Методические пособия по предмету биология
презентация к уроку по биологии (7 класс)

Дзанагова Екатерина Александровна

Презентация к уроку "Изучение нового материала по теме "Класс земноводные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Класс земноводные2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Земноводные, или Амфибии Prezentacii.com

Слайд 2

Земноводные, или амфибии , включает в себя животных приспособленных к жизни и на суше, и в воде. Некоторые – в почве. На суше большинство из них встречается во взрослом состоянии, а размножение, рост и развитие личинок – головастиков происходит в водной среде. Земноводные произошли около 350 млн. лет назад, видимо, от древних кистеперых рыб. Стегоцефал ( плоскоголовый) земноводное каменноугольного периода

Слайд 3

Признаки Класса: 1. Размножение и развитие икры происходит только в воде(т.е.не являются настоящими наземными) 2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек 3. !! Появляется орган дыхания - легкие 4. Кожа голая, влажная, участвует в дыхании. 5. Конечности наземного типа 6. !! Трехкамерное сердце, !! два круга кровообращения ( один круг проходит через легкие, другой – через все тело) 7. Хлоднокоровные

Слайд 4

Внешнее строение лягушки Части тела: Голова Туловище Две пары конечностей Тело обтекаемое, шеи нет. На конечностях впервые появились пальцы (устойчивость)

Слайд 5

На голове 2 глаза ( с веками!) Ротовое отверстие Барабанная перепонка! Т. Е. у амфибий появляется ! среднее ухо. Конечности – развиты слабо и не могут удерживать в приподнятом положении. Между пальцами – плавательные перепонки (для плавания)

Слайд 6

Внешнее строение лягушки. Передние и задние конечности.

Слайд 7

У земноводных конечности упираются в землю по бокам тела ; у пресмыкающихся — тоже, но тело более приподнято. Лишь у птиц и млекопитающих конечности подпирают тело снизу. Из-за такого прикрепления конечностей земноводные по суше не ходят, а ползают, поочередно сгибая и разгибая конечности и отталкиваясь ими от земли. Лягушки могут прыгать. Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе. Живущие на деревьях лягушки хорошо лазают, обхватывая стебли длинными гибкими пальцами с липкими дисками на концах.

Слайд 8

Кожа Голая, содержит железы и кровеносные сосуды. Кожные железы – выделяют слизь, которая предохраняет от иссушения и обладает антибактериальным действием. В 19 в. Крестьяне сажали лягушек в молоко, чтобы оно не испортилось. Газообмен происходит так же через кожу!

Слайд 9

Внутреннее строение лягушки

Слайд 10

Скелет лягушки 4 отдела: Череп Позвоночник Передние Задние конечности Позвоночник 4 отдела: Шейный (1 позв ) Туловищный 7 позв Крестцовый(1 позв ) Хвостовой(1 хвостовая кость-уростиль) Рёбер нет!

Слайд 11

Передняя конечность: 1.пояс конечностей(плечевой пояс)-ключица, лопатка, воронья кость,грудина 2. сама конечность - плечо, предплечье(1 кость), кисть Задняя конечность(аналогична ): 1.тазовый пояс (срастается с кресцовым позвонком) 2. сама конечность – бедро, голень( 1 кость – 2 сросш.берцов ), стопа.

Слайд 12

СХЕМА СТРОЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ЗЕМНОВОДНЫХ Головной мозг: 5 отделов. Продолговатый Мозжечок Средний Промежуточный Передний(или большие полушария) 1 . Передний мозг – больше чем у рыб. 2. Мозжечок развит хуже, чем у рыб. (меньше сложных движений)

Слайд 13

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЯГУШКИ Охотятся только на подвижную добычу. Язык липкий, крепится за нижними зубами и выбрасывается вперед. Зубы только на верхней челюсти, на нижней – нет. НОВОЕ: клоака в конце кишечника перед анальным отверстием. Туда выходят еще мочеточники и протоки половых желез . Рот-глотка(без жаб.щелей )- пищевод- желудок- тонк . киш . - толст. киш - клоака Впервые! Появл.язык и слюнные железы( но слюна не содержит ферментов)-только для смачивания

Слайд 14

п

Слайд 15

Дыхательная система ЗЕМНОВОДНЫХ Парные легкие + короткие дыхательные пути. Легкие – полые мешки с крупноячеистыми стенками. Важную роль в газообмене играет кожа(50%-от всего дыхания-у лягушек) У личинок земноводных- ветвистые наружные жабры.

Слайд 16

СИСТЕМА ДЫХАНИЯ ЛЕГКИМИ И МЕХАНИЗМ ВДОХА Вдох начинается с того, что лягушка, закрыв рот и открыв клапаны в ноздрях, опускает усилием мышц дно ротовой полости. Воздух засасывается в ротовую полость. Затем лягушка запирает клапаны в ноздрях и усилием мышц поднимает дно ротовой полости. Сдавливаемый воздух проходит в легкие и раздувает их. Выдох (не нарисован) происходит через открытые ноздри или рот пассивно, точно так, как выходит воздух из воздушного шарика, если его развязать.

Слайд 17

Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Из-за разного участия кожного дыхания соотношение в нем артериальной и венозной крови может меняться. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЛЯГУШКИ

Слайд 18

Особое расположение сосудов, берущих начало от желудочка, приводит к тому, что только головной мозг лягушки снабжается чистой артериальной кровью, а все тело получает смешанную кровь. У лягушки кровь из желудочка сердца протекает по артериям во все органы и ткани, а из них по венам оттекает в правое предсердие - это большой круг кровообращения . Кроме того, из желудочка кровь поступает в легкие и в кожу, а из легких обратно в левое предсердие сердца - это малый круг кровообращения . У всех позвоночных животных, кроме рыб, два круга кровообращения: малый - от сердца к органам дыхания и обратно в сердце; большой - от сердца по артериям ко всем органам и от них обратно в сердце.

Слайд 19

Кровеносная система 2 круга – малый = лёгочный Большой – обеспечивает кровью весь организм Сердце – 3х камерное:1 желудочек и 2 предсердия(левое и правое) В левом – артериальная кровь, в правом – венозная, в желудочке – смешанная От желудочка – 3 пары артерий: сонная , аорта, лёгочная; а так же появляются – верхняя и нижняя полые вены.

Слайд 20

Нервная система Центральная нервная система – головной и спинной мозг Периферическая - нервы 5 отделов головного мозга. Мозжечок развит слабо –т.к. движения однообразны.

Слайд 21

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 1.Глаза с веками — орган зрения. Веки – F защита от высыхания, загрязнения + 3е веко или мигательная перепонка. Роговица выпуклая, хрусталик линзовидный. Видят только двигающийся объект 2. Ноздри — орган обоняния. 3. Язык и полость рта — орган вкуса. 4. Орган слуха. Среднее ухо ( Барабанная перепонка+стремечко-слуховая кость) и внутреннее ухо (полукружные каналы в кот.слуховые и вестибулярные рецепторы) Орган равновесия — внутреннее ухо. Расположен в костях черепа. Осязание — всей кожей . У личинок амфибий – боковая линия

Слайд 22

Половая система Парные половые железы и потоки. У самцов- семенники- семяпровод – клоака Есть семенной пузырёк(перед клоакой), где накапливаются сперматозоиды в половой период. У самок – яичники – яйцеводы – клоака.

Слайд 23

В период размножения (весной) – половой деморфизм . Самец остромордой лягушки приобретает голубую окраску, а на шее развиваются особые мешки- резонаторы, издает звуки.

Слайд 24

РАЗВИТИЕ Развитие лягушки происходит с превращением.

Слайд 25

Характерно наружное оплодотворение. Слияние гамет в воде. Оплодотворение – яйца (во внешней среде)- личинка(головастик)- похожа на рыбу ( есть жабры, бок.линия , сердце 2х камерное, 1 круг кров.) Далее метаморфоз и превращение в лягушку. Для некоторых видов характерна – Неотемия – размножение на стадии личинки

Слайд 26

Развитие земноводных Стадии развития лягушки: 1-икра, 2-5 – головастики, 6 – взрослая лягушка

Слайд 27

Систематика земноводных Класс Земноводные Отряд Безногие Отряд Хвостатые Отряд Бесхвостые

Слайд 28

Отряд Безногие Слева на право : цейлонский рыбозмей, западный дермофис , тифлонектес

Слайд 29

Безногие Примитивная группа амфибий- подземный образ жизни . Червеобразное тело . Кожа голая , много желёз(слизь) Южная Америка, Азия, Африка. Представитель: червяги

Слайд 30

Отряд Хвостатые Верхний ряд, слева на право: китайская исполинская саламандра, обыкновенный серен. Нижний ряд, слева на право: огненная саламандра, кавказская саламандра, обыкновенный тритон.

Слайд 31

Хвостатые Удлиненное тело, хорошо развит хвост, передние и задние конечности одинаковой длинны. Пр. : тритоны, саламандры, протей

Слайд 32

Отряд Бесхвостые Верхний ряд, слева на право: обыкновенная квакша, филомедуза, чесночница, пятнистая крестовка. Нижний ряд, слева на право: собакоголовый узкорот, мшистый веслоног, летающая лягушка, лягушка-голиаф.

Слайд 33

Безхвостые Самая крупная группа Обитают на всех материках, кроме Антарктиды Много – Южная Америка. Однообразный план строения(лягушка) Пр.: жабы, лягушки, квакши, жерлянки

Слайд 34

Происхождение земноводных Предковая форма – кистеперая рыба Док-во : лёгочное дыхание, строение конечностей.

Слайд 35

Около 300-350 млн. лет назад в пресных водоёмах появились первые амфибии – ихтиостеги. Они были переходной формой между кистеперыми и амфибиями.

Слайд 36

У них были: 1.рудименты жаберных крышек 2. настоящий рыбий хвост 3. кожа покрыта чешуёй 4.но они имели парные пятипалые конечности. От них возникли стегоцефалы – существовали до конца мезозоя и дали начало всем современным группам амфибий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Учебно - методическое пособие по предмету "Ручной труд"

Учебно - методическое пособие предназначено для учителей школы (VIII вида) по предмету "Ручной труд". Данное пособие поможет учителю составить план урока...

учебно-методическое пособие по предмету "Социально-бытовая ориентировка (сбо)"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей школ 8 вида. Данная разработка поможет учителю  составить план урока, разнообразить приемы и методы подачи материала. Вниманию педагогов пре...

Учебно-методическое пособие по предмету счет и конструирование для детей подготовительного класса

Пособие предназначено для педагогов - дефектологов подготовительных классов для детей с ОВЗ (1 вариант обучения)....

Методические пособия по предмету биология

Знакомство с надклассом рыбы....

Методические пособия по предмету биология

Знакомство с отрядами пресмыкающихся....