Водоросли и их роль в природе для человека
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Зайцева Наталья Станиславовна

Урок  разработан  к учебнику биологии   " Линия жизни" 5-6 класса Пасечника В.В, Суматохина С.В. 

Технологическая карта оотражает все этапы образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_bio_5_kl.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Зайцева Н.С.

Класс 5

Предмет: биология

№ урока в ПР

Дата 12.03.2020

Тема:Водоросли и их роль в природе и для человека

Тип: изучения нового материала

Цель: Познакомить учащихся с многообразием растений, особенностями их строения и жизнедеятельности;

дать представление о многообразии водорослей, их роли в природе и жизни человека

Задачи: сформировать представление о водорослях, их строении; научить отличать водоросли от других растений.

. :расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.

:развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к водорослям; устанавливать черты сходства и различия у представителей водорослей; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;объяснять роль водорослей в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека

 Р– научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможностьнаучиться:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

П –научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

К –научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться:принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит

Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; навык нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; уважительное отношение к старшим и младшим товарищам

Межпредметные связи:

Ресурсы урока:дидактический материал

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Актуализация необходимости знаний

Организует тестовую работу

Проводит проверку теста

Проводит тестирование по теме «Бактерии. Грибы»

Выполняют тест Используют знания при ответе на вопросы. Проводят анализ. Сравнивают. Устанавливают причинно-следственные связи

Осуществляют проверку под руководством учителя и ставят оценку в оценочный лист

 Мотивация познавательной деятельности

Вводная   беседа

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Записываем тему урока

 назовите царства , с какими мы познакомились?

-Попробуйте отгадать загадку и определить о каком царстве мы будем сегодня говорить.

1.Сидит красная девица в темнице, а коса на улице.(Морковь)

2.К нам приехали с бахчи полосатые мячи.(Арбузы)

3.Только тронь отдернешь ладонь:
Обжигает трава как огонь. (Крапива)

Какую роль выполняют зеленые растения на планете?

– Жизнь на Земле смогла развиваться благодаря наличию кислорода, который выделяют в процессе фотосинтеза зеленые растения. Для всего живого на планете растения играют огромную роль. Благодаря процессу фотосинтеза в настоящее время возможна жизнь большинства живых организмов. Растения могут произрастать в разных окружающих средах. Одни растения растут на земле, а другие в воде.

Кто знает как называют растения обитающие в воде ( Водоросли).

Записывают в тетрадь тему урока

Организация  познавательной  деятельности

Классификация водорослей

Демонстрация таблицы Многообразие водорослей.

Запись понятия в тетрадь

Слоевище-тело водоросли

Объяснения учителя

Водоросли-это обитатели водной среды

Среди водорослей, так же как и среди грибов можно выделить одноклеточные и многоклеточные водоросли

Давайте с вами посмотрим на рисунок наземного растения и растения обитающего в воде.(показать таблицу Водоросли)

У наземных растений есть органы: корень,  стебель, лист, цветок.

У растений обитающих в водной среде мы не сможем выделить эти органы. Все их тело представлено слоевищем. Они имеют очень простое строение.

Поэтому все многообразие растений делят на высшие и низшие.

Среди водорослей встречаются  диатомовые-самые древние, одноклеточные зеленые водоросли, многоклеточные зеленые, красные и бурые.

 Рассмотрим строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады.

https://examer.ru/i/theory/bio/3011/155.png

        

Размножение происходит 2 путями: бесполым и половым

Помимо одноклеточных в природе существуют и многоклеточные водоросли например, спирогира, плавает в толще воды в виде нитчатого комка плавающего в пресных водоемах.

основным отличием от предыдущей водоросли является наличие большого количества клеток, располагающихся друг над другом, спирально закрученный хроматофор.

https://esculappro.ru/wp-content/uploads/2016/10/spirogira.png

Учащиеся записывают в тетрадь

     Водоросди одноклеточные и многоклеточные

Запись понятия в тетрадь

Слоевище-тело водоросли

Запись в тетрадь

Растения высшие и низшие

Запись в тетрадь

Водоросли: одноклеточные зеленые ,многоклеточные зеленые, красные, бурые

Работа учащихся с рисунками

Запись в тетрадь

Размножение бесполое и половое

Роль водорослей в природе и жизни человека огромна.

1.– В глубинах морей и океанов благодаря водорослям в процессе фотосинтеза образуется кислород, необходимый для дыхания живых организмов.

2.– Водоросли служат пищей для многих животных.

3.– Человек также использует водоросли в пищу. Ламинария всем нам известна под названием «морская капуста». Она содержит йод, который быстро усваивается организмом.

Закрепление материала

  1. какой способ питания характерен для водорослей
  2. как называют тело водорослей
  3. к какому царству относят водоросли
  4. чем отличаются водоросли от высших растений

Рефлексия

Учащиеся сообщают, что  нового узнали на уроке,  оценивают свою работу на уроке .