"Обращение" Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Смирнова Виктория Ивановна

Презентация и конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обращение". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_obrashchenie.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 8 классе

Предложения с обращениями

Цели:

Образовательная

  • Углубить знания об обращении и его функциях в речи     (звательной, оценочной, изобразительной).
  •  Закрепить навык интонационного выделения обращений в устной  речи и пунктуационного -  в письменной (выделительные знаки препинания).
  • Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающая

  • Развивать устную речь учащихся.
  • Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
  • Развивать мыслительные и речевые способности обучающихся.

Воспитательная

  • Воспитывать культуру умственного труда, навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
  • Воспитывать любовь к родному языку, литературе,  культуре.

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование

Презентация, карточки

Ход урока:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

III Синтаксическая пятиминутка.

Запишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Слайд 2)

Март первый весе…ий месяц. Назван он так в честь бога войны Марса который (в) начале просл…влялся как бог земледелия. На Руси к празднику вып…кали печенье в виде жаворонков олицетворяющих приход весны.

Самопроверка. (Слайд 3)

- Объясните ваш выбор. (Опрос 2-3 учеников)

IV Актуализация знаний.

-Прочитайте предложения. (Слайд 4,5)

Мама, с 8 Марта!

Дорогие женщины! С 8 Марта!

-Чем осложнены эти предложения? Какое место занимают в них обращения?

V Определение темы и целей урока

-О чём пойдет речь на уроке?

-Чем мы будем заниматься?

-Что вы знаете об обращении из пятого класса?

-Что такое обращение? (Слайд 6)

VI Усвоение новых знаний. Работа по теме.

  1. Работа с учебником.

-Прочитайте материал на странице 180.

-Что нового вы узнали? (Слайд 7)

  • Какую форму имеет обращение?
  • Для чего случит в устной и письменной речи?

VII Закрепление изученного материала.

  1. Подбор определений к обращениям. (Слайд 8,9,10)

А) … бабушка!

Поздравляю тебя с Международным женским днём!

Б) … сестрёнка!

Поздравляю тебя с Международным женским днём!

В) … преподаватели!

Поздравляем Вас с Международным женским днём!

(дорогая, милая, уважаемые)

  1. Выборочный диктант. (Слайды 11 – 16)

-Прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. Найдите предложения с обращениями. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А) Бесконечна твоя доброта,

И душа неподвластна невзгодам и старости.

Будь здорова мамуля всегда,

Будь счастлива милая мама!

Б) Разбуди меня завтра рано

О моя терпеливая мать.

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать.

В) Ты жива ещё  моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

3) Упражнение 358.

4) Использование обращений в художественной литературе. Выразительное чтение по ролям отрывков из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

А) Городничий. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Лука Лукич. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Городничий. Я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович Земляника. Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

Городничий. Вам посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. 

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

Б) Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.

Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь - лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.

Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдет палевое!

Анна Андреевна. Мне палевое нейдет?

Марья Антоновна. Нейдет, я что угодно даю, нейдет: для этого нужно, чтобы глаза были совсем темные.

Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не темные? самые темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?

Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.

- Какие обращения были использованы автором произведения?

      5) Слуховой диктант. (Примеры взяты из произведений А. С. Пушкина.)

- Прослушайте предложения и выпишите обращения.

  • Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
    Проснись, 
    ленивец сонный!

  • Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
    Писать тебе посланье мне было недосуг.

  • А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
    Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами...

  • Молю тебя, мой добрый домовой,
    Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
    И скромную семьи моей обитель.

  •  «Царь ты наш, отец народа! – 
    Возглашает воевода. –
    Государь, проснись, беда!

  • Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждешь меня.

- Проверьте себя, ребята. (Слайд 17)

VIII Домашнее задание

1)Функции обращения.

2)Из учебника литературы выписать 8 предложений с обращениями.

    IX Итог урока. Выставление оценок.

Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.

Марья Антоновна. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь - лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.

Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдет палевое!

Анна Андреевна. Мне палевое нейдет?

Марья Антоновна. Нейдет, я что угодно даю, нейдет: для этого нужно, чтобы глаза были совсем темные.

Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не темные? самые темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?

Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...