Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Домнина Ирина Хабибуловна

Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы

Игра как метод обучения. 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы.

Выполнила учитель русского языка и литературы                                                            Домнина Ирина Хабибуловна

 

2014г.

Игра практически с древних времён                                                                                         выступает как форма обучения

Ян Коменский

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.                                                                                            Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…                                                     Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.                                                         Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Игра - школа жизни

и практика развития.

Оуэн, Г. 

 

1. Значение педагогической игры

        Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным. Игра является одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьнозначимых психических функций, успешности обучения в целом. Игра является механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка. Т.о. игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.

Целью общения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например,  воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.                                                                                                       Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

               «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев.                    Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные учащимся, помогут мне сделать  урок русского языка интересным, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. «Игра представляет собой   подготовку к дальнейшей деятельности»  Д.Б. Эльконин

         Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением; отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
     Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:  

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);  

как технология внеклассной работы.

       Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

2. Реализация игровых приемов и ситуаций

            Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

           Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Диагностическая функция игры. Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем  любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой Игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка, как с взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит, в конце концов, к терапевтическому эффекту.

3. Игровые мотивы и организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

Мотивы общения. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

Познавательные мотивы. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

4. Формы игры - викторина, КВН, соревнование, брейн-ринг, деловая игра, мозговой штурм и т.д. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по-русски, правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».

Лексико-фразеологические игры: «Прямое и переносное»; «Собери фразеологизм»; «Объясни значение»;   «Угадай-ка!»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»;     «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики».

Лингвистические «Угадайки». Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм:  «Третий лишний»;   «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница»-повторение спряжения; «Ремонт»; «Лови ошибку»- повторение вида; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву». 

Фонетические игры учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи: «Передай скороговорку», «По слогам»,  «Глухой телефон», «Угадай первый звук», «Хитрые слова»,  «Придумайте новое слово»,    «Интересные слова», «Музыкальные слова».  

Внеклассное мероприятие                                                                                                               по русскому языку в 5 -6  классе.

«Путешествие по стране Сообразилия».


Цель и задачи мероприятия:

В игровой форме привить учащимся интерес к изучению русского языка, сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.  

Повторить пройденный материал и закрепить (его в области синтаксиса, орфографии, лексики, фонетики, орфоэпии).

Развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся; Воспитание чувства сплоченности, взаимопомощи, уважения. Использовать творческий потенциал учащихся.


Оборудование:  магнитофон, аудиозапись с детскими песнями, листы бумаги, маркеры, картинки (бабушка, бабочка), карточки с заданиями, словари русского языка;  рисунки учащихся о разделах русского языка.


Ход мероприятия

I Вступительное слово учителя.

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в Страну Сообразилия. Я надеюсь, что это путешествие будет интересным и познавательным.

Давайте вспомним о том, что говорили известные писатели о русском языке!
( Учащиеся читают высказывания о русском языке.)

 1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками». Иван  Сергеевич Тургенев. 


2. «Русский язык – настоящий,  сильный, где нужно – строгий, серьёзный,  где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой»    Лев Николаевич Толстой.

 3. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный  русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. 
Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»
 К.Г.Паустовский 

II.  Выбор и представление жюри. 

Учитель
. В нашем брейн - ринге участвуют 2 команды. Представление команд. (Эмблема, название, девиз).

III.  Разминка.

Продолжить начатую пословицу (по очереди). За каждый правильный ответ  по 1 баллу. 

Грамоте учиться…. (всегда пригодиться)

Где хотенье… (там уменье)

Повторение… (мать ученья)

Кто хочет много знать… (тому надо мало спать)

Писать… (не языком чесать)

Не пером пишут, а … (умом)

Не стыдно не знать… (стыдно не учиться) –

Что объединяет эти пословицы?

IV. Основная игра

1. Происхождение слов. (3 балла) 
Учитель: - Задумывались ли вы когда-нибудь, почему всё вокруг так называется? Как
рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли устойчивые
выражения? Например, есть такая рыба - вьюн. 
- Почему она так называется, как вы думаете
?  (тело у вьюна длинное, когда плывет, то извивается)
а)  шиповник.
б)  горицвет весенний.
Задание:  За 1 минуту вы должны объяснить, что общего между «бабушка» и «бабочка»
(Звучит музыка, учащиеся  должны определить общее между словами «бабушка» и «бабочка»).
-  Правильный ответ: первоначальное значение слова «бабочка» было «душа
бабушки», и дух прародительницы».
Наши  предки,  следя  за  полетом  красивых насекомых,  наблюдая,  как
кружатся они возле домов, окон, как упрямо они летят на свет, задумались:
да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто там сейчас живет? 
Выходит, бабочка - бабушка - это одно и то же слово, только слово: «бабушка» звучит мягче, потому что название старейшины роды, матери отцов и матерей, малыши - внучата в своем детском лепете произносили легче, чем слово «бабочка».
Кстати, эти два слова  встречаются в языках многих народов, поэтому стоит верить в эту легенду.

   
2.  
Игра “Лови момент” 

Задание: На магнитном полотне, изображение поля  на котором прикреплены бабочки. Игроки по очереди, выбирают бабочку, зачитывают вопрос и дают ответ. Если отвечает правильно, то баллы засчитываются. 

- Что изучает раздел орфография?
 
- Что такое орфограмма ?
- Чтобы проверить правописание проверяемой безударной гласной в корне слова нужно…?
- В каких словах после Ж, Ш пишется Ю?
- Вспомните правило правописания непроизносимых согласных в корне слова?
- Назовите самостоятельные части речи?
 

- Как называются слова с близким лексическим значением?
- Как называются слова с противоположным лексическим значением?
 
- Какие предложения называются нераспространёнными?
- Перечислите морфемы.
 
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
 
- Какие существительные относятся к 1 и 3 склонению?
 
- Когда после шипящих на конце слов пишется Ь?
 
- Какие глаголы с НЕ пишутся слитно?

3. Происхождение фразеологических оборотов (3 балла)                                                Усложняем задание. Сейчас мы будем говорить об устойчивых выражениях или фразеологических оборотах, об их происхождении. Например, как образовался фразеологический оборот « Зарубит себе на носу» и что он означает? Означает - запомнить. Произошел оборот в древние времени, когда гонцы из одного племени переносили каменные пластинки с рисунками, рубками для жителей другого племени, таким образом, передавали информацию. То, что они носили (каменные пластинки) - называли «носом» от слова «носить». Сделать зарубку рисунком на камне значит запомнить и передать информацию.

Задание: Объясните за 1 минуту значение фразеологического оборота: « Как с гуся вода!»
Правильный ответ: у всех водоплавающих птиц, в том числе и у гуся, оперение покрыто жировой смазкой, которая выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру. Обозначает: всё нипочём.
Задание: Объяснить значение фразеологического оборота « На лбу написано» Правильный ответ: в древности у всех преступников ставили клеймо на лице (на лбу) раскаленным железом, оставляя уродливые шрамы, обозначая их горькое, преступное прошлое. В современной жизни обозначает: человек что-то скрывает, но это ему плохо удается, по его лицу видно, что у него какая-то тайна.

4. Конкурс «Самый грамотный»,  

Командиры выполняют индивидуальные задания - исправляют ошибки .

Здраствуй Леша! пишит тибе твой друк. У миня щас каникулы и я отдыхаю на море. Сдесь очень красива. Люблю купаца и загорать. Дасвиданье. 


Привет олег! как у тебя дила? Я жыву харашо. Люблю играть в кампъютер гулять с сабакой. Олег приежай ко мне в гости а я тебя буду ждать.

Остальные участники составляют предложения по схемам:
( Когда…), [ ]. [ ], и [ ].
А : «П !» «П.?»- а.

5.Конкурс «Сообрази».                                                                                                                 Задание: Составьте из данных слов предложение, изобразите схему.


Блеснул, природу, оживил, луч, и, на, востоке.

(Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.)

Птицы, лес, пением, их, проснулись, наполнился.

(Проснулись птицы, и лес наполнился их пением.)

6
.  «Фонетика», «Орфоэпия»

1.
 Прочитайте слово лен по звукам справа налево. Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове
 молокозавод?  Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова:

С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.


Ответ: коса – коза.

7. Мини-тест по фонетике. (Раздаются листочки с заданием для каждой команды).

1 вариант.

1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) приём. в) люк.

б) литься. г) бьют
.


2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) лесник. в) шипуч.

б) часть. г) ученик.

3.В каком слове произносится гласный звук [ а ] ?

а) участь. в) тянуть.

б) явный. г) трясти.


4. Какой согласный звук не имеет пары по глухости – звонкости?


а) [ в ]   б) [ ж]   в) [ б ]   г) [ м ]

5. В каком слове есть согласный звук [ з ] ?

 а) паровоз б) сдача

б) сказка в) груз

2 вариант.

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?


а) юг. в) заяц.

б) перья. г) яблоки.

2. В каком слове три мягких согласных звука?

а) пилишь. в) пришить.

б) житель. г) ясень.

3.В каком слове произносится гласный звук [а] ? 

а) притяжение в) связист

б) ямщик г) жалеть

4. Какой согласный звук не имеет пары по глухости – звонкости? 

а) [ ш ]    б) [ т]    в) [ р ]   г) [ в ] 

5. В каком слове есть согласный звук [ б ] ? 

а) обстановка.  в)дробь.

б) столб.    г) чащоба.
 


8. Конкурс для командиров. «Произнеси правильно».

1.Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски, на доску.

2.Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла.


8. Конкурс «Лексика»

«Кто быстрее?».

Задание: Отгадайте слово по лексическому значению и напишите на доске. (1 балл)


Как называются слова с близким лексическим значением?
(синонимы) Свои примеры.


Как называются слова с противоположным лексическим значением?
(антонимы)

Часть города, ограничивающаяся улицами. Четвёртая часть города
(Квартал).

Собрание засушенных растений.
(Гербарий).

Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолёта.
(Парашют).

Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года.
(Календарь).

Старый воин или человек, который где-либо долго работал. (Ветеран).


9. Конкурс «Скороговорщиков»

Вызвать для участия по два человека из команды. Каждый получает по одной скороговорке. Проговорить её нужно быстро по 3 раза. Кто запнётся, выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель остаётся. (1 балл)
 

1 команда.

Три дровосека на трёх дворах дрова рубят.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.


2 команда.


Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.


V. Подведение итогов.  Жюри подводит итог. Награждает победителей.

Команда, набравшая большее количество баллов,  читает стихотворение:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

-Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи

-Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён                     ...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

Методические рекомендации для учителей английского языка «Учет пространственных семантических признаков в обучении лексике английского языка»

Данная статья содержит практические рекомендации, нацеленные на устранение трудностей у учащихся при изучению лексики английского языка - названий природных объектов, имеющих в своем значении простран...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...