Методические рекомендации для учителей английского языка «Учет пространственных семантических признаков в обучении лексике английского языка»
методическая разработка по английскому языку на тему

Добренькова Оксана Сергеевна

Данная статья содержит практические рекомендации, нацеленные на устранение трудностей у учащихся при изучению лексики английского языка - названий природных объектов, имеющих в своем значении пространственные признаки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации для учителей английского языка «Учет пространственных семантических признаков в обучении лексике английского языка»

        Целью обучения лексике является научить учащихся употреблять лексические единицы иностранного языка в соответствии с коммуникативной задачей, распознавать и понимать значение лексических единиц в процессе восприятия для получения информации. Рассмотрим некоторые методические рекомендации для учителя и учащихся по использованию результатов данного исследования при введении и тренировке использования рассмотренных лексических единиц в школе.

        Базовый лексический минимум для ЕГЭ по английскому языку включает в себя такие названия природных объектов, как: bank, beach, coast, island, lake, land, ocean, river, sea, seaside, shore, canal, desert, field, forest, hill, mountain [40]; А. Ягудена добавляет к этому списку слово rainforest [57]; авторы серии учебников Spotlight выделяют слова coral reef [2], rainforest [1], rock, bottom [4], lake, stream, desert, grassland, wetlands, woods, cave, cliff, marsh [3].

Обучение лексике представляет собой важный аспект обучения иностранному языку и сопряжено с определенными трудностями. Среди трудностей усвоения лексики выделяют трудности усвоения формы слова (графической или звуковой), трудности усвоения значения слова, трудности усвоения правил употребления слова (например, управления глагола). Таким образом, при обучении лексике учителю необходимо снимать такие трудности.

Для преодоления трудностей, связанных с усвоением формы слова и его значения, в определенных случаях рекомендуется проводить параллель с родным языком, когда слова иностранного языка очень похожи на слова родного языка (в большинстве случаев названия природных объектов будут заимствованы из английского языка в русский). Таким образом, в качестве приема семантизации можно использовать такой беспереводной прием, как указание на созвучие со словами родного языка.

К группе слов, при ознакомлении с которыми этот прием может оказаться полезным, отнесем следующие изученные нами лексические единицы, которые могут встретиться в школьной программе: alp (горная вершина, слово созвучно названием горной цепи «Альпы»), archipelago (агхипелаг), atoll (атолловый остров), barchan (бархан), canyon (каньон), cascade (водопад, каскад воды), channel (канал), crater (кратер), delta (дельта реки), dune (дюна), fjord (фьорд), grotto (грот, пещера), iceberg (айсберг), lagoon (лагуна), massif (горный массив), oasis (оазис), ocean (океан), peak (горный пик, горная вершина), plateau (плато), prairie (прерия, степь), reef (риф), reservoir (резервуар, водоем), terracing (земля, спускающаяся вниз террасами), volcano (вулкан). Данные слова могут встретиться в текстах, предназначенных для чтения или аудирования, в текстах на страноведческие темы.

К упражнениям, нацеленным на усвоение созвучия между словами иностранного и родного языка, которые означают один и тот же объект (в данном случае важно предупредить учащихся о существовании так называемых «ложных друзей переводчика» – слов, которые очень напоминают слова родного языка, но несут совершенно другое значение, например, artist – художник), можно отнести следующие:

  • Listen and repeat. Which of these words sound similar in your language?
  • What are the words in English that mean and sound the same in your language? Find them.

При обучении учащихся лексике, обозначающей названия природных объектов, необходимо также отметить, что значение некоторых английских слов уже, чем значения их эквивалентов в русском языке. Например, в русском языке есть слово лес        , в английском языке ему соответствуют слова forest (обширный участок земли с густым лесным покровом) и wood (небольшой участок земли, покрытый деревьями). Другим похожим примером является слово берег в русском языке и его аналоги bank (берег реки), shore (берег океана, моря, озера или другого большого водного пространства) и coast (берег моря или океана) в английском. Для снятия данной трудности и разграничения значений данных слов учителю необходимо прибегнуть к пояснению их значения – то есть дать дефиницию, в которой будут подробно описываться отличительные пространственные признаки, заключенные в значении слов (в данном случае, таким пространственными признаками являются размер и границы).

Несмотря на то, что не все изученные нами лексические единицы знакомы учащимся в рамках школьной программы, они могут самостоятельно вывести значение некоторых из них, если в их составе есть знакомый им компонент, например, -land: grassland, highland, lowland, upland, wasteland, wetland, woodland и другие. В такой ситуации учителю необходимо указать учащимся на наличие знакомого им компонента слова и дать им возможность самим восстановить значение нового слова. В дальнейшем этот компонент будет узнаваться учащимися и в других словах, а идея, которую он передает, поможет догадаться об их значении.

Таким образом, одним из беспереводных приемов семантизации является указание на словообразовательный элемент, несущий определенное значение. К таким элементам можно отнести выделенные нами в параграфе 2.2 морфемы с пространственными признаками: back-, -let, -land, -line, -bank, -top, head-, up- и другие. Примерами упражнений, направленных на усвоение лексики, содержащей пространственные семантические признаки, являются:

  • In the following row of words there is one 'odd man out' that behaves differently from the others in a morphological or semantic way.

a) Find the 'odd man out' and underline the word!

b) Explain the feature of word-formation that the other words have in common!

Booklet, streamlet, piglet, ringlet.

  • Complete the matrix (Таблица 2), which shows possible connections of morphemes! Which combinations are possible? Please tick! Give the Russian equivalents.

Таблица 2 – Complete the matrix

stream-

coast-

wood-

tide-

water-

sea-

up-

high-

-let

-fall

-floor

-line

-land

-side

-shore

-mount

  • Which of the following words is not a derivative? Underline the word! Explain the meanings of the morphemes by giving a paraphrase!

Headland, landowner, wasteland, landau, grassland, woodland, landlord.

Все рассмотренные лексические единицы можно классифицировать, исходя из типа природного объекта и представить следующим образом в виде таблицы (Таблица 3):

Таблица 3 – Классификация рассмотренных названий природных объектов

Возвышенности рельефа и их части: горы, холмы, склоны

acclivity, alp, ascent, barchan, barrow, ben, berg, bluff, brae, brow, butte, cliff, climb, crag, dome, down, drumlin, dune, elevation, eminence escarpment, esker, fell, foot, foothill, highland, hill, hillock, hillside, hilltop, hummock, hump, knap, knoll, kop, ledge, levee, massif, mesa, monadnock, mound, mount, mountain, nunatack, palisades, peak, pike, pinnacle, precipice, reef, ridge, rise, rock, sandbank, sandbar, scar, scarp, seamount, sierra, slope, spur, stack, steep, summit, talus, top, tor, upland, volcano

Острова, полуострова

archipelago, atoll, cay, island, isle, islet, peninsula

Реки и их части, каналы

bayou, beck, bend, bourn, branch, brook, brooklet, burn, channel, creek, delta, ditch, estuary, feeder, ford, fork, head, meander, midstream, mouth, outlet, oxbow, rapids, rill, river, riverbank, riverside, rivulet, runnel, spring, stream, streamlet, tributary, wadi, watercourse, whirlpool

Заливы и бухты

arm, basin, bay, bight, cove, firth, fjord, floodplain, gulf, inlet, lagoon, laguna

Углубления рельефа: ущелья, овраги, расщелины

arroyo, canyon, chasm, clough, crater, crevasse, glen, gorge, gulch, gully, ravine

Лесистая местность

backwoods, boscage, brake, clump, coppice, copse, cover, covert, forest, grove, rainforest, stand, thicket, timberland, wood, woodlands

Обширная местность, отличающаяся по своим характеристикам от окружающей среды

barrens, bolson, dale, dell, desert, field, glacier, glade, glassland, grazing, heath, hinterland, ice floe, ice shelf, iceberg, lea, littoral, lowland, mead, meadow, oasis, oilfield, outback, pampas, park, pasture, peneplain, plain, plateau, playa, prairie, scrub, tableland, terracing, tract, vale, valley, veld, wasteland, water meadow, weald, wolds

Берег, побережье

bank, beach, brink, coast, coastline, seashore, seaside, shore, shoreline, strand, tideline, waterside

Моря, океаны, их части

bed, bottom, brine, ocean, sea, seabed, seafloor, shallows

Озера, мелкие водоемы

billabong, lake, lakelet, lakeside, loch, lough, mere, pool, reservoir, stank, tarn, waterhole

Заболоченная местность

bog, fen, marsh, mire, moor, moorland, morass, quag, quagmire, slough, swamp, wetland

Мысы

cape, foreland, foreshore, headland, ness, promontory, spit,

Водопады

cascade, cataract, falls, waterfall

Пещеры

cavern, cirque, corrie, grotto

Перешейки

isthmus, strait, tombolo

На основе данной классификации можно предложить учащимся упражнения, нацеленные на тренировку в использовании лексических единиц, обозначающих природные объекты, в названии которых содержатся пространственные признаки. Для этого учителю необходимо выбрать ту лексику, которой владеют учащиеся (как было отмечено выше, не вся рассмотренная нами лексика входит в лексический минимум учащегося средней школы). Возможные упражнения, основанные на данной классификации, включают в себя следующие (в зависимости от ступени обучения и уровня владения языком учитель может выбрать те упражнения, которые сочтет наиболее эффективными):

  • In groups draw or build a model or a terrain layout of your region/country. Consult a geographical map if needed. Present the results of your work to your classmates, describe the picture/model. Ask each other questions.
  • Draw an intellectual map showing the following natural objects. Consider their size, height, length etc.: lake, sea, mountain, pool, hill, river, lakelet, valley…
  • Prepare a project about a group of natural objects of your region/famous natural object. Speak about their peculiarities. Make a presentation to provide visual prompts.
  • Look at the geographical map below and sign the natural objects shown here.
  • Listen to the description of the place the person lives in and name the place. Where is it?
  • Look at the geographical features below and say: what can be high? What can be deep? What can be wide? What can be narrow?

Lake, mountain, stream, ocean, waterfall, volcano, sea…

  • Sign the geographical features given on the poster. Which of them can you find in your country/region?
  • Solve the crossword puzzle. The pictures of the geographical features and the definitions help you.
  • There are ten words in this circle. Find the names of geographical features and write them down into your exercise book.
  • Write the words under the pictures. Match the words with their definitions.

Создание интеллектуальных карт, макетов и проектов способствует не только лучшему усвоению учащимися новой лексики, обозначающей природные объекты, в названии которых содержатся признаки пространства, но и развитию когнитивной компетенции – учащиеся будут развивать в себе совокупность компетенций в сфере самостоятельной репродуктивной, а также продуктивной деятельности, которая соотносится с объектами реальной действительности. Таким образом, подобные задания развивают не только предметные, но и метапредметные умения учащихся.

Для организации тренировки учащихся в использовании лексики, обозначающей названия природных объектов, содержащих в своих названиях пространственные признаки, можно предложить учащимся следующее упражнение: учащимся необходимо изучить иллюстрацию (Рисунок 1) и выполнить следующее задание.

Рисунок 1 – Geographical featuresC:\Users\ADM\Desktop\geographical-features_19208_1.jpg

  1. Look, read and circle the correct answer.
  1. There’s some snow on the top of the mountain/hills.
  2. A wooden bridge connects the island/forest to the mainland.
  3. We can grow potatoes on the hills/farmland.
  4. There was a fire in the beach/forest three years ago.
  5. Let’s go swimming in the sea/coast.
  6. Why don’t we go up the waterfall/hills?
  7. Some daredevils have tried to go down the peninsula/waterfall in barrels.
  1. Complete the sentences with words from the picture.
  1. We like going on picnics in the beautiful green __________.
  2. You should never go near the edge of the __________. It’s dangerous.
  3. In the summer we spend almost all of our time on the __________ playing and having fun.
  4. In winter, huge waved crush on the __________.
  5. We should build a lighthouse at the edge of the __________.
  6. Mount Olympus is the highest __________ in Greece.
  7. Our __________ is full of delicious tomatoes.

        Упражнения также могут быть комбинированными, то есть посвященными не только овладению лексикой. Например, упражнения, нацеленные на обучение чтению, также могут использоваться для усвоения лексики. Приведем пример упражнения, целью которого является ознакомление учащихся с новой лексикой (названиями природных объектов) [62]:

Read the following conversation between two friends (Juan and Peter). Juan is describing to Peter a walking holiday he recently went on.

From the context, try to guess what geographical features/objects the words in bold are.

Peter: How was your holiday?

Juan: Really good! We went walking in the mountains in a part of northern Spain called Picos de Europa.

Peter: I've never heard of the place before. What's it like?

Juan: It's really green and really beautiful. Here's a photo I took of the mountains with a lake at the bottom of them. Because the water doesn't move in the lake and it's big, it is safe to go swimming in the lake.

Peter: Looks beautiful.

Juan: Here's another photo of a lake. You can see at one end of it there's a tall wall of stone stopping the water leaving. You call that a dam in English, don't you?

Peter: It's called a dam. But you don't call the water behind the dam a lake (although it looks like one), because it's artificial/man-made and the water in it goes to people's houses for drinking or washing. In English, we call that a reservoir.

Juan: I didn't know that. I have a question. What do you call a small lake in English?

Peter: If it's small and not very deep, we call it a pond in English.

Juan: So much vocabulary to learn. Anyway, back to my holiday. Everyday we went walking in the mountains. There are some beautiful rivers when you are walking up the mountains.

Peter: Were the rivers big or small?

Juan: Why do you ask?

Peter: We use different names in English depending on the size of the river. If it's big and wide, it's called a river. If it's small and not very wide, then it's called a stream.

Juan: They weren't big. So, there are some beautiful streams when you are walking up the mountains. I have a question, Peter. What do you call the parts of a stream or river where the water in it is moving very fast over rocks and the water looks white?

Peter: They are called rapids in English.

Juan: Well, there are rapids in the streams there. And there is an amazing waterfall on one of the streams there. The water of the stream falls vertically in the air for 10 metres.

Peter: Cool.

Juan: We stopped and had lunch there one day. We sat at the side of the stream below the waterfall.

Peter: In English, we don't normally call the land next to a river or stream the side. We call it a bank.

Juan: Ok, we sat at the bank of the stream then. One of the good things about Picos de Europa is that you can drink the water, so you don't have carry a lot of it when you are walking.

Peter: What! You drank the water from the streams or lakes? Isn't that bad for your stomach?

Juan: Not from the streams or the lakes, but from the places where water comes to the land surface from underground. Don't you call a place like this a spring in English?

Peter: Yes, you do. It's safe to drink the water from springs normally.

Juan: I have another question for you.

Peter: Ok.

Juan: What do you call a river which is man-made? You have a lot of them in England.

Peter: We call that in English a canal. A canal is man-made and unlike a river, the water in it doesn't move.

        Такое упражнение может быть эффективно использовано в старших классах или классах с углубленным изучением английского языка с целью овладения новой лексикой. Достоинством такого упражнения является то, что учащиеся самостоятельно раскрывают значения выделенных слов, используя языковую догадку и значения знакомых им слов в дефинициях. Задачей учителя в данном случае будет организовать работу учащихся с текстом – дать установку на новый вид деятельности (чтение), стимулировать мотивацию к работе с текстом (например, дать задание на прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям, ассоциациям, выделенным словам), снять языковые и содержательные трудности (за исключением тех слов, значение которых учащимся предстоит вывести самостоятельно).

        Таким образом, нами были рассмотрены различные виды упражнений, нацеленные на обучение учащихся лексике английского языка – овладение названиями природных объектов, в значении которых заложены пространственные признаки. При работе с такой лексикой важно обращаться к семантической структуре слова, а также учитывать те пространственные признаки, которые в ней заложены, так как во многих случаях именно пространственные признаки будут отличать один природный объект от другого, схожего с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён                     ...

Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи

Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...

Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи

Методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи...