Открытый урок в 9 классе "Внутренняя среда организма. Кровь"
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Открытый урок по биологии в 9 классе на тему "Внутренняя среда организма. Кровь"        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_-_vnutrennyaya_sreda_organizma.krov_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  

В 9 классе на тему « Внутренняя среда организма.»  

                                                         Подготовила и провела учитель биологии и химии

Ахмедова Р.Ш.

Цель: Формирование понятия о  крови  ее составе, функциях.

Задачи: 

  •  Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
  • Развивающие: формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью. 

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  таблицы: “Состав крови”; дидактический материал.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость  крови.

Учащиеся должны:

знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.

уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником, объяснять функции клеток крови и их сущность.

Методы обучения :

Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы.  

Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
  3. Изучение нового
  4. Обобщение и закрепление
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.  

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Сегодняшний наш урок посвящен внутренней среде организма. Каждый из вас знает, какое большое значение имеет кровь в нашем организме. Именно о ее строении и функциях мы  с вами и поговорим.

  1. Актуализация опорных знаний  учащихся.

Учитель:

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Ученик:

Кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Учитель.

Молодец!  Ребята ,а что мы можем сказать о лимфе?

Ученик :

Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь.

Учитель:

А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Ученик:

Тканевой жидкости около 26% от массы тела.  Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.

Учитель: Какой  метод  исследования  используют  при  изучении  состава  крови?

Ученик: Метод   микроскопии.

Учитель: А давайте вспомним из чего же состоит кровь? И каков его объем?

Ученик: Кровь  состоит  из  плазмы  и  форменных  элементов  (эритроциты,  лейкоциты  и  тромбоциты). Объем крови взрослого человека - 4-6 л (у мужчин - 5,2 л, у женщин - 3,9 л).

Учитель: Какие  функции  выполняет  кровь?  

 Ученик: Транспортная, защитная,  терморегуляторная, гуморальная.

3 Изучение нового материала.

Учитель:

Кровь  называют  жизнью.  С  древних  времен  интерес  к  этой  красной

жидкости  организма  не  случаен.  Значительная  кровопотеря  при ранении  была  причиной

потери  сознания  и  угасания  жизни  животного  и  человека.  "Кровь"  и  "жизнь"  -  слова-

синонимы!  Кровь  одушевляли  и  боготворили,  кровью  клялись  в  братстве,  дружбе  и

любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Почему же так важно присутствие крови в

организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?

Плазма содержит 90-92% воды и 8-10% сухого остатка, главным образом белков (7-8%) и

минеральных солей (1%). Белки плазмы (их более 30) разделяют на три основные группы.

Альбумины  (около  4,5%)  связывают  и  транспортируют  лекарственные  вещества,

витамины,  гормоны,  пигменты.  Глобулины  (2-3%)  обеспечивают  транспорт  жиров,

глюкозы,  меди,  железа,  выработку  антител.  Фибриноген  (0,2-0,4%)  участвует  в

свертывании  крови.  В  плазме  также  находятся  аминокислоты,  глюкоза  (0,11%),

нейтральные жиры, липиды. В плазму поступают и конечные продукты обмена веществ:

мочевина,  мочевая  кислота  и  др.  В  плазме  содержатся  также  различные  гормоны,

ферменты  и  другие,  биологически  активные  вещества.  Минеральные  вещества  плазмы

составляют около 1%.

  Форменные  элементы, входящие  состав  крови:  эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Эритроциты -  впервые  были  обнаружены  голландцем  Антони  ван

Левенгуком, тельца имели красный цвет, за что он назвал их корпускулами (по латыни -

тельца).  Итальянский  врач  Марцелло  Мальпиги  принял  их  за  жировые  шарики.  В

настоящее  время  эти  клетки  называют  эритроцитами  (от  греч.  «эритрос»  -  красный,

«цитос»  - сосуд, клетка). В  1мм 3 крови содержится 4,5-5,5 млн. клеток эритроцитов. Они

имеют  форму  двояковогнутого  диска.  Заполнены гемоглобином,  перенос  кислорода  очень  важная  функция  -  эритроциты  в  процессе  развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг - производит клетки крови  постоянно,  для  нормального  кроветворения  необходим  витамин  В 12).  

Свойства  эритроцитов - эластичны, могут образовывать «монетные столбики». Продолжительность  жизни - 120-130 суток, затем разрушаются в печени, селезёнке.

Вопрос к классу: каковы особенности  строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями?

Учащиеся: В  1 мм 3 крови  - 4,5-5,5 миллионов  эритроцитов, похожи на   двояковогнутые диски ,  зрелые не содержат ядра ,красного цвета, т.к. содержат гемоглобин

, рождаются в красном костном мозге ,разрушаются в селезенке, лимфатических узлах, продолжительность жизни 120-130 суток .

Роль: переносят кислород и углекислый газ.

 Учитель: Как  называется заболевание,  которое  выражается  в  снижении  содержания

эритроцитов и гемоглобина в крови?

 Ученик: (Малокровие (анемия)).

 Учитель: Следующие  форменные  элементы крови- Лейкоциты -  получили  своё  название  от  греч.  «леуцос»  -  белый,  бесцветный.  Лейкоциты  -  ядерные  бесцветные  клетки  крови,  в  1мм 3

 крови  человека  содержится  4-8  тыс.  лейкоцитов,  образуются  в  красном  костном  мозге,  лимфатических

узлах,  селезенке,  продолжительность  жизни  5-10  суток,  разрушаются  в  печени  и

селезенке.  Лейкоциты  двигаются  подобно  амебам,  проникают  через  стенки  сосудов  и

стремятся к месту поражения тканей. Лейкоциты чувствительны к химическим веществам ,

выделяемым  микробами  и  поврежденными  клетками,  поэтому  они  устремляются  в

направлении  источника  раздражения.  Лейкоциты  -  это  клетки  обеспечивающие

иммунитет.  Иммунитет  -  это  способность  организма  защищать  себя  от  генетически

чужеродных тел и веществ.

Назовите  особенности  строения  и  выполняемые  функции  лейкоцитов.

Вопрос  к  классу:  каковы  особенности

строения лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями?

Учащиеся: В  1 мм 3 крови содержится - 4-8 тысяч  лейкоцитов ,содержат ядро ,способны к амебоидному движению,  рождаются в красном костном мозге , разрушаются в селезенке, лимфатических узлах,

продолжительность жизни от нескольких часов до 10 дней.

 Учитель:

Лейкоциты: Лимфоциты (иммунитет); Фагоциты (пожиратели).

Роль: распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток.

)  Долгое  время  учёные  не  могли  определить  функции  лейкоцитов.  В  1882

году  И.И.Мечников  на  основе  своего опыта  с личинкой  морской  звезды  сделал  вывод  о

том,  что  подобные  клетки  выполняют  функцию  защиты  организма  от  внешних  агентов.

Мечников назвал эти клетки фагоцитами, а явление фагоцитозом.

Тромбоциты - (кровяные  пластинки, бляшка )  (от  θρόμβος  - ком,  сгусток;

κύτος  -  вместилище,  здесь:  клетка)  -  мелкие  плоские  бесцветные  тельца  неправильной

формы,  в  большом  количестве  циркулирующие  в  крови;  это  постклеточные  структуры,

представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы

гигантских  клеток  костного  мозга  - мегакариоцитов.  В  1мм 3  крови  человека  содержится

400 тыс. тромбоцитов.

 Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность

жизни  кровяных  пластинок  составляет  5-7  суток,  затем  они  утилизируются  в  печени  и

селезёнке.  Функция  тромбоцитов  заключается  в  предотвращении  большой  кровопотери

при ранении сосудов, а также заживлении и регенерировании поврежденных тканей.

 Вопрос к классу: каковы особенности

строения лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями?

 Учащиеся: В  1 мм 3 - 400 тысяч  тромбоцитов, округлые, овальные пластинки  не содержат ядра , образуются в красном костном мозге , продолжительность жизни 5-7 суток .

Роль: принимают  участие  в  свертывании  крови  (защитная  реакция  организма,

препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных бактерий и

микроорганизмов.  Возможно  при  наличии:  солей  кальция  в  плазме,  фибриногена,

тромбоцитов).

Как  называется заболевание,  которое  выражается в  склонности к  кровотечениям  в

результате  несвёртываемости  крови? (Гемофилия).

Итак, теперь все основные функции крови:

1.  Транспортная. Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами,

а также связывает и переносит  кислород  от  органов дыхания  к  тканям и углекислый

газ от тканей к органам дыхания (эритроциты).

2.  Защитная. Обладает  способностью  к  свертыванию (тромбоциты) и  защищает

организм от микробов и генетически чуждых веществ (лейкоциты).

3.  Терморегуляторная. Охлаждает  органы  в  которых  производиться  много  тепла  и

согревает органы, теряющие тепло.

4.  Гуморальная. Обеспечивает  химическое  взаимодействие  между  всеми  частями

организма(кровь разносит гормоны).

5.  Гомеостатическая. Участвует  в  поддержании  постоянства  внутренней  среды

организма(эритроциты, плазма).

Для  обеспечения  жизни  каждой  клетки  необходим  постоянный  обмен

веществами  (получение  "нужных"  и  выделение  "ненужных").  Такой  обмен  происходит

постоянно  между  цитоплазмой  клетки  и  тканевой  жидкостью  через  мембрану  клетки.

Далее  вещества  обмениваются  с  кровью  (обмен  происходит  через  стенку  капилляра  и

мембрану клеток,  либо  оболочки).  Избирательная  проницаемость  барьеров  обеспечивает

необходимый  состав  микросреды  в  каждой  ткани.  Тканевая  жидкость  участвует  в

образовании  лимфы,  которая  собирает  все  крупномолекулярные  вредные  вещества,

доносит их до лимфоузлов, где очищается и поступает потом в кровь. Кровь переносит все

вредные  и  ненужные  организму  вещества  к  органам  выделения,  а  в  лёгких  и

пищеварительном  тракте  получает  "нужные"  организму  и  клеткам  вещества.  Таким

образом между всеми жидкостями организма идет постоянный обмен.

Организм  зависит  от  воздействий  внешней  среды.  Однако,  здоровый

организм  сохраняет  независимость  жизненных  процессов  от  изменений  внешней  среды.

Почему?  Потому,  что  организм  ультрастабильная  система,  которая  сама  обеспечивает

оптимальное  состояние  внутренней  среды,  удерживает  различные  параметры  функций  в

пределах  физиологических  (нормальных)  колебаний.  Это  свойство  называется

гомеостазис (гомеостаз) или еще гомеокинез.

(Гомеостаз -  это  совокупность  механизмов,  обеспечивающих  постоянство  внутренней

среды организма  (от греческого "гомеос"  - подобный  и  "стазис"  - состояние). Укажите

термин  в  своих  листочках.  Впервые  этот  термин  ввел  американский  физиолог  Уолтер

Кеннон  в  1929  году.  Достигается  постоянство  внутренней  среды  благодаря  нервной  и

эндокринной системам, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и

при  их  изменениях  влияют  на  работу  выделительной,  пищеварительной,  дыхательной  и

других  систем  организма  таким  образом,  чтобы  эти  изменения  были  устранены.  При

изменении концентрации какого-либо вещества, происходит восстановление постоянства

внутренней среды путем нервно-гуморальной регуляции.

 4 Обобщение и закрепление урока.

Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания интересной игрой « Да- нет» .

У вас на партах вопросы по нашей теме, на которые нужно ответить да или нет.

Прочитайте предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “да”, если предложение неверно, поставьте “нет”.

1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов

2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества

3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови

4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови

5.Лейкоциты – красные кровяные клетки

6.Функция эритроцитов – перенос кислорода

7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца

8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови

9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая

10.Кровь красная благодаря гемоглобину

5 Подведение  итогов.

 Вначале работы нашей перед нами    стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?

Ученики:  ДА!!!

6Домашнее задание:  

 Все новые понятия    в биологическом   словарике выучить. Дополнительно, на высокий балл подготовить сообщения по теме: «Кровь-носительница жизни. Интересные факты о крови»

Учитель:  

 Урок закончен, всем большое спасибо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Пояснительная запискас приложениемк  уроку  по биологии  в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....

Тема учебного занятия «Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С МЭШ...