

Наконец

Идти дальше не было смысла: кончались         запасы,         погода портилась, наконец (= и еще), мы все устали.

Зрители заняли места, но спектакль не начинался. Наконец (в конце концов) поднялся занавес и заиграла музыка.

Значит

Люди родятся, женятся, умирают: значит

(=следовательно), так нужно

Бороться – значит (=означает) победить

Может быть

Вы,         может         быть,         желаете отдохнуть?

Этого не может быть.

 

Пунктуация в предложениях с вводными словами

 

Вводные слова, словосочетания и предложения 

Не являются вводными словами

ВЫДЕЛЯЮТСЯ знаками препинания 

НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ

знаками препинания 

  1. запятыми:  

Прямо скажем, мы не желаем иметь с вами дело.  

  1. тире или скобками, если содержат добавочные замечания или пояснения:  

Однажды         –         не         помню         почему         – спектакля         не         было.         Мелодия белорусской песни (если вы её слышали) несколько однообразна. 

будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, вдобавок,  вдруг, всё-таки, авось, исключительно, приблизительно, между тем, по решению, по предложению, обязательно и т.д. 

 

 

Обращения. Пунктуация в предложениях с обращениями

 

Обращение – слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет).  

Обращение не связано с другими словами в предложении ни сочинительной, ни подчинительной связью, поэтому не является его членом и не входит в грамматическую основу, т.е. не может быть подлежащим. Сравните: 1) Бабушка говорит со мною шепотом. – подлежащее. 2) Люблю я тебя, бабушка! – обращение.

Основная функция обращения – побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества, фамилии. Например: Ты очень занят, Павел? Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?

 

Обращениями также служат:

  • названия лиц по степени родства, отношения к ним: Ты здесь, миленький? Приятель дорогой, здорово! Старик! О прежнем позабудь!
  • названия лиц по роду деятельности: Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой.  
  • названия предметов или явлений неживой природы в поэтической речи, обычно в этом случае олицетворяемых: Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!  
  • географические наименования: Ах, Суздаль, город Суздаль, ты с виду тих. Но не угасла удаль в глазах твоих.

 

Обращение может быть распространено пояснительными словами:  

Трудов твоих, мой друг, я не забуду.

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса!

 

Иногда обращения могут быть развернуты в пространные характеристики, в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждешь меня.

Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.

 

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в Им. 

п.         или         другая         часть         речи         в         значении         существительного         (прилагательное, числительное, причастие и т.д.):  

Отпусти меня, родная, на простор широкий.

Эй, в шляпе, подойди сюда.

Послушай, двадцать пятый, что ты здесь делаешь?

Радуйся жизни, живущий!

 

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.  

На письме обращение выделяется запятыми и может быть расположено в любой части предложения. 

 

Знаки препинания в предложениях с обращениями

 

Условия расстановки знаков препинания

Примеры

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицанием, то после него ставится восклицательный знак 

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Мама! Папа! Идите скорее сюда! 

Повторяющиеся обращения разделяются запятой или

восклицательным знаком

Степь         широкая,         степь раздольная, отчего ты так смотришь пасмурно?

Васька! Васька! Как я соскучилась! 

Если         части         распространенного обращения разделены другими словами, то запятыми выделяется каждая часть обращения

Яков, подними-ка, братец, занавес. Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Обращение, произнесенное с восклицательной интонацией, отделяется восклицательным знаком. Следующее за ним слово пишется с прописной буквы

Соловей мой, соловей, голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, где всю ночку пропоешь?

 

Частицы а и да, стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится

Барин, а барин! – промолвил Касьян. Петька, да Петька же, куда ты запропастился? 

При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и

отделяется запятой

А, Васька! – сказал он, узнав своего друга. 

Усилительная частица о, стоящая перед обращением, никакими знаками от него не отделяется

О родина святая, какое сердце не дрожит тебя благословляя? Как хорошо ты, о море ночное!

О сердце, сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал!

Если частица о используется в значении

О, память сердца! Ты  сильней

междометия (выступает синонимом к

ах!), то запятая после о ставится

рассудка памяти печальной.

 

Запятая нужна и после эмоционально окрашенных междометий ах, ох, эй, ой, ну 

Ой, цветики садовые, да некому полить. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Открытый урок - обобщение по теме "Вводные слова, словосочетания и обращения" содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуаци...

Урок русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и вставными конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения" 8 класс

Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса "Готовимся к ГИА"...

"Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения"

Презентация теста в форме ЕГЭ по русскому языку. Работа отмечена дипломом общероссийского конкурса "Лучшее из опыта работы" Информационно-Методического ЦентраМАУНЕД "Магистр"...

Тесты по теме "Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Выполнение задания №17 (ЕГЭ)

Это урок - консультация для одиннадцатиклассников. С 2017 года расширился объём языкового материала в задании 17 «за счёт присоединения к этой теме обособления обращений. Следует заметить, что в качес...