Внеклассное мероприятие в рамках Недели биологии "Знаешь ли ты себя?"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Веселова Татьяна Петровна

Материал мероприятия позволяет пробудить интерес к изучению предмета биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya.docx140.95 КБ

Предварительный просмотр:

               САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  СПЕЦ. ПУ

      Открытое мероприятие в рамках                  

                     Недели биологии

                           на тему:

                                                         Разработана учителем биологии

                                                                        Веселовой Т.П.

                                                 Санкт-Петербург

                                          23 апреля   2016 г.

        Еще на заре истории человечества люди пытались понять, как они появились на Земле. Первые  представления о мире и своем месте в нем человек выразил в виде мифов. Первой формой человеческого знания стала философия. Она стала символом стремления человека к познанию истины. Знание необходимо, чтобы правильно жить и действовать в этом мире. Знания,  основанные на опыте, формировались в науки.

    В ходе сегодняшнего занятия мы проверим ваши знания об организме человека, попытаемся понять  процессы, происходящие в нашем организме,  поможем дать ответы на вопросы, которые  пригодятся в вашей жизни.

   

  Все наше мероприятие состоит из 4 станций, в которых будет серия вопросов по данной теме.

1 станция – увлекательная анатомия.

2 станция – увлекательная физиология.

3 станция – растения и человек.

4 станция – животные и человек.

I. «Увлекательная анатомия»

1.Назовите важную часть клетки. (Ядро, которое хранит и передает наследственную информацию)

2.Что является «аккумулятором» клетки? (Энергетическим источником клетки являются митохондрии)

3.Сколько типов тканей выделяют в организме человека? (Четыре: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)

4.Сколько костей в организме человека?(206)

5.Сколько мышц в организме человека? (640)

6.Какие мышцы крепятся к коже? (Мимические)

7.Назовите главный «насос» организма человека. (Сердце)

8.Сколько литров крови в организме взрослого человека? (4-5литров)

9.Сколько групп крови различают у человека? (Четыре)

10.Сколько клеток в организме человека? (100 триллионов)

11.Сколько запахов воспринимает организм человека? (Не более 3 тысяч)

12.Какова длина пищеварительного тракта? (8-12 метров)

13.Сколько зубов в организме? (32)

14. Назовите первый защитный барьер человека. (Кожа)

Самые, самые …

1.Самая твердая часть организма человека (Зубы).

2.Самые сильные мышцы человека (Жевательные).

3.Самая длинная мышца человеческого организма (Портняжная до 50см).

4.Самая большая кость человека (Бедренная).

5.Самые маленькие косточки человеческого организма (Слуховые, весят 25мг).

6.Самая крупная пищеварительная железа человека (Печень, весит 1,5-2кг).

7.Самый сложный и совершенный орган человеческого организма (Мозг)

8..Самый крупный кровеносный сосуд организма человека (Аорта).

9.Самый большой и тяжелый орган человеческого организма (Кожа, весит 4кг).

10.Структура кожи, которая имеет самый неограниченный рост (ногти, до 9м за 30 лет).

Загадки

1.На земле он всех сильней,

   Потому что всех умней. (Человек)

2.Горшочек умен,

   Семь дырочек в нем. (Голова)

3.В одной комнатушке

   Соседи живут:

   Одни все кусают,

   Другие — жуют. (Зубы)

4.Дом, где наш язык живет,

    Называем все мы ...   (рот).

5.Не любитель он молчать.

   Даже может заскучать,

   Если держат за зубами.

   Кто же он, скажите сами?  (Язык)

6.На ночь два оконца

     Сами закрываются,

     А с восходом солнца

     Сами открываются.  (Глаза.)

7.Вот гора, а у горы

     Две глубокие норы.

     В этих норах воздух бродит,

     То заходит, то выходит.        (Нос.)

8.Их не сеют, не сажают,

     Они сами вырастают.

     Не в лесу, не на опушке —

     На затылке, на макушке.   (Волосы.)

9.Я у Хомки-хомяка брал вчера уроки,

      Как получше набивать угощеньем ...   (Щеки).

10.Разных групп у нас она,

     Но на цвет у всех одна.  (Кровь.)

Ребусы

Ребус по биологиимышцы        Ребус по биологиискелет

Ребус по биологииволосы  Ребус по биологии гены

Ребус по биологии стопа

Ребус по биологии аппендикс

Ребус по биологииорган

II. «Увлекательная физиология»

1.При ручной стирке белья, что устает больше спина или руки? (Спина устает больше, так как ее мышцы совершают статическую работу, а руки – динамическую).

2.Какие мышцы неподвластны нашим желаниям? (Гладкие, которые есть в стенках кровеносных сосудов, и во внутренних органах).

3.У кого тоньше обоняние? (У женщин, чем у мужчин. Больше запахов воспринимаем правой половинкой носовой полости).

4.Почему сидя на стуле, необходимо держать ноги под прямым или тупым углом? (Смещается центр тяжести и человек склоняется, нарушается осанка;  кровеносные сосуды(вены) пережимаются,  кровь застаивается, стенки сосудов растягиваются и становятся неэластичными, возникает варикоз вен).

5.Почему утром нельзя резко вставать с кровати? (Утреннее подтягивание подготавливает мышцы нашего тела к нормальной работе, восстанавливает привычное кровообращение, приводит организм с так называемого режима сна в режим активности).

6.Почему уставшему человеку необходимо предложить сладкий чай? (Глюкоза, которая есть в чае в виде сахара, является источником энергии для нашего организма. Кофеин чая является тонизирующим средством для нервной системы).

7.Почему после длительного бега  начинает колоть в боку? (Из-за резкого увеличения объема крови в печени и селезенке последние увеличиваются в размерах, начинают давить на нервные окончания).

8.Почему мальчикам нельзя сидеть на батареи? (Потому что температура в яичках должна быть ниже на 2-3 градуса температуры тела для нормальной физиологической деятельности).

9.Как можно снять эмоциональное перенапряжение? (Физической нагрузкой)

10.В средние века существовала казнь « под колокол». Кто был палачом?

(Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещённого под колокол. Предельная норма для громких звуков- 80 децибеллов, звук в 130 децибеллов вызывает болевые ощущения, а в150 децибеллов - непереносим.)

11.Почему не рекомендуется запивать пищу сладкими напитками? Ответ обоснуйте. (Сахара оказывают тормозящее влияние на секрецию желудочного сока.)

12.В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма? (Со слезами).

13.Этот известный русский писатель был сторонником здорового образа жизни. Он любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 70 лет он побеждал молодёжь в беге на коньках. В 82 года за день совершал верхом на лошади прогулки по 20 и более вёрст. Назовите  этого писателя.( Лев Толстой.)

Биологика (отгадай слово)

1. Стальной, длинный, короткий, толстый, большой, средний, указательный, безымянный ... (Палец.) 

2.Должностное, физическое, юридическое, доверенное, подставное, действующее, настоящее, первое, второе, третье, круглое, овальное, румяное, грязное, красивое, смешное, серьезное, знакомое, дружеское, симпатичное ... (Лицо.) 

3.Стеклянный, верный, острый, дурной, хозяйский, вооруженный, невооруженный, сложный, немигающий ...  (Глаз.)

6.Костяная, волосатая, толчковая, толстая, тонкая, длинная, кривая, стройная, левая, правая, задняя, передняя ... (Нога.)

7.Белая, широкая, узкая, слоновая, сахарная, мозговая, плечевая,  локтевая, тазовая, берцовая, обглоданная, сросшаяся ... (Кость.)

9.Натуральная, искусственная, выделанная, обувная, мебельная, пересаженная, пористая, бархатная, гладкая, нежная, молодая, морщинистая, крокодиловая, змеиная, телячья, свиная ... (Кожа.)

12.Гидравлический, механический, паровой, штамповочный, чеканочный, сенной, брюшной ... (Пресс.)

13.Электрический, вечный, цветной, глубокий, спокойный, тревожный, кошмарный, летаргический, послеобеденный, вещий …     (Сон.)

III. «Растения и человек»

1.Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? (Бобы сои можно превратить во многие продукты питания.)

2. Какое масло не дает дыма? (Кокосовое масло.)

3.Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. (Древесные стружки.)

4.Комнатное растение, отпугивающее запах моли. (Герань.)

5.Прием внутрь 50-60 г ядрышек каких растений может привести к тяжелому и даже смертельному отравлению взрослого человека (а вот для маленьких детей, при определенных условиях, опасность может представлять даже одно ядрышко). (Слива, абрикос, миндаль, персик и вишня)

6.В первой половине 17 века русский посол передал монгольскому хану от царя Михаила  Федоровича сто соболей. Монгольский хан в ответ передал русскому царю четыре пуда сухих листьев, на что царь обиделся: он дарит соболей, а в замен получает сухие листья, хан понял свою ошибку и отправил в Москву своего мастера с подарком  о каких листьях идет речь? (О чае.)

7.Они открыты в 1928 году советским учёным Токиным. Их много выделяют хвойные, однако чемпионом является можжевельник. Они выделяются бактериями и низшими грибами. Причём у этих организмов они носят название антибиотики. Назовите их. (Фитонциды.)

8. Почему, заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем те которые заготовлены летом? (Зимой деревья замирают и не впитывают в себя влагу, потому дрова из них сухие.)

9.Плод этого растения называют  «ягодой пяти вкусов»: оболочка сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а приготовленное лекарство приобретает солёный вкус. (Лимонник китайский.)

10.Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живёт Хозяйка Земли. А вот, что поётся в русской песне об этом дереве:

Первое дело - мир освещать,

Второе дело - скрип утешать,

Третье дело - больных исцелять,

Четвёртое дело - чистоту соблюдать. Что это за дерево? (Береза)

11.Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны нанесённые Гераклом. А как по-русски  называется это растение? Оно является сорняком полей. (Василёк.)

12. С биологической точки зрения уборка опада осенью не рекомендуется - опад необходим для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку опада проводят регулярно. Почему?

 (Потому что городские деревья аккумулируют тяжёлые металлы из загрязнённой почвы, а листовые пластинки -  из воздуха.)

13.Этот гриб помог избавиться Владимиру  Мономаху от рака губы. (Чага.)

14.О полезных свойствах этого растения  Поль Брэгг написал так: «Самое ценное их составляющее. Это жидкость, дистиллированная самой природой». Назовите это растение. (Огурец).

15. Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и вновь опускается  на дно после захода солнца? (Кувшинка, водяная лилия.)

16. Плод этого растения - необходимая и, к тому же, излюбленная пища многих итальянских певцов. Любят его за то, что он чистит и снимает воспаление с голосовых связок. Что это за растение? (Банан.)

17.Французские  врачи советуют употреблять её при 75 основных и 35 сопутствующих заболеваниях. Это содержит почти весь набор витаминов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Что это? (Капуста.)

18.Мария Медичи была виртуозом в составлении ядов, сама панически боялась быть отравленной, а «его» считала лучшим противоядием. Назовите это противоядие. (Петрушка.)

Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

1.Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще)

2.Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудиться в трех соснах)

3. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель. (Ухватиться за соломинку)

Из какого зерна готовят следующие каши

Пшеничная, манная – пшеница

Перловая, ячневая – ячмень

Овсянка, толокно – овес

Пшенная - просо

IV. «Животные и человек»

1.Какая корова сытнее живёт - хвостатая или бесхвостая? (Хвостатая. Хвостом она отгоняет насекомых и спокойно пасётся, а бесхвостая поминутно мотает головой и переходит с места на место).

2. Пчелиный клей, клейкое, смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчёлами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Используется в медицине. (Прополис.)

3. Долгое время не давали покоя человечеству «крокодиловы слёзы». Правда ли, что крокодилы льют слёзы? (Крокодилы напрочь лишены сентиментальности. Вместо того чтобы плакать, эти кровожадные звери глазами потеют.)

4.Чтобы сохранить птиц в музее, из них делают чучела. Но в наших лесах обитает одна птица, которую не нужно препарировать. Она и так пролежит лет 15-20 и не испортится. Что это за птица? (Клёст. Тело этой птицы так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддаётся гниению)

5. Какое животное даёт самое жирное молоко? (Тюлень, 43%.)

6. Кобра танцует под звуки дудочки факира? (Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)

7. Научно подтверждённый факт: мясо курицы полезно, потому что содержит большое количество этого. Что это?  (Витамин В6.)

8. Герои романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно «Быть может, оно слишком долго лежало?»- озадаченно спросил один из них. Что ответил Паганель?

(«Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало»- ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся в мышцах во время работы.)

9.Какое животное «одолжило» свои глаза и фотоаппарату, и дорожным знакам? (кошка).

10.Чарльз Дарвин считал, что это животное – труженик и пахарь – сыграло самую значительную роль в истории мира. Кого же он так особо выделил? (Дождевых червей).

11.Человек научился у пауков строить подвесные мосты, у кошек перенял диафрагму в фотоаппарате и светоотражающие дорожные знаки. А какое изобретение появилось благодаря змеям? (Шприц.)

12.Какие насекомые одомашнены человеком? (Пчёлы.)

13. Назовите хотя бы трёх животных, которых Моисей взял в свой ковчег?
(Пророк Моисей не брал животных в ковчег, это делал праведный Ной.)

14. У человека двенадцать пар ребер. А у кого ребер более трехсот? (У змеи.)

15.В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? (Одинаково).

16.Мужик пошел на базар и купил там лошадь за 50 рублей. Но вскоре он заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом он сообразил, что ехать ему не на чем, и купил ту же лошадь за 70 рублей. Затем он задумался, как бы не получить от жены нагоняй за такую дорогую покупку, и продал ее за 80 руб. Что он заработал в результате манипуляций?
(-50+60-70+80=20)

Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

1.Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).

2.Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не портит, но глубоко не пашет).

3.Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с воза кобыле легче).

4.При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси. (Вертится, как волчок или Хочешь есть, умей вертеться).

 МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

                          II ОТРЯДА

1. Станция «Увлекательная физиология».

2. Станция «Растения и человек».

3.Станция «Животные и человек».

4. Станция «Увлекательная анатомия».

                                   МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

                          III ОТРЯДА

1. Станция «Растения и человек».

2.Станция «Животные и человек».

3. Станция «Увлекательная анатомия».

4. Станция «Увлекательная физиология».

             МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

                          IV ОТРЯДА

1.Станция «Животные и человек».

2. Станция «Увлекательная анатомия».

3. Станция «Увлекательная физиология».

4. Станция «Растения и человек».

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в рамках Недели английского языка

Интеллектуально-развлекательная программа для среднего возраста...

Савинова Л.М. Внеклассное мероприятие в рамках недели английского языка в школе. "Великобритания".

Урок содержит материал по страноведению, интересные задания и кроссворд....

Внеклассное мероприятие в рамках недели иностранных языков

Хочу поделиться планом внеклассного мероприятия, проходившего в рамках недели иностранного языка....

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

Внеклассное мероприятие в рамках недели математики "Ох уж эта математика"

Математический конкурс для учащихся 5-х классов. Цели мероприятия:  развитие любознательности, внимания и памяти; формирование навыков нешаблонного, логического мышления при решении нестандартных...

Внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "В гостях у сказки" для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классыЦели:В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.Развитие навыков устной связной речи, обогаще...

Внеклассное мероприятие. В рамках недели естественных наук. Интеллектуальная викторина по информатике.

Интерактивная презентация для учащихся 8-9 классы.Вопросы по информатике и химии.Вопросы оценивают вместо баллов "мозгом", для этого распечатайте заранее на листках изображения мозга и подготовьте их ...