Методическая разработка урока-обобщения по теме "Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы возникновения жизни на Земле" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс)

Солодкова Ирина Викторовна

Разработка содержит презентацию к уроку, конспект и технологическую карту урока. Кроме того, представлен дополнительный раздаточный материал и маршрутные листы(инструктивные карты) для учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инструктивная карта (Ф.И)_____________________________________________

Урок-обобщение темы ______________________________________________________________________________

Цель урока________________________________________________________________________________________

Задачи урока______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

«Ничего не принимай на веру».  Объясните, в чем суть главного научного принципа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

 Задание 1. Гипотеза самозарождения жизни. Используя рисунок и знания, полученные на уроках, ответьте на вопросы (на работу 5 минут)

 Что хотел проверить Ф. Реди своим опытом?________________________________________________________  __________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Какой вывод можно сделать  из данного эксперимента? _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Круговорот азота. Используя предложенную схему круговорота азота, дополнительный материал по функциям живого вещества и полученные на уроках знания, выполните задание. Ответ запишите в инструктивную карту.

Какие функции живого вещества осуществляются с участием азота? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими живыми организмами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем особенность круговорота азота?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Проверочный тест (вариант ___  )  _________________________________________________________

                                                                                         Оценка _______________

Вывод по уроку: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта (Ф.И)_____________________________________________

Урок-обобщение темы ______________________________________________________________________________

Цель урока________________________________________________________________________________________

Задачи урока______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

«Ничего не принимай на веру».  Объясните, в чем суть главного научного принципа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

 Задание 1. Гипотеза самозарождения жизни. Используя рисунок и знания, полученные на уроках, ответьте на вопросы (на работу 5 минут)

 

 В чем заключался опыт Луи Пастера?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К какому выводу он пришел? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Круговорот углерода. Используя предложенную схему круговорота углерода,  дополнительный материал по функциям живого вещества и полученные на уроках знания, выполните задание. Ответ запишите в инструктивную карту.

Какие функции живого вещества осуществляются с участием углерода? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какими живыми организмами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочный тест (вариант ___)  _________________________________________________________

                                                                                         Оценка _______________

Вывод по уроку (что нового я узнал(а)? Был ли урок интересный, полезны? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта (Ф.И)_____________________________________________

Урок-обобщение темы ______________________________________________________________________________

Цель урока________________________________________________________________________________________

Задачи урока______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

«Ничего не принимай на веру».  Объясните, в чем суть главного научного принципа. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

 Задание 1. Гипотеза биохимической эволюции (экспериментальное подтверждение) используя рисунок и текст с дополнительной информацией, ответьте на вопросы (на работу 5 минут)

  1. Для чего была создана Миллером данная установка? В чем суть опыта?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что пытались доказать ученые, проводя опыты в данной установке?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Круговорот фосфора. Используя предложенную схему круговорота фосфора,  дополнительный материал по функциям живого вещества и полученные на уроках знания, выполните задание. Ответ запишите в инструктивную карту.

  1. Какие функции живого вещества осуществляются с участием фосфора? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какими живыми организмами?  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
  3. В чем особенность круговорота фосфора?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочный тест (вариант ___)  _________________________________________________________

                                                                                         Оценка _______________

Вывод по уроку: (что я узнал(а) нового) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема: обобщение темы «Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы происхождения жизни на Земле»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы: словесно-наглядный.

Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах, Формы контроля: взаимоконтроль(по критериям)

Дидактический материал: наглядные пособия, схемы.

Цель: обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней

Задачи:

- систематизировать знания о биосфере;

- найти взаимосвязь круговорота веществ и функций живого вещества биосферы;

- показать роль эксперимента в решении научных споров о происхождении жизни.

             - продолжить формирование научного мировоззрения на вопросы связанные с происхождение жизни на Земле.

                                                Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги

 Приготовьтесь, пожалуйста, к  уроку. Перед вами на рабочих столах лежат инструктивные карты, в которых вы будете работать. Кроме того, на столах находится раздаточный материал для работы на уроке.

2.Актуализация знаний и мотивация учащихся.

 - Перед вами на слайде перечислены термины. Посмотрите на них внимательно и попробуйте определить тему нашего урока. Слайд 1

- Обобщение темы «Биосфера». (Запишите тему урока в инструктивную карту)Слайд 2

- Как вы думаете, какая цель нашего урока и какие задачи мы можем поставить перед собой для достижения этой цели? Слайд 3

-  Обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней. (запишите в карту)

Задачи: систематизировать знания о биосфере;

  • найти взаимосвязь круговорота веществ и функций живого вещества биосферы;
  • показать роль эксперимента в решении научных споров о происхождении жизни

Итак, проблемный вопрос: Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы?

- Посмотрите небольшой видеосюжет( Слайд 4) Опыты Ф.Реди

 - Перед вами на слайде главный принцип науки «Ничего не принимай на веру!» (Слайд 5) Как этот связано с тем, что вы только что видели в сюжете?

- Почему он актуален при изучении вопросов, связанных с происхождением жизни на Земле?

- Какие вы знаете гипотезы происхождения жизни на Земле?(Слайд 5)

- Предлагаю вспомнить более подробно гипотезы абиогенеза: самозарождения и биохимической эволюции.

- Начинаем работу в парах. Возьмите, пожалуйста, лист с заданием №1. В течении 5 минут вам необходимо изучить материал и ответить на вопросы к нему. Все ответы записывайте в инструктивную карту.

Всего получается 4 варианта  задания №1.

Учитель: Ребята, время выполнения задания закончилось. Пожалуйста, озвучьте ваши ответы.

 1) Гипотеза самозарождения – опыт Ф.Реди;(слайд 6)

2) Гипотеза самозарождения - опыт Л. Пастера;(слайд 7)

3) Гипотеза биохимической эволюции – Опарина-Холдейна; (слайд8)

(Доказательства гипотезы) Слайд 9

Учитель: Таким образом, современная наука признает только естественное происхождение жизни в результате развития материи и химических сил.

С появлением живых организмов на Земле, началось формирование биосферы.

- Что такое биосфера?(Слайд 10)

- Какие составляющие компоненты выделил Владимир Иванович Вернадский?(Слайд 10)

           

Учитель: Продолжим нашу работу в парах.

Учитель: Возьмите, пожалуйста, лист с заданием № 2. Перед вами схема круговорота одного из веществ – азота, углерода или фосфора. В течении 7-10 минут вам необходимо выполнить задание, используя инструкцию.

По очереди отвечают на вопросы к своим заданиям.

Круговорот азота (Слайд 11)

Круговорот углерода (Слайд 12)

Учитель: Возвращаемся к нашему проблемному вопросу                                                                                        Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы? (Слайд 13)

Отвечают по очереди.

Учитель: Для закрепления результата вам необходимо выполнить небольшой тест. После выполнения теста, обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»

                                                              I  вариант

Выпишите номера правильных ответов.

    1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

1) гидросфера;    2) литосфера;         3) атмосфера;           4) биосфера.

    2. Учение о биосфере было создано:

 1)Ж.-Б. Ламарком;       2) В.И. Вернадским;    3) Э.Зюссом;         4) Э.Леруа.

   3.  Живое вещество – это:

1) совокупность всех растений биосферы;                      3) совокупность всех животных биосферы;
2) совокупность всех живых организмов биосферы;     4) нет правильного ответа.

   4. К косному веществу биосферы относятся:

1) нефть, каменный уголь, известняк;  2) вода, почва;  3) гранит, базальт; 4) растения, животные, бактерии, грибы.

    5. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах

1) АТФ

2) солнечный свет

3) живые организмы

4) органические вещества

    6. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,

1) сокращается число химических элементов в биосфере

2) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде

3) одни и те же химические элементы используются многократно

4) накапливается содержание кислорода в атмосфере

   

Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»

                                         Вариант 2

Выпишите номера правильных ответов.

    1. Биосфера – это:     

1) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
2) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
3) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
4) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

    2.  Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

1) жизнь;   2) биомасса;       3) живое вещество;  4) правильного ответа нет.

   3. К биокосному веществу биосферы относятся:

1) нефть, каменный уголь, известняк;     2) почва;    3) гранит, базальт;      4) растения, животные, бактерии, грибы.

    4. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвует 

1) кислород    2) живое вещество      3) климат     4) тепло земных недр

   5.  Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере, 

1) используют кислород атмосферы

2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере

3) синтезируют на свету органические вещества из неорганических

4) способтвуют образованию торфа

         6.  Гипотеза о том, что жизнь занесена на нашу планету извне, называется

1) гипотеза панспермии

2) гипотеза самозарождения

3) гипотеза биохимической эволюции

4) креационизм

  Ответы на тест (слайд 14)

I  вариант                                                      II вариант

  1. 4                                                                   1. 4
  2. 2                                                                   2. 3
  3. 2                                                                   3. 2
  4. 3                                                                   4. 2
  5. 2                                                                   5. 1
  6. 3                                                                   6. 1

«5» - без ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» -  3 ошибки

 Больше 3-х ошибок – «2»

В качестве рефлексии в своих инструктивных картах напишите небольшой вывод по уроку (что нового я узнал(а)? был ли полезен урок?)

Домашнее задание: подготовить на следующий урок(по желанию) сообщения на тему Развитие жизни на Земле. Перечень тем будет размещен в СГО(слайд 15)

  СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

  Круговорот углерода

Влияние техногенного загрязнения на выделение углекислого газа почвами в  Кольской Субарктике • Ксения Перфильева • Научно-популярный синопсис к  статье: Влияние техногенного загрязнения на эмиссию диоксида углерода  почвами в Кольской Субарктике • Г.

Круговорот углерода начинается с процесса фотосинтеза, в результате которого углерод углекислого газа превращается в глюкозу, из которой в дальнейшем образуются все остальные вещества, входящие в состав живых организмов. Растения поедаются животными, в результате углерод перемещается в тела консументов. В процессе дыхания они выделяют углерод в форме углекислого газа, т. е. круг замыкается. Мертвые тела животных и растений и продукты их выделения служат пищей для редуцентов, которые завершают цикл, окисляя всю органику до углекислого газа.

Помимо этого основного кругооборота часть углерода откладывается некоторыми живыми организмами в виде скелетных и защитных образований, например раковин. Углекислый кальций этих образований далее образует осадочные породы, такие как мел, мрамор, известняк, ракушечник. В этой форме углерод может задерживаться десятки и сотни миллионов лет. Попадая на поверхность, эти породы подвергаются эрозии, в результате чего часть углерода возвращается в круговорот. Кроме того, некоторое количество углекислого газа выделяется при извержениях вулканов, а часть органического углерода превращается в СО2 в результате лесных пожаров.

 Задание: Прочитайте текст. Какие функции живого вещества осуществляются с участием углерода?

Какими живыми организмами? Запишите ответ в инструктивную карту.

Круговорот азота.

Круговорот азота. - Экология. Базовый курс для студентов небиологических  специальностей

В атмосфере содержится много азота (71 %) в форме молекулярного азота N2 . Он недоступен для большинства живых организмов. Только некоторые виды прокариот (клубеньковые бактерии, почвенные бактерии родов азотобактер и клостридиум, цианобактерии) могут превращать  N2 в ионы аммония. В дальнейшем этот азот включается в аминокислоты и белки. После гибели этих организмов органические соединения азота снова превращают аммиак.

Почвенные бактерии окисляют аммоний в нитриты, а затем в нитраты. В почву в конечном счете попадают азотистые продукты обмена животных, которые также окисляются микроорганизмами. Нитраты и аммоний из почвы поглощается корнями растений. В растения происходит восстановление нитратов до аммония, который включается в аминокислоты и белки. Они служат пищей животным, которые частично используют их для создания собственных белков, а частично окисляются с образованием аммиака, мочевины, мочевой кислоты (в зависимости от группы животных), которые выводятся в окружающую среду. Часть аммония в почве определенной группой бактерий окисляется до N2.

Таким образом, круговорот практически полностью осуществляется живыми организмами. Небольшое количество окислов азота, образующихся в атмосфере во время грозовых разрядов, не играет большой роли в круговороте.

Задание: Прочитайте текст. Какие функции живого вещества осуществляются с участием углерода?

Какими живыми организмами?   В чем особенность круговорота азота?

Запишите ответ в инструктивную карту.

Круговорот фосфора.

Какую функцию в биосфере выполняет круговорот веществ - EcoBloger

В круговороте фосфора, в отличие от круговоротов углерода и азота, отсутствует газовая фаза. 

Фосфор в природе в больших количествах содержится в таких минералах горных пород, как фосфориты и апатиты, и попадает в наземные экосистемы в процессе их разрушения. Выщелачивание фосфора осадками приводит к поступлению его в гидросферу и, соответственно, в водные экосистемы. Растения поглощают фосфор в виде растворимых фосфатов из водного или почвенного раствора и включают его в состав органических соединений — нуклеиновых кислот, нуклеотидов (АДФ, АТФ), в липиды клеточных мембран. Другие организмы получают фосфор по пищевым цепям.

В организмах позвоночных фосфор входит в состав костной ткани, дентина. В процессе клеточного дыхания происходит окисление органических соединений, содержащих фосфор, при этом образующиеся фосфаты поступают в окружающую среду.

Организмы-редуценты минерализуют органические вещества мертвых организмов, содержащие фосфор, в неорганические фосфаты, которые вновь могут быть использованы растениями. После неоднократного потребления фосфора организмами на суше и в водной среде в конечном итоге он выводится в донные осадки в виде нерастворимых фосфатов. B    после поднятия осадочных пород над уровнем моря в ходе большого круговорота вновь начинают действовать процессы выщелачивания и биогенного разрушения.

Задание: Прочитайте текст. Какие функции живого вещества осуществляются с участием фосфора?

Какими живыми организмами?   В чем особенность круговорота фосфора?

Запишите ответ в инструктивную карту.

Функции живого вещества

1. Энергетическая функция связана с запасанием энергии в процессе фотосинтеза, передачей её по цепям питания, рассеиванием.

Эта функция — одна из важнейших. В её основе лежит процесс фотосинтеза, в результате которого происходит аккумуляция солнечной энергии и её последующее перераспределение между компонентами биосферы.

 

Живые организмы не просто зависят от лучистой энергии Солнца, они выступают как гигантский аккумулятор (накопитель) и уникальный трансформатор (преобразователь) этой энергии.


Это происходит следующим образом. Растения-автотрофы (и микроорганизмы-хемотрофы) создают органическое вещество. Все остальные организмы планеты — гетеротрофы. Они используют созданное органическое вещество в пищу, что приводит к возникновению сложных последовательностей синтеза и распада органических веществ. Это-то и является основой 
биологического круговорота химических элементов в биосфере.

Стало быть, живые организмы есть важнейшая биохимическая сила, преобразующая земную кору.

 

Миграция и разделение химических элементов на земной поверхности, в почве, в осадочных породах, атмосфере и гидросфере осуществляются при непосредственном участии живого вещества. Поэтому в геологическом разрезе живое вещество, атмосфера, гидросфера и литосфера — это взаимосвязанные части единой, непрерывно развивающейся планетарной оболочки — биосферы.

2. Газовая функция — способность изменять и поддерживать определённый газовый состав среды обитания и атмосферы в целом.

Преобладающая масса газов на планете имеет биогенное происхождение.

Пример:

кислород атмосферы накоплен за счёт фотосинтеза. СО2  - в процессе дыхания, гниения.

3. Концентрационная функция — способность организмов концентрировать в своём теле рассеянные химические элементы, повышая их содержание по сравнению с окружающей организмы средой на несколько порядков.

Организмы накапливают в своих телах многие химические элементы.

Пример:

среди них на первом месте стоит углерод. Содержание углерода в углях по степени концентрации в тысячи раз больше, чем в среднем для земной коры. Нефть — концентратор углерода и водорода, так как имеет биогенное происхождение. Среди металлов по концентрации первое место занимает кальций. Целые горные хребты сложены из остатков животных с известковым скелетом. Концентраторами кремния являются диатомовые водоросли, радиолярии и некоторые губки, йода — водоросли ламинарии, железа и марганца — особые бактерии. Позвоночными животными накапливается фосфор, сосредотачиваясь в их костях.

Результат концентрационной деятельности — залежи горючих ископаемых, известняки, рудные месторождения и т. п.

4. Окислительно-восстановительная функция связана с интенсификацией под влиянием живого вещества процессов как окисления благодаря обогащению среды кислородом, так и восстановления прежде всего в тех случаях, когда идёт разложение органических веществ при дефиците кислорода.

Пример:

восстановительные процессы обычно сопровождаются образованием и накоплением сероводорода, а также метана. Это, в частности, делает практически безжизненными глубинные слои болот, а также значительные придонные толщи воды (например, в Чёрном море).

Подземные горючие газы являются продуктами разложения органических веществ растительного происхождения, захороненных ранее в осадочных толщах.

5. Деструктивная функция — разрушение организмами и продуктами их жизнедеятельности как самих остатков органического вещества, так и косных веществ.

Основной механизм этой функции связан с круговоротом веществ. Наиболее существенную роль в этом отношении выполняют низшие формы жизни — грибы, бактерии (деструкторы, редуценты).

6. Транспортная функция — перенос вещества и энергии в результате активной формы движения организмов.

Часто такой перенос осуществляется на колоссальные расстояния, например, при миграциях и кочёвках животных. С транспортной функцией в значительной мере связана концентрационная роль сообществ организмов, например в местах их скопления (птичьи базары и другие колониальные поселения).

Гипотеза биохимической эволюции Опарина–Холдейна (гипотеза абиогенеза)

Возникновение жизни на нашей планете произошло в несколько этапов эволюции: 

  1. Абиогенный синтез простых органических соединений.
  2. Образование биополимеров.
  3. Установление связей между биополимерами — образование коацерватов
  4. Возникновение мембран, отделяющих первые подобия живых организмов — протобионтов — от окружающей среды.
  5. Возникновение обмена веществ и энергии с окружающей средой.
  6. Появление способности к самовоспроизведению.

Американские исследователи Стэнли Миллер и Гарольд Юри в 1953 году в экспериментах показали, как в далеком прошлом могли появляться биологически важные химические соединения. Они подобрали разные газы в соотношении, близком к составу древней атмосферы, и пропускали через эту смесь искровые разряды. В результате получались такие биологически важные соединения, как муравьиная и молочная кислоты, мочевина и аминокислоты (глицин, аланин, глутаминовая кислота, аспарагиновая кислота). Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х гг. о возможном составе земной атмосферы.

Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединённые стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана (CH4), аммиака (NH3), водорода (H2) и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.

Слабая сторона гипотезы Опарина-Холдейна заключается в том, что не удалось объяснить главную проблему: как произошел качественный скачек от неживого к живому.  Пробионты или проклетки до сих пор не были получены экспериментальным путём. Поэтому до конца непонятно, как возник генетический код и примитивное скопление биополимеров смогло перейти от неживого пребывания в бульоне к воспроизводству, питанию и дыханию.

Эксперимент Миллера

Гипотеза самозарождения

Опыт Франческо Реди

Опыт Франческо Реди

Он положил в четыре сосуда мясо змеи, рыбы, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре других аналогичных сосуда он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми.

Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых сосудах, появились личинки мух. В закрытых горшках, куда мухи попасть не могли, никаких личинок обнаружено не было

Гипотеза биохимической эволюции.

Рассмотрите рисунок, прочитайте описание опыта и выполните задание.

В XIX в. учёный Луи Пастер налил в колбу бульон, затем оттянул и изогнул носик колбы так, чтобы воздух в колбу попадал, но больше ничего проникнуть в колбу не могло. Затем он прокипятил колбу. В колбе несколько недель ничего не происходило. Затем он отбил носик колбы, и уже через несколько дней в колбе стало видно помутнение бульона.



Предварительный просмотр:

Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»

                                                              I  вариант

Выпишите номера правильных ответов.

    1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

1) гидросфера;    2) литосфера;         3) атмосфера;           4) биосфера.

    2. Учение о биосфере было создано:

 1)Ж.-Б. Ламарком;       2) В.И. Вернадским;    3) Э.Зюссом;         4) Э.Леруа.

   3.  Живое вещество – это:

1) совокупность всех растений биосферы;                      3) совокупность всех животных биосферы;
2) совокупность всех живых организмов биосферы;     4) нет правильного ответа.

   4. К косному веществу биосферы относятся:

1) нефть, каменный уголь, известняк;  2) вода, почва;  3) гранит, базальт; 4) растения, животные, бактерии, грибы.

    5. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах

1) АТФ

2) солнечный свет

3) живые организмы

4) органические вещества

    6. Благодаря круговороту веществ в биосфере, осуществляемому организмами,

1) сокращается число химических элементов в биосфере

2) увеличивается содержание вредных веществ в окружающей среде

3) одни и те же химические элементы используются многократно

4) накапливается содержание кислорода в атмосфере

   

Проверочный тест по теме «Биосфера. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Круговорот веществ»

                                         Вариант 2

Выпишите номера правильных ответов.

    1. Биосфера – это:     

1) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
2) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
3) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
4) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

    2.  Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

1) жизнь;   2) биомасса;       3) живое вещество;  4) правильного ответа нет.

   3. К биокосному веществу биосферы относятся:

1) нефть, каменный уголь, известняк;     2) почва;    3) гранит, базальт;      4) растения, животные, бактерии, грибы.

    4. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвует 

1) кислород    2) живое вещество      3) климат     4) тепло земных недр

   5.  Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере, 

1) используют кислород атмосферы

2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере

3) синтезируют на свету органические вещества из неорганических

4) способствуют образованию торфа

         6.  Гипотеза о том, что жизнь занесена на нашу планету извне, называется

1) гипотеза панспермии

2) гипотеза самозарождения

3) гипотеза биохимической эволюции

4) креационизм



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет: биология

Учитель: Солодкова И.В.

Класс: 9а

УМК: Пасечник В.В.

Тема: Обобщение темы «Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы происхождения жизни на Земле»

Урок входит в состав раздела “Биосферный уровень организации жизни”.

Тип урока: Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы: словесно-наглядный.

Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Формы контроля: взаимоконтроль(по критериям),устный (беседа)

Дидактический материал: наглядные пособия, схемы

Цель: обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней

Задачи:

- систематизировать знания о биосфере;

- найти взаимосвязь круговорота веществ и функций живого вещества биосферы;

- показать роль эксперимента в решении научных споров о происхождении жизни.

             - продолжить формирование научного мировоззрения на вопросы связанные с происхождение жизни на Земле.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование представлений об основных гипотезах происхождения жизни на Земле;

Формировать представление о роль живого вещества в эволюции Земли;

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном;

Познавательные: выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; устанавливать причинно-следственные связи, выбирать основные критерии для сравнения;

Коммуникативные: брать на себя инициативу в организации совместного действия; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, структурировать знания.

Формировать : стремление  осваивать новые виды деятельности, участвовать  в творческом процессе; положительное отношение к учению, познавательной деятельности,; умение слушать и слышать других, оценивать себя и одноклассников

Технология:

Этап

Учебная ситуация

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Время

Учебная задача

Организация деятельности обучающихся

1.Мотивационный этап

Настроить учащихся на работу

Определить свое эмоциональное состояние

Готовятся к работе

1 мин

2. Введение в тему

Вызвать у учащихся интерес к содержанию урока Сформулировать тему урока

Перед вами на слайде перечислены термины. Посмотрите на них внимательно и попробуйте определить тему нашего урока Называют тему урока

Смотрят слайд

Отвечают на поставленные вопросы.

 Запись темы

2 мин

3. Постановка целей урока

Сформулировать цель урока

Обозначить задачи для достижения цели

. Как вы думаете, какая цель нашего урока и какие задачи мы можем поставить перед собой для достижения этой цели?

Обобщить и систематизировать знания о биосфере и процессах, происходящих в ней.

Обозначить проблему

Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы?

Запись цели урока

 Проблемы в тетрадь.

2 мин

Результат: постановка цели, темы и  проблемы обучения

2. Актуализация знаний

Посмотрите небольшой видеосюжет.

Перед вами на слайде главный принцип науки «Ничего не принимай на веру!»

- Как вы можете его объяснить?

- Почему он актуален при изучении вопросов, связанных с происхождением жизни на Земле?

- Какие вы знаете гипотезы происхождения жизни на Земле?

Просмотр видео

Отвечают на вопросы.

5 мин

2. Работа с заданиями

Выполнить предложенные задания

Начинаем работу в парах. Возьмите, пожалуйста, лист с заданием №1. В течении 5 минут вам необходимо изучить материал и ответить на вопросы к нему. Все ответы записывайте в инструктивную карту.

Продолжим нашу работу в парах.

- Возьмите, пожалуйста, лист с заданием № 2. Перед вами схема круговорота одного из веществ – азота, углерода или фосфора. В течении 7-10 минут вам необходимо выполнить задание, используя инструкцию.

 Выполняют полученные задания. Работа осуществляется в парах.

Заполняют инструктивную карту. Готовятся к выступлениям.

Выполняют полученные задания. Работа осуществляется в парах.

Заполняют инструктивную карту. Готовятся к выступлениям.

5 мин

7мин

.

Выступление участников групп

Выступить и ответить на вопросы других групп

Выполняют задание

По 1- 2 мин

Результат: работать в группе, делать выводы, находить информацию

4. Подведение итогов занятия

Рефлексия по планируемым результатам

Сделать выводы после работы

Предлагаю учащимся вернуться к проблеме в начале урока и высказать свое мнение, ответив на вопросы: Какая существует взаимосвязь между функциями живого вещества, круговоротом веществ и эволюцией биосферы?

Высказывается по 1 человеку от каждой группы

5 мин

Рефлексия по  способам деятельности

Выполнение теста

Вам предстоит выполнить небольшой тест для закрепления    результатов. Время выполнения – 5 минут. Далее обмениваетесь тестами и проводите взаимопроверку по критериям. Выставляете отметки.

Выполняют тест

Осуществляют взаимопроверку по критериям

Выставляют отметки друг другу в парах

7 мин

Рефлексия(по настроению)

Предлагаю вам написать в инструктивных картах  небольшой вывод по уроку (что нового я узнал(а)? был ли полезен урок?)

Домашнее задание

Опережающее задание параграф – подготовить сообщения-презентации к следующему уроку по теме «Развитие жизни на Земле». Список тем будет размещен в СГО

1  мин

Результат: умение оценивать свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

Методическая разработка урока-обобщения по информатике в 10 классе в форме командных соревнований «Клуб любителей информатики»

Представленный урок можно проводить в 10 классе после изучения темы: «Информация», «Кодирование информации», «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение», «Основы логики». Длительност...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Методическая разработка урока обобщения и повторения грамматических времен.

На уроке применяются ИКТ. Игра- презентация в виде теста по грамматике на сравнение двух видовременных форм....

Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.

Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре...

Методическая разработка урока обобщения по теме "Тригонометрические формулы"

Методическая разработка урока обобшения по теме "Тригонометрические формулы" предназначена для обучающихся 1-го курса кеолледжей или 10 класса школ...

Методическая разработка "Урок обобщения и систематизации - 8 класс"

Тема занятия: "Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования"Цель занятия: Выявление уровня знаний учеников по теме «Начала программирования», ф...