Актуальность использования исследовательского метода обучения в современной школе
статья на тему

Статья содержит информацию, доказывающую необходимость использования исследовательского метода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_isp-iya_issled-go_metoda._vystuplenie..docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

            Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Поэтому в наши дни, когда происходит быстрая смена технологий, речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление и возможности его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

              В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями, обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. От подготовленности российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние будущих поколений.

             Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач?

             В частности среднее общее образование направлено на:

- развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося

 -формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе профильности

- подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

               Ребята должны быть вовлечены  в исследовательскую деятельность, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли.

              Но фундаментальной базой для всего этого должно стать образование, полученное в начальной школе. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Одним из основополагающих методов осуществления этого процесса является исследовательский метод. В его основе, как всем известно, лежит важнейшая потребность человека в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.

             В результате его применения происходит формирование универсальных учебных действий  в познавательных, личностных сферах, а также способности к организации самостоятельной учебной деятельности. У учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Ученик научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий  с использованием учебной литературы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

             Если говорить о метапредметных результатах освоения основной образовательной программы по новым федеральным стандартам, совершенно очевидно, что они практически все также основаны на применении исследовательского метода:

-умение самостоятельно определять цели и составлять планы

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

            Таким образом, многие аспекты новых образовательных стандартов основаны на применении исследовательского метода обучения. Это доказывает его актуальность в современном образовании. Более того в статье «Обязанности и ответственность педагогических работников» законопроекта Об образовании в Российской Федерации прописано «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира», а также «применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.»

Литература:

  1. Законопроект Об образовании в РФ. Глава 7. Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
  2. Законопроект Об образовании в РФ. Глава 5. Статья 49. Обязанности и ответственность педагогических работников.
  3. Проект ФГОС. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Метапредметные результаты.
  4. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.-М.:Просвещение, 2011.-С.14-17.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.М.:Просвещение, 2011.-С. 3-6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных форм обучения в современной школе

В статье раскрывается понятие дистанционного образования. Наряду с традиционным образованием в современное время возможно использование дистанционных форм и технологий обучения. ...

Нарративные методы обучения в современной школе

В статье раскрываются педагогические возможности нарратива в современной школе. Детально анализируется сущность понятия «нарратив», особенности его применения в педагогической практике. Подчёркивается...

Исследовательский метод обучения в начальной школе. Исследования в искусстве.

Исследовательский метод обучения в начальной школе может быть реализован в виде работы по освоению школьниками пректной деятельности.О требованиях к проекту.О теории и практике работы....

Интерактивные методы обучения в современной школе.

Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основ...

Актуальность метода проектов для современной школы.

Положения современного образования: - от школы заучивания к школе развития; - построение отношений учителя и ученика на основе диалога; - работа в группах, сотрудничество, ведение диску...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...