конспект урока по биологии в 8 классе "Гармония гормонов"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Федорова Инна Владимировна

урок  биологии в 8 классе "Гармония гормонов", учебник Колесов, Маш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmoniya_gormonov.doc94.5 КБ
Office presentation icon gormony_-_otkrytyy_urok.ppt2.56 МБ
Microsoft Office document icon test.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

«ФУНКЦИИ ЖЕЛЕЗ»

«ФУНКЦИИ ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ»

«РОЛЬ  ЖЕЛЕЗ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ»

«ГАРМОНИЯ  ГОРМОНОВ»

Название этапа урока

Вид деятельности

Примечание

Мотивационно – актуализационный этап

  1. Повторение Д/З

- работа по таблице

- работа с моделью

- работа по слайду презентации

- заполнение кластера

2) Выполнение теста (самоконтроль)

3)  *Определение  темы урока.

     *Формулирование задач

     * Знакомство с маршрутным листом

     * Планирование деятельности

Сдать учителю

Операционно – исполнительский этап

  1. Вступительное слово учителя
  2. Работа с таблицей «На приеме у эндокринолога» (знакомство с функцией желез внутренней секреции)

-  гипофиз

- щитовидная железа

- надпочечники

- половые железы

- поджелудочная железа

3. Сообщение  «Великаны и карлики»

4. Выполнение практического задания

5. Работа в парах  - Составьте схему, отражающую путешествие капельки  гормона  щитовидной железы  по организму, используя текст слайда.

6. Решение проблемной ситуации:

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ О ГОРМОНАХ, НО КАК ОПЫТНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ,  ДЛЯ СВОЕГО ВОЙСКА ВЫБИРАЛ СОЛДАТ, КОТОРЫЕ ПРИ ВИДЕ ВРАГА КРАСНЕЛИ. ПОЧЕМУ?

Историческая справка – Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. И делал правильно. 
– Получив знания о надпочечниках, попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения. В природе  кошка увидев своего злейшего врага – собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом. В этот момент в её кровь выброшен гормон –
адреналин – это гормон тревоги, страха. Собака, встретившись с кошкой – рычит, лает, гонится за ней. В её кровь в этот момент тоже выделяется гормон, но не гормон тревоги, гормон агрессии – норадреналин. Оба этих гормона вырабатываются расположенными на верхних концах почек парными железами – надпочечниками.  
У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги – адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Поэт Андрей Вознесенский даже написал об этом стихи:

Когда человек боится,
Выделяет адреналин.
Это знают собаки
,
И, лая бегут за ним.

7. Дополнительная поддержка – на рост и развитие организма влияют не  только гормоны гипофиза и надпочечников, но и половые железы (СЛАЙД)

Заполнение таблицы

Заполнение таблицы

Заполнение таблицы

Рефлексивно – оценочный этап

  1. Что изучили? Все ли задачи урока решены?
  2. Почему тема урока получила название «Гармония гормонов»?
  3. Выполнение заданий:

- биологический диктант

4. Ответь на вопросы:

-  На уроке меня удивило ….

- Мне было интересно узнать….

- Как я могу использовать полученные знания …..

  1. Запиши Д/З - § 59

                      Вопросы в конце параграфа (выбрать от 2-до 5 вопросов в конце параграфа)

Творческое задание – подготовить сообщение и презентацию о роли поджелудочной железы в организме

Сдать учителю на проверку

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА: ГАРМОНИЯ ГОРМОНОВ

ОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ)

ЦЕЛИ:

ОБУЧАЮЩИЕ: - показать роль эндокринных желез в регуляции функций в

                               организме человека;

                            - рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах,

выяснить как нарушения «порядка», т.е. согласованного взаимодействия, приводящего к эндокринным заболеваниям;

                               - рассмотреть распространенные эндокринные заболевания человека, их симптомы и соотнести состояние болезни организма с категорией «хаоса»

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности

                               гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

                             - способствовать развитию умений ставить перед собой цели

                             и добиваться их решения;

                             - продолжить формирование познавательной активности учащихся посредством мыследеятельности

                            - развивать универсальные умения по самостоятельному овладению знаниями;

                           - расширить кругозор детей, формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого

                             отношения к своему здоровью.

                                -  воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни, чувство ответственности за собственное здоровье;

                                - развивать интерес  к предмету

ЗАДАЧИ: 

  1. повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. способствовать созданию творческой обстановки на уроке;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в нормальном функционировании организма.

ЛИЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИЗУЧАЕМОГО ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, проблемный.       
ФОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
 устные ответы с места, самостоятельная работа с раздаточным материалом,  выполнение тестовой работы самостоятельно, работа с дополнительной литературой, сетью Интернет, подготовка сообщения

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, подведение итогов работы.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ: применять знания в новой ситуации, решать нестандартные творческие задачи.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ УРОКА:
 железы внутренней секреции – гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, поджелудочная железа гормоны, гуморальная регуляция.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: учебник с. 302 – 305, таблицы, маршрутные листы, презентация

ОЦЕНКИ ЗА УРОК: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация, таблица, модель, маршрутные листы, раздаточный материал – тесты, кроссворды, кластеры

ХОД УРОКА.

ОРГ. МОМЕНТ.

Приветствие.

Представление  гостей.

I. Мотивационно – актуализационный этап

  1. Повторение Д/З  - ОДНОВРЕМЕННО

- заполнение кластера        (12 учащихся)

- у доски – вопрос 1 (!) Д/З

- работа по таблице      (1 учащийся)

- работа с муляжом (скелетом) –     1 учащийся

  • Что такое гормон? Какими свойствами обладают гормоны?
  • (Биологически активное вещество, способное действовать в небольших количествах, но быстро разрушается, поэтому поступление нужно постоянно)
  • Какое действие на организм оказывают гормоны? (влияют на рост волос, тканей, сердечный ритм, сужение кровеносных сосудов…, т.е. участвует в обменных процессах)

- работа по слайду презентации –     5 учащихся (СЛАЙД 1)

2) Выполнение теста (самоконтроль) ВСЕ  -  баллы по слайду  (СЛАЙД 2-3)

Мы привели в порядок ваши знания по домашнему параграфу.

? Что с вашей точки зрения  ПОРЯДОК? ХАОС?

Хаос противоположен порядку -  т. е. беспорядок.

? А что такое  порядок и хаос с точки зрения состояния человеческого организма?

(хаос приводит к заболеваниям, а порядок  - это здоровье)

Гормоны на протяжении всей жизни влияют на организм человека

                                         НА ДОСКЕ

                                       Гормоны

Порядок                                                               Хаос

Здоровье                                                             Болезнь

? Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке, попробуйте сформулировать тему урока (предложите свои определения темы)

Я тоже хочу предложить свою формулировку темы ГАРМОНИЯ ГОРМНОВ.  Различные  варианты темы урока предложены на  маршрутном листе – выберите то, которое вам больше понравилось или ближе  вам.

3)  *Определение  темы урока. (СЛАЙД)

     *Формулирование задач – сначала проговорить потом -   (СЛАЙД)

     *  будем работать по  маршрутному листу – посмотрите, изучите.

Нам необходимо спланировать свою деятельность – какой вы можете предложить план изучения темы:

ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ

1. виды желез ВС

2. роль желез ВС

3. нарушения работы желез

4.

5.

6. Д/З – П59 (вопросы от 2-до 5 письменно в конце П), творческое задание – сообщение и презентация о поджелудочной железе

II Операционно – исполнительский этап

1)Вступительное слово учителя

 Рост и развитие организма обеспечивает работа ряда желез внутрен. секреции. Эндокринная система действует как единое целое, несмотря на то, что в работе участвует одновременно много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему  гормональные нарушения необходимо лечить комплексно. В медицине имеется целая отрасль – КАКАЯ? – 

эндокринология -  изучает работу эндокринных желез и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций (СЛАЙД))

2) Давайте представим, что вы будущие врачи – эндокринологи и вам необходимы знания о нарушении работы желез.

В  процессе изучения темы каждый из вас заполнит  таблицу, которая называется «На приеме у эндокринолога». (Я предлагаю вам шаблон таблицы – может быть кто – то из вас захочет создать свою модель).

Посмотрите на названия колонок, все ли вам понятно?   – ГИПЕР - …-  ГИПО… (где уже встречались?  С похожими названиями)    гиподинамия    (СЛАЙД)

Изучение функций желез внутрен. секреции мы начнем с гормона, который  вырабатывается  железой гипофизом.

?  какими средствами мы будем пользоваться? Где найдем информацию? Что будем делать? (УЧЕБНИК, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ДОП. ИНФОРМАЦИЯ на  столах)

(учащиеся работают – заполняют таблицу) – проверить

Приготовила сообщение  Михайлова Женя  - чем пользовалась при подготовке сообщения?

3) А сейчас вам предлагается выполнить   небольшое практическое задание.

Обратите внимание на репродукции картин  «Джоконда» (МОНА ЛИЗА) и «Сусанна ФОУРМЕНТ».  (СЛАЙД)

Сотни лет не перестают восхищать людей портреты этих молодых женщин с их красивыми лицами и загадочными улыбками.

? – Как вы думаете, почему эти знаменитые портреты оказались на нашем уроке?

 У вас на партах  имеется приложение №1.  Изучите его, воспользуйтесь учебником и определите О КАКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ ИДЕТ РЕЧЬ?  Какое заболевание у каждой из  этих женщин - МОНА лиза – микседема, Сусанна ФОУРМЕНТ – базедова болезнь.

А какое заболевание, которое тоже связано с нарушением функции  щитовидной железы очень распространено у нас в Забайкалье?

Эндемический зоб (СЛАЙД – карта)

? как можно предупредить данное заболевание?

Не забывайте заполнять таблицу – проверить

Если микседема, зоб, базедова болезнь соотносятся с понятием ХАОС, то предположите как можно лечить данные заболевания

4) Работа в парах  - Составьте схему, отражающую путешествие капельки  гормона  щитовидной железы  по организму, используя текст слайда. (СЛАЙД)  самоконтроль по СЛАЙДУ

5)  Посмотрите  на маршрутный лист – Какое следующее задание мы должны выполнить – решить проблемную ситуацию.

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ О ГОРМОНАХ, НО КАК ОПЫТНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ,  ДЛЯ СВОЕГО ВОЙСКА ВЫБИРАЛ СОЛДАТ, КОТОРЫЕ ПРИ ВИДЕ ВРАГА КРАСНЕЛИ. ПОЧЕМУ?

?  какими средствами мы будем пользоваться? Где найдем информацию? Что будем делать? (УЧЕБНИК, ПРЕЗЕНТАЦИЯ,  историческая справка,  ДОП. ИНФОРМАЦИЯ на  столах)

Историческая справка – Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели. И делал правильно. 
– Получив знания о надпочечниках, попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения. В природе  кошка увидев своего злейшего врага – собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом. В этот момент в её кровь выброшен гормон –
адреналин – это гормон тревоги, страха.Собака, встретившись с кошкой – рычит, лает, гонится за ней. В её кровь в этот момент тоже выделяется гормон, но не гормон тревоги, гормон агрессии – норадреналин. Оба этих гормона вырабатываются расположенными на верхних концах почек парными железами – надпочечниками.  
У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги – адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Поэт Андрей Вознесенский даже написал об этом стихи:

Когда человек боится,
Выделяет адреналин.
Это знают собаки
,
И, лая бегут за ним.          

           

Данные занесите в таблицу -   ПРОВЕРИТЬ

6. Дополнительная поддержка – на рост и развитие организма влияют не  только гормоны гипофиза и надпочечников, но и половые железы (СЛАЙД)

III Рефлексивно – оценочный этап

  1. Что изучили? Все ли задачи урока решены?

2.Почему тема урока получила название «Гармония гормонов»?

3.Выполнение заданий:

- биологический диктант

4. Ответь на вопросы:

-  На уроке меня удивило ….

- Мне было интересно узнать….

- Как я могу использовать полученные знания …..

5. Запиши Д/З - § 59

                      Вопросы в конце параграфа (выбрать от 2-до 5 вопросов в конце параграфа)

Творческое задание – подготовить сообщение и презентацию о роли поджелудочной железы в организме, эпифиз

ФИ ________________________________

Заполни кластер «Эндокринная система»

ФИ ________________________________

Таблица для учащихся

«НА ПРИЕМЕ У ЭНДОКРИНОЛОГА»

Железа

Гормон

Воздействие на организм

Норма

Гиперфункция

Гипофункция

Выполните тест.

ФАМИЛИЯ ________________________________________________

Закончите предложения.

  1. Железы внутренней секреции выделяют _____________________.
  2. Железы внутренней секреции выделяют вещества в ___________.
  3. Гуморальная регуляция ________________ нервной. (древнее, моложе).
  4. Гормоны – это __________________________________ вещества, выделяются железами _____________________________________.
  5. Гормоны ____________________________ работой организма.
  6. Гормон роста выделяет _____________________________.
  7. Если в организме мало йода, то нарушается работа _________________________________________________.
  8. При избытке гормона щитовидной железы возникает _______________________________________.
  9. Надпочечники выделяют гормон __________________________.
  10. Гормон инсулин выделяется ____________________________ железой.

Приложение 1

Практическое задание: Прочитайте симптомы двух заболеваний щитовидной железы и определите, каким заболеванием страдала «Джоконда» Леонардо да Винчи, а каким «Сусанна Фоурмент» Питера Паули Рубенса.

  • Гипертиреоз
  • Потеря веса
  • Одышка
  • Повышение температуры тела
  • Раздражительность
  • Возбудимость
  • Пучеглазие(экзофтальм)
  • Усталость
  • Горячая и влажная кожа
  • Большой узел в области  щитовидной железы
  • Чувство тревоги
  • Бессонница

    -     Сильное сердцебиение

  • Гипотиреоз
  • Огрубение голоса
  • Депрессия
  • Одутловатость тела
  • Дрожь
  • Образование рубчиков (утолщений) на ногтях
  • Снижение памяти
  • Сонливость
  • Слабость
  • Сухость кожи
  • Чувство тревоги
  • Ослабление зрения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ответы: 1) б; 2)г; 3) а; 4) смешанной секреции 5) поджелудочная железа

Слайд 4

Критерии оценок: Без ошибок – «5» Одна ошибка – «4» Две ошибки – «3» Больше трех – «2»

Слайд 5

Тема урока: Гармония гормонов

Слайд 6

Задачи урока: Повторить строение эндокринной системы Изучить роль гормонов в обменных процессах организма человека Познакомить с нарушениями эндокринного аппарата, с мерами предупреждения заболеваний

Слайд 7

Эндокринология - Изучает работу эндокринных желез и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций

Слайд 8

Нарушения деятельности желез внутренней секреции Гипофункция – ослабление деятельности железы Гиперфункция – усиление деятельности железы

Слайд 9

Гипофиз Вырабатывает несколько гормонов (ростовые и регуляторные). Гормон роста регулирует рост человека, при недостатке этого гормона рост замедляется и длина тела взрослого человека порой не превышает 120 см. Любопытно, что пропорции тела при этом остаются нормальными, умственные способности сохраняются.

Слайд 10

ДЖОКОНДА СУСАННА ФОУРМЕНТ

Слайд 14

Недостаток у детей гормонов щитовидной железы вызывает опасную болезнь – кретинизм. Больные этой болезнью страдают умственной и физической отсталостью. Они растут в ширину, но не в длину, что приводит к нарушению нормальных пропорций

Слайд 15

Щитовидная железа Сердце Гормон Сосуды большого круга кровообращения Головной мозг, внутренние органы Легкое Сосуды малого круга кровообращения

Слайд 16

Щитовидная железа Гормон Сосуды большого круга кровообращения Сердце Легкое Сосуды малого круга кровообращения Головной мозг, внутренние органы

Слайд 18

Название эти железы внутренней секреции получили по их положению. Они словно шапкой прикрывают верхушки правой и левой почек. Они вырабатывают много разных гормонов.

Слайд 19

АДРЕНАЛИН - гормон мозгового слоя надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, повышает потребление кислорода и артериальное давление, содержание сахара в крови, стимулирует обмен веществ и т. д. При эмоциональных переживаниях, усиленной мышечной работе содержание адреналина в крови повышается. Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает. НОРАДРЕНАЛИН - осуществляет обратное адреналину действие.

Слайд 20

Вырабатывают: Семенники – андрогены Яичники – эстрогены Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Слайд 21

Задачи урока: Повторить строение эндокринной системы Изучить роль гормонов в обменных процессах организма человека Познакомить с нарушениями эндокринного аппарата, с мерами предупреждения заболеваний

Слайд 22

На уроке меня удивило...

Слайд 23

Мне было интересно узнать ...

Слайд 24

Как я могу использовать полученные знания...

Слайд 25

Спасибо за урок!

Слайд 26

1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция



Предварительный просмотр:

Эндокринная система

1. К каким железам относится гипофиз?

А. внешней секреции                               В. смешанной секреции

Б. внутренней секреции                          Г. вообще не входит в число желез

2. Как  называются вещества – регуляторы, которые железы внутренней секреции выделяют в кровь?

А. вирусы                                                    В. ферменты

Б. железы                                                     Г. гормоны

3. К  каким железам относится печень?

А. внешней секреции                               В. смешанной секреции

Б. внутренней секреции                          Г. вообще не входит в число желез

4. Закончите предложения:

- К эндокринной системе относят железы внутренней и …………………..

- Железы смешанной секреции – это половые железы и …………………..

5. В чем принципиальное отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции?

Эндокринная система

1. К каким железам относится гипофиз?

А. внешней секреции                               В. смешанной секреции

Б. внутренней секреции                          Г. вообще не входит в число желез

2. Как  называются вещества – регуляторы, которые железы внутренней секреции выделяют в кровь?

А. вирусы                                                    В. ферменты

Б. железы                                                     Г. гормоны

3. К  каким железам относится печень?

А. внешней секреции                               В. смешанной секреции

Б. внутренней секреции                          Г. вообще не входит в число желез

4. Закончите предложения:

- К эндокринной системе относят железы внутренней и …………………..

- Железы смешанной секреции – это половые железы и …………………..

5. В чем принципиальное отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

конспект урока по биологии "Урок экологии"

Конспект предназначен для урока посвященному году экологии....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...

Конспект урока по биологии в 5 классе по "Точке Роста" на тему "Исследования в биологии- измерение"

Урок составлен по обновленным ФГОС ООО для учащихся 5 класса, содержит информацию по использованию оборудования "Зарница" центров "Точки Роста"...