Рабочая программа по биологии 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

Рабочая программа по предмету биология для 6 класса составлена:

на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования;

 требований к результатам освоения основной образовательной программы;

 фундаментальному ядру содержания общего образования, в соответствии с идеями и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 Программы формирования УУД.

на основе программы Биология: 5-11 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2014.- 400 с.

в соответствии с учебником, рекомендованным  Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций"/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2015г.-192 с.

Программа адресована учащимся 6 класса МБОУ «Нижнесаянтуйская  средняя общеобразовательная школа»

Цель:

 Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
  • Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
  • Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
  • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии 6 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по предмету биология для 6 класса составлена:

на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования;

 требований к результатам освоения основной образовательной программы;

 фундаментальному ядру содержания общего образования, в соответствии с идеями и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 Программы формирования УУД.

на основе программы Биология: 5-11 классы: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2014.- 400 с.

в соответствии с учебником, рекомендованным  Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций"/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2015г.-192 с.

Программа адресована учащимся 6 класса МБОУ «Нижнесаянтуйская  средняя общеобразовательная школа»

Цель:

 Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
  • Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
  • Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
  • Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Особенности программы:

В программе расширен экологический и краеведческий материал. Изучение курса ведется с использованием местного материала (гербария местной флоры, натуральных объектов и т.п.) 8 часов из курса «Растения» выделено на изучении краеведческого компонента.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

 Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

         Лабораторные и практические работы, экскурсии проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются целыми уроками или фрагментами уроков. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Общая характеристика предмета

          Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом кульурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

         Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

        Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

-  многообразие и эволюция органического мира;

-  биологическая природа и социальная сущность человека;

-  структурно-уровневая организация живой природы;

-  ценностное и экокультурное отношение к природе;

-  практико-ориентированная сущность биологических знаний.

                    В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание курса биологии в  основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Курс имеет комплексных характер, включает основы различных биологических наук – морфологии, анатомии, физиологии, эволюции, растениеводства и т.д. Содержание и структура курса обеспечивает достижение базового уровня биологически знаний, развития творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, способствует формированию эволюционного и экологического мышления.

Содержание курса биологии в 6 классе направленно на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Место курса биологии в базисном учебном плане

          Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280 часов, из них 34 (1ч в неделю) в 6 классе. В соответствие с годовым календарно-учебным графиком на 2016-2017 учебный год число учебных недель составляет – 34, таким образом, количество часов в 6-х классах по календарно-тематическому плану составит –34, из расчета 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение

Контрольных (письменных проверочных работ) работ - 7

Экскурсия - 2

Лабораторных работ - 6

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; комбинированные уроки; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;  лабораторные и практические работы, практикумы, игры.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, те6стов, письменных работ

Форма организации познавательной деятельности – групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,  тестирование, диктант, письменные домашние задания и т.д.).

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Включены практические и лабораторные работы.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:  организация самостоятельной работы, проектная деятельность, творческая деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, в частности, смене видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников.

В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно: в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество / партнерство;

- парные и групповые формы работы доминируют  над фронтальными; ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личностный смысл;

- последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения — умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

         Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).  

          Промежуточная  аттестации учащихся проводится в форме зачета, в конце учебного года. Зачет выставляется при наличии положительной годовой отметки, которая выставляется по принципу накопительного  подхода, который основывается на выведении годовой отметки успеваемости учащихся по  предмету биология  на основе совокупности четвертных отметок, полученных учащимся в течение учебного года. Годовая отметка выводится как среднее арифметическое четвертных или полугодовых отметок, согласно правилам математического округления.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  биологии в 6 классе

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация и определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных систематических признаков биологических объектов и процессов - обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • определение связи строения и функций тканей, органов растений; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи растительного организма с окружающей его средой;
  • понимание процессов, происходящих в живых системах - растениях (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов - наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

развитие чувства ответственности за сохранение природы.

 3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы техники безопасности работы в кабинете биологии на экскурсиях;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

овладение методами искусственного размножения растений способами ухода за комнатными растениями

 5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Содержание учебного предмета  

Тема 1. "Наука о растениях - ботаника" - 4 час.

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Демонстрация:

Гербарий и натуральные объекты растений.

Микропрепараты кожицы лука

Микропрепараты тканей растений

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Тема 2. "Органы цветкового растения" - 8 часов

1. Строение семени. Семена одно и двудольных растений. Условия прорастания семян. Значение семян.

Лабораторная работа №1. «Строение семени фасоли»

Демонстрация:

коллекция семян  растений

строение семени

Корень: внешнее и внутреннее  строение.  Типы корневых систем. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Лабораторная работа №2. «Строение корня проростка»

Демонстрация:

Гербарий растений с различными корневыми системами

Виды корней. Зоны корня

Микропрепарат «Корневые волоски

Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с расположением и строением почек"

 Лабораторная работа № 4  "Строение корневища, клубня, луковицы"

Демонстрация:

Гербарий растений с различными видами побегов

Побеги растений с различными видами почек

Гербарий и натуральные листья комнатных растений.

Гербарий и натуральные объекты для изучения листорасположения.

Гербарий по многообразию стеблей.

Микропрепараты внутреннего строения листьев, стеблей

Видоизменения побегов, листьев.

Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Демонстрация:

Гербарий и натуральные экземпляры цветков, соцветий

Коллекция семян и плодов растений

Натуральные объекты: цветки, плоды

Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений"-  часов

Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5 "Черенкование комнатных растений"

Демонстрация:

Способы вегетативного размножения растений

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 4. «Многообразие и развитие растительного мира» – 11 часов

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

   Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа №6 «Строение моховидных растений»

Демонстрация:

гербарий «Морские водоросли»

гербарий «Мхи»

гербарий «Папоротники. Хвощи. Плауны»

гербарий «Голосеменные растения»

гербарий «Покрытосеменные растения», «Класс Однодольные растения», «Класс Двудольные растения»

коллекция шишек хвойных растений.

Тема 5. "Природные сообщества" – 3 часа

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы ».

Учебно-методический комплекс по биологии в 6 классе

Для учителя:

Программно-методические материалы

Биология: 5-11 классы: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.

Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2015.

Учебник

Пономарева И.П., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология. 6 класс. - Издательство: М.: Вентана-Граф, 2015 (Рабочие тетради № I, 2)

Методическая и справочная литература

Бенуж Е.Н.Тесты по биологии: 6 класс: К учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» //Экзамен, Москва, 2007

Биология. Справочные материалы / Д.И. Трайтак и др. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

Биология. Справочник школьника / А.И. Никишов. - М.: Дрофа. 1998 - 176с .

Биологический энциклопедический словарь/ под ред. М.С.Гиляров. – Москва: Советская энциклопедия, 1986. – 893 с.

Биология. Справочные материалы / Д.И. Трайтак и др. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

Биология. Справочник школьника / А.И. Никишов. - М.: Дрофа. 1998 - 176с .

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Аст-пресс книга, 2012. – 816 с.

Былова A.M., Шорина Н.И., Горская Н.А. Экология растений. 6 класс. Рабочая тетрадь

Валова М.А. Биология. Полный курс общеобразовательной школы - М.: Экзамен, 2002

Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: математика, физика, химия, информатика, биология - СПб.: Тригон, 2007. - 624 с.

Воронина ГА. Биологический тренажер : 6—11 классы : дидактические материалы / Г.А. Воронина, С.Н, Исакова. — М.: Вентана-Граф, 2009. — 192 с.

Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-1 1 кл. - М.: «Олимп», «Изд-во Апрель», 2001. - 336 с.

Козлова Т.А. Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2000. - 240 с.

Кузнецов В.И. Уроки биологии. 6-7 кл. - М.: Просвещение, 1991.-191 с.

Книга для чтения по ботанике -М.: Просвещение, 1985.- 223 с.

Меженский В.Н. Растения-индикаторы / В.Н. Меженский. — М.: ООО Издательство ACT, 2004. — 76с.

Муртазин Г.Н. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.

Павлов И.Ю., Вахненко Д.В. Биология. Пособие- репетитор – Р/нД: «Феникс». 2001.-608 с

Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004. – 128 с.

Опорные конспекты по биологии - М.: ИНФРА-М: Новосибирск, 2000. - 204 с.

Пикерев В.Р. Биология. Школьный курс в 120 таблицах

Пименов А.В. Уроки биологии в 6 классе - Ярославль: Академия развития, 2001. - 272 с.

Понятия и определения: Биология/справочник школьника. - СПб.: «Литера». 2006. 96 с.

Пономарёва И.Н. Биология : 6 класс : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2014.

Пономарёва И.Н. Биология : 6 класс : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2014.

Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии /к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения, б класс». - М.: Экзамен, 2011.- 111 с

Рабинова Л.Я. школьная биологическая олимпиада М.: Просвещение, 2968

Розенштейн A.M. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. - М.: Просвещение.

Рейвн П., Эверт Р. И др. Современная ботаника в 2-х томах. – Москва: Мир, 1990

Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл. - М.: Дрофа, 2001 -

Тейолор Д., Грин Н., Стаут У. Биологи в 3-х томах. – Москва: Мир, 2004

Химия и биология в таблицах и схемах/ А.Д.Бочеваров и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия.- Москва, Эксмо, 2007

Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник. – М.: махаон, 2007. – 512 с.

Экспресс-курс химии и биологии для школьников и абитуриентов / Н.Ю. Безручко. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 614

Ярыгин В.Н. и др. БИОЛОГИЯ В 2 книгах.- Москва «Высшая школа», 2003

Электронные пособия

  1. 1С: Биология. 6 класс Растения. Бактерии.

    Грибы. Лишайники

  1. Электронный атлас для школьника. Ботаника (6-7 класс)
  2. Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 классы
  3. Электронные уроки и тесты. Биология в школе.      

   Организация жизни

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Жизнедеятельность животных
  2. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Функции и среда обитании животных организмов
  3. 1С: Репетитор: Биология
  4. . Биология. 6 класс. Аудиокурс /Гаврилова Н.В. – Россия, 2008
  5.  Лекции для школьников. Растительный мир России. Аудиокурс. /Масычев О.А. – Россия, 2008
  6.  Биология. 7 класс. Ботаника и зоология. Аудиокурс / Гаврилова Н.В. – Россия, 2008

Интернет-ресурсы

tana.ucoz.ru

lotoskay.ucoz.ru

keramicos.ru

samsdam.net/biology/

edu.cap.ru

mirbiologii.ru

pedsovet.ru

prezentacii.com/biologiya/

videouroki.net

interneturoki.ru/ru

paramitacentr.ru

biologymoscow.ucos.ru

proshokoly.ru

fullbiologi.ucoz.ru/

alleng.ru/edu/bio1/htm

distant-lessors.ru/vse-zapisi-bloga-po-biologii

biology-online.ru

shkolnye-presentacii.ru/biologiya

45minut.ru

Завуч.инфо

Минобр.орг

Для учащихся

Дополнительные учебники

  1. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники /Т.П. Серебрякова и др.- М.: Просвещение, 1994.-224 с
  2. Еленевский А.Г'. Биология: Растения; бактерии, грибы - М.: Дрофа, 2001. - 304 с.
  3. Захаров В.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов - М.: Дрофа, 2000. -248 с.
  4. Пономарева И.П., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайник. - Издательство: М.: Вентана- Граф, 2006 (Рабочие тетради № I, 2)
  5. Сонин Н.И. Биология. Живой организм - М.: Дрофа, 2000. - 176 с.

Справочная литература

  1. Биология. Справочные материалы / Д.И. Трайтак и др. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
  2. Биология. Справочник школьника / А.И. Никишов. - М.: Дрофа. 1998 - 176с .
  3. Биологический энциклопедический словарь/ под ред. М.С.Гиляров. – Москва: Советская энциклопедия, 1986. – 893 с.
  4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Аст-пресс книга, 2012. – 816 с.
  5. Былова A.M., Шорина Н.И., Горская Н.А. Экология растений. 6 класс. Рабочая тетрадь
  6. Валова М.А. и др. Биология. Полный курс общеобразовательной школы - М.: Экзамен, 2002. - 448 с.
  7. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: математика, физика, химия, информатика, биология - СПб.: Тригон, 2007. - 624 с.
  8. Книга для чтения по ботанике -М.: Просвещение, 1985.- 223 с.
  9. Козлова Т.А. Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2000. - 240 с.
  10. Меженский В.Н. Растения-индикаторы / В.Н. Меженский. — М.: ООО Издательство ACT, 2004. — 76с.
  11. Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2004. – 128 с.
  12. Опорные конспекты по биологии - М.: ИНФРА-М: Новосибирск, 2000. - 204 с.
  13. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В. Биология. Пособие- репетитор - Ростов-на-Дону: «Феникс». 2001 .-608 с.
  14. Понятия и определения: Биология/справочник школьника. - СПб.: Издательский дом «Литера». 2006. 96 с.
  15. Рейвн П., Эверт Р. И др. Современная ботаника в 2-х томах. – Москва: Мир, 1990
  16. Тейолор Д., Грин Н., Стаут У. Биологи в 3-х томах. – Москва: Мир, 2004
  17. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник. – М.: махаон, 2007. – 512 с.
  18. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия.- Москва, Эксмо, 2007
  19. Экспресс-курс химии и биологии для школьников и абитуриентов / Н.Ю. Безручко. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 614
  20. Ярыгин В.Н. и др. БИОЛОГИЯ В 2 книгах.- Москва «Высшая школа», 2003

Перечень учебно-методических средств обучения

Название раздела

Количество лабораторных  работ

Название лабораторной работы

Продолжи

тельность

Перечень учебно-лабораторного оборудования

1

Тема 2

«Органы растений»

4

Лабораторная работа №1

«Строение семени фасоли»

10 мин.

Интерактивное учебное пособие

«Растения. Грибы. Бактерии»  (таблица «Строение семени фасоли»);

Лабораторное оборудование

Лабораторная работа №2

«Строение корня проростка»

10 мин.

Интерактивное учебное пособие

«Растения. Грибы. Бактерии»  (таблица «Корень»)

Лабораторное оборудование

Лабораторная работа №3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

10 мин.

Интерактивное учебное пособие

«Растения. Грибы. Бактерии»  (таблица «Строение почек»)

Лабораторное оборудование

Лабораторная работа № 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

10 мин.

Интерактивное учебное пособие

«Растения. Грибы. Бактерии»  (таблица «Видоизмененные побеги»)

Лабораторное оборудование

2

Тема 3

«Основные процессы жизнедеятельности растений»

2

Лабораторная работа № 5

«Черенкование комнатных растений»

10 мин.

Интерактивное учебное пособие

«Растения. Грибы. Бактерии»  (таблица «Вегетативное размножение»)

3

Тема 4

«Многообразие и развитие растительного мира»

Лабораторная работа № 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений»

10 мин.

Интерактивное учебное пособие

«Растения. Грибы. Бактерии»  (таблица «Строение моховидных»)

Лабораторное оборудование

Планируемые результаты освоения изучения биологии в 6 классе

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 6 класса обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений,;
  • осуществлять классификацию биологических объектов – растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности растительных организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты - растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Контроль качества обучения:

Критерии

Показатели

Темы

Форма

Сроки

Предметные

  1. Овладение понятийным аппаратом
  2. Умение распознавать, наблюдать и описывать биологические объекты и процессы  разного уровня организации
  3. Установление взаимосвязей между строением и функциями биологических систем

 

Тема «Многообразие и развитие растительного мира»

 

 

Проверочная  работа

 

Апрель

 

Метапредметные

  1. Познавательные:

Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать, оценивать и сравнивать информацию

  1. Коммуникативные:

Умение доказывать свою точку зрения

  1. Регулятивные:

Умение самостоятельно формулировать проблему и составлять план решения  учебной задачи

 

Тема «Многообразие и развитие растительного мира»

 

 

Проверочная  работа

 

Апрель

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...