Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Подшибякина Елена Владимировна

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ
Файл методическме рекомендации 23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по биологии в 10 классе.

Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши.

Биогеоценоз смешанного леса»

Разработан учителем биологии

ЧОУ «Тульская Православная

классическая гимназия»

Подшибякиной Е.В.

I. Методическая информация

Цель урока: Получение всесторонней информации о структуре и функционировании лесного биогеоценоза как одной из самых распространенных экосистем региона; изучение структуры  естественных сообществ живых организмов, факторов, влияющих на их существование и показателей, характеризующих сообщества.

Задачи изучения темы:

- образовательные: сформировать знания о составных компонентах лесного биогеоценоза, об особенностях морфологической, пространственной и трофической структур биогеоценоза; закрепить знания о пищевых связях;

- развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, творческие способности, развивать навыки работы с компьютером;

- воспитательные: воспитание  стремления к знаниям, общей культуре поведения в природе.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: лекция с элементами фронтальной беседы и использованием технологии критического мышления учащихся.

Длительность проведения: два академических часа.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен:

*знать понятия «биоценоз», « биогеоценоз»,  «экотоп», «абиотические факторы», «биотические факторы»,  «консументы», «продуценты», « редуценты», «ярус».

*уметь использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать естественные сообщества между собой.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, экология.

Межпредметные связи: греческий язык, латинский язык.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- ЭОР информационного модуля;

- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология. 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.; Вентана – Граф, 2013 г.

- ученические тетради,

- раздаточный материал – тесты для закрепления изученного.

II. Ход урока.

1. Организационный момент.

*приветствие;

*подготовка аудитории к работе;

*наличие учащихся.

2.Мотивация учебной деятельности.

* Сообщение темы, цели  занятия.

* Использование знаний в дальнейшем изучении биологии.  Для чего нужны знания о биоценозах? Как можно применить эти знания?

*  Овладев содержанием данного модуля, вы будете знать структуру и состав биогеоценозов, закрепите  определения «биогеоценоз», «пищевая цепь», «сукцессия»  будете уметь характеризовать присущие им особенности, приводить примеры различных типов биогеоценозов, составлять цепи питания в биогеоценозах.

3. Изучение нового материала.

  1. Введение понятия «биогеоценоз». Основные компоненты: продуценты, консументы, редуценты.

 Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и с факторами неживой природы. И благодаря разносторонней приспособленности друг к другу и к окружающим условиям неживой среды в процессе эволюции   образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Растения и животные распределяются не случайно, образуя природные  сообщества, связанные цепями питания – трофическими связями. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования образуют биоценоз.  (Слайд № 4).

Таким образом, биоценозами называют устойчивые саморегулирующие открытые экологические  системы. Биоценозы же неразрывно связаны с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т. п.) образуют устойчивую систему, названную академиком В.Н. Сукачевым (1940 г.) – биогеоценозом.

Следовательно, биоценоз представляет собой биологическую составляющую биогеоценоза. Луг. Лес, водоем с их населением – примеры биоценозов и биогеоценозов.

Биогеоценоз – целостная саморегулирующая система. Он включает в себя в себя следующие обязательные компоненты: неорганические (вода, углекислый газ, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы); автотрофные организмы - растения – продуценты, гетеротрофы – потребители - консументы, разрушители – редуценты, деструкторы, которые разлагают остатки мертвых растений и животных, превращая их в простые минеральные соединения  (слайды № 4, № 5).

Говоря о биогеоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности.

  1. Создание В.Н. Сукачевым учения о биогеоценозах. Слайд № 7.
  2. Закономерности развития биогеоценоза. Слайд № 8.

   Свойства биогеоценоза. Биогеоценозы - саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся устойчивые системы. Слайды № 8, № 9, № 10.

   Видовое разнообразие - признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш (вопрос к классу – что означает термин?), то есть выше богатство среды. Чем больше разнообразие, тем выше устойчивость сообщества.

Круговорот веществ обеспечивает многократное использование ресурсов системы.

   Саморегуляция позволяет биоценозу существовать длительное время, но при изменении условий происходит смена – сукцессия. (Слайд № 5, гиперссылкой переход на слайд № 10).

Биомасса – общее количество живого органического вещества, выраженного в единицах массы. Биомасса образуется в результате связывания солнечной энергии. Эффективность, с которой растения ассимилируют солнечную энергию, в разных биоценозах неодинакова. Биоценоз смешанного леса обладает достаточно высокой продуктивностью биомассы. Суммарную продукцию фотосинтеза называют первичной продукцией.

  1. Общая характеристика биогеоценоза. Слайд № 10.
  2. Понятие о системе смешанного леса. Слайд № 11.

6)  Введение понятия «ярус». Значение надземной и подземной ярусности. Слайды № 12, 13. Описание растений первого яруса - Слайды № 14 - 19. Слайды 20-22 – описание растений 2 яруса. Слайды 23-27 – описание растений 3 яруса. Слайды 28-31 – описание растений 4 яруса. Слайды 32-44 – описание растений 5 яруса. Слайды 45-50 – описание растений 6 яруса.

7) Во время объяснения обучающиеся заполняют таблицу в тетради:

Ярус

Представитель

Краткое описание

8) Функции микроорганизмов в системе смешанного леса. Слайд 51.

9) Описание животного мира: насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. Слайды 52-103. Во время объяснения обучающиеся заполняют таблицу в тетради:

Таксон

Представитель

Краткое описание

4. Блок контроля. Закрепление знаний.

* Фронтальный опрос. Слайд № 104.

* Заполнение таблицы. Слайд № 104.

* Решение кроссворда. Слайды № 105 - 108.

* Тестовые задания. Раздаточный материал. Выбор трех верных ответов.

1.Среди экологических факторов укажите биотические:

А) наводнение

Б) конкуренция между особями вида

В) понижение температуры

Г) хищничество

Д) недостаток света

Е) образование микоризы.

2.Биогеоценозы характеризуются:

А) сложными пищевыми цепями

Б) простыми пищевыми цепями

В) отсутствием видового разнообразия

Г) наличием естественного отбора

Д) зависимостью от деятельности человека

Е) круговоротом веществ

3.Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в смешанном лесу:

А) более плодородная почва

Б) больше видов

В) более длинные и разветвленные цепи питания

Г) есть продуценты, консументы, редуценты.

Д) незамкнутый круговорот веществ.

Е) более разнообразные связи между видами.

4.Саморегуляция в экосистеме смешанного леса проявляется в том, что:

А) численность деревьев сокращается в результате лесного пожара

Б) волки ограничивают рост численности копытных

В) массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

Г) численность белок зависит от урожая семян ели

Д) популяция кабанов полностью уничтожается волками

Е) совы и лисы ограничивают рост численности мышей.

5.Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на:

А) сохранение и восстановление численности отдельных видов

Б) сокращение численности хищников в экосистемах

В) создание агроэкосистем

Г ) сохранение видового разнообразия

Д) предотвращение загрязнения окружающей среды

Е) внедрение новых видов в экосистемы.

6. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:

А) увеличение численности лосей и зубров

Б) вытаптывание растений туристами

В) увеличение нор грызунами

Г) сбор редких растений для букетов

Д) вырубка дуплистых деревьев

Е) загрязнение среды обитания растений.

                                              Ответы:1(бге) 2.(аге) 3.(бве) 4(бге) 5.агд 6.бге.

5.Задание на дом: стр. 107-115, подготовка тезисов по данному материалу.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию ЭОР

«Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса».

10 класс

Предмет: биология

Подшибякина Е.В., учитель биологии Частного общеобразовательного учреждения «Тульская Православная классическая гимназия»

     Данный  ресурс представляет собой информационный модуль, предназначенный для урока получения новых знаний  по теме Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса» в разделе «Биогеоценотический уровень организации живого» курса «Биология. 10 класс».

     Его основная цель - получение всесторонней информации о структуре и функционировании лесного биогеоценоза как одной из самых распространенных экосистем региона.

   Задачами изучения темы являются:

- образовательные: сформировать знания о составных компонентах лесного биогеоценоза, об особенностях морфологической, пространственной и трофической структур биогеоценоза; закрепить знания о пищевых связях;

- развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам, творческие способности, развивать навыки работы с компьютером;

- воспитательные: воспитание  стремления к знаниям, общей культуре поведения в природе.

     Ресурс представляет собой презентацию с гиперссылками, разделенную на несколько блоков. Каждый блок представляет собой определенный этап урока. Перейти к новому разделу можно, используя гиперссылки на слайде «Содержание».

           Смена слайдов и текста на них производится с помощью клавиш клавиатуры «пробел» или

Работа с гиперссылками осуществляется нажатием мышки на соответствующий термин, возврат к слайду № 2 «Содержание» - нажатием знака         на текущем слайде. Для возврата к слайду № 2 «Содержание» из глоссария терминов необходимо кликнуть мышкой на заголовок слайда «Глоссарий». При нажатии мышкой на термин глоссария будет произведен переход на слайд, содержащий данный термин.

При работе с блоком «Животный мир лесного биогеоценоза» возможно использование внутренних гиперссылок. Для этого необходимо произвести нажатие мышкой на соответствующее название.

В ЭОР содержатся материалы для этапов актуализации опорных знаний, изучения нового материала и первичного контроля знаний. На этапе актуализации опорных знаний целесообразно вспомнить определение биогеоценоза, классификацию, основные компоненты.  

Первичное закрепление изученного материала возможно в форме фронтального опроса и решения кроссворда. Далее учащиеся выполняют тест с выбором трех заданий из шести.

На этапе рефлексии  необходимо обратить внимание на литературу, рекомендованную для изучения темы. Она позволит более широко осветить затронутые в ходе урока вопросы.

В адаптированном виде данный ЭОР может использоваться при изучении темы «Экосистемы. Типы взаимодействия популяций разных видов»  раздела «Основы экологии» в 9 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

биология-6 класс Тема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″ (по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)

биология-6 классТема урока : ″Многообразие жизненных форм растений.″(по образовательной программе И.Н.Пономаревой «Биология» 6 класс)Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: Изучить жи...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"

Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса  тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и разв...

Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Тема урока:  Живые царства. Грибы: строение и многообразие....

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...