Урок в 6 классе тема: "Отдел Покрытосеменные"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Головушкина Алена Валерьевна

План-конспект урока в 6 классе, тема "Отдел Покрытосеменные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 6          

Тема: «Отдел Покрытосеменные»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об отделе Покрытосеменные.

Задачи:

Личностные:

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.
  • способствовать формированию у учащихся анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы.

Метапредметные:

  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;

УУД:

Регулятивные УУД:

  • преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.

Коммуникативные УУД

  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • формирование систематизированных представлений об отделе Покрытосеменные;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.

Предметные:

  • помочь учащимся определять признаки покрытосеменных, отличать их от голосеменных, знать жизненные формы, способы питания и размножения, значение отличать двудольные растения от однодольных растений;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия: покрытосеменные, однодольные, двудольные, автотрофы, гетеротрофы, жизненные формы, ксилема, камбий, эфемеры.

Ход урока

I.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

II.Актуализация знаний. (5 мин)

Ребята на прошлом уроке мы, какую тему изучали? (Голосеменные). Хорошо.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Устная проверка.

1. Кто такие голосеменные? (растения, у которых семена расположены, открыто на поверхности чешуй шишек).

2. Какие растения относятся к отделу голосеменные? (секвой, ель, сосна, пихта, гинкго, эфедра)

3. Как размножаются? (семенами с помощью ветра)

4. Листья видоизменены в? (хвою)

5. Какие ткани хорошо развиты? (образовательная, проводящая, покровная, фотосинтезирующая, механическая, запасающая)

6. К каким жизненным формам относятся? (в основном деревья, кустарники и лианы, трав нет)

7. Каково значение в природе отдела Голосеменные? (очищают воздух, содержат фитонциды, дом для животных, использование древесины в хозяйственной деятельности, получении бумаги, мебели, использование шишек в питании, лечении болезней. Участвуют в почвообразовании)

8. Как отличить  ель от сосны?

III.Мотивация. (3 мин)

Учитель: Какие еще растения размножаются семенами? (цветковые или покрытосеменные).

Почему же их так называют? (семя закрытое, находится внутри плода).

Это один из самых крупных отделов царства растений, насчитывает более 240 000 видов. Они распространены по всему земному шару. Их можно встретить в пустынях, болотах, рядом с водоемами, в горах. Есть влаголюбивые и сухолюбивые (ксерофиты, гидрофиты, мезофиты). Они имеют разный вегетационный период, есть эфемеры, у которых очень короткий вегетационный период, всего несколько недель (подснежники, тюльпаны, лютик, ветреница). Другие могут жить до 2000 лет платан восточный или чинар, древесное растение Италии.

Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Многие виды вошли в число культурных растений: капуста, морковь, томаты, огурцы и т. д.).

Цель урока: Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями. 

Итак, сегодня мы должны:

План работы на уроке:

1. Дать характеристику покрытосеменным растениям.

2. Приводить примеры покрытосеменных растений.

3. Знать их среду обитания.

4. Жизненные формы покрытосеменных.

5. Давать сравнительную характеристику покрытосеменным и голосеменным растениям.

6. Способы питания

7. Размножение.

8. Рассмотреть на какие классы делят отдел (однодольные и двудольные)

9. Значение.

IV. Открытие новых знаний: (15 мин)

Работа с учебником

1.Покрытосеменные растения это отдел высших растений, у которых имеется цветок, как орган полового размножения и плод.

2. К покрытосеменным относят: дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста.

3. Обитают в разных климатических зонах – от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Обитают на кислых, соленых, плодородных и неплодородных почвах.

4. Ребята с помощью учебника заполняют таблицу:

Жизненные формы отдела покрытосеменные

Деревья

Кустарники

Кустарнички

Полукустарнички

травы

Выражен главный ствол

Береза

Дуб

Тополь

Не выражен главный ствол

Сирень

Смородина

Крыжовник

До 40 см одревесневшие побеги

Брусника

Черника

Клюква

Полуодревесневшие

растения, у которых

одревесневают только нижние части стебля

Чабрец ползучий

Полынь лечебная

(«Божье дерево»)

Паслен сладко-горький

Однолетние:

Горох, василек

Двулетние:

Лопух, морковь, свекла

Многолетние:

Земляника, ландыш, 15 м

Банан

5. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных

Объекты сравнения

Покрытосеменные

Голосеменные

Наличие цветка

Есть цветок

Цветка нет

Наличие плодов

Есть плоды

Нет плодов

Расположение семязачатков

Семязачатки находятся в завязи пестика

Семязачатки лежат открыто на чешуе шишки

Типы размножения

Самоопыление, ветром, животными, водой

Опыление производится ветром

Тип оплодотворения

Двойное оплодотворение

Оплодотворение одним спермием и одной яйцеклеткой

Строение ситовидных трубок

Ситовидные трубки сложного строения

Ситовидные трубки простого строения

Чем представлена древесина

Древесина представлена сосудами и трахеидами

Древесина представлена только трахеидами

(мертвые клетки и более узкие)

6. Способы питания (схема)

Автотрофы

Гетеротрофы (паразиты (повилика) и хищные (венерина мухоловка, росянка)

7. Размножение (схема)

Бесполое (клубнями, усами, луковицами, столонами)

Половое (семенами)

8. Сравнение классов однодольных и двудольных растений:

Признаки

Двудольные

Однодольные

Корневая система

Стержневая

Мочковатая

Жилкование листа

Сетчатое, перистое, пальчатое

Параллельное или дуговое

Семя

Состоит из двух долей

Состоит из одной доли

Жизненные формы

Древесные и травянистые

Травянистые. Редко древесные формы

Пример

Фасоль

Кукуруза

9.Значение (кластер)

-одевают человека;

- получают лекарства;

- продукты питания (кормят человека);

- радуют красотой.

V. Физ.минутка (1 мин)

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,        

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

VI. Закрепление (9 мин)

Работа в парах. По цепочке ребята задают вопросы согласно плану, напарник отвечает на его вопрос, если у него имеются затруднения, ему помогают другие учащиеся.

Итак, покрытосеменные это высокоорганизованны представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Биологическое разнообразие покрытосеменных – ценнейшее достояние нашей планеты, которое людям необходимо сохранить.

VII. Рефлексия (5 мин)

«Слон» 


        Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. 

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

VIII. (2 мин) Д/з. параграф 42 уметь давать общую характеристику покрытосеменным растениям. Устно ответить на вопросы параграфа. Рассмотреть дома комнатные растения и определить по изученным признакам, к какому классу относятся растения.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 6          

Тема: «Отдел Покрытосеменные»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Создание условий для формирования у учащихся знаний об отделе Покрытосеменные.

Задачи:

Личностные:

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и умений.
  • способствовать формированию у учащихся анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы.

Метапредметные:

  • развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;

УУД:

Регулятивные УУД:

  • преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.

Коммуникативные УУД

  • умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • формирование систематизированных представлений об отделе Покрытосеменные;
  • овладение умением анализировать полученную информацию.

Предметные:

  • помочь учащимся определять признаки покрытосеменных, отличать их от голосеменных, знать жизненные формы, способы питания и размножения, значение отличать двудольные растения от однодольных растений;

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия: покрытосеменные, однодольные, двудольные, автотрофы, гетеротрофы, жизненные формы, ксилема, камбий, эфемеры.

Ход урока

I.Организационный момент. Здравствуйте, садитесь.

II.Актуализация знаний. (5 мин)

Ребята на прошлом уроке мы, какую тему изучали? (Голосеменные). Хорошо.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Устная проверка.

1. Кто такие голосеменные? (растения, у которых семена расположены, открыто на поверхности чешуй шишек).

2. Какие растения относятся к отделу голосеменные? (секвой, ель, сосна, пихта, гинкго, эфедра)

3. Как размножаются? (семенами с помощью ветра)

4. Листья видоизменены в? (хвою)

5. Какие ткани хорошо развиты? (образовательная, проводящая, покровная, фотосинтезирующая, механическая, запасающая)

6. К каким жизненным формам относятся? (в основном деревья, кустарники и лианы, трав нет)

7. Каково значение в природе отдела Голосеменные? (очищают воздух, содержат фитонциды, дом для животных, использование древесины в хозяйственной деятельности, получении бумаги, мебели, использование шишек в питании, лечении болезней. Участвуют в почвообразовании)

8. Как отличить  ель от сосны?

III.Мотивация. (3 мин)

Учитель: Какие еще растения размножаются семенами? (цветковые или покрытосеменные).

Почему же их так называют? (семя закрытое, находится внутри плода).

Это один из самых крупных отделов царства растений, насчитывает более 240 000 видов. Они распространены по всему земному шару. Их можно встретить в пустынях, болотах, рядом с водоемами, в горах. Есть влаголюбивые и сухолюбивые (ксерофиты, гидрофиты, мезофиты). Они имеют разный вегетационный период, есть эфемеры, у которых очень короткий вегетационный период, всего несколько недель (подснежники, тюльпаны, лютик, ветреница). Другие могут жить до 2000 лет платан восточный или чинар, древесное растение Италии.

Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Многие виды вошли в число культурных растений: капуста, морковь, томаты, огурцы и т. д.).

Цель урока: Сегодня мы познакомимся с покрытосеменными, или цветковыми растениями. 

Итак, сегодня мы должны:

План работы на уроке:

1. Дать характеристику покрытосеменным растениям.

2. Приводить примеры покрытосеменных растений.

3. Знать их среду обитания.

4. Жизненные формы покрытосеменных.

5. Давать сравнительную характеристику покрытосеменным и голосеменным растениям.

6. Способы питания

7. Размножение.

8. Рассмотреть на какие классы делят отдел (однодольные и двудольные)

9. Значение.

IV. Открытие новых знаний: (15 мин)

Работа с учебником

1.Покрытосеменные растения это отдел высших растений, у которых имеется цветок, как орган полового размножения и плод.

2. К покрытосеменным относят: дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста.

3. Обитают в разных климатических зонах – от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Обитают на кислых, соленых, плодородных и неплодородных почвах.

4. Ребята с помощью учебника заполняют таблицу:

Жизненные формы отдела покрытосеменные

Деревья

Кустарники

Кустарнички

Полукустарнички

травы

Выражен главный ствол

Береза

Дуб

Тополь

Не выражен главный ствол

Сирень

Смородина

Крыжовник

До 40 см одревесневшие побеги

Брусника

Черника

Клюква

Полуодревесневшие

растения, у которых

одревесневают только нижние части стебля

Чабрец ползучий

Полынь лечебная

(«Божье дерево»)

Паслен сладко-горький

Однолетние:

Горох, василек

Двулетние:

Лопух, морковь, свекла

Многолетние:

Земляника, ландыш, 15 м

Банан

5. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных

Объекты сравнения

Покрытосеменные

Голосеменные

Наличие цветка

Есть цветок

Цветка нет

Наличие плодов

Есть плоды

Нет плодов

Расположение семязачатков

Семязачатки находятся в завязи пестика

Семязачатки лежат открыто на чешуе шишки

Типы размножения

Самоопыление, ветром, животными, водой

Опыление производится ветром

Тип оплодотворения

Двойное оплодотворение

Оплодотворение одним спермием и одной яйцеклеткой

Строение ситовидных трубок

Ситовидные трубки сложного строения

Ситовидные трубки простого строения

Чем представлена древесина

Древесина представлена сосудами и трахеидами

Древесина представлена только трахеидами

(мертвые клетки и более узкие)

6. Способы питания (схема)

Автотрофы

Гетеротрофы (паразиты (повилика) и хищные (венерина мухоловка, росянка)

7. Размножение (схема)

Бесполое (клубнями, усами, луковицами, столонами)

Половое (семенами)

8. Сравнение классов однодольных и двудольных растений:

Признаки

Двудольные

Однодольные

Корневая система

Стержневая

Мочковатая

Жилкование листа

Сетчатое, перистое, пальчатое

Параллельное или дуговое

Семя

Состоит из двух долей

Состоит из одной доли

Жизненные формы

Древесные и травянистые

Травянистые. Редко древесные формы

Пример

Фасоль

Кукуруза

9.Значение (кластер)

-одевают человека;

- получают лекарства;

- продукты питания (кормят человека);

- радуют красотой.

V. Физ.минутка (1 мин)

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания - руки в стороны.)

Каждое старается,        

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания — руки вверх.)

VI. Закрепление (9 мин)

Работа в парах. По цепочке ребята задают вопросы согласно плану, напарник отвечает на его вопрос, если у него имеются затруднения, ему помогают другие учащиеся.

Итак, покрытосеменные это высокоорганизованны представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Биологическое разнообразие покрытосеменных – ценнейшее достояние нашей планеты, которое людям необходимо сохранить.

VII. Рефлексия (5 мин)

«Слон» 


        Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. 

Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

VIII. (2 мин) Д/з. параграф 42 уметь давать общую характеристику покрытосеменным растениям. Устно ответить на вопросы параграфа. Рассмотреть дома комнатные растения и определить по изученным признакам, к какому классу относятся растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 класс. Тема. Отделы растений. Понятие о классификации растений.

Рассматриваются вопросы систематики, классификации растений....

Тема. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Тема урока. Семейство Крестоцветные. 6 класс

Урок в 6 классе по теме: растения семейства Крестоцветные. На уроке используются материалы ФЦИОР.  Форма работы - групповая, самостоятельная  с  использованием ноутбуков. Подготовлен сп...

Урок по ФГОС 5 класс на тему"Отдел Покрытосеменные"

Урок имеет эмоциональный и творческий настрой.Прослеживается смена видов деятельности.Предусмотрена самооценка....

Урок биологии по ФГОС в 5 классе Тема: Отдел Покрытосеменные.

Задача урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений....

урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые"

урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые" по программе Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, ФГОС...

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение" (6 класс)

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н....