Главные вкладки

    Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»
    методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

    Иванова Светлана Юрьевна

    В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганических веществ. Типы химических реакций". Тип урока: урок-эксперимент, обобщающий. Виды деятельности: эвристическая беседа, химический эксперимент /ученический - в парах - и демонстрационный, работа с таблицей, учебником.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    -1-

    Методическая разработка урока  

         Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций».                 Учитель: ИвановаС.Ю.

           Тип урока: урок-практикум, обобщающий.

           Формы проведения урока: фронтальная беседа, химический эксперимент, работа парами, работа по карточкам и тестам.

            Цели :

      Формирование понятия  о важнейших классах неорганических веществ как групп веществ, объединенных общими признаками состава.

      Развитие умения записывать суть происходящих химических превращений с помощью формул исходных и образующихся веществ, отработка навыка расстановки коэффициентов на основании понимания  закона сохранения массы веществ М.В.Ломоносова.

      Развитие умения классифицировать химические реакции на основании признаков состава реагирующих и образующихся веществ.

           Отработка умения правильно называть вещества.

      Развитие умения сравнивать и обобщать, работать внимательно, соблюдая  правила техники безопасности при постановке химического эксперимента. Формирование культуры общения, умение работать сотрудничая, стимуляция мышления, познавательного интереса, повышение самооценки учащихся.

    Сделать шаг к созданию целостных представлений о мире на основе закона сокращения массы веществ и энергии как всеобщего закона природы.

           Учебно-наглядные пособия:

    1. таблица Менделеева
    2. таблица растворимости
    3. электрохимический ряд напряжений металлов
    4. учебники по химии для 8 класса О.С.Габриеляна
    5. карточки с формулами и названиями оксидов,оснований,солей

          Оборудование:

     На столах учащихся:

    - ученический штатив

    - поддон

    - держатель для пробирок

    - пробирки

    - спиртовка

    - спички

    - порошок железа

    - порошок серы

    - стальные скрепки или гвозди

    - раствор сульфата меди ( ││)

    - раствор гидроксида натрия

    - 2 -

    На столе учителя:

    - демонстрационный столик

    - штатив для демонстрационных пробирок

    - асбестовая сетка

    - спиртовка

    - спички

    - стеклянная колба с пробкой, наполненная кислородом

    - раствор гидроксида натрия

    - раствор хлорида железа (│││)

    - стружка магния

    - соляная кислота

    - индикатор фенолфталеин

    - цинк

    Оформление доски на начало урока:

    Тема урока: Классы неорганических веществ. Типы химических реакций.

    Цель:

    Закрепить знания о классификации веществ и типах химических реакций.

      Ход урока:                                                                                      I.      I.Организационный момент (приветствие, ознакомление с темой, целью и планом урока).

    II.Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний            

     Написать формулы оксида кальция, гидроксида кальция, хлорида кальция, сульфата кальция, фосфата кальция; указать принадлежность к классу.

               Ответ:

     Оксид кальция- CaO                                      оксид

    Гидроксид кальция- Ca(OH)2                         основание

    Хлорид кальция- CaCl2                                   соль

    Сульфат кальция- CaSO4                                соль

    Фосфат кальция-  Ca3(PO4)2                            соль              

    $27  стр. 99 прочитать. Перечислить типы  химических реакций, дать им определения.

    Правильный ответ:

                                                                                                                                     Реакции разложения:  из сложного вещества образуются два и более сложных веществ.                                                                                                                                                       

    В реакции соединения : из двух и более веществ образуется одно  сложное вещество.

    Реакции замещения: атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

                                           - 3 -

     Реакции  обмена : два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

    III. А. Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ»

    Вопросы классу:                                                                                                     --все вещества по количеству элементов делятся на простые и …...(сложные)

              -простые вещества состоят из атомов …? (одного вида)

              -сложные из атомов….? (разных видов)

              -есть простые вещества металлы и …..? (неметаллы)

              -в свою очередь среди сложных веществ различают классы:                                                            о…(оксидов),о…(оснований), …..(кислот), ….(солей)

    Чертим таблицу:      

        Неорганические вещества

    Простые вещества                                              Сложные вещества   

    Металлы     Неметаллы               оксиды      основания        кислоты         соли  

         Предлагаются вопросы:                                                                                    

    - Как отличить металлы от неметаллов? (Металлы тверды ,кроме Hg,ковкие, имеют металлический блеск, цвет серый или рыжий, хорошо проводят тепло и электрический ток).

    - Что характерно для строения атомов элементов образующих простые вещества-металлы?       (1,2,3 внешних электрона)

    - Что характерно для строения  атомов элементов, образующих простые вещества-неметаллы?......(4,5,6,7,8 внешних электрона, за исключением бора, имеющего 3 внешних электрона).

     - Как мы узнаем оксиды? ( стр.64)……(В них два элемента, один из них- кислород со степенью окисления -2).

    -Основания?  (Стр.68) …..(частицы металла соединены с гидроксогруппами).

    -Кислоты?  (стр. 71)…….(частицы водорода соединены с кислотным остатком).

       Вносим в таблицу признаки металлов и неметаллов и общие формулы оксидов (ЭхОу) , оснований ( Ме(ОН)х  ) , кислот ( НхК ) и солей ( МехКу ).

     Работа по карточкам. Учитель показывает формулу вещества, учащиеся называют его. В это время учитель показывает правильный ответ. Затем наоборот: перед учениками название вещества, они называют формулу. (см. приложение).

                                                       

     Для проверки понимания

    Поочередно  вызываются к доске учащиеся для внесения формул веществ в таблицу ( см. приложение).

                                                       - 4 -

    III. Б.  Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы химических реакций».

    Беседа с учащимися:

    - Что вы понимаете под химической реакцией?......( Это превращение одних веществ в другие; это явления, сопровождающиеся  изменением цвета, появлением осадка, газа, запаха и др. )

    - Как называется запись химической реакции? …….( Химическое уравнение).

    - О каком равенстве идет речь? ( о равенстве числа атомов каждого вида до  и после реакции.

    -  На основании какого закона мы расставляем коэффициенты?....( На основании закона сохранения массы веществ ).

    - Имя какого ученого носит этот закон? Памятник ему установлен рядом с Академией Наук. Учащимся предлагается прочитать четверостишье:

     Он физик, химик, он поэт, философ,

    Историк он, геолог и оратор,

    Науки русской он организатор…

    У Академии- Михайло …..( Ломоносов ).

         Учитель: Сегодня мы совершаем небольшое путешествие в мир химических превращений, посмотрим химический эксперимент и сами будем делать опыты. Но сначала проверим, как вы знаете правила техниеи безопасности.  Закончите фразы:

     - все опыты делаем над….( поддоном)

    - наклоняться над пробиркой…..( нельзя)

    - перед зажиганием спиртовки ее надо сначала ее….( подготовить)

    - в спиртовке проверяем положение….( диска и фитиля).

    - при нагревании держим пробирку…( наклонно, отверстие направляем в сторону от людей).

    - гасим спиртовку…( накрывая пламя колпачком).

    -при попадании веществ на кожу……( смываем  большим количеством воды).

         Демонстрируются опыты.

    Учащиеся отмечают признаки реакции, ее тип и записывают уравнения в соответствующую графу таблицы, выданной учащимся ( см. приложение).

    1. Горение магния.

     Mg + O2 => MgO                  Яркий свет , появление вещества белого цвета.

    Реакция соединения

     2.   Разложение бихромата аммония ( опыт «вулкан» )

    (NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 +  H2O    Оранжевые кристаллы превратились в вещество зеленого цвета, образуются бесцветные газы, свет .Это разложение..     3.Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

    Zn + HCl => ZnCl2 + H2    Реакция замещения.  Выделение тепла и газ                                                   

    4.Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

    NaOH + HCl => NaCl + H2O      

                                                          - 5 -

    Реакция обмена. (нейтрализация). Наблюдаем обесцвечивание индикатора.  5.Горение серы.                                      

    S + O2 => SO2   Видно голубое  свечение. Это реакция соединения.

    6.Взаимодействие гидроксида натрия и хлорида железа (III ).

    NaOH + FeCl3 => Fe(OH)3 + NaCl                      Появляется бурый осадок.

    Реакция обмена.  

            Ученический эксперимент

    1. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II )

    Fe + CuSO4 => FeSO4 + Cu                Рыжий налет на скрепке или гвозде.

    Реакция замещения.

    2. Взаимодействие железа с серой.

    Fe + S => FeS     Появление черного вещества. Реакция соединения.

    1. Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.

    CuSO4  + NaOH => Cu(OH)2 + Na2SO4           Появление синего осадка

    Реакция обмена.

    1. Разложение гидроксида меди (II)

    Cu(OH)2 => CuO = H2O  Синий осадок превратился в черный.  Разложение.               

         Постановка и обсуждение результатов эксперимента — в парах.

         

         IV. Работа по тестам. Установить соответствие.

    Тест №1

    1) Соединение                             1) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu 

    2)Разложение                              2) Al + 3 O2 = 2 Al2O3

    3)Замещение                               3) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

    4)Обмен                                       4) Al2O3 + 3 H2SO4 = Al2(SO4)2 + 3 H2O

    Тест №2

    1. Соединение                1) Mg + H2O = MgO + H2
    2. Разложение                2) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O
    3. Замещение                 3) Ni(OH)2 = NiO + H2O

    4)   Обмен                        4) Zn + S = ZnS

     

    Тест №3

    1. Соединение                              1) Fe2O3 + 6HCl 2FeCl3 + 3H2O
    2. Разложение                               2) H2 + Cl2 2HCl
    3. Замещение                                3) 2NH3 N2 + 3H2
    4. Обмен                                        4)  Fe2O3 + 2Al Al2O3 + 2Fe

                                             - 6 -

                                                   

          V. Подведение итогов.

         Итак, окружающий нас мир (и мы с вами) состоит из веществ. Среди неорганических веществ различают металлы и неметаллы (простые вещества) и их соединения: оксиды, гидроксиды ( кислоты и основания), соли. Превращения веществ в другие вещества называются химическими реакциями и подчиняются всеобщему закону природы- закону сохранения массы и энергии. Если учитывать количество веществ и их состав, то химические реакции можно разделить на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

        По результатам работы ( активность во время фронтальной беседы, грамотное выполнение эксперимента, результаты тестирования) учащиеся получают оценки за урок.

     VI. Домашнее задание

      В таблицах: схемы реакций превратить в химические уравнения, т. е. расставить коэффициенты; проверить правильность заполнения.

                               

    - 7 -

    Приложение.

    Карточки с формулой и названием вещества

        На  лицевой стороне                                                      На обратной стороне

    CaO                                                                                Оксид кальция

    MgO                                                                               Оксид магния

    Al2O3                                                                                                              Оксид алюминия

    ZnO                                                                                Оксид цинка

    FeO                                                                                 Оксид железа (II )

    Fe2O3                                                                                                              Оксид железа (III ).

    CO2                                                                                                                  Оксид углерода( IV)

    SO2                                                                                                                   Оксид серы (IV)

    SO3                                                                                                                   Оксид серы(VI)

    P2O5                                                                                                                 Оксид фосфора (V )

    SiO2                                                                                                                 Оксид кремния

    NO2                                                                                                                  Оксид азота (IV)

    NaOH                                                                              Гидроксид натрия

    KOH                                                                               Гидроксид калия

    Ca(OH)2                                                                                                       Гидроксид кальция                                                             

    Mg(OH)2                                                                                                      Гидроксид магния

    Cu(OH)2                                                                                                       Гидроксид меди (  II  )

    Fe(OH)2                                                                                                         Гидроксид железа (  II   )

    Fe(OH)3                                                                                                         Гидроксид железа ( III    )

    HCl                                                                                 Соляная кислота

    HNO3                                                                              Азотная кислота

    H2SO3                                                                            Сернистая кислота

    H2CO3                                                                            Угольная кислота

    H2SO4                                                                             Серная кислота

    H2SiO3                                                                            Кремниевая кислота

    H3PO4                                                                             Ортофосфорная кислота

    FeCl2                                                                                Хлорид железа (II )

    Mg(NO3)2                                                                        Нитрат магния

    FeCl3                                                                                Хлорид железа (III )

    K2SO3                                                                              Сульфит калия

    Na2CO3                                                                            Карбонат натрия

    CaSO4                                                                               Сульфат кальция

    MgSiO3                                                                             Силикат магния

    AlPO4                                                                                Фосфат алюминия

                                                         - 8 -

    Приложение : Раздаточный материал. Демонстрационные опыты.

     

    1. Mg + O2 => MgO
    2. ( NH4)2Cr2O7 =>N2 + H2O + Cr2O3
    3. Zn + HCl => ZnCl2 + H2
    4. NaOH + HCl => NaCl + H2O
    5. S + O2 => SO2
    6. NaOH + FeCl3 => Fe(OH)3 + NaCl

    Ученический эксперимент:

    1. Fe + CuSO4 => FeSO4 + Cu
    2. Fe + S => FeS
    3. CuSO4 + NaOH =>Cu(OH)2 + Na2SO4
    4. Cu(OH)2 => CuO + H2O

        Литература :

     

    Габриелян О.С.   Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Дрофа,2002

    Кузнецова Н.Е.,  Титова И.М.,  Гара Н.Н.,  Жегин А.Ю.   Химия,8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

    Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.   Задачник по химии. 8 класс.  М.,Вента-Граф.,2007.

    Титова И.М.  Уроки химии, 8 класс. Система  личностного развития учащихся. Материалы для специалистов образовательных учреждений. Санкт-Петербург, Каро, 2002.

    Ефимовский Е.С.  Петербург в загадках. Санкт-Петербург. ЗАО «Норинт», 2004. 


    - 9 -

    Приложение. Раздаточный материал                                                                                                

    Тип реакции:                               Уравнение реакции в общем виде:                              

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                  

                   

                                                                                                                                                             

    Реакция                        Несколько простых                               Сложное вещество                    

    соединения                             А    +     В                       =                    АВ                                          

                                        или сложных веществ                              Другое сложное

                                                      АВ  +   СВ                     =             АВ2С                  

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Реакция                        Сложное вещество                   Несколько других веществ разложения                                    АВ                      =               А      +       В

                                                                                                           или сложных            

                                                           АВ2С                   =         АВ       +       ВС

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Реакция                        Сложное вещество                                  Другое сложное      замещения                   и простое                                                 и другое простое

                                                                                                                                                               

                                                    АВ  +  С                       =         СВ        +       А

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Реакция обмена            Два сложных вещества          Два других сл.вещества                                                                          

                                                                                                                     

                                                       АВ    +    СД               =      АД          +      СД

    ------------------------------------------------------------------------------------------------------




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

    Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

    Дидактический материал. Обобщение по темам « Классификация сложных неорганических веществ» и «Химические реакции» (8 класс).

    Дидактическое описаниеиспользования работы в образовательном процессе. 1.     Предмет  химия.2.     Класс 8.3.     Тема: « Классиф...

    Обобщение и систематизация знаний по теме Классы неорганических соединений

    Урок обобщение по теме Классы неорганических соединений.  На уроке использованы: прибор "Кобра" для определения и доказательства гипоьезы о среды раствора, реактивы для определения классов вещест...

    Обобщение и повторение по темам "Классификация сложных неорганических веществ" и "Химические реакции"

    Цель: 1)Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений (построение названий соединений), типы химических реакций . 2) Развитие познавательного интереса к хим...

    Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»

    в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....