Главные вкладки

    Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
    методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Ульянова Антонина Ефремовна

    Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предложения по организации словарной работы на уроках русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_slovarnoy_rabote.docx33.07 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Чусовитинская средняя общеобразовательная школа»

    Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

    Автор: Ульянова Антонина Ефремовна

    Должность: учитель русского языка и литературы

    Ленинск – Кузнецкий

     2016

    Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предложения по организации словарной работы на уроках русского языка.

    Автор: Ульянова Антонина Ефремовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Чусовитинская средняя общеобразовательная школа», I квалификационная категория, e-mail: budnik25@yandex.ru

    Пояснительная записка

                    Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Чем богаче речь человека, тем полноценней его речь. Однако не все понимают важность той роли, которую играет словарный запас при овладении детьми грамотным письмом. Для усвоения многих грамматических правил учащимся нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова, но это возможно только при большом словарном запасе.

            Работе над словарным запасом учащихся в школе необходимо уделять  особое внимание. Особенно это актуально сейчас, при переходе на ФГОС. В Стандартах второго поколения зафиксировано, что слово – это форма существования национальной культуры, основное средство познания, общения, хранения и передачи информации. Задача учителя русского языка открыть ученику эту значимость слова, показать ему возможности слова как основной единицы языка, речи, показать пути совершенствования владения словом как одного из инструментов совершенствования личности. Рационально организованная работа над словом способствует достижению целей и задач, поставленных стандартом второго поколения: формированию коммуникативной компетентности школьников, обучению смысловому чтению текста, обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов, формированию ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

            Важнейшим направлением в работе учителя русского языка и литературы является формирование и совершенствование навыков грамотного письма. Большое значение здесь имеет работа по каждому отдельному слову: определение его лексического значения, практической значимости. Такие уроки позволяют решить следующие задачи: познавательную – знакомство со значением слова, его этимологией, практическую – овладение нормами литературного русского языка, обогащение словарного запаса через синонимию слов. Данная работа развивает фонематический слух, прививает любовь к родному языку. Грамотно организованная словарная работа на уроках русского языка обеспечивает умственное и речевое развитие учащихся, способствует оптимальному усвоению программного материала.

    Методические рекомендации

    по организации словарной работы на уроках русского языка

            Одной из проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.
    Качество владения устной и письменной речью заключается в количестве словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:
    1.Расширение словарного запаса ученика;
    2.Перевод слов из пассивного запаса в активный;
    3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.

    Содержание работы по развитию речи идет по трем направлениям:

    - овладение нормами литературного языка;

    - обогащение словарного запаса и грамматического строя;

    - обучение различным видам речевой деятельности

    1.  Овладение нормами литературного языка

    Учащиеся должны владеть определенными произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

    Достижению поставленной цели способствуют:

    -  письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства;

    -  свободный или творческий диктант;

    -  письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

    -  конструирование  словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

    -  замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

    -  сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

    -  выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.

    Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:

    -  заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается):

    Как у нашей Марфы

    Есть в полоску шарфы

    Отлетела от костра

    И погасла быстро –

    Коль неверно, то искра,

    Если верно – Искра!

     (С. Белорусец)

    -   орфоэпические диктанты:

    Расставьте ударения:

    Алфавит, баловать, дефис, досуг, дышащий, занял, звонит, искони, каталог, красивее, мельком, намерение, облегчить, повторим, понял, процент, реквием, ремень, свекла, сколькими, статуя, украинский, форзац, хозяева, цемент, центнер, щавель.

    ОРФОЭПИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 7 класс

    I вариант

     Баловать, брала, диспансер, досуг, занята, звонит, изобретение, каталог, корысть, красивее, медикаменты, мусоропровод, намерение, начала, обеспечение, облегчит, пересоленный, повторишь, понял, премированный, прожита, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

    II вариант

     Балую, баржа, диспансер, дышащий,  занято, звонишь, искони, квартал, мельком, красивее, медикаменты,  намерение, начала, обеспечение, облегчит, пересоленный, повторишь, понял, премировать, прожита, свекла,  углубить, феномен, форзац, цемент

    -  проговаривание вслух по слогам необходимого материала;

    -  объединение слов в определенные группы с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.:

    Объедини слова в группы. Объясни, по каким признакам произошло объединение:

    Стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей;

    Аквариум, стол, река, чайник, плита, табурет, озеро, нож, ложка, раковина, бассейн.

    Объедините глаголы, близкие по смыслу, в четыре группы: утверждать, сказать, предполагать, доказывать, сообщить, рассчитывать, написать, отрицать, попросить, надеяться, удивлять, поражать, изумлять, спросить

    .

    Эффективность этих приемов увеличивается при использовании иллюстративного материала, игровых форм работы, при  демонстрации презентации, выполненной самими учащимися и  составлении лингвистических сказок, басен.

    2.   Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

    В работе по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся учитель может использовать следующие приемы и методы:

    словарная работа

    -  работа со словами, фразеологизмами,  данными в учебнике: условно разбиваются все слова,  данные в рамках, на  смысловые группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), поясняется их лексическое значение, составляются с ними предложения и тексты-миниатюры;

    -  различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (читается толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант:

    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    6 класс

    Безбрежный простор; беззвёздная ночь; ранний рассвет; безоблачный день; распахнуть окно; вспорхнула птица; расправила крылья; взлетела на сосну; бесшумно подойти; расцвели ландыши. Описать происшествие; исследовать причину; расспросить свидетелей; бессердечный поступок; холодный расчёт; избежать опасности; исполнить долг. Научное исследование; разработать план; рассмотреть заявление; изучить материалы; возобновить занятия; сдать экзамены; расположиться на отдых. Бессвязный лепет; беззаботное детство; возбуждать интерес; испугать ребёнка; безграничная любовь; беспокойная ночь. Исчезнувший остров; изучить материалы; восстановить данные; неисчерпаемые богатства; новое здание; непрерывные исследования. Возобновить подписку; распространять газету; известить о событии; исправить ошибку; бесспорное утверждение. Сбивать сливки; берегите здоровье; здешние порядки.

    - сочинение-миниатюра по опорным словам:

    1.Напиши сочинение-миниатюру по опорным словам, которые нужно использовать в качестве составных глагольных сказуемых. С помощью опорных слов определи тему текста. 2.Озаглавь текст.
    3.Люблю читать, нравится переживать, могу придумывать, привык рассматривать, люблю перенимать, стараюсь видеть, продолжаю вспоминать;

    -  карточки с разнообразными заданиями:

    Словарные диктанты

    6 класс

    Резкий ветер, январский мороз, обширная территория, таять на земле, расположиться у костра, под синим небом, бирюзовый оттенок, прилагать усилия, ноябрьская встреча, подъехать к ручью.

    Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку;

    2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

    В поздн… осень, над туман… землёй, исчезают (в)далеке, к ближн… берегу, услышиш(?) пение, б…гряный закат, известить о побед…, р…стут на опушк…, р…сточки картофеля, подр…сла морковь.

    Задания: 1) письменно объяснить выбор орфограмм в словах;

    2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

    Про…вить г…роизм, чествовать солдата, посв…тить жизнь, часть те(р,рр)итории, легендарный экипа…, орден на кител…, вернуться с товарищ…м, чу(?)ствовать опас(?)ность, теряться (в)далеке, проб…раться меж…й.

    Задания:1) устно объяснить выбор орфограмм в словах с пропусками и скобками, подготовиться к написанию под диктовку;

    2) подчеркнуть слово с чередующейся гласной в корне.

    -  «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;

    -  работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);

    -  «Справочное бюро»   - работа со словарями: поиск  «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;

    -  традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

    Обогащение грамматического строя речи учащихся

    -  упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования:

    Составьте предложения по схемам

    1.[-и- =], а [- =].

    2.[- =], и [-,- =].

    3.[- =],[- =],(чтобы - =).

    -  упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

    3. Обучение различным видам речевой деятельности

    Обучение слушанию:

    -  повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

    -  записать во время слушания опорные слова;

    -  конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).

    Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

    От правильного обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, его отношения к учению, школе, самому себе.

    Цель совершенствования техники чтения в средней школе — научить «зрелому» чтению: высокой скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

    Это методика оптимального чтения Г.С. Швайко, система И.Т. Федоренко — И.Г. Пальченко, методика В.Н. Зайцева и др. В.Н. Зайцев рекомендует обучать учащихся оптимальному чтению -  в темпе разговорной речи, обеспечивающем осмысление. Это темп 120— 150 слов в минуту. Как же добиться оптимальной скорости чтения?

    Необходимо иметь в виду следующие рекомендации:

    1.     Важна не длительность,  а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшие по объему упражнения.

    2.     Выбрать режим «жужжащего чтения». «Жужжащее» чтение было одним из основных элементов обучения в школе В.А. Сухомлинского. Все ученики читали одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас почти все специалисты удостоверились в эффективности такого чтения.

    3.     Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

    4.     Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением.

    5.     Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты.

    6.     Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременным отдыхом), который необходим в том случае, если ребенок не любит читать.

    Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить непринужденную беседу в связи с прочитанным, поэтому необходимо стараться как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение, подбирать тексты на актуальные проблемы современности. Использовать в работе следующие вопросы и задания:

    -  прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

    -  прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);

    -  разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

    -  придумать альтернативное продолжение произведения;

    -  проанализировать происходящие в произведении события,  охарактеризовать героев в ракурсе современности.

    Стремясь оживить процесс работы, для  отработки орфограмм и пунктограмм   можно использовать поэтические  и прозаические тексты, по которым учащиеся предварительно готовятся к выразительному чтению и обсуждению в классе. Такой вариант  принимается ребятами с удовольствием.

    Обучение устной и письменной речи

    Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.

    Не будем подробно останавливаться на традиционных сочинениях и изложениях. Приведем примеры других форм, которые можно активно использовать в работе:

    -  сочинение-репортаж на актуальную тему современности;

    -  составление лингвистической сказки, басни  (можно использовать на уроках русского языка для объяснения нового материала);

    -  интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным  политическим или общественным деятелем;

    -  составление  фантастических рассказов, утопий:  «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»;

    -  отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки;

    -  подготовка и организация диспутов и дискуссий  на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи.  Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы»,  «Албанский язык» за и против»;

    -  доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте;

    -  портретный  и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе);

    -  составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык».

    Для анализа творческих работ и работ над ошибками необходимо выделить отдельный урок или рассредоточить эту работу на ближайших уроках.

    Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у учащихся способности к самовыражению в речи, уважительного отношения  к слову, бережного с ним обращения, потребности в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи – достижима лишь при систематической работе.

    Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и  постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий.

    Список рекомендуемой литературы:

    1. Аббасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. 2002, No 5, С.56-61

    2. Алгазина Н.Н. Методика обучения непроверяемым написаниям. – М.: Просвещение, 1977. – 152 с.

    3. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – No 5. С. 39–40.

    4. Аргунова  В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

    5. Болотов В.А.  О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях // Мир русского слова. – No 02. – 2002.

    6.  БондаренкоА.А. Учим русскому языку по-новому! // Сибирский учитель. – No 6. – 1999.

    7. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – No 3. – 1984.

    8.  Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости  // Материалы научно – практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

    9. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М., 1999. – 189 c.

    10. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». – 1997. – No 5. С. 8–15.

    11. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». – 1989. – No 2. С. 34–36.

    12.  Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка –

    один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». – 1998. – No 2. С. 32–35.

    13. Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка // Материалы научно – практической конференции. – М.: Издательский дом «Первоесентября», 2004. – 478 с.

    14.  Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. - 180 с.

    15.  Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1996. – 76 с.

    16. Сидоренко Л.Д. Диагностика при обучении орфографии // «Русский язык в школе». – 2002. – No 1. С. 36–38.

    17. Скороход Л.К. Словарная работа русскогоя зыка. – М.: ВЕЧЕ, 1990. –  

    96 с.

    18. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1995.

    19. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Центр, 1991. – 218 с.

    20. Ушинский К.Д. Собр. Соч. – Л., 1988. - 89 с.

    21.  Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

    22. Шаталов В.Ф.  Куда и как исчезли тройки? – М., 1979;

    23. Шаталов В.Ф.. Точка опоры. – М., 1987

    24. http://www.1september.ru

    25. http://www.uroki.net/docrus.htm

    26. http://www.likbez.spb.ru/tests/ Тесты

    27. http://www.ipmce.su/~igor/osn_prav.html Правила грамматики

    28. http://www.yamal.org/ook/ Опорные конспекты по орфографии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

    Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...

    Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

    Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён                     ...

    Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

    В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

    Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

    Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....