программа внеурочной деятельности по биологии для 10 класса
рабочая программа по биологии (10 класс)

Шахова Виктория Владимировна

программа внеурочной деятельности по биологии для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «От теории к практике. Решение биологических задач."

(10класс)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с   Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности предназначен для учащихся 10-х классов. Курс внеурочной деятельности включает материал по разделам общей биологии: «Основы цитологии», «Индивидуальное развитие

организмов», «Основы генетики». Решение задач по молекулярной биологии, генетических задач (далее - биологических задач) расширяет рамки учебной программы. Программа рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю).

Как известно, количество часов (1 час в неделю), отводимых на изучение курса биологии в старших классах, недостаточно. Это приводит к тому, что некоторые темы курса биологии учащиеся осваивают фрагментарно, остаются пробелы в знаниях. Внеурочная деятельность позволяет расширить практическую направленность деятельности учащихся, дать применение на практике их теоретическим знаниям.

Решение        задач        по биологии дает        возможность        лучше        познать фундаментальные     общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.

Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам        общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для        индивидуальной и        групповой        форм        деятельности учащихся. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является       важным       условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.

Особый        акцент        в        программе        данного курса сделан на выполнение разнообразных      заданий        по           молекулярной        биологии,        развитию органического мира, генетике, клеточному        уровню организации живой природы. Курс тесно связан с уроками общей биологии и рекомендован учащимся, которые увлекаются биологией и готовятся к поступлению, соответствует требованиям Государственного стандарта.

Умение решать биологические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по общей биологии.

Курс «Решение задач по молекулярной биологии» не только расширяет и систематизирует        знания        учащихся,        но        и        рассматривает        основные общебиологические понятия и закономерности, а также носит практико-ориентированный характер.

Цель: углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток,        в        формировании        и        передаче        наследственной        информации; содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач

Задачи:

- расширить и углубить знания по молекулярной биологии;

- развивать общеучебные и интеллектуальные умения сравнивать и сопоставлять        биологические        объекты,        анализировать        полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы;

- совершенствовать умение решать текстовые и тестовые задачи;

- воспитывать на примере новейших открытий в биотехнологии убежденность в познаваемости природы;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, культуру питания при отборе традиционных и генномодифицированных продуктов питания, культуру уважения чужого мнения и аргументированное отстаивание своих убеждений при участии в дискуссиях.

Курс «Решение задач по молекулярной биологии» адресован учащимся 10-11

классов,        интересующихся        современными        практическими        вопросами биологии, а также тем, кто рассматривает биологию как область своих профессиональных интересов. Содержание курса тесным образом связано с программным материалом разделов биологии, изучаемых в основной и старшей школах. Курс должен преподаваться школьникам после овладения ими на уроках общей биологии базовыми знаниями основ цитологии, молекулярной биологии, биохимии, генетики.

Формы и методы работы.

Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и обсуждения, в процессе которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из различных разделов биологии, чтения лекций, практикумов, самостоятельных работ,        практических работ по решению текстовых и тестовых задач.

Занятия предусматривают        взаимосвязь индивидуальной, коллективной и самостоятельной работы.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы курса «Избранные вопросы биологии» формируются универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ОО.

Личностные результаты:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма); объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно – ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Календарно-тематическое планирование

 п.п

Тема

Кол -во час

Дата

1.2. 3.4.

Введение. Цели и задачи курса. Повторение курса "Растения", "Животные", "Человек". Решение логических и ситуационных задач"

4

Сентябрь

5.

Что изучает молекулярная биология. Элементарный химический состав клетки. Значение важнейших химических элементов для клетки и организма. Химические вещества клетки.

1

Октябрь (1 неделя)

6.

Биополимеры. Углеводы: классификация, свойства, функции. Липиды: классификация, особенности и функции

1

Октябрь (2 неделя)

7.

Белки: строение, свойства и функции. Ферменты.

1

Октябрь (3 неделя)

8.

Нуклеиновые кислоты: сравнительная характеристика ДНК и РНК, принцип комплементарности, правила Чаргаффа.

1

Октябрь (4 неделя)

9.

Решение задач по молекулярной биологии на изученные темы. АТФ.

1

Ноябрь

(1 неделя )

10.11.

Строение клетки. Сравнение клеток живых организмов. Работа с рисунками. Клеточная теория.

2

Ноябрь

(2,3 неделя )

12.13.

Пластический обмен(биосинтез белка) Решение задач на

генетический код».

Решение задач повышенного уровня по биосинтезу белка

2

Ноябрь (4неделя ), Декабрь (1 неделя)

14.15.

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме. Энергетический обмен (катаболизм). Решение задач по теме "Энергетический обмен"

2

Декабрь (2,3 неделя )

16.

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. Решение задач по теме

1

Декабрь (4 неделя )

17.18.

Деление клетки. Митоз. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Решение задач на подсчет хромосом и количество ДНК

2

Январь

(2,3 неделя )

19.

Размножение и развитие растений. Решение

2

Январь

20.

задач на гаметогенез у растений.

(4,неделя ), Февраль (1неделя)

21.

Онтогенез. Эмбриональный и постэмбриональный период развития животных. Работа с рисунками.

1

Февраль (2неделя)

22.

Основы генетики. Решение генетических задач.

Основные понятия и методы генетики. Основные правила, помогающие в решении генетических задач. Законы Грегора Менделя.

1

Февраль (3неделя)

23.24

Моногибридное, дигибридное скрещивание.. Решение задач повышенного уровня по генетике с использованием законов Г.Менделя

2

Февраль (4неделя) Март (1неделя)

25.

Неполное доминирование, наследование групп крови. Решение задач

1

Март

(2 неделя)

26.

Сцепленное наследование. Решение задач на сцепленное наследование признаков (кроссинговер )

1

Март

(3 неделя)

27.

Генетика пола.Решение задач на сцепленное наследование с половыми хромосомами  и Y)

1

Апрель (1 неделя)

28.29.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов,        решение        задач        повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.

1

Апрель (2,3 недели)

30.31.

Решение комбинированных задач

2

Апрель (4 неделя)

Май (1неделя)

32.

Закон Харди - Вайнберга. Решение задач по генетике популяций

1

Май (2неделя)

33.

Генетика человека. Решение задач на составление и анализ родословных

1

Май (3 неделя)

34.

Решение комплексной работы. Анализ результатов

1

Май (4 неделя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс...

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....

Программа внеурочной деятельности по биологии 9 класс "Линия жизни"

Элективный курс «Линия жизни» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших органи...

Программа внеурочной деятельности по биологии.7 класс.

Программа внеурочной деятельности  "Основы исследовательской работы по биологии"....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....